Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №1 для обучающихся с ОВЗ» г. Перми
Согласовано на методическом совете школы Протокол № ______ «____»____________________2019 г. | Утверждаю И.о.директора__________Н.Г.Брагина Приказ № _____ от «____»_________________2019 г.
|

Программа краткосрочных курсов для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Говорящие пальчики»
Составитель: Учитель начальных классов Кобзева Д.И
Пермь 2019
Содержание
1.Пояснительная записка ……………………………………………………стр.2
(актуальность, цель, задачи, принципы, формы, методы, режим занятий и ожидаемый результат)
2. Перспективно - тематический план ………………………………….стр.5
(период, тема, цель и форма подведения итогов работы кружка)
3.Список литературы………………………………………………………..стр.11
Пояснительная записка
В современных условиях функционирования и развития школьного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача школьного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а прежде всего в создании каждому школьнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности. План - программа краткосрочных курсов «Говорящие пальчики» направлен на всестороннее развитие ребенка, на развитие речи, осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму» работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Деятельность детей по интересам в кружке направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 7-9 лет. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Методика реализации системы занятий кружковой деятельности позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Актуальность плана - программы краткосрочных курсов «Говорящие пальчики» заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникацию с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов и речи служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой: моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
Отличительная особенность краткосрочных курсов в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Новизна программы в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь в кружке, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности.
Цель: Развитие и укрепление мелкой моторики и движений пальцев рук, двигательных и познавательных способностей, речи детей школьного возраста через выполнение предметно- практических действий в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи:
Программа предлагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития школьника.
Образовательные:
-формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
-формирование практических умений и навыков;
-обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
-развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
-совершенствование движений рук;
-развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
-развитие речи детей.
Воспитательные:
-воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
-воспитывать и развивать художественный вкус;
-воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Содержание программы строится на следующих принципах:
- Принцип системности - от простого к сложному, от частного к общему;
- Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме,
- Принцип целостности - целенаправленные, преднамеренные действия в процессе воспитания и обучения детей,
- Принцип деятельности - взаимосвязь разных видов деятельности,
- Принцип преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития,
- Принцип гуманности - ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь ему.
Методики и режим занятий кружка.
Перспективный план работы кружка составлен с учетом методических пособий:
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
- Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.
- Рымчук Н. А. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.
- Соколова С.В. Оригами для самых маленьких.
А. Никитина. Поделки в детском саду.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 30 минут во второй половине дня. Всего 8 занятий.
Форма работы – групповая, не более 10 – 13 человек.
Методы, используемые в работе кружка:
- Словесные (рассказы, объяснения, беседы)
- Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
- Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)
- Игровые (различные дидактические игры)
Для развития моторики рук на занятиях детской деятельности детей по интересам используются следующие приемы:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.
Каждое занятие состоит из трёх частей:
1.Вводная часть – беседа, в сопровождении с просмотром презентации, мультфильмов и пр. способствующая созданию эмоционального настроения, объяснение нового материала, выполнение различных вариантов пальчиковой гимнастики с использованием музыкального сопровождения.
2.Практическая часть – творческая работа детей, которая включает в себя и развитие графических навыков ребенка, и изготовление и оформление поделок. Развитие умения планировать свои действия, доводить начатое дело до конца.
3.Заключительная часть – рефлексия, т.е. самоанализ выполненной работы. Ребенок учится анализу собственной деятельности: что он сделал верно, что ему хотелось бы еще сделать, чему он сможет, научит других детей или родственников (маму, брата, сестру).
Занятия в кружке увлекают детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом, найти своё будущее увлечение, которое раскроет его творческие способности и разнообразит досуг.
Ресурсное обеспечение:
Для успешной реализации программы необходимо наличие материалов и инструментов:
- резиновые игрушки;
- бусы, ленточки, бантики, пуговицы, спички, палочки, шнуровки;
- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок); поролон, вата, ватные палочки.
- цветная бумага, альбом, фломастеры, клей, карандаши;
- фигурки пальчикого театра и др.
- картотека пальчиковых игр;
- картотека художественного слова (стихи, загадки);
- фонотека (классические произведения, детский репертуар).
Ожидаемые результаты:
1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
2.Овладение разными видами ручной умелости.
3.Овладение приемами работы с разными инструментами.
4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
5. Развитие речи и коммуникативных способностей, формирование навыков работы в коллективе.
Перспективно - тематическое планирование
Время проведения | Тема занятия | Цель и задачи |
1занятие | «Веточка с сердечками — аппликация из бумаги» | Цель: Развитие навыков работы с бумагой и клеем, нанизывание «сердечек» на веточку. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в нарезании или отрыве бумаги и в приклеивании их на плотную бумагу. |
2 занятие | «Скворечник для птиц» | Цель: Создать благоприятные условия для птиц, воспитать у детей чувство ответственности за живое на земле, развить чуткость, доброту и познавательный интерес к природе. Задачи: познакомиться с историей возникновения скворечников; изготовления (из подручных материалов). |
3 занятие | «Изготовление рыбки из ракушек» | Цели: Познакомить детей с видами ракушек, показать характерные особенности их формы, цвета, рассказать о способе работы с данным природным материалом; учить мастерить игрушку путем склеивания ее частей и деталей. Задачи: Воспитывать умение работать аккуратно; формировать эстетический вкус. Воспитывать чувство удовлетворения от работы с данным природным материалом; способствовать проявлению взаимопомощи, доброжелательности. |
4 занятие | «Мы ждем Весну» | Цель: выполнение объемной аппликации из салфеток. Задачи: 1.Учить выполнять объемную аппликацию из бумажных салфеток. 2.Развивать воображение фантазию ребёнка, мелкую моторику, формировать усидчивость, аккуратность, умение доводить работу до логического завершения. |
5 занятие | «Открытка для папы к 23 февраля» | Цель: изготовление открытки своими руками в технике аппликация. Задачи: - закреплять умение работать с бумагой; - закреплять навыки и умения работы с ножницами; - развивать мелкую моторику рук, глазомер; - развивать художественный и эстетический вкус; - развивать творческие способности, фантазию, воображение. |
6 занятие | «Юные художники» | Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – цветными мыльными пузырями. Задачи: Развивать способности находить красивое композиционное решение в рисунке, умение дорисовывать отпечатки цветных мыльных пузырей, получая изображения законченности и сходства с реальными образами. |
7 занятие | «Мимоза» | Цель: Использование нетрадиционных способов в аппликации с салфетками. Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать аппликационные умения и навыки, закреплять нарезания бумаги.
|
8 занятие | «Открытка для мамы или бабушки к 8 марта» | Цель: Продолжать учить работать ножницами. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, доброе отношение и любовь к своей маме. Задачи: -Умение взаимодействовать в коллективе, договариваться и уступать. - Уточнить и активировать словарь по теме: « Мамин праздник». -Развивать общую моторику и мелкую моторику пальцев рук. -Учить вырезать из бумаги -Способствовать развитию творчества, воображения, фантазии детей. |
Формы подведения итогов реализации плана - программы кружка:
- Анализ продуктов детской деятельности с последующим обобщением результатов, диагностика развития речи;
- Проведение выставок детских работ;
- Создание памятки по развитию мелкой моторики для родителей воспитанников.
3. Список литературы:
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
- Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.
- Рымчук Н. А. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.
- Соколова С.В. Оригами для самых маленьких.
А. Никитина. Поделки в детском саду.
- Журнал «Дошкольное воспитание».
- Интернет ресурсы.
- Хвостовцев А. Детки - непоседки. Пальчиковые игры для детей от 3 до 6 лет. Новосибирск: Сиб. унив. изд – во, 2009.