Областное государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Димитровградский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «ПЛАНЕТА»
Программа
коррекционного курса с детьми младшего школьного возраста
«Этика общения и этикет»
Воспитатель:
Филимонова Н.А.
г. Димитровград
2015 год
Пояснительная записка
В современной жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами нестабильностью экономики, политическими сложностями, разрушаются социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности.
Следовательно, деятельность педагога должна быть направлена на помощь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовной культуры, понять нравственные ориентиры, нормы в мире человеческого общения. Также педагогу необходимо формировать у ребят внутреннее осознание того, что все люди вокруг него удивительные и неповторимые, которые нуждаются в его уважении, любви, вниманию, воспитывать любовь к себе, развивать рефлексию своего поведения и поведения товарищей.
Учитывая потребность современного общества в формировании у его членов устойчивого нравственного поведения целью коррекционного курса стало формирование личности, ответственной за свое поведение.
Чтобы подготовить ребенка к взрослой жизни, необходимо научить его нормам морали и адекватному поведению в общении с различными людьми, помочь ему усвоить логику определенных правил и взаимоотношений, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни. Поэтому необходимо создание программы «Этика общения и этикет» для подготовки к успешной адаптации и социализации воспитанников детского дома в обществе через формирование основ культуры общения и поведения.
Этикет (в переводе с греческого – «обычай») – это совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям: поведение в общественных местах, формы обращений и приветствий, манеры и внешний облик человека. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в обществе. Сам этот термин показывает, что приличные манеры есть нечто приобретаемое, прививаемое воспитанием. Значение хороших манер в жизни не так маловажно, как это принято считать в наш рациональный век. Они придают человеческим взаимоотношениям мягкость, красоту, облегчают решение самых разнообразных проблем. Необходимо, чтобы хорошие манеры стали внутренней потребностью каждого человека, тогда исчезнут грубость, хамство, сквернословие, позорящие и оскорбляющие личность. Воспитанный человек должен уметь себя вести, знать, как поступать в той или иной ситуации, проявляя сдержанность, такт, сохраняя свое человеческое достоинство.
Цель коррекционного курса: создание условий для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения, вооружить воспитанников умениями, навыками и привычками, которые облегчат установление контактов, помогут создать атмосферу доброжелательности, координировать свою позицию в сотрудничестве с другими людьми.
К сожалению, в той неблагополучной социальной среде, откуда приходят наши дети, преобладают негативные явления, содействующие приобретению потенциальными воспитанниками отрицательного социального опыта. У детей, поступивших в детский дом из неблагополучных семей, отсутствуют навыки культурного поведения. Дети не умеют контролировать свои действия, не уверены в себе. Поэтому следует обратить особое внимание на культуру поведения в различных сферах жизнедеятельности, помочь детям усвоить правила этикета, овладеть навыками и умениями, соответствующими их возрасту.
Исходя из этого, сформированы задачи:
- систематизация и расширение знаний о правилах поведения в обществе;
- обогащение нравственного опыта воспитанников;
- формирование навыков культуры поведения;
- создание условий для формирования нравственно-этических установок;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование индивидуального этикета;
- осознанный выбор взаимодействия в системе «человек-общество»
Формы занятий:
1. Индивидуальная работа.
Участники – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи воспитателя заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний детей об этикете;
- выявить воспитанников, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у детей систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса воспитанников.
2. Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли педагогов, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – дети работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
3. Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об этике общения и этикете являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих итоговых работ: определение уровня развития умений воспитанников применять полученные знания.
Методы занятий: словесный (урок-рассуждение), игровой (ролевые игры)
Межпредметные связи: темы тесно связаны с уроками литературного чтения, окружающего мира, тематикой по здоровьесбережению, основами безопасной жизни, правилами дорожного поведения.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами.
При изучении курса воспитанники знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала: на каждом занятии разыгрываются сценки из жизни с участием самих ребят, предлагаются просмотры выпусков тележурнала «Ералаш», отрывков из любимых мультфильмов по теме занятия.
Речевая культура – неотъемлемая часть культуры поведения.
Потому, на каждом занятии вводятся слова, на произношение и употребление которых необходимо обращать особое внимание.
Культурный человек – значит человек, умеющий быть здоровым. Занятия по программе курса «Этика общения и этикет» предусматривают и выполнение творческих заданий. Дети сочиняют мини – рассказы «Традиции моей семьи», «Если бы я был учителем», «Как Мишутка стал вежливым»; учатся грамотно оформлять письма и поздравительные открытки, приглашения. Под руководством воспитателя пробуют составлять «невредные советы», из которых в конце года собирается «Справочник правил поведения».
