Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Ермаковская начальная школа - детский сад»
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Я – ПЕРВОКЛАССНИК!
Возрастная категория: учащиеся первых классов.
Автор-составитель:
педагог-психолог
Мисяковой Т.Н
с. Ермаково 2015 год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Введение…….......................................................................................................3 1.1. Актуальность………………………………………….………….…….….3
1.2. Цели и задачи программы…………………………………………...…….3
2.Организационно-методические требования к проведению занятий…...5
2.1. Требования к созданию материально-предметной среды………..…......5
2.2. Формы, методы, этапы работы…………………………………………....6
3. Методы оценивания эффективности программы…………………..….....8
3.1. Планируемые результаты………………………………………………....8
3.2. Методы, используемые для оценивания в начале и после завершения применения программы………………………………………………………..8
4. Тематическое планирование……………………………………………..….9
5. Литература…………………………………………………………………....15
ВВЕДЕНИЕ
Начало школьной жизни – испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям школьника, адаптироваться к школьной жизни. Возраст шести-семи лет и в психологическом аспекте имеет большую значимость в развитии личности ребенка. Меняется ведущая деятельность, главным должно стать учение, а не игра, важной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Это требует со стороны ребенка значительных волевых усилий, дисциплины, организованности.
С первых же дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между, с одной стороны, постоянно растущими требованиями, которые предъявляет учебная деятельность и новое социальное окружение к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, а с другой – тем уровнем психического развития этих функций, который есть у ребенка на момент поступления в школу. Значение этого периода адаптации к новому образу жизни школьника в том, что от благополучного его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и психологический комфорт пребывания в школе, мотивация и здоровье ребенка. Поэтому очень важно с первого класса психологическое сопровождение детей, в том числе проведение занятий, помогающих детям быстрее адаптироваться к новой социальной роли ученика и процессу обучения, для чего и создается программа «Я – первоклассник!».
Программа рассчитана на 61 час (3 блока). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 1 академический час. В группе 10-15 участников.
Актуальность направления программы высока, так как важным является положительное эмоциональное и психологическое состояние ребенка, посещающего школу. В связи с жизненными ситуациями, взаимоотношениями в семье дети приходят в школу с неустойчивым настроением, они могут быть агрессивны и раздражительны, поэтому помощь педагога-психолога им нужна, для того чтобы помочь справиться с этими состояниями и облегчить процесс адаптации.
Целью программы является снижение эмоционального напряжения, страхов, тревожности, возникающих в процессе учебной деятельности, а также обучение детей расслаблению и навыкам коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, помощь в адаптации в целом.
Задачи программы:
Формирование коммуникативных навыков в общении со сверстниками и взрослыми
Развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности и саморегуляции поведения
Снижение уровня тревожности, страхов и эмоционального напряжения, создание положительного настроя, профилактика агрессивного поведения
Помощь в адаптации детей к образовательному учреждению, новому коллективу
Повышение учебной мотивации путём создания положительного отношения к школе.
Коррекционно-развивающие занятия программы помогут обучающимся первых классов в адаптации к новым условиям их жизни и новым требованиям благодаря системе занятий, включающих различные виды деятельности и направленных на формирование эмоционально положительного отношения к школе, учебной деятельности и осознание позиции школьника, а также формирование учебной мотивации, что в целом является профилактикой агрессивного поведения и дезадаптации.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
Программа предназначена для учащихся первых классов общеобразовательных школ. Рассчитана на один учебный год – 61 час (3 блока). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 1 академический час. В группе 10-15 участников. Формирование группы происходит на основании результатов плановой диагностики адаптации первоклассников к школе, а также диагностики эмоциональной сферы детей по запросу педагогов и родителей.
Требования к созданию материально-предметной среды:
При планировании коррекционных занятий необходимо четко продумывать формулирование целей занятия, отбор конкретных методик и техник для работы, подготовку необходимых материалов и оборудования, выбор формы организации детей на занятии.Используемые педагогом-психологом развивающие приемы и методы коррекции должны соответствовать уровню актуального развития детей и быть ориентированными на зону ближайшего развития. Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности детей, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач: игровая, продуктивная, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Поэтому основное содержание работы с первоклассниками составляют игры, продуктивно-творческая деятельность, психотехнические упражнения, релаксационные методы.
Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. В целях получения максимального педагогического эффекта любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка. Немаловажным фактором является определение структуры занятия, которая должна предусматривать чередование различных видов деятельности: организацию практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.
