Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детско–юношеский центр»
Рассмотрена на заседании педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ протокол №1 от 10 сентября 2020 года | Согласована на заседании совета учреждения МАУ ДО ДЮЦ протокол №1 от 10 сентября 2020 года | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«КРЕАТИВ-ДЕКОР»
Вид программы | модифицированная |
Направленность | художественно-эстетическая |
Форма организации | Жёлтый лис |
Срок реализации | 1 год |
Возраст обучающихся | 11-18 лет |
Денисенко Екатерина Вадимовна,
педагог дополнительного образования
г. Салехард, 2020 г.
Пояснительная записка
Программа «Креатив-Декор» разработана для предоставления дополнительного образования в условиях МАУ ДО «ДЮЦ» и имеет художественно-эстетическую направленность, является модифицированной, предназначена для обучающихся 11-18 лет.
Дополнительная общеразвивающая программа «Креатив-Декор» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г.№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.
Учебный курс отделения декоративно – прикладного искусства по лепке из полимерной глины «Креатив-Декор» рассчитан на один год для детей с 11 до 18 лет.
Актуальность и педагогическая целесообразность разработки и реализации данной программы вызваны необходимостью внедрения новых идей, принципов, педагогических технологий, а также приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Лепка из полимерной глины является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания. С эмоциональной и общественной сторонами человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Новизна данной программы определяется учётом социальных потребностей детей: доступность теоретического и практического материала, зримые результаты работы за короткий срок (изготовление готового изделия за одно или несколько занятий).
Программа «Креатив-Декор» рассчитана на обучающихся с 11 до 18 лет. Состав группы – постоянный, количество учащихся в группе не менее 15 человек. В группах могут заниматься дети разного возраста. У детей младшего возраста происходит переход от наглядного-образного мышления к логическому, поэтому они нуждаются в развитии моторики обеих рук. Лепка наилучшим образом помогает решить данную проблему. В подростковом возрасте активно развивается творческое мышление, и занятие лепкой позволяет детям упражняться в создании и реализации своих творческих замыслов.
Формы обучения. Форма обучения – очная. Данная форма обучения наиболее эффективна, так как обеспечивает непосредственное взаимодействие обучающихся с педагогом для более полного и содержательного освоения знаний и умений по данной программе. Общее количество часов по программе составляет 144 часа в год.
Цель данной программы – формирование художественно – творческой активности личности посредством самовыражения через изготовление изделий на основе приемов и методов лепки из полимерной глины.
Все занятия построены по нарастающей сложности, от простого к сложному, от работы под руководством преподавателя (по образцу). Курс предполагает начальное обучение основам дизайна, что в наше время очень актуально.
Таким образом, методические основы программы «Креатив-Декор» определяют следующие задачи образовательного процесса:
Обучающие:
познакомить с техникой безопасности;
научить особенностям работы с глиной;
дать необходимые знания, умения для творческого воспроизведения задуманного образа;
научить применять способы объемной лепки из глины;
знакомить с народными традициями народного искусства по лепке из полимерной глины.
Развивающие:
развивать особенности оценки выполненной работы, интуицию
развивать творческие способности и задатки
развивать умение наблюдать, выделять главное.
Воспитательные:
воспитывать художественный вкус, отзывчивость, уважение к окружающим людям;
воспитывать художественный вкус у обучающихся;
воспитывать культуру поведения и общения.
Курс предполагает освоение учащимися следующих знаний, умений, навыков:
Формирование представлений о лепке из полимерной глины.
Овладение разнообразными приемами лепки.
Умение составить композицию, эскиз для практической работы.
Умение использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
Ознакомление с основами дизайна.
Умение анализировать свою работу, исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу, умело используя приемы и изобразительные формы.
Доступность материала, мгновенное получение декоративных эффектов, незатруднительное закрепление декоративного эффекта, позволяют каждому обучающемуся получить быстрый результат своей работы, закрепить знания на практической работе, в работе над конкретным изделием и увидеть результат своей деятельности. Именно это стимулирует их воображение и творческое начало.
Ожидаемые результаты от реализации программы. Получая знания по программе «Креатив-Декор», дети не только могут связать свою дальнейшую профессию с декоративно-прикладным творчеством, но и получают умение справляться с любой поставленной перед ними задачей, учатся не бояться трудностей и доводить до конца любое дело. Это очень важные качества для любой профессии.
Формы контроля освоения программы. Оценка знаний проводится дифференцированно, с учетом возраста, с тем, чтобы соблюдался гуманистический подход и свободное развитие личности.
Для проверки знаний воспитанников проводятся тесты, зачеты.
Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля:
1. Промежуточный, (декабрь): мониторинг.