Режим занятий
Расписание занятий курса строится из расчета 1 занятие в 2 недели. Каждое занятие длится 40 минут . Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Программа курса рассчитана на 3 года, т.е. на 54 часа - по 18 занятий в каждом учебном году.
Структура занятий курса «Этика общения и этикет» предполагает ориентацию ребёнка на творческий процесс познания нравственных норм поведения воспитанного человека путём разнообразных методических форм: диалог, развивающие, игры, наблюдения, экскурсии, чтение художественных произведений, беседы, сочинение историй, импровизации, мини-конкурсы, мини-соревнования, моделирование и анализ заданных ситуаций, свободное и тематическое рисование, эксперимент и творчество.
Ожидаемые результаты изучения курса.
Личностные:
У воспитанников будут сформированы:
внутренняя позиция толерантного человека на уровне положительного отношения к окружающему миру;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков собственных и окружающих людей;
ориентация на моральные нормы и их выполнение;
учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения частных задач;
способность к самооценке;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
этические чувства как регуляторы морального поведения (совесть, стыд);
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России.
Регулятивные:
Воспитанники научатся:
контролировать и оценивать свои действия;
понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
отстаивать свою точку зрения;
осуществлять самоконтроль своего поведения;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;
вносить коррективы в свои поступки.
Познавательные:
Воспитанники научатся:
ориентироваться в моральных нормах, этикете;
соблюдать этикет в различных ситуациях;
моделировать этические ситуации;
находить ответ на этические вопросы;
работать с различными источниками информации;
удерживать полученную информацию;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ нравственного содержания поступков;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить нравственные суждения, обобщать, устанавливать аналогии.
Коммуникативные:
Воспитанники научатся:
анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
учитывать позицию собеседника, сотрудничать;
адекватно воспринимать и передавать информацию;
распределять работу;
видеть разницу между двумя точками зрения, двумя позициями, присоединяться к одной из них;
корректно критиковать;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах;
оказывать необходимую помощь;
освоят разные социальные роли.
Основные направления программы:
1. Речевой этикет.
2. Поведение в общественных местах.
3. Общение и взаимоотношения людей.
4. Культура внешнего вида. Гостевой и столовый этикет.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1 Речевой этикет. Общие правила этики (4 часа)
Дать понятия «этика», «этикет». Краткое знакомство с историей этикета и некоторыми этикетными нормами в занимательной игровой форме. Во время занятия предполагается использование корпоративных форм, что позволяет каждому ребёнку высказать своё мнение и узнать точку зрения других воспитанников, находить убедительные аргументы, проявить доброжелательность по отношению к товарищу, найти слова для тактичной критики. Работа с различными источниками информации, исследовательский характер заданий, игровые моменты.
Этические нормы поведения детей по отношению ко взрослым, возможный выбор тем для беседы, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых, тон, умение внимательно выслушивать взрослых.
Понятие об опасных играх. Предупредительное отношение к товарищу, опасность травматизма в игре. Игра как фактор духовного и физического развития.
Раздел 2 Поведение в общественных местах. (6 часов)
Общение с людьми различных профессий. Способы выражения своих эмоций. Поведение в детской поликлинике, в детской библиотеке, в музее, кино, парикмахерской, в школе, на уроке, в столовой и т.д.. Умение соблюдать дисциплину, отказ от неуместных каприз.
Изучение правил поведения в общественном транспорте. Понятие о хороших манерах.
Приглашение в гости, способы приглашения, благодарность за приглашение, формы извинения в случае отказа, этические нормы поведения хозяина и гостей, представление гостей друг другу, правила поведения за столом, церемония угощения, беседа за столом, гостеприимство. Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Прощание с гостями. Умение вовремя уйти.
Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарков. Сюжетно-ролевая игра «Мы на дне рождения». Какое событие может быть праздником. Поздравление по поводу различных дат. Выбор и вручение подарка. Вкус и чувство меры. Организация и проведение празднований.
Контактные этикетные формы обращения к незнакомому человеку. Навык вежливого разговора по телефону. Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Значение сигналов телефона, построение разговора по телефону. Ситуации: ты звонишь другу, подруге. Телефон на улице, его назначение. Продолжительность разговора.
