13
Пояснительная записка.
В рамках школьного курса истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. Программа кружка «Испокон и до ныне…» призвана компенсировать недостаток изучения субъективного фактора в истории – роли исторической личности, без понимания мотивов и сущности которой сложно составить истинную картину исторической действительности, а также ориентирован на расширение представлений обучающихся об особенностях и механизмах нравственного, социально-культурного и социально-исторического бытия личности, наследования и развития духовно-нравственного опыта. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Рабочая программа кружка «Испокон и до ныне…» для 7-9 классов составлена на основе требований ФГОС ООО второго поколения (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России) и программе элективного курса истории России – «История России в лицах»/ Сост. Н.И.Чеботарева. – Волгоград: Учитель, 2007. В программе интегрированы основные подходы, заявленные в Региональном учебном плане Московской области, в образовательной программе гимназии. По Учебному плану МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского» программа курса рассчитана на 34 часа в год.
Цели:
Познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей
Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории, осмыслению роли великих деятелей в судьбе России
Познакомить обучающихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства
Формировать и развивать историко-познавательную, информационно-коммуникативную и социально-мировоззренческую компетентности обучающихся
Помочь обучающимся увидеть альтернативы развития страны на определённых этапах её развития через судьбы государственных деятелей.
Задачи:
Расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях, через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам исторических деятелей
Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся
Способствовать развитию у обучающихся исторического мышления, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок, определять и аргументировано представлять собственной отношение к дискуссионным проблемам истории
Способствовать получению учащимися дополнительного стимула к развитию черт интеллектуальной личности
Способствовать осознанию обучающимися необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением
Формировать гражданские идеалы и патриотические чувства
Предполагаемые результаты обучения и освоения содержания курса
Предметные результаты.
Предметные результаты освоения предполагают, что по его итогам у обучающегося сформированы:
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения роли исторических личностей;
способность применять исторических знаний для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности через призму субъективного фактора в истории,
способность оценивать исторические события и явления прошлого через духовно-нравственные оценки;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные результаты
определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
анализировать и сопоставлять факты
анализ документов
поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке
приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;
выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
различать факт и мнение;
вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;
вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;
аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;
выбирать условия проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина
Познавательные
определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;
выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
различать факт и мнение;
вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;
вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;
аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;
сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
понимать и воспроизводить структуру научного понятия;
конструировать определение изучаемого научного понятия на основе известной структуры;
находить основание для сравнения фактов, явлений;
выделять характерные причинно-следственные связи;
различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;
разделять процессы на этапы, звенья;
комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
строить рассуждение с доказательством от противного;
решать проблемы, используя предоставленную информацию;
объяснять (устно и письменно) результаты наблюдений и экспериментов;
критически оценивать качество представленной аргументации, выделять наиболее сильный аргумент, подтверждающий данный тезис
Регулятивные
осуществлять задания под непосредственным контролем/руководством и демонстрировать эффективность в простых и стабильных контекстах; принимать руководство при обучении (принимать, что тебя обучают); планировать деятельность, формулировать ее цель; оценивать уровень личных учебных достижений по предложенному образцу; организовывать и поддерживать в порядке свое рабочее место; осознанно принимать установленные правила поведения; взаимодействовать в группе в процессе учебной деятельности; участвовать в проектной деятельности; знать, понимать и соблюдать нормы здорового образа жизни |
осуществлять самоконтроль, самооценку; брать на себя ограниченную ответственность за совершенствование деятельности (трудовой или учебной) в простых и стабильных контекстах и в рамках привычных и однородных групп; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера (в том числе групповой); анализировать (фиксировать) собственный опыт решения учебных задач; взаимодействовать в группе в процессе познавательной деятельности; формулировать вопросы, ответы на которые помогают справиться с затруднением в процессе познавательной деятельности; управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность; предвидеть возможные результаты своих действий; делать попытки оценивать свои учебные достижения и эмоциональные состояния; понимать свою роль в процессе групповой деятельности; делать попытки оценивать собственный вклад в деятельность группы сотрудничества (в том числе в разновозрастных группах) |