Согласно существующим в психологической литературе подходам к развитию психической функции (Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн и др.), можно выделить следующий используемый материал для проведения занятий с первоклассниками:
оборудование для занятий музыкой: магнитофон, видеомагнитофон, набор аудио- и видеокассет, звучащие музыкальные инструменты и др.;
материалы и принадлежности для изобразительной деятельности: изобразительные материалы для рисования, аппликации, лепки, выполнения графических заданий.
планируя содержание занятия, педагог-психолог должен отобрать те виды деятельности, которые позволят наиболее успешно решить поставленные коррекционные задачи, продумать их чередование в целях предупреждения утомления (в том числе и умственного утомления) детей.
Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, продуктивно-творческая деятельность, психотехнические упражнения, релаксационные методы. В данной программе используются следующие психолого-педагогические приемы:
Включение в содержание занятий заданий (технологий здоровьесбережения), выполнение которых активизируют и развивают навыки рефлексии и толерантности (дневник настроения, ролевые игры, методы вербализации и т.д.).
Включение в содержание занятий заданий, выполнение которых дает положительный эмоциональный заряд, снимают эмоциональное напряжение (раскрашивание мандал, элементы арт-терапии (рисунок на заданную тему, выполнение коллажа, лепка из пластилина).
Включение в содержание занятий заданий, которые способствуют улучшению физического самочувствия, развивают навыки саморегуляции (упражнения-энергизаторы, элементы психогимнастики, релаксационные техники).
Включение заданий, которые программируют на позитивное взаимодействие с другими людьми (элементы сказкотерапии, метод игротерапии и др.).
Программа включает в себя несколько этапов. На первом школьники знакомятся с нормами школьной жизни, с детским коллективом, привлекается их внимание к занятиям в кружке. Во второй части больше внимания уделяется развитию эмоционально-волевой сферы, развитию доброжелательности, вежливости, дружелюбия в отношении к окружающим людям. Затем в группе происходит развитие коммуникативных умений и навыков, формирование умения работать в группе, уважительно относиться к мнению других и правильно отстаивать свою точку зрения, осознание учеником своей личностной значимости, повышение самооценки и формирования положительного отношения к школе.
В каждое занятие включены упражнения психологической и эмоциональной разгрузки, игры по теме, элементы творческой деятельности. Структура каждого занятия включает в себя:
Вступление, приветствие
Разминка
Основная часть
Заключительная часть, прощание.
Ритуалы приветствия и прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Занятия начинаются общим рукопожатием перекрещенными руками и пожеланиями всем здоровья и добра. В ритуал приветствия также входят вопросы: «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?», «Как прошли ваши уроки?» и т.д. В данный ритуал должны быть включены все дети. Ритуал прощания включает в себя как настрой на продолжение работы в следующий раз, так и выработку уверенности для каждого ребёнка, что ему всегда рады, его ждут на следующем занятии. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.
МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
В ходе реализации программы «Я – первоклассник!» у участников занятий корректируется эмоциональный фон настроения, общее физическое самочувствие и поведение, развиваются коммуникативные навыки, необходимые для успешной адаптации учеников. А также у детей формируются позитивные ценностно-смысловые установки, позитивное восприятие своей личности, окружающих людей и мира. Развиваются навыки самопознания и управления своими эмоциями, самоконтроля поведения и навыки общения.
Планируемые результаты.
По окончании занятий по программе «Я – первоклассник!» у учащихся должны быть сформированы следующие навыки:
Саморегуляция в стрессовых ситуациях
Продуктивное, позитивное выражение эмоционального напряжения через творческую деятельность
Вербальное и не вербальное выражение отрицательных эмоций в социально приемлемых формах поведения
Социальные коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами
Принятие ребенком себя как представителя новой социальной общности, формирование внутренней позиции школьника.
Методы, используемые для оценивания в начале и после завершения применения программы.