Раздел 3 Общение и взаимоотношения людей (4 часа)
В разделе предлагается цикл занятий, способствующий воспитанию потребности проявлять доброту, предупредительность и другие гуманные чувства к окружающим без напоминания, по собственному побуждению. А также систематизируются и обобщаются правила доброго вежливого поведения.
Умение обратиться к незнакомому человеку на улице с вопросом, просьбой. Формы привлечения внимания, типовые вопросы, формы извинения, просьбы, благодарности. Опасные взрослые. Действия в опасных ситуациях. Научись говорить громко: «Я вас не знаю!»
Понятие «скромность», формы его проявления. Уступчивость как признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Уступчивость как форма поведения в коллективе, в семье, в кругу друзей. Речевые формы выражения вежливой просьбы.
В данном разделе представлен цикл занятий, направленный на вызов положительно-эмоционального переживания процесса общения, на организацию опыта содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения воспитанников.
Сами занятия построены так, что ребёнок без особых усилий, но последовательно и постоянно овладевает этическими знаниями и умением их применять в своей жизни и общении с окружающими.
Раздел 4 Культура внешнего вида. Гостевой и столовый этикет (4 часа)
Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Учить обращать внимание на свой внешний вид и следить за ним. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте.
Познакомить с вежливым общением, мимикой в речевом этикете и ролью жестов. Отличие внешнего вида мальчиков и девочек.
Этические нормы, предъявляемые к одежде и прическе, соответствие одежды определенной ситуации. Личная гигиена.
Тематическое планирование на первый год
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Содержание |
1. | Вводное занятие. Что значит быть вежливым | 1 | 12.09.2015 | Введение понятия «этикет», «этика», история появления правил поведения. Необходимость соблюдения правил поведения в обществе. |
| Речевой этикет | 3 | | |
2. | Приветствие. Прощание. Разговор в обществе | 1 | 26.09.2015 | Формы приветствия и прощания, значение слова «здравствуй». Начало разговора: формы привлечения внимания, обращения к незнакомому человеку. |
3. | Давай познакомимся. Обращение к собеседнику. Вежливые слова. | 1 | 10.10.2015 | Правила знакомства. Обращение по имени и отчеству. Возможный выбор (вариант) обращения по имени. Клички. Шутки обидные и безобидные. Культура поведения во время беседы |
4. | Благодарность. Извинения. Слова и жесты | 1 | 24.10.2015 | Значение слова «спасибо», способы выражения благодарности, как правильно принести свои извинения человеку. Язык жестов, правила произнесения «трудных слов», слова-паразиты. |
| Поведение в общественных местах | 6 | | |
5 | На улице. | 1 | 14.11.2015 | Одежда. На тротуаре. Движение по улице. Правила перехода через улицу. Места для игр. |
6 | В магазине | 1 | 28.11.2015 | Вход и выход из помещения. Общение. Обращение. |
7 | Транспорт | 1 | 12.12.2015 | Коллективная поездка. Пользование транспортом – наземным, подземным. Как выйти из транспорта. Как обходить транспорт. Поведение в транспорте. |
8 | Поведение на празднике | 1 | 26.12.2015 | Семейные праздники. Правила поведения на новогоднем празднике. |
9 | В театре, цирке | 1 | 09.01.2016 | Правила поведения. Культура поведения. Умеем ли мы общаться. |
10 | Чувство времени | 1 | 23.01.2016 | Опоздания допустимые и недопустимые. Ответственность за слова и поступки. |
| Общения и взаимоотношения людей | 4 | | |
11 | Умеем ли мы общаться? Правила общения | 1 | 13.02.2016 | Взаимоотношения между воспитанниками. Культура и правила общения. |
12 | Как решать конфликты | 1 | 20.02.1016 | «Правила поссорившихся сторон» |
13 | О дружбе. Культура спора. | 1 | 12.03.2016 | Решение ситуаций, уважение к окружающим. |
14 | Общение с незнакомыми людьми | 1 | 26.03.2016 | Правила общения. Чувство тревоги. |
| Культура внешнего вида | 4 | | |
15 | Твой внешний вид. Одежда для различных случаев жизни. | 1 | 9.04.2016 | Умение владеть собой: жесты, мимика. Назначение одежды. Выбор одежды. Гигиена нижнего белья. |
16 | Подготовка одежды и уход за ней. Искусство одеваться. | 1 | 23.04.2016 | Правила ухода и хранения одежды. Сочетание цветовой гаммы. Как одеться по погоде. |