2. Итоговый, (май): мониторинг, выставка. Для проверки умений и навыков оценивается выполнение практических заданий и результаты участия в выставках и конкурсах (городских, региональных и всероссийских).
Критерии оценки качества работ обучающихся
Низкий (воспитанник овладел менее чем половиной объема знаний по теме, овладел менее чем половиной объема практических умений и навыков и, по наблюдению педагога, овладел менее половиной объема навыков по организации своей деятельности, коммуникативными и интеллектуальными умениями и др.). Предметы не наделены образным решением, неверно передана форма, пропорции, композиция не продумана, носит случайный характер, безразличие к материалу - 1 балл.
Средний (соответственно, объем усвоенных воспитанником знаний по теме составляет более половины, объем усвоенных практических умений и навыков составляет более половины; воспитанник овладел более, чем половиной объема организационных навыков и освоил коммуникативные и интеллектуальные умения и др.), в работе есть незначительные искажения в строении предмета, передачи формы, пропорциях предмета, композиции, движение передано неопределенно - 2 балла.
Высокий (воспитанник освоил практически весь объем знаний по теме, овладел практически всеми умениями и навыками, освоил практически весь объем организационных навыков, коммуникативных и интеллектуальных умений и др.), предмет наделен оригинальным образным содержанием, форма передана точно, части расположены точно, композиция продумана, достаточно четко передано движение- 3 балла.
По общему анализу работы объединения выявляются недостатки и достижения в работе.
Результаты сравниваются по каждому воспитаннику, выявляется уровень подготовки ребенка: низкий, средний или высокий и определяется динамика результатов обучения: положительная или отрицательная.
Формы подведения итогов реализации программы осуществляются по контролю теоретических знаний в виде тестирования, а также практических умений и навыков по результатам участия в выставках, конкурсах, фестивалях.
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов и тем | Всего час | Количество часов учебных занятий | |
Теор. занятия | Практ. занятия |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 4 | 1 | 3 |
2. | Соблюдение правил техники безопасности при работе с полимерной глиной – опрос. Способы лепки и использование дополнительных приспособлений. Режущие и колющие инструменты. | 4 | 1 | 3 |
3. | Технология выполнения изделий из полимерной глины. История возникновения и развитие промысла. Авторское украшение из глины. Керамика и керамические изделия. Знакомство с полимерной глиной, как с основным материалом для лепки. | 4 | 1 | 3 |
4. | Основы декоративно-прикладного искусства. Упражнения по знанию основ композиции. Изображение предметного мира. | 4 | 1 | 3 |
5. | Упражнения по определению гармоничного сочетания цветов с помощью цветового круга И. Иттена. Цветовые сочетания, основные цвета, цветовой круг. Получение произвольных цветов. Работа с палитрой. | 4 | 2 | 2 |
6. | Создание простых плоских форм из полимерной глины. Работа с материалом и инструментом. | 4 | 1 | 3 |
7. | Технология варки и обжига изделий из полимерной глины Обработка изделий из полимерной глины в домашних условиях. Способы варки и запекания. Эффекты цветовые, глазурования, эффекты выпечки. Цветная глина. | 4 | 1 | 3 |
| Хранение материала и готового изделия. Изготовление бусин разных форм и размеров. | 4 | 1 | 3 |
8. | Специальные инструменты. Техника работы с пастелью. Упражнение: тонировка готового изделия сухой пастелью | 4 | 1 | 3 |
9. | Изучение текстур. Работа с материалом и инструментом. Полимерная глина: виды. Хранение материала и готового изделия. Общие инструменты. Специальные инструменты. Изготовление бусин разных форм и размеров. | 4 | 2 | 2 |
10. | Техника работы с пастелью. Изучение текстур. Упражнения с кусочком глины: этапы крепления материала, смешивание цветов. | 4 | 1 | 3 |
11. | Технология сочетания изделий из полимерной глины со стеклом Основы и техника работы с полимерной глиной. Этапы лепки из полимерной глины. Особенности крепления деталей из полимерной глины на стекло. Простейшие и отделочно-декоративные элементы. | 4 | 1 | 3 |
12. | Способы крепления материала. Освоение техники «тейпирования», «вытягивания и моделирования частей». Концентрация внимания на качество исполнения. | 4 | 1 | 3 |
13. | Технология раскраски изделий из полимерной глины Техника смешивания цвета. Освоение техники «вытягивания и моделирования частей». Плоская форма из запекаемой полимерной глины. Выбор колористической палитры (не более 4 – х цветов). | 4 | 1 | 3 |
