ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55» г.ПЕРМИ
Программа краткосрочного курса
для 8 класса
по биологии
«Человек и экология»
Составитель: Тетюева Е.А., учитель биологии.
Пермь, 2021-2022 уч.год
Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно концепции профильного обучения, значительную роль в развитии учащихся играют элективные курсы, выбираемые самими учащимися. Элективные курсы могут поддерживать и углублять базовые и профильные дисциплины или открывать возможности учащимся в постижении смежных областей знаний в дополнение к профильным предметам. Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Между тем в Федеральном базисном учебном плане среди предметов, обязательных для изучения, она не представлена. В связи с этим программа элективного курса “Человек и экология ” весьма актуальна.
Программа дополнительного образования согласована с базовым курсом и позволит подросткам углубить и расширить свои знания и умения. Программа элективного курса по биологии составлена в соответствии с учебным планом школы на 2021-2022г., на основе программы Карповой Татьяны Александровны (Дата составления: 24.09.2008г.) и элективного курса для 9-х классов Пеннер Ольги Петровны (Дата составления 2011-2012г.).
Курс разработан для обучения учащихся 8 классов. Курс рассчитан на 18 часов (второе полугодие).
Предлагаемая программа призвана восполнить недостаток знаний школьников о влиянии всех факторов окружающей среды на здоровье человека.
В содержании курса предусматривается реальная практико-ориентированная деятельность учащихся по экологической оценке окружающей среды и изучению ее влияние на здоровье человека. Учащиеся приобретают практические навыки по сохранению своего здоровья.
В сложившейся на современном этапе экологической обстановке, каждый школьник должен овладеть основами экологической культуры. В процессе образования необходимо показать, что защита природы отвечает собственным интересам людей.
Программа содержит занятия теоретического и практического характера, а также групповую работу, индивидуальные наблюдения и исследования.
Предусматривает лекционные занятия, беседы, практические работы, а также самостоятельную работу с различными источниками информации (включая Интернет).
Программой предусмотрено выполнений заданий, предполагающих раскрытие разных аспектов поставленной проблемы, различную степень сложности и разный уровень познавательной самостоятельности школьников. Сравнительно простые задания обозначены значком *, задания более высокого уровня – знаком **, исследовательские задания, требующие творческого подхода и высокого уровня подготовленности школьников, – знаком *** (Приложение 1).
Цель курса:
Создать целостное представление о здоровье человека и особенностях воздействия экологических факторов на человеческий организм. Способствовать осознанию учащимися роли человека и своей собственной в сохранении жизни на планете во всем ее многообразии.
Задачи курса:
1.Сформулировать представления об экологии человека как комплексной междисциплинарной науке, вооружить знаниями об основных факторах, влияющих на здоровье человека;
2. Раскрыть принципы рационального природопользования;
3.Освоение учащимися способов и методов оценки экологического состояния своего ближайшего окружения.
4.Обучить простейшим навыкам защиты от воздействий различных видов загрязнений окружающей среды.
5.Воспитывать активную позицию, бережное отношение к природе, к своему здоровью и здоровью окружающих. Развитие творческого, экологически направленного мышления.
6.В процессе изучения своего ближайшего окружения способствовать созданию ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественно-научного профиля обучения.
Школьники, выбравшие данный курс имеют возможность самостоятельно выстраивать свой образовательный маршрут изучения курса (Приложение 1) в зависимости от интересов к тому или иному заданию и того, сколько каждому из них необходимо времени на изучение отдельной темы.
Целесообразно использовать для изучения основных составляющих экологического сознания школьников анкету “ЭЗОП” (Приложение 2). Проведение анкетирования в начале изучения курса и на последнем занятии позволит получить представление о развитии ценностных ориентаций, эстетических представлений о природе, природоохранных и потребительских мотивов учащихся.
Выполнение намеченных образовательных результатов фиксируется: по полноте и правильности выполнения учащимися заданий к темам; по выходу на более высокий уровень социальной активности и познавательной самостоятельности: при выполнении заданий переход от репродуктивного уровня (*) к продуктивному (**) и творческому уровню (***).
Знать термины и понятия Экология человека. Основные характеристики Дзержинского района г.Перми, как среды обитания ее жителей. Биологические ритмы человека. Здоровье человека. Здоровье социума. Среда, как фактор, формирующий здоровье. Факторы риска заболеваний. Различные виды загрязнения окружающей среды и здоровье человека. Экологические проблемы Дзержинского района г. Перми. Питание и здоровье. Выполнение заданий различного уровня, предложенных по темам.