17 | Уроки гигиены. Правильное питание. | 1 | 14.05.2016 | Правила ухода за кожей, зубами, глазами и т.д. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище. |
18 | Осанка. Походка. Поведение. | 1 | 28.05.2016 | Упражнения по исправлению осанки. Значение походки и поведения. |
Тематическое планирование на второй год
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Содержание |
| Речевой этикет | 4 | | |
1. | Слова-паразиты | 1 | | «Говорим правильно». Исключить из речи неправильные слова |
2. | Разговор по телефону | 1 | | Правила телефонного этикета, культура разговора по телефону. Правила пользования сотовым телефоном в общественных местах. |
3. | Разговор в обществе | 1 | | Культура поведения во время беседы, общения |
4. | Обращение к собеседнику: Ты и Вы | 1 | | Обращение по имени и обществу. Возможный выбор обращения по имени. |
| Поведение в общественных местах | 6 | | |
5 | На прогулке | 1 | | Культура поведения на улице. Отношение к окружающим. Правила дорожного движения. |
6 | В магазине | 1 | | Правила поведения в общественных местах |
7 | В общественном транспорте | 1 | | Правила поведения в автобусе. Права и обязанности пассажиров. |
8 | На концерте, на стадионе | 1 | | Правила поведения в общественных местах |
9 | В театре, кино, музее | 1 | | Культура поведения во время экскурсий, отношения к экспонатам. Правила театрального этикета |
10 | Путешествия | 1 | | Как собраться в путешествие. Поведение в поезде, самолёте. Жизнь в палаточном городке. |
| Общения и взаимоотношения людей | 4 | | |
11 | У себя в доме, что хочу, то и ворочу? | 1 | | Отношение к близким, права и обязанности членов семьи, людям старшего поколения |
12 | Портрет семьи | 1 | | Отношения к близким людям. |
13 | Мы идём в гости | 1 | | Правила посещения и поведения в гостях. Внешний вид. Столовый этикет. |
14 | Общение с незнакомыми людьми. Как уберечься от насилия | 1 | | Правила общения с посторонними людьми. |
| Культура внешнего вида. Гостевой и столовый этикет | 4 | | |
15 | Твой внешний вид. | 1 | | Умение владеть собой: жесты, мимика. Назначение одежды. Выбор одежды. Гигиена нижнего белья. |
16 | О подарках | 1 | | Правила выбора, получения и дарения подарков и оформление. |
17 | Отношения между мальчиками и девочками. «Потанцуем» | 1 | | Правила общения. Приглашение на танец, отказ от танца, «Белый танец» |
18 | Обобщающее занятие | 1 | | Подведение итогов. Практическое занятие (викторина, конкурс рисунков, поделок) |
Тематическое планирование на третий год
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Содержание |
| Речевой этикет | 4 | | |
1. | Национальный этикет | 1 | | Особенности этикета в разных странах мира |
2. | Пишем письма | 1 | | Правила оформление письма. Практическое оформление письма. |
3. | Интернет и этикет | 1 | | Правила работы с электронной почтой. |
4. | Решение этикетных задач | 1 | | Практическое занятие |
| Дом и семья | 6 | | |
5 | Семейные праздники | 1 | | Культура организации семейного торжества, семейные традиции |
6 | Доброе имя семьи | 1 | | Взаимоотношения между родственниками |
7 | Добрые слова | 1 | | Отношения к близким. Традиции семьи. |
8 | За столом | 1 | | Простые правила поведения. Традиции застолья у народов мира |
9 | Чувство времени | 1 | | Опоздания допустимые и недопустимые. Ответственность за слова и поступки, за свои действия |
10 | Домашние питомцы | 1 | | Ответственность и бережное отношение к питомцам |
| Гость-хозяину радость | 4 | | |
11 | Гостеприимство | 1 | | Правила этикета и общения |
12 | Даты торжества. Поздравления. Приглашение. | 1 | | Правила оформления поздравительных открыток и приглашений |
13 | Цветочный этикет | 1 | | Дарение цветов – «Язык цветов» |
14 | Умеем ли мы говорить комплименты | 1 | | Правила общения |
| Гостевой и столовый этикет | 4 | | |
15 | Приём гостей. Приглашение. Обязанности. За столом | 1 | | Правила этикета. Общение во время еды. |
16 | Подарок. Выбор. Оформление. Вручение. Принятие. | 1 | | Правила выбора, получения и дарения подарков |
17 | Сервировка стола. Салфетки. Столовые приборы. | 1 | | Правила пользования столовыми приборами и поведение за общим столом |
18 | Обобщающее занятие | 1 | | Практическое занятие. Чаепитие. Сервировка стола |