14. | Изготовление «пряничного домика». Новогодняя композиция, работа с полимерной глиной. | 4 | 1 | 3 |
15. | Изготовление фигурок для новогодней кружки. Новогодняя композиция, работа с полимерной глиной. | 4 | 1 | 3 |
16. | Тонирование готовых изделий (пастель, акрил) Тонировка выполненной работы. Оформление. Подведение итогов, обсуждение. | 4 | 1 | 3 |
17. | Техника смешивания цвета. Изготовление фигурок по теме «Магазин» Плоская форма. | 4 | 1 | 3 |
18. | Оформление и декорирование различных поверхностей. Оформление и декорирование фигурок по теме «Магазин» | 4 | 1 | 3 |
19. | Оформление и декорирование: миниатюры «Продукты» | 4 | 1 | 3 |
20. | Оформление и декорирование: брелок «Кулинарная миниатюра». | 4 | 1 | 3 |
21. | Тонирование, сборка и декорирование: брелка | 4 | - | 4 |
22. | Оформление и декорирование магнит на холодильник «Кулинарная миниатюра». Изготовление декоративных игрушек (эскиз, лепка, сборка, тонировка). | 4 | 1 | 3 |
23. | Изготовление декоративных игрушек (эскиз, лепка, сборка, тонировка). Выставка работ, подведение итогов, обсуждение. | 4 | 1 | 3 |
24. | Авторский подарок на 8 марта: эскиз, лепка, сборка, тонировка, декорирование. Изготовление цветов. Выполнение объёмных цветов и ягод: розы, орхидеи, ягоды земляники, смородины, морошки и т.д. Цветовой переход в лепестках. Эскиз, оформление, декорирование, сборка, тонировка. | 16 | 3 | 13 |
25. | Оформление и декорирование кружки ложки любимым персонажем. Разработка и выполнение авторских работ. Коллективные работы, как способ совместной творческой деятельности. | 4 | 1 | 3 |
26. | Пасхальная композиция: (эскиз, лепка, сборка, тонировка, декорирование). | 12 | 2 | 10 |
27. | Творческо-поисковая работа, самостоятельная работа учащихся, анализ работ на творческих встречах и выставках Обсуждение выпускной работы, выбор темы, составления эскиза. | 4 | 2 | 2 |
28. | Оформление, декорирование, сборка, тонировка выпускной работы | 12 | 2 | 10 |
| Итого: | 144 | 35 | 109 |
i.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Современные виды декоративно-прикладного искусства. Полимерная глина (пластика). Материалы инструменты. Основные инструменты для работы: доска –рабочая поверхность, скалка для раскатки полимерной глины, паста-машина, набор каттеров, молды, набор стеков, режущие инструменты, экструдер,
Режущие и колющие инструменты. Соблюдение правил техники безопасности при работе с полимерной глиной – опрос.
Технология выполнения изделий из полимерной глины.
История возникновения и развитие промысла. Авторское украшение из глины. Керамика и керамические изделия.
Знакомство с полимерной глиной, как с основным материалом для лепки. Основы декоративно-прикладного искусства. Упражнения по знанию основ композиции. Изображение предметного мира. Упражнения по определению гармоничного сочетания цветов с помощью цветового круга И. Иттена. Создание простых плоских форм из полимерной глины.
Плоские формы из полимерной глины. Работа с материалом и инструментом.
Полимерная глина: виды. Общие инструменты. Упражнение: тонировка готового изделия сухой пастелью.
Хранение материала и готового изделия. Изготовление бусин разных форм и размеров. Специальные инструменты. Техника работы с пастелью. Упражнение: тонировка готового изделия сухой пастелью.
Технология варки и обжига изделий из полимерной глины
Изучение текстур. Работа с материалом и инструментом. Полимерная глина: виды. Хранение материала и готового изделия. Общие инструменты. Специальные инструменты. Изготовление бусин разных форм и размеров.
Техника работы с пастелью. Изучение текстур. Упражнения с кусочком глины: этапы крепления материала, смешивание цветов.
Технология сочетания изделий из полимерной глины со стеклом
Основы и техника работы с полимерной глиной. Этапы лепки из полимерной глины.
Способы крепления материала. Освоение техники «тейпирования», «вытягивания и моделирования частей». Концентрация внимания на качество исполнения.
Технология раскраски изделий из полимерной глины
Техника смешивания цвета. Освоение техники «вытягивания и моделирования частей». Плоская форма из запекаемой полимерной глины. Выбор колористической палитры (не более 4 – х цветов).
Изготовление «пряничного домика». Новогодняя композиция, работа с полимерной глиной.
Изготовление фигурок для новогодней кружки. Новогодняя композиция, работа с полимерной глиной.
Тонирование готовых изделий (пастель, акрил). Тонировка выполненной работы. Оформление. Подведение итогов, обсуждение.
