Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт. Приисковый
Принята на заседании методического (педагогического) совета от "__" ______________ 20__ г. Протокол № ___________________ | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ пгт. Приисковый ___________ /Крапивная О.Н./ "__" ______________ 20__ г. |
Адаптированная рабочая программа
Кружка «Фителёк»
Возраст обучающихся: 10 - 13 лет
Срок реализации: 1 год
Cоставитель: Дубинина Ольга Константиновна
Учитель технологии
Приисковый 2024
Программа кружка декоративно- прикладного искусства "Фителёк"
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Пояснительная записка.
Актуальность программы
Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная авторская программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:
Возрождения утраченной в период технократии духовности.
Формирования у учащихся целостной картины мира.
Развития общей способности к творчеству.
Умение найти свое место в жизни.
В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит учащегося в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:
закреплять и расширять знания, полученные в школе на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей
Воспитывающие:
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание учащихся;
воспитывать в учащихся любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Структура программы
Программа кружка основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с учащимися в форме занятий, совместной работы учащихся с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
Работа с природными материалами
Работа с бумагой
Папье маше
Работа с тканью и нитью, вышивка гладью, французский узелок.
Выжигание по дереву
Роспись
Творческий проект
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение творческих работ(индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий учащиеся приучаются работать по плану:
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках.
Организация деятельности кружка.
Программа работы кружка рассчитана на годичное обучение. Кружок обучения комплектуется из учащихся 5,6 класса. Оптимальное количество учащихся в группе для успешного освоения программы - 10 человек.
Режим работы кружка – 2 часа в неделю.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке в течение уч-ся должны получить
знания:
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
о видах декоративно- прикладного искусства( роспись, резьба и.т.п.);
в области композиции, формообразовании, цветоведения;
о главных отличительных признаках художественного образа произведений народного искусства:
об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных промыслов;
о способах аппликации в народном искусстве ( ткань, бумага ), сочетание аппликации с вышивкой;
о проектной деятельности.
умения:
работать нужными инструментами и приспособлениями;
последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
вышивать гладью, вышивать в технике французский узелок;
основные узоры выжигания.
В результате освоения основ декоративно-прикладного искусства учащиеся должны получить
знания:
о современном декоративно-прикладном искусстве;
расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
об объемном конструировании из бумаги (оригами, папье-маше), о работе с гофрокартоном;
о росписи и ее отличительных особенностях;
о разных способах изготовления роз и украшения ими предметов своего интерьера.
умения:
трансформировать бумагу, картон в объемные элементы;
решать художественно- творческие задачи на основе творческих принципов народного искусства ( повтор, вариации, импровизация);
свободно рисовать кистью элементы растительного и геометрического орнамента;
лепить разными способами;
привлекать к работе над орнаментом;
создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям
вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов;
Содержание Программы
Год обучения (64 часа)
Вводное занятие
Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек».
Инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа: Выполнение рисунка «Сказочные цветы».
Работа с природными материалами
Природные материалы. Какие бывают. Их применение.
Смешанные техники. Гербарий. Способы сушки листьев и цветов.
Работа с бумагой.
Исследование свойств бумаги: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание и т.п.
Знакомство с техникой оригами.
Выполнение аппликации.
Знакомство с понятием 3d. Изготовление объемной открытки. Выполнение поделки из объемных цветов.
Работа с гофрированной бумагой. Выполнение объемных цветов из гофрированной бумаги.
Папье маше.
Знакомство с техникой папье маше. Разные техники замешивания массы папье маше.
Объемные поделки в технике папье маше. Выполнение муляжей овощей.
Выполнение поделки « сказочный домик»
Выполнение поделки «киндер сюрприз»
Работа с тканью и нитью, вышивка гладью, французский узелок.
Знакомство с вышивкой . Приемы вышивки.
Выполнение узора вышивания гладью. Выполнение узора вышивкой французский узелок.
Выполнение вышивки в смешанной технике.
Изготовление мягкой игрушки.
Выжигание по дереву.
Техника безопасности при работе с электровыжигателем.
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
Техника перенесения рисунка на заготовку. Основные приемы выжигания.
Основные узоры выжигания.
Смешанная техника выжигания и росписи панно.
Роспись
Основные сведения о тканях (сырьё, применение). Свойства тканей и их применение при изготовлении аппликации. Цветоведение.
Декор одежды. Способы декорирования.
Основные композиции в декоративно - прикладном искусстве.
Эскиз композиции.
Виды тканей, виды техники росписи.
Выполнение "Панно по растительным мотивам"
Значение орнамента.Орнамент в одежде. Выполнение зарисовки орнаментов.
Техника при работы с белизной.
Упражнение: Подбор ткани по фактуре, цвету, рисунку. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Творческий проект.
