Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционных занятий по математике для 8 класса
на 2024-2025 учебный год
учитель 1 категории
Перебейнос Ольга Александровна
стаж работы 35 лет
с. Семёновка
2024 г.
Пояснительная записка
Программа по математике для учащихся 8 класса с лёгкой умственной отсталостью составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
Математика в коррекционной школе является одним из основных учебных предметов.
Задачи преподавания математики в коррекционной школе состоит в том, чтобы:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные, геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, самостоятельность, трудолюбие, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
Цели обучения математике:
развитие образного и логического мышления, воображения, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи курса:
Продолжить формировать знания учащихся о многозначных числах в пределах 1000000 и арифметических действий с многозначными числами в пределах 100000, в том числе умножение и деление на двузначное число.
Знания об обыкновенных дробях с одинаковыми и разными знаменателями, их преобразованиях, арифметических действий с ними. При сложении, вычитании дробей с разными знаменателями, берутся дроби с небольшими знаменателями.
Приобретение знаний о десятичных дробях, запись, чтение, получение, сравнение десятичных дробей; выражение десятичных дробей в более крупных и мелких мерах (одинаковых долях), арифметических действий с ними.
Продолжается ознакомление с величинами, с приёмами письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин.
Выполнение арифметических действий с числами, полученными при измерении величин, должно способствовать более глубокому знанию единиц измерения, их соотношений с тем, чтобы в дальнейшем учащиеся смогли выражать данные числа десятичными дробями и производить вычисления в десятичных дробях. При изучении десятичных дробей следует постоянно повторять метрическую систему мер, т.к. знание её является основой для выражения чисел, полученных от измерения десятичной дробью.
Большое внимание уделяется решению задач. В 7 классе вводятся задачи с обыкновенными и десятичными дробями. При подборе задач учитель не должен ограничиваться только материалом учебника.
Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом на уроках математики.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться, прежде всего чёткости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Разбор письменных работ учеников в классе является обязательным, т.к. в процессе этого разбора раскрываются причины ошибок, которые могут быть исправлены лишь после того, как они осознаны учеником.
На уроках геометрии учащиеся повторяют и закрепляют ранее изученный материал; знакомятся с понятием симметрия, видами четырёхугольников. Приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.
Учитывая, что умственно отсталые уч-ся склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию, программа предусматривает наряду с изучением нового материала небольшими порциями постоянное закрепление и повторение изученного. Причём повторение предполагает постепенное расширение, а главное углубление ранее изученных знаний.
Программа определяет оптимальный объём знаний и умений, который доступен большинству школьников. Но есть учащиеся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний. В данной ситуации предусматривается для таких учащихся упрощение материала по каждому разделу. В 7 классе предоставляется возможность варьировать требования к учащимся в зависимости от их индивидуальных возможностей.
Методы обучения
Фронтальная беседа, тестирование; методы мотивации учебной деятельности: словесные методы, в том числе, объяснительно-иллюстративный, методы психологии, самостоятельная работа с учебником, частично-поисковые методы, проблемные методы, исследовательские, методы обобщения и систематизации: словесные, наглядные, игровые, практические, систематическое наблюдение за работой ученика в обучении.
Количество часов в неделю 1 ч., всего 34 часа.
Cодержание программы
Устное сложение и вычитание чисел в пределах1000 000 (лёгкие случаи). Присчитывание и отсчитывание по1 единице, 1 десятку, 1сотне тысяч в пределах 1000 000, устно, с записью получаемых при счёте чисел, с использованием счетов. Письменное сложение и вычитание, умножение и деление на однозначное число, круглые десятки, двузначное число, деление с остатком чисел в пределах 1000 000. Проверка арифметических действий. Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора. Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени. Умножение и деление на однозначное число, круглые десятки, двузначное число, чисел, полученных при измерении двумя единицами измерения стоимости, длины, массы.
Простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и конца события. Составные задачи на движение в одном и противоположном направлениях двух тел.
Параллелограмм, ромб. Свойства элементов. Высота параллелограмма (ромба). Построение параллелограмма ( ромба).
