СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Испокон и до ныне..." для 7 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка «Испокон и до ныне…»  для 7 класса призвана  компенсировать недостаток изучения субъективного фактора в истории – роли исторической личности, без понимания мотивов и сущности которой сложно составить истинную картину исторической действительности, а также ориентирован на расширение представлений обучающихся об особенностях и механизмах нравственного, социально-культурного и социально-исторического бытия личности, наследования и развития духовно-нравственного опыта.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Испокон и до ныне..." для 7 класса»

13


Пояснительная записка.



В рамках школьного курса истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. Программа кружка «Испокон и до ныне…» призвана компенсировать недостаток изучения субъективного фактора в истории – роли исторической личности, без понимания мотивов и сущности которой сложно составить истинную картину исторической действительности, а также ориентирован на расширение представлений обучающихся об особенностях и механизмах нравственного, социально-культурного и социально-исторического бытия личности, наследования и развития духовно-нравственного опыта. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Рабочая программа кружка «Испокон и до ныне…» для 7-9 классов составлена на основе требований ФГОС ООО второго поколения (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России) и программе элективного курса истории России – «История России в лицах»/ Сост. Н.И.Чеботарева. – Волгоград: Учитель, 2007. В программе интегрированы основные подходы, заявленные в Региональном учебном плане Московской области, в образовательной программе гимназии. По Учебному плану МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского» программа курса рассчитана на 34 часа в год.




Цели:

  • Познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей

  • Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории, осмыслению роли великих деятелей в судьбе России

  • Познакомить обучающихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства

  • Формировать и развивать историко-познавательную, информационно-коммуникативную и социально-мировоззренческую компетентности обучающихся

  • Помочь обучающимся увидеть альтернативы развития страны на определённых этапах её развития через судьбы государственных деятелей.


Задачи:

  • Расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях, через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;

  • Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам исторических деятелей

  • Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся

  • Способствовать развитию у обучающихся исторического мышления, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок, определять и аргументировано представлять собственной отношение к дискуссионным проблемам истории

  • Способствовать получению учащимися дополнительного стимула к развитию черт интеллектуальной личности

  • Способствовать осознанию обучающимися необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

  • Формировать гражданские идеалы и патриотические чувства


Предполагаемые результаты обучения и освоения содержания курса


Предметные результаты.

Предметные результаты освоения предполагают, что по его итогам у обучающегося сформированы:

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения роли исторических личностей;

  • способность применять исторических знаний для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности через призму субъективного фактора в истории,

  • способность оценивать исторические события и явления прошлого через духовно-нравственные оценки;

  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

  • уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


Личностные результаты

  • воспитание российской гражданской идентичности, па­триотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонациональ­ного народа России;

  • осознание обучающимися своей этнической принад­лежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

  • усвоение традиционных ценностей многонациональ­ного российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и сво­бод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшест­вующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

Метапредметные результаты

  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

  • анализировать и сопоставлять факты

  • анализ документов

  • поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке

  • приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;

  • выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

  • различать факт и мнение;

  • вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;

  • вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;

  • аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;

  • выбирать условия проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина

Познавательные

  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

  • приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;

  • выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

  • различать факт и мнение;

  • вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;

  • вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;

  • аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;

  • сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

  • понимать и воспроизводить структуру научного понятия;

  • конструировать определение изучаемого научного понятия на основе известной структуры;

  • находить основание для сравнения фактов, явлений;

  • выделять характерные причинно-следственные связи;

  • различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;

  • разделять процессы на этапы, звенья;

  • комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

  • строить рассуждение с доказательством от противного;

  • решать проблемы, используя предоставленную информацию;

  • объяснять (устно и письменно) результаты наблюдений и экспериментов;

  • критически оценивать качество представленной аргументации, выделять наиболее сильный аргумент, подтверждающий данный тезис

Регулятивные

  • осуществлять задания под непосредственным контролем/руководством и демонстрировать эффективность в простых и стабильных контекстах;

  • принимать руководство при обучении (принимать, что тебя обучают);

