СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционного курса с детьми младшего школьного возраста «Этика общения и этикет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность педагога должна быть направлена на помощь развивающейся личности разобраться в природе иоральных ценностях, образующих стержень духовной культуры ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционного курса с детьми младшего школьного возраста «Этика общения и этикет»»

Областное государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Димитровградский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «ПЛАНЕТА»














Программа

коррекционного курса с детьми младшего школьного возраста

«Этика общения и этикет»





Воспитатель:

Филимонова Н.А.








г. Димитровград

2015 год

Пояснительная записка


В современной жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами нестабильностью экономики, политическими сложностями, разрушаются социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности.


Следовательно, деятельность педагога должна быть направлена на помощь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовной культуры, понять нравственные ориентиры, нормы в мире человеческого общения. Также педагогу необходимо формировать у ребят внутреннее осознание того, что все люди вокруг него удивительные и неповторимые, которые нуждаются в его уважении, любви, вниманию, воспитывать любовь к себе, развивать рефлексию своего поведения и поведения товарищей.
Учитывая потребность современного общества в формировании у его членов устойчивого нравственного поведения целью коррекционного курса стало формирование личности, ответственной за свое поведение.


Чтобы подготовить ребенка к взрослой жизни, необходимо научить его нормам морали и адекватному поведению в общении с различными людьми, помочь ему усвоить логику определенных правил и взаимоотношений, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни. Поэтому необходимо создание программы «Этика общения и этикет» для подготовки к успешной адаптации и социализации воспитанников детского дома в обществе через формирование основ культуры общения и поведения.


Этикет (в переводе с греческого – «обычай») – это совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям: поведение в общественных местах, формы обращений и приветствий, манеры и внешний облик человека. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в обществе. Сам этот термин показывает, что приличные манеры есть нечто приобретаемое, прививаемое воспитанием. Значение хороших манер в жизни не так маловажно, как это принято считать в наш рациональный век. Они придают человеческим взаимоотношениям мягкость, красоту, облегчают решение самых разнообразных проблем. Необходимо, чтобы хорошие манеры стали внутренней потребностью каждого человека, тогда исчезнут грубость, хамство, сквернословие, позорящие и оскорбляющие личность. Воспитанный человек должен уметь себя вести, знать, как поступать в той или иной ситуации, проявляя сдержанность, такт, сохраняя свое человеческое достоинство.


Цель коррекционного курса: создание условий для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения, вооружить воспитанников умениями, навыками и привычками, которые облегчат установление контактов, помогут создать атмосферу доброжелательности, координировать свою позицию в сотрудничестве с другими людьми.

К сожалению, в той неблагополучной социальной среде, откуда приходят наши дети, преобладают негативные явления, содействующие приобретению потенциальными воспитанниками отрицательного социального опыта. У детей, поступивших в детский дом из неблагополучных семей, отсутствуют навыки культурного поведения. Дети не умеют контролировать свои действия, не уверены в себе. Поэтому следует обратить особое внимание на культуру поведения в различных сферах жизнедеятельности, помочь детям усвоить правила этикета, овладеть навыками и умениями, соответствующими их возрасту.


Исходя из этого, сформированы  задачи:

- систематизация и расширение знаний о правилах поведения в обществе;

- обогащение нравственного опыта воспитанников;

- формирование навыков культуры поведения;

- создание условий для формирования нравственно-этических установок;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование индивидуального этикета;

- осознанный выбор взаимодействия в системе «человек-общество»


Формы занятий: 

1. Индивидуальная работа.
Участники – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи воспитателя заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний детей об этикете;
- выявить воспитанников, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у детей систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса воспитанников.
2. Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли педагогов, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – дети работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

3. Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об этике общения и этикете являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих итоговых работ: определение уровня развития умений воспитанников применять полученные знания.


Методы занятий: словесный (урок-рассуждение), игровой (ролевые игры)

Межпредметные связи: темы тесно связаны с уроками литературного чтения, окружающего мира, тематикой по здоровьесбережению, основами безопасной жизни, правилами дорожного поведения.


Возрастные особенности детей младшего школьного возраста требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами.

При изучении курса воспитанники знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала: на каждом занятии разыгрываются сценки из жизни с участием самих ребят, предлагаются просмотры выпусков тележурнала «Ералаш», отрывков из любимых мультфильмов по теме занятия.

Речевая культура – неотъемлемая часть культуры поведения.

