Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Сенсорное развитие» составлена на основе программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталости, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой, в соответствии с Федеральным Законом, от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. № 24/4.1.1-4851/м;
- учебного плана ГОУ ЯО ЯШИ №8.
Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью; отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений – в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих воспитанников отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.
Таким образом, у детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом.
Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка.
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений - коррекционно – развивающую область учебного плана образовательного учреждения и обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ТМНР, которая рассматривается как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей развития личности детей и расширения границ их взаимодействия с окружающей средой. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
Программа курса коррекционных занятий «Сенсорное развитие» имеет своей целью:
Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
— обогащение чувственного познавательного опыта;
— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;
— коррекция недостатков познавательной деятельности детей;
— формирование пространственно-временных ориентировок;
— развитие слухоголосовых координаций;
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета:
Сенсорное развитие любого человека направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у этих детей процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование любых предметных действий происходит со значительной задержкой. Действия с предметами у них остаются на уровне неспецифических манипуляций. Поэтому детям необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. В процессе обучения ребенок овладевает сенсорными эталонами для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов и поисковыми способами ориентирования; у него появляется точность восприятия, формируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия, тем самым создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
Краткая характеристика учащихся класса:
Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти выполняют простые поручения с помощью.
Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) у всех учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий. Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 3 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок – со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.
Речь: собственная речь у 3 детей из 5 отсутствует, у двух детей представлена ограниченной аграмматичной фразой. Наблюдаются различные нарушения звукопроизношения. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.
Основное содержание коррекционного курса:
Сенсорное развитие у учащихся с ТМНР значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференциированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Отношения в развитии сказывается на динамике развития мыслительных процессов, формировании общих учебных навыков. На занятиях, воздействуя на сенсорный уровень, идет активизация и развитие всех ВПФ. В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию сенсорных процессов дети должны научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— элементарно (1 признак) классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений (1-2 предмета);
— ориентироваться в знакомом пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по короткой инструкции.
Коррекционный курс включает в себя разделы: «Развитие моторики, графомоторных навыков» (11 ч.), «Тактильно – двигательное восприятие» (4 ч.), «Кинестетическое и кинетическое развитие» (4 ч.), «Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов» (20 ч.), «Развитие зрительного восприятия» (4 ч.), «Восприятие особых свойств предметов» (8 ч.), «Развитие слухового восприятия» (4 ч.), «Восприятие пространства» (10 ч.)
Задачи каждого раздела коррекционного курса «Сенсорное развитие»:
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог.
Количество учебных часов: В Федеральном компоненте государственного стандарта «Сенсорное развитие» обозначен как самостоятельный коррекционный курс. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Планируемые результаты:
Курс «Сенсорное развитие» обогащает у учащихся чувственный опыт в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Практическая направленность курса осуществляется через игровые задания и ситуативные практикумы.
В ходе изучения предмета предполагается получение следующих результатов.
Личностные результаты:
1) овладение начальными навыками адаптации в классе;
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
1)Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности:
2)Сенсорно-перцептивные действия:
Виды деятельности на занятии:
- беседы;
- интегрированные уроки;
- ситуативные практикумы;
- дидактические игры;
- чтение текста;
- выполнение заданий и упражнений;
- наблюдение за объектом изучения;
- практикум (игры с наглядными пособиями);
- устный опрос;
- диалог;
- физкультурные минутки;
- подвижные игры.
Календарно – тематическое планирование:
№ п/п. | Кол-во часов | Тема урока | Примечание |
1 | 3 | Обследование, диагностика | |
Развитие моторики, графомоторных навыков |
2 | 1 | Развитие крупной моторики. Бросание в цель. | |
3 | 1 | Развитие крупной моторики. Повороты, построения. | |
4 | 1 | Формирование чувства равновесия. | |
5 | 1 | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. | |
6 | 1 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. | |
7 | 1 | Развитие навыков владения письменными принадлежностями. | |
8 | 1 | Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему), штриховка. | |
9 | 1 | Развитие координации движений руки и глаза. | |
10 | 1 | Работа в технике рваной аппликации. | |
11 | 2 | Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. | |
Тактильно – двигательное восприятие |
12 | 1 | Определение на ощупь величины предмета (большой-маленький-самый маленький). | |
13 | 1 | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. | |
14 | 1 | Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение». | |
15 | 1 | Игры с крупной мозаикой. | |
Кинестетическое и кинетическое развитие |
16 | 1 | Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. | |
17 | 1 | Движения и позы верхних и нижних конечностей. | |
18 | 1 | Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений. | |
19 | 1 | Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей). | |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов |
20 | 1 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур. | |
21 | 1 | Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом (жестом). | |
22 | 1 | Группировка предметов и их изображений по форме. | |
23 | 1 | Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». | |
24 | 1 | Работа с геометрическим конструктором. | |
25 | 1 | Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?» (3-4 предмета). | |
26 | 2 | Различение предметов по величине (большой - маленький). | |
27 | 2 | Сравнение двух предметов по высоте и длине. | |
28 | 2 | Сравнение двух предметов по ширине и толщине. | |
29 | 1 | Моделирование геометрических фигур из составляющих по образцу. | |
30 | 2 | Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). | |
31 | 1 | Дидактическая игра «Назови цвет предмета». | |
32 | 2 | Различение и обозначение основных цветов. | |
33 | 1 | Конструирование объемных предметов из составных частей. | |
34 | 1 | Составление целого из частей (2 – 3 детали) на разрезном наглядном материале. | |
Развитие зрительного восприятия |
35 | 1 | Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. | |
36 | 1 | Дидактическая игра «Какой детали не хватает?». | |
37 | 1 | Дидактическая игра «Что изменилось?» (3 – 4 предмета). | |
38 | 1 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | |
Восприятие особых свойств предметов |
39 | 2 | Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий), обозначение словом (жестом). | |
40 | 2 | Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). | |
41 | 2 | Развитие обоняния (приятный запах – неприятный запах). | |
42 | 2 | Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый – легкий). | |
Развитие слухового восприятия |
43 | 2 | Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звук, гудение, жужжание). | |
44 | 1 | Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин) | |
45 | 1 | Различение речевых и музыкальных звуков | |
46 | 1 | Дидактическая игра «Кто голос подает?» | |
Восприятие пространства |
47 | 2 | Движение в заданном направлении в пространстве | |
48 | 2 | Ориентировка в помещении (кабинет). Определение расположения предметов в помещении | |
49 | 2 | Ориентировка в линейном ряду | |
50 | 2 | Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая и левая сторона) | |
51 | 1 | Составление на листе бумаги комбинации из полосок, плоскостных геометрических фигур | |
52 | 1 | Расположение предметов на листе бумаги | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Печатные пособия:
Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIII вида/Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009.
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007г.
Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
2.Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде):
Таблицы к основным разделам программы;
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе (в том числе и в цифровой форме).
3.Электронные пособия:
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
Видеофильмы, соответствующие тематике программы;
Слайды, соответствующие тематике программы;
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
4.Технические средства обучения (средства ИКТ):
5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
6.Натуральные объекты.
7.Демонстрационные пособия:
Дидактические игры;
Пособия;
Плакаты;
Игрушки;
Сенсорное оборудование.
8.Музыкальные инструменты.