В процессе диагностики необходимо применять разные модификации методик в соответствии с возрастом детей и поставленными задачами. В рамках данной программы в начале и после завершения коррекционно-развивающей работы можно использовать следующие методы диагностики:
Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе (Э. М. Александровская)
Тест «Выявление сформированности внутренней позиции школьника» (А. Л. Венгер)
Проективная методика «Что мне нравится в школе»
Методика исследования самооценки «Лесенка» (В. Г. Шур)
Проективная методика изучения личности в классном коллективе «Дерево с человечками»
Данные методы соответствуют тематике программы и являются доступными для учащихся первых классов общеобразовательных школ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Содержание тематического блока | Всего часов | Умения, вырабатываемые у учащихся в результате занятия |
Знакомство с нормами школьной жизни, с коллективом |
1 | Вводное занятие. Знакомство с детьми. | 1 | Установление контакта Ознакомление детей с предстоящей работой Настрой детей на посещение занятий |
2 | «Вот я какой!» | 1 | Знакомство участников группы друг с другом. Создание непринужденной обстановки занятий |
3 | «Школа – это хорошо!» | 1 | Освоение нового социального статуса. Знакомство со школой |
4 | «Радуга» | 1 | Снижение эмоционального напряжения, тревожности |
5 | «Школьные правила» | 1 | Знакомство со школьными правилами |
6 | «Собираем портфель» | 1 | Помощь в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении, развитие познавательных мотивов |
7 | «Я-ученик» | 1 | Формирование положительной мотивации к обучению в школе. Расширение представлений детей о школьных обязанностях, формирование желания учиться, собранности, аккуратности |
8 | «Наш класс – единая команда» | 1 | Развитие навыков общения. Положительный эмоциональный настрой и атмосфера принятия каждого |
9 | «За что я люблю школу» | 1 | Формирование положительной мотивации к обучению в школе |
10 | «Мы вместе!» | 1 | Умение детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Развитие навыков сотрудничества, доверия друг другу |
11 | «Что лежит в портфеле» | 1 | Формирование позитивного образа школы, развитие умения работать в группе, способностей творческого самовыражения |
12 | «Учиться вместе» | 1 | Закрепление школьных правил, развитие сплоченности через совместные упражнения, работа с негативными эмоциями |
13 | «Речное путешествие». Совместная творческая деятельность. | 1 | Развитие навыков совместной деятельности. Развитие мелкой моторики руки |
14 | «Учусь учиться» | 1 | Обучение правилам поведения на уроке |
15 | «Мое любимое занятие» | 1 | Определить вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, сравнить с предпочтениями других |
16 | «Копилка трудностей» | 1 | Понимание как преодолевать школьные трудности |
17 | «Мой класс» | 1 | Формирование позиции школьника, дружеских отношений в классе, развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях |
18 | «Страна знаний» | 1 | Осознание своей роли ученика, учебной ответственности |
19 | «Я и моя школа» | 1 | Дети учатся понимать себя: какие они, чего хотят, что умеют и чему хотят научиться в школе |
20 | «Что я знаю про свою школу» | 1 | Закрепление пройденных занятий |
| Всего | 20 | |
Развитие эмоционально-волевой сферы |
21 | «Учимся дружить» | 1 | Осознание школьниками значимости и важности дружеских взаимоотношений. Осознание, какие качества важны в дружбе. Предоставление учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских заимоотношений. |
22 | «Эмоции и чувства» | 1 | Знакомство с понятиями «эмоции» и «чувства». Развитие осознания своих и чужих эмоций |
23 | «Радость» | 1 | Обучение распознаванию и описыванию своих чувств и чувств других людей, помочь детям осознать относительность оценки чувств |
24 | «Грусть» | 1 | Развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, формирование коммуникативных навыков |
25 | «Гнев» | 1 | Обучение распознаванию и описыванию своих чувств и чувств других людей. Умение преодолевать негативные чувства |
26 | «Конверт страха» | 1 | Умение передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств), снятие эмоционального напряжения |
27 | «Обида» | 1 | Снятие психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков |
28 | «Мы поссорились и помирились» | 1 | Выяснить как ребята объясняют свои и чужие поступки, умеют ли давать качественную оценку поведению |
29 | «Давайте жить дружно!» | 1 | Осознание важности дружеских отношений, своей роли в них |
30 | «Цветик-семицветик» | 1 | Умение выражать свои эмоции, и понимать эмоции других |
31 | «Творчество» | 1 | Навыки вербального и не вербального выражения эмоционального состояния |