Потому, на каждом занятии вводятся слова, на произношение и употребление которых необходимо обращать особое внимание.

Культурный человек – значит человек, умеющий быть здоровым. Занятия по программе курса «Этика общения и этикет» предусматривают и выполнение творческих заданий. Дети сочиняют мини – рассказы «Традиции моей семьи», «Если бы я был учителем», «Как Мишутка стал вежливым»; учатся грамотно оформлять письма и поздравительные открытки, приглашения. Под руководством воспитателя пробуют составлять «невредные советы», из которых в конце года собирается «Справочник правил поведения». 

Режим занятий

Расписание занятий курса строится из расчета 1 занятие в 2 недели. Ка­ждое занятие длится 40 минут . Образовательный процесс строится в соответ­ствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ре­бят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Программа курса рассчитана на 3 года, т.е. на 54 часа - по 18 занятий в каждом учебном году.


Структура занятий курса «Этика общения и этикет» предполагает ориентацию ребёнка на творческий процесс познания нравственных норм поведения воспитанного человека путём разнообразных методических форм: диалог, развивающие, игры, наблюдения, экскурсии, чтение художественных произведений, беседы, сочинение историй, импровизации, мини-конкурсы, мини-соревнования, моделирование и анализ заданных ситуаций, свободное и тематическое рисование, эксперимент и творчество.


Ожидаемые результаты изучения курса.

Личностные:

У воспитанников будут сформированы:

  • внутренняя позиция толерантного человека на уровне положительного отношения к окружающему миру;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков собственных и окружающих людей;

  • ориентация на моральные нормы и их выполнение;

  • учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения частных задач;

  • способность к самооценке;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • этические чувства как регуляторы морального поведения (совесть, стыд);

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России.

Регулятивные:

Воспитанники научатся:

  • контролировать и оценивать свои действия;

  • понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;

  • отстаивать свою точку зрения;

  • осуществлять самоконтроль своего поведения;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

  • адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;

  • вносить коррективы в свои поступки.

Познавательные:

 Воспитанники научатся:

  • ориентироваться в моральных нормах, этикете;

  • соблюдать этикет в различных ситуациях;

  • моделировать этические ситуации;

  • находить ответ на этические вопросы;

  • работать с различными источниками информации;

  • удерживать полученную информацию;

  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • осуществлять анализ нравственного содержания поступков;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить нравственные суждения, обобщать, устанавливать аналогии.

Коммуникативные:

 Воспитанники научатся:

  • анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • учитывать позицию собеседника, сотрудничать;

  • адекватно воспринимать и передавать информацию;

  • распределять работу;

  • видеть разницу между двумя точками зрения, двумя позициями, присоединяться к одной из них;

  • корректно критиковать;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах;

  • оказывать необходимую помощь;

  • освоят разные социальные роли.




Основные направления программы:


1. Речевой этикет.

2. Поведение в общественных местах.

3. Общение и взаимоотношения людей.

4. Культура внешнего вида. Гостевой и столовый этикет.





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Раздел 1 Речевой этикет. Общие правила этики (4 часа)


Дать понятия «этика», «этикет». Краткое знакомство с историей этикета и некоторыми этикетными нормами в занимательной игровой форме. Во время занятия предполагается использование корпоративных форм, что позволяет каждому ребёнку высказать своё мнение и узнать точку зрения других воспитанников, находить убедительные аргументы, проявить доброжелательность по отношению к товарищу, найти слова для тактичной критики. Работа с различными источниками информации, исследовательский характер заданий, игровые моменты.  

  Этические нормы поведения детей по отношению ко взрослым, возможный выбор тем для беседы, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых, тон, умение внимательно выслушивать взрослых.

Понятие об опасных играх. Предупредительное отношение к товарищу, опасность травматизма в игре. Игра как  фактор духовного и физического развития.


Раздел 2 Поведение в общественных местах. (6 часов)


Общение с людьми различных профессий. Способы выражения своих эмоций. Поведение в детской поликлинике, в детской библиотеке, в музее, кино, парикмахерской, в школе, на уроке, в столовой и т.д.. Умение соблюдать дисциплину, отказ от неуместных каприз.

Изучение правил поведения в общественном транспорте. Понятие о хороших манерах.  

Приглашение в гости, способы приглашения, благодарность за приглашение, формы извинения в случае отказа, этические нормы поведения хозяина и гостей, представление гостей друг другу, правила поведения за столом, церемония угощения, беседа за столом, гостеприимство. Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Прощание с гостями. Умение вовремя уйти.

Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарков. Сюжетно-ролевая игра «Мы на дне рождения». Какое событие может быть праздником. Поздравление по поводу различных дат. Выбор и вручение подарка. Вкус и чувство меры. Организация и проведение празднований.

Контактные этикетные формы обращения к незнакомому человеку. Навык вежливого разговора по телефону. Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Значение сигналов телефона, построение разговора по телефону. Ситуации: ты звонишь другу, подруге. Телефон на улице, его назначение. Продолжительность разговора.


Раздел 3 Общение и взаимоотношения людей (4 часа)


В разделе предлагается цикл занятий, способствующий воспитанию потребности проявлять доброту, предупредительность и другие гуманные чувства к окружающим без напоминания, по собственному побуждению. А также систематизируются и обобщаются правила доброго вежливого поведения.

Умение обратиться к незнакомому человеку на улице с вопросом, просьбой. Формы привлечения внимания, типовые вопросы, формы извинения, просьбы, благодарности. Опасные взрослые. Действия в опасных ситуациях. Научись говорить громко: «Я вас не знаю!»

Понятие «скромность», формы его проявления. Уступчивость как признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Уступчивость как форма поведения в коллективе, в семье, в кругу друзей. Речевые формы выражения вежливой просьбы.  

В данном разделе представлен цикл занятий, направленный на вызов положительно-эмоционального переживания процесса общения, на организацию опыта содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения воспитанников.

Сами занятия построены так, что ребёнок без особых усилий, но последовательно и постоянно овладевает этическими знаниями и умением их применять в своей жизни и общении с окружающими.



Раздел 4 Культура внешнего вида. Гостевой и столовый этикет (4 часа)


Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Учить обращать внимание на свой внешний вид и следить за ним. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте.

Познакомить с вежливым общением, мимикой в речевом этикете и ролью жестов. Отличие внешнего вида мальчиков и девочек.

Этические нормы, предъявляемые к одежде и прическе, соответствие одежды определенной ситуации. Личная гигиена.











Тематическое планирование на первый год


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Содержание

1.

Вводное занятие. Что значит быть вежливым

1

12.09.2015

Введение понятия «этикет», «этика», история появления правил поведения. Необходимость соблюдения правил поведения в обществе.


Речевой этикет

3



2.

Приветствие. Прощание. Разговор в обществе

1

26.09.2015

Формы приветствия и прощания, значение слова «здравствуй». Начало разговора: формы привлечения внимания, обращения к незнакомому человеку.

3.

Давай познакомимся. Обращение к собеседнику. Вежливые слова.

1

10.10.2015

Правила знакомства. Обращение по имени и отчеству. Возможный выбор (вариант) обращения по имени. Клички. Шутки обидные и безобидные.

Культура поведения во время беседы

4.

Благодарность. Извинения. Слова и жесты

1

24.10.2015

Значение слова «спасибо», способы выражения благодарности, как правильно принести свои извинения человеку. Язык жестов, правила произнесения «трудных слов», слова-паразиты.


Поведение в общественных местах

6



5

На улице.

1

14.11.2015

Одежда. На тротуаре. Движение по улице. Правила перехода через улицу.

Места для игр.

6

В магазине

1

28.11.2015

Вход и выход из помещения. Общение. Обращение.

7

Транспорт

1

12.12.2015

Коллективная поездка. Пользование транспортом – наземным, подземным. Как выйти из транспорта. Как обходить транспорт. Поведение в транспорте.

8

Поведение на празднике

1

26.12.2015

Семейные праздники. Правила поведения на новогоднем празднике.

9

В театре, цирке

1

09.01.2016

Правила поведения. Культура поведения. Умеем ли мы общаться.

10

Чувство времени

1

23.01.2016

Опоздания допустимые и недопустимые. Ответственность за слова и поступки.


Общения и взаимоотношения людей

4



11

Умеем ли мы общаться? Правила общения

1

13.02.2016

Взаимоотношения между воспитанниками. Культура и правила общения.

12

Как решать конфликты

1

20.02.1016

«Правила поссорившихся сторон»

13

О дружбе. Культура спора.

1

12.03.2016

Решение ситуаций, уважение к окружающим.

14

Общение с незнакомыми людьми

1

26.03.2016

Правила общения. Чувство тревоги.


Культура внешнего вида

4



15

Твой внешний вид. Одежда для различных случаев жизни.

