СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционной и обучающей работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционной и обучающей работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.»

 

  Программа коррекционной и обучающей работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации программы « Ресурсы семьи»


Подготовила учитель-логопед: Р. Е. Коробецкая


Срок реализации – 1 год


Пояснительная записка


  Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с родителями детей с ОВЗ. Работе  с родителями детей с ОВЗ уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи.

Не всегда родители владеют информацией и навыками по уходу, помощи, развитию детей. При этом семья живет в условиях психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения и волнующих, тревожащих вопросов. Для того чтобы семья стала для ребенка с ограниченными возможностями реабилитационной, развивающей средой первое, что необходимо – это здоровый психологический климат  в ней. Обучение родителей позволяет улучшить атмосферу в семье, что позитивно сказывается не только на состоянии ребенка с инвалидностью, но и на всех членах семьи. Общая цель психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ - это повышение педагогической компетенции родителей  и помощь семьям по адаптации  и интеграции детей с ОВЗ в общество. Программа предназначена для коррекции родительско - детских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; а также обучения родителей взаимодействию с ребенком, эффективным приемам реабилитации. Родителям  бывает трудно примириться с тем, что их ребёнок имеет особые образовательные потребности, что он не такой, как все. Поэтому работа с родителями имеет приоритетное значение в коррекционной деятельности учителя-логопеда.

Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития их ребенка, вооружить их определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Учителю-логопеду необходимо так строить свое общение с родителями, чтобы постоянно максимально тактично и доходчиво убеждать их в необходимости коррекционной работы, обрисовывать перспективы и прогноз развития речи ребенка, указывать на взаимосвязь речи с мыслительными процессами.

Программа рассчитана на 1 учебный год.

Поиски эффективных путей коррекции речевых нарушений подводят нас к необходимости создания системы работы, которая включает в себя ряд важнейших направлений:

1. Ознакомление родителей с результатами диагностики речевого развития ребенка – это начальная стадия включения родителей в коррекционно–педагогический процесс. Родители не владеют информацией о возрастных особенностях.

2. Ознакомление родителей с содержанием коррекционно–логопедической работы в школе.

3. Обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т.е. повышение педагогической компетентности родителей.

4. Активное привлечение родителей к организации условий, способствующих эффективности коррекционно–развивающей работы.

Все эти направления могут быть реализованы через:

· выступления учителя-логопеда на родительских собраниях;

· проведение индивидуальных логопедических консультаций;

· проведение открытых занятий;

· проведение семинаров практикумов, мастер-классов и тренингов, направленных на обучение родителей приемам коррекции речи детей;

· выпуск памяток и методичек для родителей по развитию и коррекции речи детей;

· организация родительских сообществ, групп;

· знакомство родителей с коррекционно-оздоровительной средой школьного учреждения.

Достаточно полезным для планирования логопедической работы является анкетирование родителей, которое позволяет выявлять реальный родительский запрос, строить работу, учитывая потребности всех участников образовательного процесса, оказывать помощь, учитывая индивидуальные особенности ребёнка.

Организация работы

Форма организации занятий – индивидуальная и групповая.

Необходимо в течение всего периода обучения давать родителям возможность  посещать занятия логопеда, слышать, оценивать динамику развития речи собственного ребенка. Принцип открытости обучения не только позволяет приобщать родителей к продуктивному  взаимодействию, но и  всегда увеличивает, усиливает эффект педагогического воздействия на речь ребёнка и в целом на его личность. Продолжительность занятий составляет 40 минут. Занятия проводятся 2 раза  в месяц.  

В рамках реализации программы «Ресурсы семьи» мною было организовано две родительские группы:

-для родителей детей с тяжёлыми речевыми нарушениями ( 8 человек);

-для родителей детей с недоразвитием речи лёгкой степени ( 4 человека) .

Характеристика программы

Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и обучающих.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного изучения всех сторон семейного взаимодействия, индивидуальных особенностей каждого члена семьи, а также определение эффективности реализации программы.

Блок коррекционных задач направлен на гармонизацию детско-родительских отношений, коррекцию речевых недостатков  с активным участием в работе родителей.

Обучающий блок направлен на формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, обучение эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.

ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПРИЕМАМ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.

 Задача первого этапа работы – создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используют беседу. Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия  в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности»; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка.

Направления работы:

  • обучение способам развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации;

  • обучение приемам коррекции познавательного развития: процессов восприятия, внимания, памяти, мышления;

  • обучение приемам развития речи и коммуникативной сферы ребенка;

  • обучение приемам формирования и развития ведущей (игровой) деятельности ребенка.

Перспективное планирование работы с родителями


Сентябрь

1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.

Форма работы

Тема

1

Анкетирование.

«Выявление роли родителей в формировании речевой деятельности детей.»

2

Консультация.

«Роль родителей в развитии речи детей»

(знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики)

3

Памятки, методические рекомендации.

«Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда.»

«Советы логопеда. Говорите с ребёнком правильно.»

« Логопед советует. Артикуляционная гимнастика ( общий комплекс).»

«Рекомендации учителя-логопеда родителям неговорящих детей.»

«Рекомендации логопеда по развитию графо - моторных функций у детей с ОВЗ.»



Октябрь

Форма работы

Тема

1

Практическое занятие.

«В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата)

2

Консультация – практикум.

«Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений.









Ноябрь

Форма работы

Тема

1

Круглый стол .

«Организация единого речевого пространства в семье и школе.»

2

Практическое занятие.

Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания»

2. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

Декабрь

Форма работы

Тема

1

Обмен опытом.


«Вы спрашиваете – мы отвечаем»

2

Мини- лекция.

«Су – джок терапия в логопедической работе.»



Январь

Форма работы

Тема

1

Практическое занятие.

«Как помочь ребенку запомнить буквы?»

2

Консультация.

«Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей.





Февраль

Форма работы

Тема

1

Мини-лекция.

«Сюжетное рисование в коррекции поведенческих нарушений детей с ОВЗ.»

2

Консультация.

«Азбука общения с ребенком».


Март

Форма работы

Тема

1

Практическое занятие

«Речевое развитие детей в общении со сверстниками .

2

Мини-лекция

Развитие грамматического строя речи.



Апрель

Форма работы

Тема

1

Консультация

«Взрослые и дети». Культура речи.

2

Мини -лекция

«Активный и пассивный словарь ребенка младшего школьного возраста».

Май

Форма работы

Тема

1

Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков в рамках реализуемой программы .

«Чему мы научились за год» (состояние речевого развития детей).



Итоговые показатели:

  • повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей;

  • формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;

  • овладение родителями приемами коррекционной работы с детьми в домашних условиях.