Знать законы, принципы, проблемы выживания и адаптации человека. Проблемы сохранения здоровья. Законы экологии Б. Коммонера.
Уметь использовать знания в учебных экологических ситуациях и в быту. Собирать и анализировать данные по экологической ситуации района. Характеризовать экологическую обстановку своей местности. Составлять экологические паспорта помещений. Осуществлять природоохранные мероприятия.
По окончании курса проводится итоговое тестирование на основе изученного теоретического материала. Проводится конференция по защите научно-практических работ, темы предлагаются в начале года.
Критерии оценки ученических работ (и начисляемые баллы):
Элемент исследования:
исследования с привлечением первичных наблюдений, собственная обработка, анализ — 4;
исследование на основе литературных источников — 3;
реферативная работа с обобщением и собственными выводами — 2;
компилятивная работа — 1.
Достижения автора:
собственная постановка проблемы, участие в эксперименте, использование аналитических методов — 3;
собственная разработка отдельных вопросов — 2;
усвоение знаний сверх учебной программы — 1.
Эрудиция:
Знание основных положений в избранной области знаний (сверх программы) — 2.
Изложение:
выразительное, логичное, компактное — 3;
более или менее связное, с паузами — 2;
доклад читается — 1.
Иллюстрация:
Композиция доклада:
имеется введение, обозначена цель, выдержана логика — 2;
отсутствует стройность и последовательность изложения — 1.
Библиография:
представлена достаточно полно, используются ссылки — 2;
число источников ограничено, изучены поверхностно — 1.
Особое мнение жюри:
добавлены баллы ___ за ___
Содержание программы курса
1. Экология и мы. Предмет экологии человека. Дзержинский район г. Перми как среда обитания (2 часа)
Введение. Содержание, цели и задачи курса. Экология человека. Классификация глобальных проблем человечества. Проблемы сохранения и укрепления здоровья. Особенности экологии Дзержинского района г.Перми.
Практика: Заполнение таблицы «Мой индивидуальный образовательный маршрут», проведение тестирования по методике ЭЗОП
2. Влияние загрязнений воды на здоровье человека. Дзержинский район г. Перми как среда обитания (2 часа)
Качество воды. Сточные воды и их очистка. Влияние примесей, содержащихся в воде на здоровье человека. Вода «живая» и «мертвая». Питьевая вода. Методы очистки питьевой воды. Использование бытовых фильтров для очистки воды. Источники питьевой воды в Дзержинскомрайоне г. Перми.
Практика: Выполнение заданий по теме:
Задание* Заполнение таблицы «Основные характеристики р.Кама»
Задание** Сбор информации (отчет) о гидроэлектростанциях, расположенных на р. Кама Задание*** Каким я вижу будущее Дзержинского района (мини-сочинение о приоритетных основных направлениях развития)
Практическая работа: «Какую воду мы пьем».
3. Загрязнение воздуха и здоровье человека. Курение как фактор экологической опасности. (1 час)
Загрязняющие вещества и их влияние на организм человека. Виды ПДК. Канцерогенные свойства веществ, выбрасываемых в атмосферу. Психологическое воздействие загрязнения атмосферы. Биоиндикация загрязнения атмосферы. Меры борьбы с загрязнением воздуха. Вред курения.
Практика: Выполнение заданий по теме:
Задание* Как очистить воздух в комнате
Задание** Составление таблицы «Группы факторов риска»
Задание** Курение как фактор экологический опасности
4. Окружающая среда и здоровье населения (1 час)
Понятие «Здоровье человека». Здоровый образ жизни.
Биоритмы. Суточные ритмы. Самочувствие человека. Погодные условия и их влияние на здоровье.
Практика: Выполнение заданий по теме:
Задание* Предложите свое определение здорового образа жизни
Задание** Предложите способы повышения физической и умственной работоспособности. Какая между ними существует взаимосвязь?
Задание*** Рефераты на тему «Болезни цивилизации», «Вредные привычки – угроза здоровью»
5. Акустическое шумовое загрязнение. Дзержинский район г. Перми как среда обитания. (2 час)
Шум. Шумовое загрязнение и его влияние на организм человека. Интенсивность акустических колебаний звука. Уровень шума. Ультразвуки. Инфразвуки. Шумовая болезнь. Особенности Дзержинского района г. Перми.