1

9.04.2016

Умение владеть собой: жесты, мимика. Назначение одежды. Выбор одежды. Гигиена нижнего белья.

16

Подготовка одежды и уход за ней. Искусство одеваться.

1

23.04.2016

Правила ухода и хранения одежды. Сочетание цветовой гаммы. Как одеться по погоде.

17

Уроки гигиены. Правильное питание.

1

14.05.2016

Правила ухода за кожей, зубами, глазами и т.д. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище.

18

Осанка. Походка. Поведение.

1

28.05.2016

Упражнения по исправлению осанки. Значение походки и поведения.






Тематическое планирование на второй год


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Содержание


Речевой этикет

4



1.

Слова-паразиты

1


«Говорим правильно». Исключить из речи неправильные слова

2.

Разговор по телефону

1


Правила телефонного этикета, культура разговора по телефону. Правила пользования сотовым телефоном в общественных местах.

3.

Разговор в обществе

1


Культура поведения во время беседы, общения

4.

Обращение к собеседнику: Ты и Вы

1


Обращение по имени и обществу. Возможный выбор обращения по имени.


Поведение в общественных местах

6



5

На прогулке

1


Культура поведения на улице. Отношение к окружающим. Правила дорожного движения.

6

В магазине

1


Правила поведения в общественных местах

7

В общественном транспорте

1


Правила поведения в автобусе. Права и обязанности пассажиров.

8

На концерте, на стадионе

1


Правила поведения в общественных местах

9

В театре, кино, музее

1


Культура поведения во время экскурсий, отношения к экспонатам. Правила театрального этикета

10

Путешествия

1


Как собраться в путешествие. Поведение в поезде, самолёте. Жизнь в палаточном городке.


Общения и взаимоотношения людей

4



11

У себя в доме, что хочу, то и ворочу?

1


Отношение к близким, права и обязанности членов семьи, людям старшего поколения

12

Портрет семьи

1


Отношения к близким людям.

13

Мы идём в гости

1


Правила посещения и поведения в гостях. Внешний вид. Столовый этикет.

14

Общение с незнакомыми людьми. Как уберечься от насилия

1


Правила общения с посторонними людьми.


Культура внешнего вида. Гостевой и столовый этикет

4



15

Твой внешний вид.

1


Умение владеть собой: жесты, мимика. Назначение одежды. Выбор одежды. Гигиена нижнего белья.

16

О подарках

1


Правила выбора, получения и дарения подарков и оформление.

17

Отношения между мальчиками и девочками. «Потанцуем»

1


Правила общения. Приглашение на танец, отказ от танца, «Белый танец»

18

Обобщающее занятие

1


Подведение итогов. Практическое занятие (викторина, конкурс рисунков, поделок)




Тематическое планирование на третий год


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Содержание


Речевой этикет

4



1.

Национальный этикет

1


Особенности этикета в разных странах мира

2.

Пишем письма

1


Правила оформление письма. Практическое оформление письма.

3.

Интернет и этикет

1


Правила работы с электронной почтой.

4.

Решение этикетных задач

1


Практическое занятие


Дом и семья

6



5

Семейные праздники

1


Культура организации семейного торжества, семейные традиции

6

Доброе имя семьи

1


Взаимоотношения между родственниками

7

Добрые слова

1


Отношения к близким. Традиции семьи.

8

За столом

1


Простые правила поведения. Традиции застолья у народов мира

9

Чувство времени

1


Опоздания допустимые и недопустимые. Ответственность за слова и поступки, за свои действия

10

Домашние питомцы

1


Ответственность и бережное отношение к питомцам


Гость-хозяину радость

4



11

Гостеприимство

1


Правила этикета и общения

12

Даты торжества. Поздравления. Приглашение.

1


Правила оформления поздравительных открыток и приглашений

13

Цветочный этикет

1


Дарение цветов – «Язык цветов»

14

Умеем ли мы говорить комплименты

1


Правила общения


Гостевой и столовый этикет

4



15

Приём гостей. Приглашение. Обязанности. За столом

1


Правила этикета. Общение во время еды.

16

Подарок. Выбор. Оформление. Вручение. Принятие.

1


Правила выбора, получения и дарения подарков

17

Сервировка стола. Салфетки. Столовые приборы.

1


Правила пользования столовыми приборами и поведение за общим столом

18

Обобщающее занятие

1


Практическое занятие. Чаепитие. Сервировка стола