  • планировать деятельность, формулировать ее цель;

  • оценивать уровень личных учебных достижений по предложенному образцу;

  • организовывать и поддерживать в порядке свое рабочее место;

  • осознанно принимать установленные правила поведения;

  • взаимодействовать в группе в процессе учебной деятельности;

  • участвовать в проектной деятельности;

  • знать, понимать и соблюдать нормы здорового образа жизни

  • осуществлять самоконтроль, самооценку;

  • брать на себя ограниченную ответственность за совершенствование деятельности (трудовой или учебной) в простых и стабильных контекстах и в рамках привычных и однородных групп;

  • участвовать в проектной деятельности межпредметного характера (в том числе групповой);

  • анализировать (фиксировать) собственный опыт решения учебных задач;

  • взаимодействовать в группе в процессе познавательной деятельности;

  • формулировать вопросы, ответы на которые помогают справиться с затруднением в процессе познавательной деятельности;

  • управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность;

  • предвидеть возможные результаты своих действий;

  • делать попытки оценивать свои учебные достижения и эмоциональные состояния;

  • понимать свою роль в процессе групповой деятельности;

  • делать попытки оценивать собственный вклад в деятельность группы сотрудничества (в том числе в разновозрастных группах)

  • вырабатывать собственное мнение в ситуации разно разнообразия и возможной противоположности мнений;

  • выбирать и делать попытки осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;

  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;

  • брать на себя ответственность за выполнение задач и демонстрировать некоторую самостоятельность в трудовой деятельности и обучении в рамках контекстов, которые, как правило, стабильны, но включают в себя изменяющиеся факторы;

  • воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

  • высказывать и защищать свою точку зрения;

  • осуществлять самокоррекцию

Коммуникативные

  • создавать краткие публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала;

  • корректно вести учебный диалог (в том числе при работе в малой группе сотрудничества)

  • создавать публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

  • отбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • участвовать в диалоге (в том числе в ситуации разнообразных и возможно, противоположных мнений)



Содержание учебного курса


    1. Введение. Проблемы фальсификации истории.

Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения. Проблема «героев и злодеев». Морально-нравственные нормы и политическая реальность. Историографическая оценка политических и государственных деятелей. Кто и для чего фальсифицирует историю России.


    1. Древняя Русь.

Нестор, как первый историограф Руси. Сказание о первых князьях: Кий, Щек, Хорив. Рюрик, Синеус, Трувор: легендарное призвание. Роль норманнской теории в истории России. Основатель Древнерусского государства – князь Олег. Летопись о князе Игоре. Княгиня Ольга: «Вещая, Мудрая, Святая». Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Владимир Красное Солнышко: легенды, былины, история. Религиозно-нравственный выбор князя как траектория будущего развития государства. Был ли Святополк I Окаянным? Первые святые на Руси. Борис и Глеб – князья мученики. «Властолюбие вооружает не только брата против брата, но и сына против отца…»: роль личности в условиях борьбы за власть. Владимир Мономах – князь, полководец, писатель. Древнерусские княжны замужем за иностранными монархами.


    1. Эпоха феодальной раздробленности.

Галицко-волынские князья в противостоянии с боярством: Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Галицкий. Мстислав Удалой как символ трагедии на Калке. Юрий Долгорукий: просчеты в борьбе за власть. Самовластцы Владимиро-Суздальской земли: Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. Защитники Руси в борьбе против Батыева нашествия и порабощения страны: князь Юрий Рязанский, Евпатий Коловрат, Филипп Нянко, Меркурий Смоленский. Александр Невский: Запад и Орда.


    1. Образование Российского централизованного государства.

Даниил Александрович – начало московской династии. Московские и тверские князья в борьбе за ярлык: Юрий Рыжий и Михаил Святой, Иван Калита и Александр Тверской. Роль церковных деятелей в становлении Российского государства: митрополиты Петр, Феогност, Алексий, игумен Сергий Радонежский. Герои поля Куликова: Дмитрий Донский, Владимир Храбрый, Пересвет и Ослябя, Д.Боброк-Волынский. Выбор литовских князей между Западом и Русью: Ольгерд, Ягайло. Методы политической борьбы: звенигородские князья и Василий Темный. Иван III – «Государь всея Руси». Наследница Византии – Софья Фоминишна. «Последняя гражданка новгородская» – Марфа Борецкая. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский: каким должен быть «Третий Рим».