32 | «Планета эмоций» | 1 | Снижение эмоционального напряжения. Уменьшение тревожности |
33 | «Наш класс» | 1 | Повышение значимости каждого ребенка в коллективе |
34 | «Школа волшебства» | 1 | Творческое занятие поможет снять напряжение, беспокойство, почувствовать себя свободно |
35 | «Почему люди ссорятся» | 1 | Знакомство с понятием конфликт. Определение особенностей поведения в конфликтной ситуации |
36 | «Лабиринт» | 1 | Обучение способам выхода из конфликтной ситуации |
37 | «Мой мир» | 1 | Развитие самопознания. Умение осознавать свое эмоциональное состояние, свое поведение |
38 | «Добрый ли ты?» | 1 | Формирование умения правильно оценивать себя и других. Умение видеть положительные качества у себя, окружающих. Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках, таких качеств, как доброта, щедрость, отзывчивость. |
39 | «Дневник настроения» | 1 | Создание положительного эмоционального фона, улучшение общего физического самочувствия и поведения |
40 | «Какой я? Какой ты?» | 1 | Формирование положительного отношения учащихся к себе, друзьям, одноклассникам. Воспитание гуманистических черт характера. |
41 | «Школа – мой дом» | 1 | Формирование позитивных ценностно-смысловых установок на учение. Позитивное восприятие своей личности, окружающих людей и мира. |
42 | «Новое и важное для меня» | 1 | Подведение итогов |
| Всего | 22 | |
Развитие коммуникативных умений и навыков |
43 | «Волшебная поляна» | 1 | Предоставление детям опыта межличностного взаимодействия. |
44 | «Что такое дружба, или учимся дружить» | 1 | Создание положительного дружественного настроения в классе. |
45 | «Другой ты» | 1 | Развитие понимания чувств и поведения другого человека. Осознание ценности каждого человека. Повышение самооценки. |
46 | «Что такое общение» | 1 | Формирование культуры общения учащихся. Осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками |
47 | «Я-школьник» | 1 | Развитие сплоченности, формирование позиции ученика, осознание личных трудностей |
48 | «Учимся общаться» | 1 | Развитие коммуникативных навыков. Установление и поддержка контакта. Снятие скованности и замкнутости. Развитие связной речи. Формирование у детей самоконтроля за речью |
49 | «Мост дружбы» | 1 | Установление доверительных дружеских взаимоотношений в группе |
50 | «Мой лучший друг» | 1 | Дать детям почувствовать важность общения, дружбы и уважительного отношения друг к другу; показать необходимость принятия друга таким, какой он есть |
51 | «Я глазами других» | 1 | Умение анализировать свои возможности и поведение |
52 | «Путешествие в страну радости» | 1 | Воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению |
53 | «Лесная школа» | 1 | Развитие навыка общения со сверстниками и взрослыми людьми |
54 | "Здравствуйте, это Я!” | 1 | Отработка навыков самопрезентации |
55 | «К школе готов!» | 1 | Отработка навыков коммуникации в школьной среде, с одноклассниками и учителем |
56 | «Объединяемся играя» | 1 | Сплочение класса. Снятие напряжения. Установление доверительных дружеских взаимоотношений в группе. |
57 | «Портрет класса» | 1 | Помочь осознать свою непохожесть на других, индивидуальность; укрепление уверенности в себе |
58 | «Дерево дружбы» | 1 | Понимание своей роли в создании дружественной атмосферы класса |
59 | «В добрый путь!» | 1 | Создание мотивации учения, положительного отношения к школе, одноклассникам, учителю |
60 | «Чему я научился на занятиях» | 1 | Закрепление и обобщение пройденных занятий |
61 | Заключительное занятие | 1 | Подведение итогов |
| Всего | 19 | |
| Итого: | 61 | |
* в работе возможны изменения
В каждое занятие включены упражнения психологической и эмоциональной разгрузки, физ. минутки, игры по теме, элементы творческой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. – М.: Генезис, 2011. – 144с.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. – 298с.
Классные часы с психологом. 1-4 классы/авт.-сост.: Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина. М.: Глобус, 2009. – 232с.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2002. – 208с.
Кряжева Н. Л. Радуемся вместе: развитие эмоционального мира детей, серия: «Практикум». – Екатеринбург, 2006 г.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
Сакович Н.А. Практика сказкотерапии: сборник сказок, игр и терапевтических программ, С.-Пб., 2005 г.
Субботина Л.Ю. Учимся, играя: развивающие игры для детей 5-10 лет. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005 – 144с.
Царёва Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр – М.: Книголюб, 2008. – 48с.
Шмидт В.В., Шмидт В.Р. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
14