Выполнение творческой итоговой работы
Учебно-тематический план
Год обучения (64 часа)
№ | Тема | Общее кол-во часов |
1 | Техника безопасности. Обустройство рабочего места | 1 |
2 | Вводный урок. Знакомство с программой. | 1 |
| Раздел 1. Работа с природными материалами | 10 |
3 | Беседа " Природа в жизни и искусстве | 1 |
4 | Применение природных материалов в творчестве | 1 |
5 | Выполнение поделки "Осенние фантазии" | 1 |
6 | Выполнение поделки "Осенние фантазии" | 1 |
7 | Гербарий. Знакомство с разной техникой сушки листьев и цветов | 1 |
8 | Сбор и подготовка материалов | 1 |
9 | Выполнение аппликации из сухих листьев и цветов | 1 |
10 | Выполнение аппликации из сухих листьев и цветов | 1 |
11 | Выполнение поделки "Олень" в смешанной технике | 1 |
12 | Выполнение поделки "Олень" в смешанной технике | 1 |
| Раздел 2. Работа с бумагой | 10 |
13 | Что такое оригами? Понятие "базовые формы" | 1 |
14 | Аппликация в технике оригами | 1 |
15 | Выполнение поделки "Сказочный цветок" | 1 |
16 | Выполнение поделки "Сказочный цветок" | 1 |
17 | Знакомство с понятием 3d (основной вид выпуклой аппликации) | 1 |
18 | Изготовление 3d открытки | 1 |
19 | Работа с гофрированной бумагой | 1 |
20 | Выполнение поделки "Бумажный букет" | 1 |
21 | Выполнение поделки "Бумажный букет" | 1 |
22 | Выполнение поделки "Бумажный букет" | 1 |
| Раздел 3. Папье маше | 10 |
23 | Знакомство с техникой папье маше | 1 |
24 | Техники замешивания массы для папье маше | 1 |
25 | Выполнение поделки "Котик" | 1 |
26 | Выполнение поделки "Котик" | 1 |
27 | Выполнение поделки "Овощи" | 1 |
28 | Выполнение поделки "Овощи" | 1 |
29 | Выполнение поделки "сказочный домик" | 1 |
30 | Выполнение поделки "сказочный домик" | 1 |
31 | Выполнение поделки "киндер сюрприз" | 1 |
32 | Выполнение поделки "киндер сюрприз" | 1 |
| Раздел 4. Работа с тканью и нитью, вышивка гладью, французский узелок. | 10 |
33 | Знакомство с вышивкой. Приемы вышивки | 1 |
34 | Выполнение узора вышивания гладью | 1 |
35 | Выполнение узора вышивкой французский узелок | 1 |
36 | Выполнение вышивки в смешанной технике | 1 |
37 | Выполнение вышивки в смешанной технике | 1 |
38 | Мягкая игрушка. Выкройка деталей | 1 |
39 | Сшивание частей игрушки | 1 |
40 | Сшивание частей игрушки | 1 |
41 | Сшивание частей игрушки | 1 |
42 | завершение сборки и декорирование мягкой игрушки | 1 |
| Раздел 5. Выжигание по дереву | 10 |
43 | Охрана труда, электро и пожарная безопасность при работе с электровыжигателем | 1 |
44 | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию | 1 |
45 | Техника перенесения рисунка на заготовку | 1 |
46 | Основные приемы выжигания | 1 |
47 | Техника выжигания. Точечное выжигание | 1 |
48 | основные узоры выжигания: сетка, рогожка, елочка, легкие волны | 1 |
49 | Выжигание по контурам | 1 |
50 | Смешанная техника выжигания и росписи панно и разделочных досок | 1 |
51 | Выполнение итоговой работы | 1 |
52 | Окончательная обработка готового изделия | 1 |
| Раздел 6. Роспись | 9 |
53 | Декор одежды. Какие способы вы знаете | 1 |
54 | Основы композиции в декоративно - прикладном искусстве | 1 |
55 | Составление эскиза композиции | 1 |
56 | Виды тканей, используемые при росписи | 1 |
57 | Виды техники росписи | 1 |
58 | Значение орнамента. Орнамент в одежде | 1 |
59 | Выполнение зарисовки орнаментов | 1 |
60 | Выполнение "Панно по растительным мотивам" | 1 |
61 | Техника при работы с белизной. | 1 |
| Творческий проект | 3 |
62-63 | Выполнение итоговой работы | 2 |
64 | Подведение итогов | 1 |
| ИТОГО: | 64 |
Список литературы.
1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги – Ташкент 1988г.
2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы – «РОСМЕН», Москва 1996г.
4. Н.А.Гореева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006г.
5. Интернет-ресурсы.