    1. Россия в XVI в.

Соломония Сабурова и Елена Глинская: роль женщины в XVI в. Иван IV - реформатор и/или тиран?. Окружение Ивана IV: члены Избранной рады (А.Адашев, митрополит Макарий, А.Курбский, протопоп Сильвестр) и опричники (Г.Скуратов-Бельский, Басмановы, А.Вяземский). Митрополит Макарий и митрополит Филипп (Колычев) в отношениях с государственной властью. Ермак Тимофеевич: донской казак или сибирский хан?





Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности.


7 класс


Тема

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне УУД)

Вводный урок. Роль личности в истории

Понимать возможности фальсификации истории, учиться анализировать данные. Применять понятийный аппарат исторических знаний.

Соотносить историческое время и истори­ческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве.

Систематизировать информацию из раз­личных исторических и современных источ­ников.

Выделять критерии причисления к историческим личностям.

Соотносить цели и средства их достижения

Начало российской историографии

Применять понятийный аппарат исторических знаний для раскрытия исторических событий и роли личности в них.

Анализировать, сопоставлять, изучать и системати­зировать информацию различных историче­ских и современных источников.

Характери­зовать и анализировать деятельность первых русских князей.

Соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и простран­стве.


Прослежи­вать причинно-след­ственные связи условий деятельности, осуществления выбора, влияния на исторический процесс государственных деятелей

Ана­лизировать содержа­щуюся в различных источниках инфор­мацию о деятельности исторических личностей прошлого. Давать нравственно-моральную оценку деятельности исторических личностей

Проанализировать роль личности в условиях борьбы за власть, давать нравственно-моральную оценку личности как человека, человека определенной эпохи, политика.

Изучать и системати­зировать информацию из различных истори­ческих и современных источников.

При­менять понятийный аппарат исторического знания и приемы ис­торического анализа для раскрытия сущно­сти и роли личности в истории (Владимир Мономах).


Роль норманнской теории в истории России

Первые князья

Княгиня Ольга: «Вещая, Мудрая, Святая»

Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”

Владимир Красное Солнышко: легенды, былины, история.

Первые святые на Руси

Роль личности в условиях борьбы за власть.

Владимир Мономах – князь, полководец, писатель.

Древнерусские княжны замужем за иностранными монархами.

Галицко-волынские князья в противостоянии с боярством


Применять понятийный аппарат исторических знаний для раскрытия исторических событий и роли личности в них.

Соот­носить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и простран­стве.

Соотносить личностные характеристики государственных деятелей с уровнем и тенденцией развития их удела.

Развивать гражданственность и патриотизм на героических примерах

Объяснять историческое значение роли побед Александра Невского над немецкими и шведским рыцарями.

Соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве.

Изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источ­ников.

Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты.


Юрий Долгорукий: просчеты в борьбе за власть.



Самовластцы Владимиро-Суздальской земли



Защитники Руси в борьбе против Батыева нашествия и порабощения страны



Александр Невский между Западом и Востоком

Начало московской династии


Применять понятийный аппарат исторических знаний для раскрытия исторических событий и роли личности в них.

Соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и простран­стве.

Ана­лизировать содержа­щуюся в различных источниках инфор­мацию о деятельности исторических личностей прошлого. Давать нравственно-моральную оценку деятельности исторических личностей

Сравнивать морально-нравственные качества и политический выбор князей Московского и Тверского уделов

Характеризовать роль православия в становлении Российского государства

Развивать гражданственность и патриотизм на героических примерах

Давать историческую и моральную оценку методам политической борьбы за власть

Характеризовать теорию «Москва – третий Рим» как идеологическую составляющую культурной сферы развития страны



Московские и тверские князья в борьбе за ярлык


Роль церковных деятелей в становлении Российского государства


Герои поля Куликова


Пересвет и Ослябя – герои Радонежской земли


Выбор литовских князей между Западом и Русью


Методы политической борьбы во 2 четверти XV в.