Задание* Как защитить себя от шума.
Задание** Составление таблицы «Группы шумовых загрязнений»
6. Электромагнитное заражение среды и здоровье человека. (1 час)
Источники электромагнитных излучений. Электромагнитные поля антропогенного происхождения. Влияние электромагнитных полей на здоровье человека. Дозы облучения организма. Обеспечение радиационной безопасности. Правила работы за компьютером.
Практика: Выполнение заданий по теме:
Задание* Как влияет облучение на человека
Задание** Составить правила своей работы за компьютером
7. Геопатогенные зоны. (1 час)
Знакомство с геопаталогией. Геопатогенные поля и их биологическое значение. Биолокационные методы обнаружения патогенных зон. Геопатогенные зоны как опасность для здоровья. Необходимость учета ГПЗ при строительстве. Лозоходство как метод диагностики патогенных зон.
Практика: Выполнение заданий по теме:
Задание* Как определяют геопатогенные зоны
Задание*** Выявить ближайшие геопатогенные зоны
8. Химическое загрязнение среды и здоровье человека. (2 часа)
Виды химических загрязнений. «Зеленая революция». Пестициды. Нитраты и нитриты. Биоиндикация загрязнения почв. ПДК нитратов в овощах. Мутагены. Канцерогены.
Практическая работа: «Обнаружение нитратов»
Практика: Выполнение заданий по теме:
Задание* Что обозначают индексы пищевых добавок
Задание* Исследование количества производимого в семье мусора
Задание** Выбор товара как способ сокращения загрязнения мусором окружающей среды
Задание*** Предложите различные способы вторичного использования бытовых отходов (можно в виде сказки, мини-сочинения)
9. Биологическое загрязнение, его влияние на здоровье человека. (1 часа)
Виды биологических загрязнений. Инфекционные заболевания, их возбудители, профилактика. Природно-очаговые инфекции. Управляемые и неуправляемые инфекции. Грибковые загрязнения.
Практика: Выполнение заданий по теме:
Задание* Правила обращения с лекарственными препаратами
Задание * Домашняя пыль. Как с ней бороться?
Задание** Экологически опасные факторы в быту
Задание*** Способы улучшения экологической обстановки в вашем доме
Задание*** Экологическое моделирование. Разработка проекта экологически безопасного жилища.
10. Основы рационального питания. (1 часа)
Рациональное питание – важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности. Биологическое и химическое загрязнение пищи. Проблема качества пищевых продуктов. Биологически активные вещества. Пищевые добавки. Генетически модифицированные продукты. Экологически чистые продукты. Предупреждение пищевых отравлений.
Практическая работа: «Экспертиза продуктов питания с целью выявления пищевых добавок различных классов».
Практика: Выполнение заданий по теме:
Задание* Составление суточного пищевого рациона
Задание** Подсчет расхода энергии на различные виды деятельности
Задание*** Суточный рацион питания
11. Выявление экологически опасных веществ и факторов воздействия в быту. (1 часа).
Экология жилища. Интерьер жилища и его влияние на человека. Микроклимат жилища, его влияние на человека. Строительные и отделочные материалы, посуда, игрушки, канцелярские и школьно-письменные принадлежности могут быть опасны для здоровья. Методы очистки воздуха в жилище. Законы экологии Б. Коммонера. Водосбережение. Энергосбережение.
Практика: Выполнение заданий по теме:
Задание* Оценка материально-жилищного уровня жизни семьи
Задание** Учет водопотребления в семье
Задание** Учет потребления энергии в своей семье
Задание*** Водосбережение. Изучение уровня потребления воды в квартире и предложения по экономии воды.
Задание*** Энергосбережение. Выявить потребности семьи в электрической энергии и определить пути сокращения ее потребления.
12. Проблемы приспособления человека к окружающей среде. (1 час)
Адаптация человека. Напряжение и утомление – как итог приспособления к неблагоприятным условиям окружающей среды. Стресс. Психология поведения людей в экстремальных условиях. Проблема одиночества. Учет адаптивных особенностей при выборе профессии. Релаксация как основной источник эмоционального выживания и физического здоровья.
Практика: Выполнение заданий по теме:
Задание* Исследование ощущений человека в различных пространствах
Задание** Разработка анкеты социологического опроса об отношении к природе
Задание** Ответить на вопрос: «Почему считают, что в сельской местности условия жизни для человека, как правило, более благоприятные, чем в крупных городах?»
Задание*** Ответить на вопрос: «Можно ли создать благоприятную среду обитания для человека в крупных городах?»
13. Итоговое занятие – конференция. (2 час)
Защита научно-практических работ по темам, предложенным в начале курса.
Практика: Выполнение итогового теста. Анкетирование по методике ЭЗОП.
Проектная деятельность.
Предлагаемые темы:
• Выявление экологически опасных веществ и факторов в быту.
• Мутанты – кто они?
• Экологически чистое жилье.
• Влияние шума на регуляторные системы организма.
• Влияние курения на заболеваемость курильщиков и членов их семей.
• Влияние пищевых добавок, что означают их индексы?
Основные виды деятельности учащихся
- Индивидуальная, групповая
- Составление таблиц
- Составление проектов в электронном виде
- Экскурсии
Тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1. | Экология и мы. Предмет экологии человека. Дзержинский район г. Перми как среда обитания | 2 |
2. | Влияние загрязнений воды на здоровье человека. Дзержинский район г. Перми как среда обитания | 2 |
3. | Загрязнение воздуха и здоровье человека. Курение как фактор экологической опасности. | 1 |
4. | Погода и самочувствие человека. | 1 |
5. | Акустическое шумовое загрязнение. Дзержинский район г. Перми как среда обитания. | 2 |
6. | Электромагнитное заражение среды и здоровье человека. | 1 |
7. | Геопатогенные зоны. | 1 |
8. | Химическое загрязнение среды и здоровье человека. | 2 |
9. | Биологическое загрязнение, его влияние на здоровье человека. | 1 |
10. | Основы рационального питания. | 1 |
11. | Выявление экологически опасных веществ и факторов воздействия в быту. | 1 |
12. | Проблемы приспособления человека к окружающей среде. | 1 |
13. | Итоговое занятие – конференция. | 2 |
Диагностика
№ | Тема | Виды контроля |
1 | Влияние физического загрязнения на здоровье человека | Тест |
2 | Влияние химического загрязнения на здоровье человека | Тест |
3 | Влияние биологического загрязнения на здоровье человека | Составление проекта |
Литература для учителя:
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Методическое пособие для учителя. – Самара “Учебная литература”, 2006. – 144 с.
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара “Учебная литература”, 2005. – 304 с.
Валеологический практикум для школьника (и учителя). Учебно-методическое пособие. - Казань, 1998.
Медведев Л.Н. Экология человека. Тексты избранных лекций. Красноярск: Изд-во КГПУ, 2001. – 71 с.
Наш край – 2006.
Популярная экология.- Казань,1997.
Программно-методические материалы: Экология 5-11 кл./Сост. В.Н. Кузнецов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 224 с.
Смирнова Н.З. Изучаем экологию экспериментально: Экологический практикум. Красноярск: РИО КГПУ, 1999. – 52 с.
Смирнова Н.З. Экологическое образование: проблемы и решения (региональный компонент). Красноярск: РИО КГПУ, 2000. – 147 с.
Теоретические и организационно-методические аспекты валеологического образования.- Казань,1998.
Экологическое образование и воспитание учащихся (сборник материалов).- Казань, 1995.
Энциклопедия для детей. Экология. – М.: Изд-во “Аванта”, 2001.
Литература для учащихся:
Дильман В.М. Большие биологические часы. – М.: Знание, 1986.
Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1997.
Лаптев А.П., Горбунов В.В., Коварные разрушители здоровья. – М.: Советский спорт, 1990.
Моисеев Н. Экология человечества глазами математика. – М.: Педагогика, 1989.
Попов В.А. Биосфера и проблемы ее охраны. – Казань, Татарское книжное издательство, 1981.
Розанов Б.Г. Живой покров Земли. – М.: Молодая гвардия,1989.
Романцев Е. Закономерные чудеса. – М.: Молодая гвардия, 1987.
Ясманов Н.А. Занимательная климатология. – М.: Знание, 1989.
Интернет-ресурсы.
*www. boges. ru/eco/
*www. cdt.kodinsk – online/ru
*www. eco. nw. ru – внешкольная экология.
*www. ekoportal. ru – Всероссийский экологический портал.
*www. forest. report. ru – Форум. Экология леса.
*www. infrormeco. ru – информационно-экологический портал Информ – Экология.