СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа краткосрочного курса для детей с ОВЗ "Говорящие пальчики "

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы направлен на всестороннее развитие личности ребенка, развития речи, общей и мелкой моторики, творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Программа краткосрочного курса для детей с ОВЗ "Говорящие пальчики "»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №1 для обучающихся с ОВЗ» г. Перми





Согласовано

на методическом совете школы

Протокол № ______

«____»____________________2019 г.

Утверждаю И.о.директора__________Н.Г.Брагина Приказ № _____ от «____»_________________2019 г.







Программа краткосрочных курсов для

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Говорящие пальчики»



Составитель: Учитель начальных классов Кобзева Д.И











Пермь 2019

Содержание


1.Пояснительная записка ……………………………………………………стр.2 

(актуальность, цель, задачи, принципы, формы, методы, режим занятий и ожидаемый результат)


2. Перспективно - тематический план ………………………………….стр.5

(период, тема, цель и форма подведения итогов работы кружка)


3.Список литературы………………………………………………………..стр.11






































Пояснительная записка

В современных условиях функционирования и развития школьного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача школьного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а прежде всего в создании каждому школьнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности. План - программа краткосрочных курсов  «Говорящие пальчики» направлен на всестороннее развитие ребенка, на развитие речи, осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму» работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Деятельность детей по интересам в кружке направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 7-9 лет. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Методика реализации системы занятий кружковой деятельности позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Актуальность плана - программы краткосрочных курсов «Говорящие пальчики» заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникацию с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов и речи служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой: моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Отличительная особенность краткосрочных курсов в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Новизна программы в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь в кружке, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности.

Цель: Развитие и укрепление мелкой моторики и движений пальцев рук, двигательных и познавательных способностей, речи детей школьного возраста через выполнение предметно- практических действий в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:
Программа предлагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития школьника.

Образовательные:

-формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

-формирование практических умений и навыков;

-обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

-развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

-совершенствование движений рук;

-развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

-развитие речи детей.

Воспитательные:

-воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

-воспитывать и развивать художественный вкус;

-воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Содержание программы строится на следующих принципах:
Принцип системности - от простого к сложному, от частного к общему;

Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме,
Принцип целостности - целенаправленные, преднамеренные действия в процессе воспитания и обучения детей,
Принцип деятельности - взаимосвязь разных видов деятельности,
Принцип преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития,
Принцип гуманности - ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь ему.

Методики и режим занятий кружка.

Перспективный план работы кружка составлен с учетом методических пособий:

- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

- Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.

- Рымчук Н. А. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.

- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.

- Соколова С.В. Оригами для самых маленьких.

А. Никитина. Поделки в детском саду.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 30 минут во второй половине дня. Всего 8 занятий.

Форма работы – групповая, не более 10 – 13 человек.

Методы, используемые в работе кружка:

- Словесные (рассказы, объяснения, беседы)

- Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)

- Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)

- Игровые (различные дидактические игры)

Для развития моторики рук на занятиях детской деятельности детей по интересам используются следующие приемы:

- самомассаж кистей рук;

- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Каждое занятие состоит из трёх частей:
1.Вводная часть – беседа, в сопровождении с просмотром презентации, мультфильмов и пр. способствующая созданию эмоционального настроения, объяснение нового материала, выполнение различных вариантов пальчиковой гимнастики с использованием музыкального сопровождения.
2.Практическая часть – творческая работа детей, которая включает в себя и развитие графических навыков ребенка, и изготовление и оформление поделок. Развитие умения планировать свои действия, доводить начатое дело до конца.
3.Заключительная часть – рефлексия, т.е. самоанализ выполненной работы. Ребенок учится анализу собственной деятельности: что он сделал верно, что ему хотелось бы еще сделать, чему он сможет, научит других детей или родственников (маму, брата, сестру).
Занятия в кружке увлекают детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом, найти своё будущее увлечение, которое раскроет его творческие способности и разнообразит досуг. 