Иван III – «Государь всея Руси»

Иван III: дела семейные

«Последняя гражданка новгородская»

Церковные деятели в спорах о «Третьем Риме»

Роль женщины в истории XVI в.

Применять понятийный аппарат исторических знаний для раскрытия исторических событий и роли личности в них.

Соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и простран­стве.

Ана­лизировать содержа­щуюся в различных источниках инфор­мацию о деятельности исторических личностей прошлого. Давать нравственно-моральную оценку деятельности исторических личностей

Изучать деятельность исторической личности во всем многообразии, показывать неоднозначность их влияния на развитие страны

Знакомиться с историографической оценкой роли и деятельности исторических личностей


Иван IV - реформатор и/или тиран?

Члены Избранной рады: замыслы, воплощение, судьба

Опричники – роль личной преданности

Церковные деятели в отношениях с государственной властью.

Кто ты, Ермак Тимофеевич?



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 час в неделю, всего 33 часа, из них 1 час – резерв


Тема урока

Дата

Примечание

План

Факт

Вводный урок. Роль личности в истории




Начало российской историографии




Роль норманнской теории в истории России




Первые князья




Княгиня Ольга: «Вещая, Мудрая, Святая»




Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”




Владимир Красное Солнышко: легенды, былины, история.




Первые святые на Руси




Роль личности в условиях борьбы за власть.




Владимир Мономах – князь, полководец, писатель.




Древнерусские княжны замужем за иностранными монархами.




Галицко-волынские князья в противостоянии с боярством




Юрий Долгорукий: просчеты в борьбе за власть.




Самовластцы Владимиро-Суздальской земли




Защитники Руси в борьбе против Батыева нашествия и порабощения страны





Александр Невский между Западом и Востоком




Начало московской династии




Московские и тверские князья в борьбе за ярлык




Роль церковных деятелей в становлении Российского государства




Герои поля Куликова




Выбор литовских князей между Западом и Русью




Методы политической борьбы во 2 четверти XV в.




Иван III – «Государь всея Руси»




Иван III: дела семейные




«Последняя гражданка новгородская»




Церковные деятели в спорах о «Третьем Риме»




Роль женщины в истории XVI в.




Иван IV - реформатор и/или тиран?




Члены Избранной рады: замыслы, воплощение, судьба




Опричники – роль личной преданности




Церковные деятели в отношениях с государственной властью.




Кто ты, Ермак Тимофеевич?




Резерв: Менталитет человека эпохи средневековья







ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ


1. Для учащихся

  1. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. История России Базовый уровень. 10 класс. / Под ред. А.Ф. Киселева. – М.: Дрофа. Любое издание

  2. Сахаров А.Н., Буганов В.И.; Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России (профильный уровень). / Под ред. А.Н. Сахарова – М: Просвещение. Любое издание

  3. XVI век. Сотворение России // Родина. – 2004. №12

  4. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси / Ю. Г. Алексеев. — Новосибирск, 1991

  5. Великие государственные деятели России. – М., 1996

  6. Древняя Русь. IХ—ХIII в. // Родина. — 2002. — № 11—12.

  7. Зимин А. А. Россия времени Ивана Грозного / А. А. Зимин, А. Л. Хорошкевич. — Любое издание

  8. История государства Российского: жизнеописания. IX-XVI вв.- М., 1996

  9. История государства Российского: жизнеописания. XVII в.- М., 1997

  10. Карамзин Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамpин. — Любое издание

  11. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций / В. О. Ключевский. — Любое издание

  12. Ключевский В.О. Исторические портреты. – Любое издание

  13. Кобрин В. Б. Иван Грозный / В. Б. Кобрин. — Любое издание

  14. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н. И. Костомаров. — Любое издание

  15. Скрынников Р.Г. Три Лжедмитрия. – Любое издание

  16. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. В 18 т. / С. М. Соловьев. — Любое издание

  17. Эйдельман Н.Я. Твой восемнадцатый век / Н. Я. Эйдельман. — Любое издание



2. Для учителя

  1. Алексеев Ю. Г. «К Москве хотим»: закат боярской республики в Новгороде / Ю. Г. Алексеев. — Л., 1991.

