Программа
краткосрочного курса
«Мир декупажа»
Составлена
учителем Овчинниковой Е.В.
Пояснительная записка.
Большие возможности в развитии творческого потенциала ребенка заключает в себе такой вид прикладного творчества как декупаж. Программа краткосрочного курса «Мир декупажа» имеет художественно-эстетическую направленность. С помощью техники «декупаж» можно декорировать мебель, ткань, коробки, шкатулки, вешалки, кухонные доски, рамки и многое другое. Слово decoupaqe происходит от французского «вырезать». Соответственно «техника декупажа» - это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Оформление элементов интерьера в технике «декупаж» восходит к раннему Средневековью. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком картинки выглядели как рисунки. Дальнейшее своѐ распространение техника «декупаж» получила в Англии в 19 веке. В настоящее время мотивы чаще всего вырезаются из трехслойных салфеток, поэтому декупаж получил еще одно название – салфеточная техника.
Программа краткосрочного курса «Мир декупажа» ориентирована на побуждение школьников 5 – 7 классов к освоению знаний и умений в одном из видов декоративно-прикладного творчества, представляющем собой технику декорирования разнообразных поверхностей.
Актуальность программы.
Данная программа позволяет обучающимся овладеть технологией декорирования предметов в технике декупаж. Содержание программы позволяет разнообразить творческую деятельность обучающихся. Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в реализации своих лидерских и организаторских качеств. Важная задача в работе с детьми – создание атмосферы успешности. Поэтому в занятия включены задания, в которых наглядно демонстрируется, что красиво декорированное изделие, которое можно использовать для украшения интерьера дома, может получиться у любого ребенка. Декупаж дарит возможность по своему вкусу прекрасно декорировать мебель и любые предметы обихода. Техника декупаж развивает концентрацию, внимание и усидчивость во время вырезания рисунков и мотивов, знакомя его с орнаментами, узорами и развивая цветовое восприятие, фантазию. Не менее важным здесь будет развитие логического мышления в процессе обдумывания последовательности действий: вырезать, наклеить, покрыть лаком.
Развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук является сильным стимулом для развития центральной нервной системы, речи и способствуют развитию пространственного мышления. Технология работы воспитывает усидчивость, аккуратность, трудолюбие. На занятиях учащиеся знакомятся с основами декоративно - прикладного искусства, развивают вкус, воображение, учатся анализировать и оценивать свою работу. В итоге дети создают яркие декоративные поделки, имеющие не только художественно-декоративную ценность, но и несущие практическую пользу.
Цель программы: знакомство с декупажем, создание условий для развития творческого потенциала обучающихся через изготовление изделий в технике декупаж.
Для достижения поставленной цели программой предусмотрено необходимое решение следующих задач.
Образовательные задачи:
Дать детям общее понятие о декупаже как виду прикладного творчества, о способах применения в быту.
Формировать у детей практические умения и навыки выполнения декупажа.
Познакомить детей с видами декупажа, со специальными красками, лаками и инструментами для нанесения красочного слоя, освоить с детьми весь процесс выполнения декупажа.
Развивающие задачи:
Формирование и развитие творческого мышления детей, их индивидуальных задатков и способностей, создание условий для самореализации.
Предоставление детям возможности проявить свои творческие способности, богатую фантазию, изобретательность, художественный вкус.
Создание многомерного пространства возможных интересов детей.
Воспитательные задачи:
Создание условий для формирования и развития у детей интереса и любви к декупажу через активную творческую деятельность и обучение определѐнным навыкам в освоении художественного мастерства.
Развитие сознательного и уважительного отношения к труду других людей, понимание значимости своего труда.
Создание на занятиях творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного, интересного общения друг с другом и педагогом.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
-личностно-ориентированного подхода (обращение к субъективному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности);
-природосообразности (учитывая возраст ребенка, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающей выполнение заданий различной степени сложности);
-свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
-сотрудничества и ответственности;
-последовательности освоения учебного материала – от простого к сложному, от учебных заданий к творческим решениям;
-систематичности, последовательности, наглядности обучения.
Программа краткосрочного курса по выбору с элементами профессиональной деятельности реализуется в рамках школьной системы профессиональных проб. Программа способствует подготовке к самостоятельной жизни, а так же профессиональному самоопределению.
Программа краткосрочного курса «Мир декупажа» носит практико-ориентированный характер. Она направлена на формирование и определенных трудовых умений и навыков, но и способствует развитию личностного и творческого потенциала обучающихся посредством декоративно-прикладной деятельности.
Объем программы – 6 занятий. Занятия проводятся с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся, по упрощенному варианту обучения данному виду работ. Теоретическое обучение проходит устно, без ведения записи обучающимися, при помощи наглядных образцов. Практическое обучение происходит при непосредственном декорировании изделия как при участии педагога, так и самостоятельно.
Необходимые материалы:
- образцы изделий из различных материалов;
- бумажные трехслойные салфетки;
- широкие кисти, краски, гуашь, клей ПВА, лак, акриловые краски, ножницы, одноразовые тарелочки.
Ожидаемые результаты. Пройдя курс, предусмотренный данной программой, обучающиеся обретают навыки работы с разными материалами, учатся самостоятельно задумывать, проектировать, осмысливать и выполнять работу.
Обучающиеся должны знать:
- правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, лаком;
- название и назначение различных материалов, инструментов;
- виды декорирования декупажем различных предметов;
- свойства различных видов материалов: тканей, бумаги, дерева, металла, стекла, керамики;
- варианты композиционного размещения декоративных элементов.
Обучающиеся должны уметь:
- соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, лаком;
- выполнять декоративные изделия в технике декупаж;
- декорировать формы, предметы и элементы интерьера;
- производить экономический расчет изготовления изделия и экономно расходовать материалы;
- качественно с технологической точки выполнять изделия.
Темы занятий | Содержание занятия |
1. Введение в декупаж. | 1.1. Введение в содержание программы. Беседа, правила поведения и техника безопасности. 1.2.Что такое декупаж. История возникновения техники декупаж. Основные материалы и инструменты. Знакомство с материалами, которые используются в работе. Знакомство с различными приемами декорирования. 1.3. Выбор изделия для декорирования: -декупаж коробки; -декупаж стеклянной банки; -декупаж цветочного горшка; -декупаж тарелки. |
2. Знакомство с основными приемами декупажа. | Знакомство с техникой декорирования декупажем, которые в дальнейшем используются в предметной деятельности детей. Составление единого рисунка из нескольких фрагментов разных салфеток в декупаже. Нюансы работы с салфеткой при декупаже. Что такое грунтование. Приклеивание салфетки классическим способом. |
3,4. «Красота своими руками». Декорирование изделия в технике декупаж. | Освоение техники декорирования декупажем. Декорирование изделия в технике декупаж. Правильная подготовка рабочей поверхности. Особенности работы со стеклянной поверхностью, картоном, пластмассой, деревом. Подбор декоративных фонов. Композиция в декупаже. Составление единого рисунка из нескольких фрагментов разных салфеток в декупаже. Нюансы работы с салфеткой при декупаже. Приклеивание салфетки разными способами. |
4,5. Художественное декорирование изделия. | Способы подрисовки в декупаже, патинирование, лакировка полученного изображения для защиты от внешних воздействий. |
6.Итоговое занятие. | Оформление готового изделия. Совместное творчество по созданию компьютерной презентации изделий в технике декупаж. |