Техника смешивания цвета. Изготовление фигурок по теме «Магазин» Плоская форма.
Оформление и декорирование различных поверхностей. Оформление и декорирование фигурок по теме «Магазин».
Оформление и декорирование: миниатюры «Продукты».
Оформление и декорирование: брелок «Кулинарная миниатюра».
Тонирование, сборка и декорирование брелока.
Оформление и декорирование магнит на холодильник «Кулинарная миниатюра». Изготовление декоративных игрушек (эскиз, лепка, сборка, тонировка).
Изготовление декоративных игрушек (эскиз, лепка, сборка, тонировка). Выставка работ, подведение итогов, обсуждение.
Авторский подарок на 8 марта: эскиз, лепка, сборка, тонировка, декорирование. Изготовление цветов. Выполнение объёмных цветов: лютики, розы, орхидеи и т.д. Цветовой переход в лепестках. Эскиз, оформление, декорирование, сборка, тонировка.
Оформление и декорирование кружки ложки любимым персонажем.
Пасхальная композиция: (эскиз, лепка, сборка, тонировка, декорирование).
Творческо-поисковая работа, самостоятельная работа учащихся, анализ работ на творческих встречах и выставках
Обсуждение выпускной работы, выбор темы, составления эскиза.
Оформление, декорирование, сборка, тонировка выпускной работы.
Перечень учебно – методического обеспечения или необходимые условия для реализации программы
Полимерная глина разных цветов.
Картон.
Ножницы.
Салфетки.
Фольга, как основа или каркас изделия (бусины, крупные изделия).
Белая бумага,
Краски – гуашь, акварель, кисточки.
Карандаши цветные.
Ножи.
Специальные ножи для работы с полимерной глиной, обычно в комплект входит: гибкое лезвие, 2 фигурных лезвия и классическое лезвие. Можно работать с канцелярскими ножами (ножами для бумаг).
Шило.
Используется для прокалывания бусин и придания фактуры изделия.
Скалка.
Специальная акриловая скалка: лёгкая, без швов, прозрачная. Можно использовать стеклянную бутылку.
Гвоздики разного диаметра, вязальные спицы тонкие и толстые, зубочистки. Используются для придания фактуры, чтобы делать узоры.
Набор инструментов для пластики: стеки, петли, проволочные резаки, губки.
Разные наборы формочек, металлические формочки для выпечки или самодельные формочки из металлических или пластиковых бутылок.
Экструдер и насадки.
Инструмент типа шприца для выдавливания пластики через одно или несколько отверстий в насадке.
Позволяет получить интересные цветовые эффекты, а также просто сэкономить время. Экструдер используется в технике «Филигрань».
Паста машина для раскатки пластики в ровные пласты определённой толщины, создания плавного перехода цвета, изготовления текстурной поверхности.
Текстурные листы, придают поверхности пластики определённую текстуру.
Наждачная бумага для полировки изделий: 600, 800, 1000, 1250.
Рабочая поверхность.
Досочки для лепки из пластики (оргстекло, стекло), вощёная бумага (пекарская), кафельная плитка. Легко чистить и отклеивать от них готовые изделия из пластики.
Материалы и инструменты:
Электронные ресурсы
https://www.livemaster.ru/topic/146603-polimernaya-glina-sostav-svojstva-tehnika-bezopasnosti
https://www.youtube.com/watch?v=cdsWeAKdeuw
http://www.paintm.net/
http://www.vestiario.ru/articles/
http://www.handup.ru/page-up38.html/
http://art-batic.ru/info/istoriya-batika/
http://wikipedia.org
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М.: Карапуз– Дидактика, 2016.
Комарова Т.С. Дети в мире творчества», М., 1995.;
Комарова Т.С., Савенкова А.И. Коллективное творчество детей. – М., 2016.
Актуальные проблемы эстетического воспитания и развития детей / под. Рред. Т.С.Комаровой, М., 20.18
Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2–е изд. М., 2017.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М, 2005 г.;
Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей» (методика). – М., 2017.
Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. – М., 2019.
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки». – М.: Карапуз–дидактика, 2017.
Губина В. Чудеса из полимерной глины. – М.: АСТ, 2015.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Зайцева А. Полимерная глина. Самый полный и понятный самоучитель. – М.: Эксмо, 2014.
Круглова М. Полимерная глина. Мастер–классы для начинающих. – М.: Эксмо, 2014.
Симдянкина Н. Самые красивые украшения, цветы и фигурки из полимерной глины. – М., Эксмо, 2015.
Данилова Т. Цветы из полимерной глины. Основы керамофлористики. – СПб: Питер, 2015.