МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
г. Печора
Рекомендовано Утверждаю
ШМО естественно-геогра- Директор СОШ №3
фического цикла _________________
_____________________ Копыльцова Э.Н.
Протокол№___ от_________2015г.
Рабочая программа
кружка «флористика».
Область знаний: естествознание.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Программа рассчитана на учащихся 11-летнего возраста (5-6 классов).
Программа составлена на основе материалов журнала «Цветоводство», 2010-2012 г.г.
Учитель: Чапина И.В.
г. Печора, 2015г.
Пояснительная записка к программе кружка «Флористика».
Цель кружка: сформировать представление учащихся о перспективности биологических и экологических знаний с точки зрения практического применения и профессиональной направленности.
Задачи:
Познакомить с биологическими особенностями древесных, травянистых, культурных и дикорастущих растений, экологическими особенностями их произрастания.
Научить культуре композиционного дизайна.
Привить экологическую культуру нахождения в природе, научить правилам сбора и сохранения растительного материала,
Развить коммуникативность, умение обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы.
Научить реализовывать и оформлять проектные работы.
Данный курс даёт возможность учащимся более полно познакомиться с особенностями растительного мира, узнать о повсеместных и необычных растениях своей местности, способах ухода за ними; позволяет сформировать экологическую культуру учащихся, позволяет раскрыть творческие способности учащихся при выполнении поделок с применением растений; закрепить интерес к предмету биологии; позволяет научить детей воплощать задуманное на практике, детям определять собственное мнение, решать поставленные задачи.
Кружок является реализацией индивидуальной образовательной траекторией по выбору и разработан в рамках Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Как компонент образования, кружок направлен на удовлетворение потребностей и интересов учащихся среднего звена, на расширение и углубление базового курса биологии и ориентирован на практическую деятельность.
Основополагающая идея: практическое применение полученных на уроках биологии знаниях, профориентационное значение кружка для учащихся, интересующихся биологией.
Организация учебного процесса осуществляется в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
Регламент занятий: 35 ч, академический час (45 мин).
Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выявлены в следующих формах:
текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, тестирование, практикумы), посещаемость, активность работы на занятиях;
входной и итоговый контроль в форме выполнения проектных работ (min 2 работы от каждого учащегося)
Оборудование: природный материал, таблицы, муляжи, макеты, втор.сырьё.
Основные виды деятельности учащихся:
а) работа с литературой – поиск необходимой информации;
б) систематизация материала, сравнение;
в) поиск натурального материала для поделок, обработка материала;
г) выступление с демонстрацией работ, рефератами;
д) проектная деятельность.
При прохождении данного курса учащиеся овладевают навыками работы с растительным материалом, делать поделки разнообразного содержания, учатся аккуратности. У них вырабатываются некоторые экологические и общеучебные навыки, которые пригодятся в учебной практике (вырезать, клеить, комбинировать) и дальнейшей жизни (сохранение своей экологической среды). Формируется творческое воображение.
В результате каждый ребёнок изготавливает по 6 крупных, 1-2 мелких поделок, овладевает навыками выращивания рассады.
Тематическое планирование для кружка «флористика».
№ | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Необыкновенный материал вокруг нас. (сбор природного материала). | 1 | 5 | 6 |
2 | Изготовление цветочных горшков. | 1 | 3 | 4 |
3 | Новогодняя композиция. | 1 | 4 | 5 |
4 | Цветочное обрамление окна. | 1 | 5 | 6 |
5 | Эти прекрасные кактусы. | 3 | 1 | 4 |
6 | Выращивание рассады. | 1 | 2 | 3 |
7 | Флора-дизайн «остановись мгновение!» | 1 | 2 | 3 |
8 | Проектная работа (защита проекта) | 1 | 3 | 4 |
Итого 35 часа (1 час в неделю).
Поурочное планирование кружка «Флористика».
№ | тема | Кол-во часов |
1,2 | Необыкновенный материал вокруг нас (экскурсия). | 2 |
3,4 | Сбор материала для композиций. | 2 |
5,6 | Обработка, способы засушивания материала. | 2 |
7 | Искусственные цветы. | 1 |
8,9,10 | Композиции из искусственных цветов. | 3 |
11 | Типы цветочных горшков. | 1 |
12,13,14 | Изготовление цветочных горшков из природного материала. | 3 |
15 | Составление цельной композиции «горшок – букет». | 1 |
16,17 | Заготовка природного материала для новогоднего букета. | 2 |
18,19 | Обработка, способы засушивания материала. | 2 |
20,21 | Составление новогодней композиции. | 2 |
22 | Проект «Составление проекта цветочного обрамления окна». Экологическое обоснование проекта. | 1 |
23 | Защита проекта. | 1 |
24 25 | Способы ухаживания за комнатными растениями. Экологические особенности растений разных типов. | 1 1 |
26 | Уход за кактусами, их экологические особенности. | 1 |
27 | Выращивание кактусов. | 1 |
28 | Способы посадки рассады. | 1 |
29,30 | Выращивание и уход за рассадой в экологических условиях нашей местности. | 2 |
31 32 | Основы ландшафтного дизайна пришкольного участка. Экологические аспекты ландшафтного дизайна. | 1 1 |
33 34 | Экологические группы растений, произрастающие на нашей территории. Способы озеленения территории. | 1 1 |
35 | Защита проекта «Дизайн моего земельного участка» | 1 |
Итого 35 ч.
Литература для учителя
Задворная Т.Д.Аранжировка цветов. М., Искусство, 1994.
Зайцев А.А.Учение о цвете и живописи. М., Академия развития, 1985.
Миловский А.С. Песнь Жар-птицы. М., Искусство, 1987.
Некрылова А.Ф. Круглый год. М., Просвещение, 1991.
Новикова Е.Ф. Вдохновение. М., Искусство, 1994.
Николаенко Н.П. Икэбана. Т., М., «Кладезь»1988.
Пропп В.Л. Русские аграрные праздники. Л., М., Просвещение,1963.
Саркисова Л.А. Искусство букета. М., Искусство, 1970.
Субботина Т.З. Все хотят быть счастливыми. С, М., Просвещение, 1991.
Черней Е.Н. Цветы и фантазия. К., М., Искусство, 1987.
Юдин Г.Н. Птица Сирин и всадник на белом коне. М., Детская литература, 1991.
Литература для обучающихся
1. Зайцев А.А.Учение о цвете и живописи. М., Академия развития, 1985.
2. Николаенко Н.П. Икэбана. Т., М., «Кладезь»1988.
3. Черней Е.Н. Цветы и фантазия. К., М., Искусство, 1987.
4. Ж. Юный художник. М., 1979 N 9, 1985 N8,10, 1988 N7.
5. Пропп В.Л. Русские аграрные праздники. Л., М., Просвещение,1963.