СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для детей с ЗПР, 1 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для детей с ЗПР, 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для детей с ЗПР, 1 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № _»



«Согласовано»:

Зам. Директора по УВР

_______________________2021г.

«Утверждено»

Приказом директора школы

от ____________________2021г. № _______







Рабочая программа

по коррекционному курсу «Логопедические занятия»

для обучающегося 1 «Б» класса _________(вариант 7.2)



Составитель:

учитель-логопед

Никулина С.А.



Югорск 2021г





Содержание программы:

стр.

1.

Пояснительная записка

3

2.

Общая характеристика учебного предмета

3-4

3.

Описание места учебного предмета в учебном плане

5

4.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

5

5.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

5-7

6.

Содержание учебного предмета

8-14

7.

Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся

14-24

8.

Описание материально-технического обеспечения

24






















1.Пояснительная записка

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ. В соответствии с Положением об адаптированной рабочей программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» (Приказ от 02.09.2019 г. № 694)

Данная Программа обеспечивает условия для индивидуального развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывая образовательные потребности данной категории детей. Данный вариант образования предполагает, что обучающийся с ОВЗ получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки.

Коррекционная работа в рамках данной Программы обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся первых классов с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

В содержании данной Программы учтены общие и специфические особенности психического развития обучающихся с ОВЗ, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с разными проявлениями речевой патологии.

Программа построена для ребенка с ОВЗ, учащегося 1 класса, обучающегося по АООП 7.2. (ЗПР)

Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.

Задачи:

– постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;

– восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;

– обогащение словаря, его расширение и уточнение;

– коррекция недостатков грамматического строя речи;

– улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;

– совершенствование коммуникативной функции речи;

– повышение мотивации речеговорения;

– обогащение речевого опыта;

– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

2. Общая характеристика

Логопедические занятия в 1 классе направлены на профилактику нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

Направления программы логопедических занятий:

диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);

диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);

профилактика нарушений чтения и письма;

представлений об окружающей действительности;

развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).

В логопедическом обследовании первоклассников оцениваются: звукопроизношение, состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас, грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы, характеризующие готовность к овладению письмом (повторение ритмов, праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка).

3. Место учебного предмета в учебном плане

На коррекционную работу с обучающимся выделяется 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебных недели).


4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Курс способствует повышению качества освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение». В 1 классе содержание курса «Логопедические занятия» включает в первую очередь занятия, направленные на формирование базовых операций для овладения письмом и чтением. Особое значение в этот период придается формированию и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, внятности и выразительности речи. Дети учатся свободно ориентироваться в звуковом составе слова, обогащается чувственный опыт, активизируется мыслительная деятельность, пробуждается интерес к родному языку. Предполагается, что будет осуществлен перенос умений, приобретаемых на логопедических занятиях, на программный материал предметной области «Филология».


5. Планируемые результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение обучающимся следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

  • принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией);

  • развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);

  • развитии адекватных представлений о собственных возможностях;

  • овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).

Метапредметные результаты включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);

  • кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.);

  • осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова);

  • сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям (гласные-согласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие, заглавные-прописные);

  • обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов к схеме, предполагающей стечение согласных);

  • различать способы и результат действия (записывать слово печатными или письменными буквами);

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;

  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание ручки, расположение тетради и т.п.);

– задать вопрос учителю при не усвоении материала урока или его фрагмента;

– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется в умениях:

– слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;

– отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется в понимании роли письменной речи в трансляции культурного наследия.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении научиться красиво и правильно писать.

Предметные результаты:

В области лексической стороны речи:

  • возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);

  • умение называть синонимы и антонимы;

  • использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.

В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:

  • правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях);

  • умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;

  • наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов).

В области грамматического строя речи:

  • минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;

  • образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных;

  • умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).

В области связной речи:

  • обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;

  • использовать формулы речевого этикета в диалоге;

  • умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).


6. Содержание учебного предмета

Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь. Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо в малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по темам данного раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного года в зависимости от преодоления нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации поставленных звуков в речи.

Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.

Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.

Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. На индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования. Навыки, полученные детьми логопедических занятиях, применяются на уроках и внеклассных занятиях.

Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи. Данный раздел предусматривает активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания. Работа проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога, создания устного монологического высказывания используются на уроках и внеурочной деятельности.

При планировании конкретного занятия логопед обязательно должен ориентироваться на результаты предшествующей комплексной диагностики, принимая во внимание как уровень сформированности познавательной деятельности ребенка, так и другие индивидуально-типологические особенности.


7. Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащегося 1 класса, АООП 7.2


п.п

Количество часов

Темы занятий

Характеристика деятельности учащегося

Обследование речи (4 часа)

1

Обследование звукопроизношения


2

Обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов

3

Обследование лексической стороны речи;

Обследование грамматического строя речи;

4

Обследование связной речи.

Развитие лексической стороны речи.(16 часов)

5-6

Слово как единица речи

Упражнения на активизацию и обогащение номинативного словаря: выбор картинок по названию, называние картинок, подбор слов-предметов к лексическим темам («Учебные вещи», «В школе»), названия частей и деталей предметов.

Составление предложений по сюжетным картинкам и их условно-графическая запись. Различение слова и предложения. Подсчет слов в предложении. Составление предложений с использованием слов, обозначающих предметы, действия, признаки.

Беседа о школе. Беседа об осени.

Практическое знакомство со словами близкими по значению. Нахождение в словаре слов с близким значением. Подбор слов с близким значением на заданную тему. Упражнения на установление смыслового однообразия слов. Активизация и обогащение словаря синонимов.

Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания на тему.

7

Слова - названия предметов.

8

Слова - названия действий.

9

Слова – названия признаков предметов

10-11

Слово в составе предложения

12

Лексическая тема «Школа»

13

Лексическая тема «Осень»

14-15

Слова с близким значением

16-17

Слова с противоположным значением

18

Лексическая тема «Как ты познаешь мир»

19

Слова с обобщающим значением

20

Лексическая тема «Режим дня. Правила личной гигиены».

Звуко-слоговой состав слова и профилактика нарушений письма и чтения (14 часов)

21

Образование звуков речи. Гласные звуки.

Сравнение неречевых и речевых звуков. Наблюдение за работой органов речи (органы артикуляции, голосообразования, дыхания). Образование разных речевых звуков (сопоставление артикуляций и акустических характеристик разных звуков).

Образование гласных звуков и особенности их произношения только с участием голоса при отсутствии шума (произнесение по показу и словесной инструкции; уточнение артикуляционных укладов разных гласных звуков).

Образование согласных звуков – демонстрация артикуляционных укладов согласных звуков (на примере правильно произносимых детьми в группе) – создание шума, сочетание шума и голоса.

Характеристика звуков [Н], [Н], [C], [C], [К], [К], [Т], [Т]. Определение места звука в словах. Условно-графическое обозначение мягкого согласного.

Списывание букв с печатного текста и соотнесение с образцом.

Понятие слога. Слогообразующая роль гласного звука. Определение слоговой структуры слова путем ориентировки на гласные звуки. Сравнение слов с разным количеством слогов.

Определение звукового состава слов.

Упражнения в определении звукового состава слов:

а) выделение звука на фоне слова,

б) вычленение первого и последнего звука из слова,

в) определение места звука в слове,

г) определение количества, последовательности звуков и места каждого из них в составе слова.

Понятие ударения, его смыслоразличительная и фонетическая роль – демонстрация примеров с изменением значения слов при перемещении ударения; вывод об особенностях произнесения ударного гласного в слове - более громкое и более длительное, чем произнесение безударных гласных.

Задания на закрепление представлений о слоговом составе слов.


22-25

Звуки и буквы а, А, о, О, У, ы, и, И

26-29

Согласные звуки и буквы н, Н, с, С, к, К, т, Т

30

Слоговая структура слова. Прямые и обратные слоги.

31

Звуковой состав слова.

32

Слоги прямые закрытые и слоги со стечением согласных.

33

Ударные и безударные слоги

34

Звуко-слоговой анализ и синтез.

Звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. (22 ч)

35-46

12ч

Звук и буква л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, б, Б, д, Д, ж, Ж, ш, Ш, ч, Ч, г, Г, й.

Диагностические задания: 1) на определение заданного логопедом речевого звука (гласный или согласный, мягкий или твердый, звонкий или глухой) воспроизведение его акустических и артикуляционно-голосовых характеристик; 2) на называние букв, демонстрируемых логопедом с помощью разрезной азбуки. Подведение к выводу; звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем.

Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.

Различение парных гласных А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И. Произношение прямых слогов со звуком [М] в сочетании с гласными первого ряда (МА, МО, МУ…), затем второго ряда (МЯ, МЁ, МЫ, МИ…).

Сопоставление форм множественного и единственного числа таких слов, как КОНИ-КОНЬ, СТЕПИ-СТЕПЬ, ДВЕРИ-ДВЕРЬ и т.п.

Уточнение акустических и артикуляционных признаков сходства и различий в звучании звонких и глухих согласных звуков. Определение участия голосовых связок в звучании звонких звуков с помощью тактильных ощущений. Звуки согласные парные по звонкости-глухости. Звуки согласные звонкие непарные (Звуки и буквы М, Л, Н, Р, Й). Звуки согласные глухие непарные (Х, Ц, Ч, Щ). Звуки и буквы Ч, Щ. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.

Подбор пар звуков по звонкости-глухости. Соотнесение с соответствующими буквами. Составление и преобразование слогов с парными звонкими-глухими. Сопоставление значений слов, отличающихся по признаку звонкости-глухости звука в их составе. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.

47-50

Обозначение мягкости согласных с помощью букв Я, Ё, Ю, Е

51

Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ь.

52

Звонкие и глухие согласные.

53-56

Дифференциация парных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К-Х.

57-58

Дифференциация парных звуков и букв З-С, Ж-Ш

59-60

Текст и его признаки (на основе лексической темы «Весна»)

61

Предложение

62

Словосочетание.

63

Словоизменение

64

Словообразование

Итоговая диагностика (2 часа)

65-66

Итоговая диагностика

Обследование звукопроизношения;

обследование состояния звуко-слогового и звуко -буквенного анализа слов; обследование лексической стороны речи;

обследование грамматического строя речи; обследование связной речи;

обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой структурой); обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных слов).

Итого: 66ч


8. Материально-техническое обеспечение


Для педагога


  1. Визель Т.Г. Как вернуть речь. М., 1998 г.

  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в    школе. -М.: "Творческий центр" 2005г.

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г.

  2. Каше Г.А, Исправление недостатков произношения, чтения и письма у учащихся. - М.: "Государственное учебно-педагогическое издательство Министерство просвещения РСФСР" 1960 г.

  3. Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.

  1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.

  1. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.

  1. Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-овпед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.

  1. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону, «Феникс».2001 г.

  1. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.М.,1983 г.


Для учащихся

1.Е. Мазанова «Преодоление нарушения письма», Москва «Аквариум»2006

3. Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1—4 клас-сов. — СПб.: Из да тельский Дом «Литера», 2015. — 224 с.: ил. — (Се-

рия «Начальная школа»).