  2. Анисимов Е. В. Петр I: рождение империи / Е. В. Анисимов // Вопросы истории. — 1989. — № 7.

  3. Анисимов Е. В. Россия в XVIII — первой половине XIX в.: История. Историк. Документ / Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский. — М., 1994.

  4. Васяева М.Н. Смутное время – время упущенных возможностей// ПИШ. – 2001. - №6

  5. Волкова И. В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVII—XX вв. / И. В. Волкова, И. В. Курукин // Вопросы истории. — 1995. — № 5—6.

  6. Веряскина О.Г. История России с древнейших времен до конца XIX в. Олимпиады: школьные и муниципальные этапы. 68, 10 классы. – Ростов н/Д.: Легион, 2009

  7. Введение христианства на Руси. – М., 1987

  8. Зимин А. А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV в. / А. А. Зимин. — М., 1991.

  9. Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий / А. А. Зимин. — М., 1982

  10. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII в.: биографическая энциклопедия. – М., 1993

  11. Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях / Н. М. Карамзин. — М., 1991.

  12. Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь: XIII век. – М., 1966

  13. Каргалов В. В. Конец ордынского ига / В. В. Каргалов. — М., 1980.

  14. КирпичниковА.Н. Александр Невский6 МЕЖДУ Западом и Востоком// Вопросы истории. – 1996. - №11-12

  15. Кобрин В. Б. Иван Грозный / В. Б. Кобрин. — М., 1989.

  16. Кобрин В. Б. Смута / В. Б. Кобрин // Родина. — 1991. — № 3.

  17. Кучкин В. А. Русь под владычеством Золотой Орды / В. А. Кучкин // Преподавание истории в школе. — 1993. — № 3.

  18. Кучкин В.А. Дмитрий Донской// Вопросы истории. – 1995. - №5-6

  19. Кучкин В.А. Сергий Радонежский// Вопросы истории. – 1992. - №10

  20. Кучкин В.А. Юрий Долгорукий// Вопросы истории. – 1996. - №10

  21. Культура России: IXXX вв.: учебное пособие. – М., 1996

  22. Павленко Н. И. Страсти у трона / Н. И. Павленко. — М., 1996.

  23. Павленко Н. И. Петр Великий. – М., 1990

  24. Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. – М., 1988

  25. Романовы. Исторические портреты. – М., 1998

  26. Скрынников Р. Г. Иван Грозный / Р. Г. Скрынников. — М., 1983.

  27. Славянский мир // Родина. — 2001. — № 1—2.

  28. Хрестоматия по истории России / сост. А. С. Орлов [и др.]. — М., 2001.

  29. Хрестоматия по истории России. В 4 т. / сост. И. В. Бабич [и др.]. Т. 1. С древнейших времен до XVII в. — М., 1994. Т. 2. XVII — начало XVIII в. — М., 1995.

  30. Энциклопедический словарь. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. — М., 2001


Интернет-ресурсы

  1. Русский биографический словарь http://www.rulex.ru

  2. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ER/

  3. Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» http://www.megabook.ru/

  4. Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/

  5. Википедия: свободная многоязычная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/

  6. Большой энциклопедический и исторический словари онлайн http://www.edic.ru/

  7. Электронный журнал «Мир истории» http://www.historia.ru/

  8. Электронная версия журнала «Родина» http://www.istrodina.com/

  9. Сайт Российской государственной библиотеки http://www.rsl.ru/

  10. Портал «Архивы России» http://www.rusarchives.ru/

  11. Великая империя http://imperiya.net/

  12. Подборка исторических ресурсов на сервере издательства «КлиоСофт» http://www.history.ru/

  13. «History Net/Интернет для историков» http://edu.tsu.ru/historynet/index.htm

  14. Русская история в зеркале изобразительного искусства http://history.sgu.ru/

  15. Historic.Ru http://historic.ru/



13