Ресурсное обеспечение:

Для успешной реализации программы необходимо наличие материалов и инструментов:

- резиновые игрушки;

- бусы, ленточки, бантики, пуговицы, спички, палочки, шнуровки;

- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок); поролон, вата, ватные палочки.

- цветная бумага, альбом, фломастеры, клей, карандаши;

- фигурки пальчикого театра и др.

- картотека пальчиковых игр;

- картотека художественного слова (стихи, загадки);

- фонотека (классические произведения, детский репертуар).

Ожидаемые результаты:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5. Развитие речи и коммуникативных способностей, формирование навыков работы в коллективе.

























Перспективно - тематическое планирование

Время проведения

Тема занятия

Цель и задачи

1занятие

«Веточка с сердечками — аппликация из бумаги»

Цель: Развитие навыков работы с бумагой и клеем, нанизывание «сердечек» на  веточку.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в нарезании или отрыве бумаги и в приклеивании их на плотную бумагу.

2 занятие

«Скворечник для птиц»


Цель: Создать благоприятные условия для птиц, воспитать у детей чувство ответственности за живое на земле, развить чуткость, доброту и познавательный интерес к природе.

Задачи:

познакомиться с историей возникновения скворечников; изготовления (из подручных материалов).

3 занятие

«Изготовление рыбки из ракушек»

Цели: Познакомить детей с видами ракушек, показать характерные особенности их формы, цвета, рассказать о способе работы с данным природным материалом; учить мастерить игрушку путем склеивания ее частей и деталей.

Задачи: Воспитывать умение работать аккуратно; формировать эстетический вкус.
Воспитывать чувство удовлетворения от работы с данным природным материалом; способствовать проявлению взаимопомощи, доброжелательности.

4 занятие

«Мы ждем Весну»

Цель: выполнение объемной аппликации из салфеток. 
Задачи:
1.Учить выполнять объемную аппликацию из бумажных салфеток.
2.Развивать воображение фантазию ребёнка, мелкую моторику, формировать усидчивость, аккуратность, умение доводить работу до логического завершения.

5 занятие

«Открытка для папы к 23 февраля»

Цель: изготовление открытки своими руками в технике аппликация.
Задачи:
- закреплять умение работать с бумагой;
- закреплять навыки и умения работы с ножницами;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- развивать творческие способности, фантазию, воображение.

6 занятие

«Юные художники»

Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – цветными мыльными пузырями.

Задачи:  Развивать способности находить красивое композиционное решение в рисунке, умение дорисовывать отпечатки цветных мыльных пузырей, получая изображения законченности и сходства с реальными образами.

7 занятие

«Мимоза»

Цель: Использование нетрадиционных способов в аппликации с салфетками.

Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать аппликационные умения и навыки, закреплять нарезания бумаги.




8 занятие

«Открытка для мамы или бабушки к 8 марта»

Цель: Продолжать учить работать ножницами. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, доброе отношение и любовь к своей маме.

Задачи:

-Умение взаимодействовать в коллективе, договариваться и уступать.

- Уточнить и активировать словарь по теме: « Мамин праздник».

-Развивать  общую моторику и мелкую моторику пальцев  рук.

-Учить вырезать из бумаги

-Способствовать развитию творчества, воображения, фантазии детей.


Формы подведения итогов реализации плана - программы кружка:

- Анализ продуктов детской деятельности с последующим обобщением результатов, диагностика развития речи;

- Проведение выставок детских работ;

- Создание памятки по развитию мелкой моторики для родителей воспитанников.

3. Список литературы:

- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

- Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.

- Рымчук Н. А. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.

- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.

- Соколова С.В. Оригами для самых маленьких.

А. Никитина. Поделки в детском саду.

- Журнал «Дошкольное воспитание».

- Интернет ресурсы.

- Хвостовцев А. Детки - непоседки. Пальчиковые игры для детей от 3 до 6 лет. Новосибирск: Сиб. унив. изд – во, 2009.