Программа кружка
«Чудо - шашки»
(6-10 лет)
Пояснительная записка
Особенности учебной программы
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
При отборе содержания и видов деятельности детей в данном объединении учитывались интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности.
Содержание программы внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Количество обучающихся ученика
Возраст, на который рассчитана программа – 6-10 лет
Количество учебных часов – 1 час в неделю, за год 34 часа
Год обучения - 2013/14учебный год
Цель программы:
Задачи:
научить детей играть в шашки;
развивать интерес к освоению высот мастерства шашечной игры
Учебно-тематический план
№ | темы | Количество часов | | |
| | Всего | Теория | практика |
1 | Шахматная доска и фигуры | 2 | 1 | 1 |
2 | Ходы и взятие фигур | 4 | 2 | 2 |
3 | Цель и результат шашечной партии | 4 | 2 | 2 |
4 | Общие принципы разыгрывание партии | 6 | 2 | 4 |
5 | Особенности хода «дамки» | 2 | 1 | 1 |
6 | Тактические приемы и особенности их применения | 8 | 2 | 6 |
7 | Шашечный турнир | 2 | | 2 |
8 | Игра «уголки» | 2 | 1 | 1 |
9 | Игра «поддавки» | 2 | 1 | 1 |
10 | Подведение итогов года | 1 | | 1 |
Календарно – тематическое планирование
№ | темы | Количество часов | Дата проведения | | |
| | Всего | Теория | практика | |
1 | Шахматная доска и фигуры | 2 | 1 | 1 | 7.09, 14.09 |
2 | Ходы и взятие фигур | 4 | 2 | 2 | 21.09, 28.09, 5.10, 12.10 |
3 | Цель и результат шашечной партии | 4 | 2 | 2 | 19.10, 26.10, 9.11, 16.11 |
4 | Общие принципы разыгрывание партии | 6 | 2 | 4 | 23.11, 30.11, 7.12,14.12, 21.12, 28.12 |
5 | Особенности хода «дамки» | 2 | 1 | 1 | 11.01,18.01 |
6 | Тактические приемы и особенности их применения | 8 | 2 | 6 | 25.01,1.02, 8.02,22.02, 29.02,7.03, 14.03, 21.03 |
7 | Шашечный турнир | 2 | | 2 | 4.04,11.04 |
8 | Игра «уголки» | 2 | 1 | 1 | 18.04,25.04 |
9 | Игра «поддавки» | 2 | 1 | 1 | 2.05, 16.05 |
10 | Подведение итогов года | 1 | | 1 | 23.05 |
Содержание разделов программы
Шахматная доска и фигуры
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
Ходы и взятие фигур
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Цель и результат шашечной партии
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
Общие принципы разыгрывание партии
Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
Особенности хода «дамки»
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Тактические приемы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
Шашечный турнир
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся
Игра «уголки»
Игра «поддавки»
Подведение итогов года
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся