ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
по информационно-коммуникационной направленности
кружок «Инфознайка»
Возраст обучающихся –8-9лет
Срок реализации программы – 1 год
Количество обучающихся в группе:12чел.
Количество часов в год: 64 часа
Автор составитель : Корягина Людмила Павловна
Пояснительная записка
Программа кружка «Инфознайка» разработана на основе программы «Информатика» под редакцией Н.В.Макаровой 2006г. в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Согласно Концепции модернизации российского образования одними из приоритетов образовательной политики являются усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения; обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.
Программа составлена на 64 часа в год (2 часа в неделю).
Кружок «Инфознайка» рассматривается как курс, развивающий знания школьников в области информационно-коммуникационных технологий.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 8 до 10 лет.
Цели информатизации начальной школы:
1. Развитие личности младшего школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры ученика начальной школы.
2. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Максимальное использование всех возможностей информационных технологий обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности младших школьников.
3. Повышение уровня обученности и воспитанности в начальной школе при обязательном условии охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей.
В основу представляемой программы кружка положены такие принципы как:
1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям.
2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учётом возрастных особенностей обучаемых).
3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учётом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
5. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщённых способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Занятия в кружке «Инфознайка» направлены на достижение следующих целей:
· овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
· развитие мелкой моторики рук;
· развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
· освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
· формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
· воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
· воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников, уважительного отношения к авторским правам;
· практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
· воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.
В качестве основных задач на занятиях кружка ставится:
· освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
· создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
· ознакомление со способами организации и поиска информации;
· создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
Формы занятий
Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
УМК:
1. Программа «Информатика и ИКТ. Начальный уровень.» под редакцией Н.В.Макаровой 2006г. -Спб.: Питер Пресс
2. Горячев А.В. Информатика и ИКТ. (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2010. – 80 с
3. Горячев А.В. Мой друг – компьютер. Учебник для 4 класса. Спб.: Питер Пресс.
Учебно-тематический план
Наименование темы | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Основные устройства компьютера | 20 | 8 | 12 |
Основы обработки графической информации | 20 | 6 | 14 |
Основы работы с текстовым редактором | 24 | 6 | 18 |
Итого: | 64ч | 22ч | 42ч |
Содержание тем учебного курса
1. Основные устройства компьютера. (20 часов)
Включение и выключение компьютера. Техника безопасности и организация рабочего места. Системный блок. Процессор и системная плата. Устройства хранения информации. Устройства ввода и вывода информации. Рабочий стол, иконки. Понятие файла и папки. Действия с файлами и папками. Запуск программ. Программа Word Pad. Вычисления с помощью программы калькулятор.
2. Основы обработки графической информации. (20 часов)
Графика. Понятие графики. Графический редактор Paint. Конструирование. Основные инструменты графического редактора. Рисование с помощью инструмента Карандаш. Рисование с помощью геометрических фигур.
Создание и редактирование изображений. Создание открытки. Вставка текста в открытку. Создание рисунков на свободную тему.
3. Основы работы с текстовым редактором. (24 часов)
Текстовый редактор Microsoft Office Word 2003. Клавиатура и мышь. Основные группы клавиш. Набор простых текстов. Редактирование текста. Форматирование текста. Вставка графических изображений в текст. Сохранение и удаление документа.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
знать:
- инструменты графического и текстового редактора;
- возможности графического и текстового редактора;
- структуру окна программ;
- назначение пунктов меню и команд на панели инструментов;
- этапы и приемы создания рисунков и текстовых документов;
- основные устройства компьютера и их назначение;
- устройства ввода и вывода информации;
- основные группы клавиш.
уметь:
- создавать рисунки в графическом редакторе;
- редактировать графические объекты;
- создавать текстовые документы;
- редактировать и форматировать документы;
- вставлять текст в картинки;
- удалять, перемещать и копировать файлы;
- вставлять графические изображения в текст.
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни.
Учебно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
| Основные устройства компьютера. | 20 ч | | |
1 | Включение и выключение компьютера. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | 1 | |
2 | Системный блок. | 1 | 1 | |
3 | Процессор и системная плата. | 1 | 1 | |
4 | Устройства хранения информации. | 1 | 1 | |
5 | Устройства ввода и вывода информации. | 1 | 1 | |
6 | Рабочий стол, иконки. Их назначение. | 2 | | 2 |
7 | Понятие файла и папки. Действия с файлами и папками. | 4 | 1 | 3 |
8 | Запуск программ. | 2 | 1 | 1 |
9 | Программа Word Pad. | 4 | 1 | 3 |
10 | Вычисления с помощью программы калькулятор. | 3 | | 3 |
| Основы обработки графической информации. | 20ч | | |
11 | Графика. Понятие графики. | 1 | 1 | |
12 | Графический редактор Paint. | 1 | 1 | |
13 | Основные инструменты графического редактора. | 1 | | 1 |
14 | Конструирование. | 1 | 1 | |
15 | Рисование с помощью инструмента Карандаш. | 2 | | 2 |
16 | Рисование с помощью геометрических фигур. | 2 | 1 | 1 |
17 | Создание и редактирование изображений. | 2 | 1 | 1 |
18 | Создание и редактирование изображений. | 2 | 1 | 1 |
19 | Создание открытки. | 2 | | 2 |
20 | Создание открытки. | 2 | | 2 |
21 | Вставка текста в открытку. | 2 | | 2 |
22 | Создание рисунков на свободную тему. | 2 | | 2 |
| Основы работы с текстовым редактором. | 24ч | | |
23 | Текстовый редактор Microsoft Office Word 2007. | 4 | 4 | |
24 | Клавиатура и мышь. | 2 | 1 | 1 |
25 | Основные группы клавиш. | 2 | 1 | 1 |
26 | Набор простых текстов. | 6 | | 6 |
27 | Редактирование текста. | 1 | | 1 |
28 | Редактирование текста. | 1 | | 1 |
29 | Форматирование текста. | 1 | | 1 |
30 | Форматирование текста. | 1 | | 1 |
31 | Вставка графических изображений в текст. | 1 | | 1 |
32 | Вставка графических изображений в текст. | 1 | | 1 |
33 | Сохранение и удаление документа. | 2 | | 2 |
34 | Демонстрация материалов. Итоговое занятие. | 2 | | 2 |
| Итого: | 64ч | 12ч | 22ч |
5