Симметрия. Симметричные предметы, геометрические фигуры, ось, центр симметрии. Предметы, геометрические фигуры симметрично расположенные относительно оси, центра симметрии, построение геометрических фигур относительно оси и центра симметрии.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
числовой ряд в пределах 1000000;
правила умножения на 10, 100;
алгоритмы арифметических действий с многозначными числами, числами, полученными при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы;
элементы десятичной дроби; место десятичной дроби в нумерационной таблице;
преобразование дробей;
симметричные предметы, геометрические фигуры;
Учащиеся должны уметь:
1-уровень
образовывать ,читать, записывать, сравнивать числа в пределах 100000;
раскладывать изученные числа на разрядные слагаемые;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел ;
умножать и делить числа на двузначное число;
решать простые задачи на нахождение продолжительности события, его начала и конца;
решать составные арифметические задачи в 2-3 действия;
узнавать и называть геометрические фигуры – параллелограмм (ромб).
2-уровень
образовывать, читать, записывать, сравнивать числа в пределах 100000;
раскладывать изученные числа на разрядные слагаемые;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд (не более чем через два разряда), десятичных дробей (общее количество знаков не более трёх);
выполнять умножение и деление на однозначное число;
с помощью учителя представлять числа, выраженные двумя единицами длины, стоимости, массы, в виде десятичной дроби;
решать задачи в 1-2 действия ( с помощью учителя);
называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник);
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Всего часов | КР | ПР |
1 | Арифметические действия в пределах 1000000 | 5 | | 1 |
2 | Сложение и вычитание с переходом через разряд | 5 | | |
3 | Письменное умножение и деление на однозначное число | 4 | | 1 |
4 | Умножение и деление на10, 100,1000 | 4 | | 1 |
5 | Умножение и деление на двузначное число | 4 | | 1 |
6 | Умножение и деление натуральных чисел | 5 | | |
7 | Геометрический материал | 4 | | 1 |
8 | Повторение | 3 | | |
| Итого: | 34 | | 5 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема | Всего часов | КР | ПР | Дата изучения |
по плану | по факту |
Арифметические действия в пределах 1000000 (5 ч.) |
1 | Натуральный ряд чисел. Классы и разряды | 1 | | | | |
2 | Образование чисел в пределах 1млн. | 1 | | | | |
3 | Десятичный состав чисел | 1 | | | | |
4 | Разложение на разрядные слагаемые | 1 | | | | |
5 | Вычисление суммы и разности многозначных чисел. Сравнение чисел | 1 | | 1 | | |
Сложение и вычитание с переходом через разряд (5 ч.) |
6 | Сложение с переходом через разряд | 1 | | | | |
7 | Вычитание с переходом через разряд | 1 | | | | |
8 | Сложение и вычитание с переходом через разряд | 1 | | | | |
9 | Проверка сложения двумя способами | 1 | | | | |
10 | Нахождение неизвестных компонентов при вычитании | 1 | | | | |
Письменное умножение и деление на однозначное число (4 ч.) |
11 | Умножение многозначных чисел на однозначное число | 1 | | | | |
12 | Деление многозначных чисел на однозначное число | 1 | | | | |
13 | Деление на однозначное число | 1 | | | | |
14 | Решение задач | 1 | | 1 | | |
Умножение и деление на10, 100,1000 (4 ч.) |
15 | Умножение и деление на 10, 100, 1000 | 1 | | | | |
16 | Умножение и деление на 10, 100, 1000 | 1 | | | | |
17 | Деление с остатком на 10, 100, 1000 | 1 | | | | |
18 | Деление с остатком на 10, 100, 1000 | 1 | | 1 | | |
Умножение и деление на двузначное число (4 ч.) |
19 | Умножение на двузначное число | 1 | | | | |
20 | Умножение на двузначное число | 1 | | | | |
21 | Деление на двузначное число | 1 | | | | |
22 | Деление на двузначное число | 1 | | 1 | | |
Умножение и деление натуральных чисел (5 ч.) |
23 | Умножение натуральных чисел | 1 | | | | |
24 | Умножение натуральных чисел | 1 | | | | |
25 | Деление натуральных чисел | 1 | | | | |
26 | Деление натуральных чисел | 1 | | | | |
27 | Решение задач | 1 | | | | |
Геометрический материал (4 ч.) |
28 | Окружность, радиус окружности | 1 | | | | |
29 | Различение треугольников по видам сторон. Высота треугольника. Вычисление периметра треугольника | 1 | | | | |
30 | Параллелограмм | 1 | | | | |
31 | Ромб | 1 | | 1 | | |
Повторение (3 ч.) |
32 | Умножение и деление на 10, 100, 1000 | 1 | | | | |
33 | Умножение и деление на двузначное число | 1 | | | | |
34 | Итоговый урок | 1 | | | | |
| Всего | 34 | | 5 | | |