вырабатывать собственное мнение в ситуации разно разнообразия и возможной противоположности мнений;
выбирать и делать попытки осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
брать на себя ответственность за выполнение задач и демонстрировать некоторую самостоятельность в трудовой деятельности и обучении в рамках контекстов, которые, как правило, стабильны, но включают в себя изменяющиеся факторы;
воспринимать разнообразие и межкультурные различия;
высказывать и защищать свою точку зрения;
осуществлять самокоррекцию
Коммуникативные
создавать краткие публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала; корректно вести учебный диалог (в том числе при работе в малой группе сотрудничества) |
создавать публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); отбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; участвовать в диалоге (в том числе в ситуации разнообразных и возможно, противоположных мнений) |
Содержание учебного курса
Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения. Проблема «героев и злодеев». Морально-нравственные нормы и политическая реальность. Историографическая оценка политических и государственных деятелей. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Нестор, как первый историограф Руси. Сказание о первых князьях: Кий, Щек, Хорив. Рюрик, Синеус, Трувор: легендарное призвание. Роль норманнской теории в истории России. Основатель Древнерусского государства – князь Олег. Летопись о князе Игоре. Княгиня Ольга: «Вещая, Мудрая, Святая». Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Владимир Красное Солнышко: легенды, былины, история. Религиозно-нравственный выбор князя как траектория будущего развития государства. Был ли Святополк I Окаянным? Первые святые на Руси. Борис и Глеб – князья мученики. «Властолюбие вооружает не только брата против брата, но и сына против отца…»: роль личности в условиях борьбы за власть. Владимир Мономах – князь, полководец, писатель. Древнерусские княжны замужем за иностранными монархами.
Галицко-волынские князья в противостоянии с боярством: Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Галицкий. Мстислав Удалой как символ трагедии на Калке. Юрий Долгорукий: просчеты в борьбе за власть. Самовластцы Владимиро-Суздальской земли: Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. Защитники Руси в борьбе против Батыева нашествия и порабощения страны: князь Юрий Рязанский, Евпатий Коловрат, Филипп Нянко, Меркурий Смоленский. Александр Невский: Запад и Орда.
Даниил Александрович – начало московской династии. Московские и тверские князья в борьбе за ярлык: Юрий Рыжий и Михаил Святой, Иван Калита и Александр Тверской. Роль церковных деятелей в становлении Российского государства: митрополиты Петр, Феогност, Алексий, игумен Сергий Радонежский. Герои поля Куликова: Дмитрий Донский, Владимир Храбрый, Пересвет и Ослябя, Д.Боброк-Волынский. Выбор литовских князей между Западом и Русью: Ольгерд, Ягайло. Методы политической борьбы: звенигородские князья и Василий Темный. Иван III – «Государь всея Руси». Наследница Византии – Софья Фоминишна. «Последняя гражданка новгородская» – Марфа Борецкая. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский: каким должен быть «Третий Рим».
Соломония Сабурова и Елена Глинская: роль женщины в XVI в. Иван IV - реформатор и/или тиран?. Окружение Ивана IV: члены Избранной рады (А.Адашев, митрополит Макарий, А.Курбский, протопоп Сильвестр) и опричники (Г.Скуратов-Бельский, Басмановы, А.Вяземский). Митрополит Макарий и митрополит Филипп (Колычев) в отношениях с государственной властью. Ермак Тимофеевич: донской казак или сибирский хан?
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности.
7 класс
№ | Тема | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне УУД) |
| Вводный урок. Роль личности в истории | Понимать возможности фальсификации истории, учиться анализировать данные. Применять понятийный аппарат исторических знаний. Соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве. Систематизировать информацию из различных исторических и современных источников. Выделять критерии причисления к историческим личностям. Соотносить цели и средства их достижения |
| Начало российской историографии | Применять понятийный аппарат исторических знаний для раскрытия исторических событий и роли личности в них. Анализировать, сопоставлять, изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников. Характеризовать и анализировать деятельность первых русских князей. Соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве. Прослеживать причинно-следственные связи условий деятельности, осуществления выбора, влияния на исторический процесс государственных деятелей Анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о деятельности исторических личностей прошлого. Давать нравственно-моральную оценку деятельности исторических личностей Проанализировать роль личности в условиях борьбы за власть, давать нравственно-моральную оценку личности как человека, человека определенной эпохи, политика. Изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников. Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и роли личности в истории (Владимир Мономах). |
| Роль норманнской теории в истории России |
| Первые князья |
| Княгиня Ольга: «Вещая, Мудрая, Святая» |
| Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы” |
| Владимир Красное Солнышко: легенды, былины, история. |
| Первые святые на Руси |
| Роль личности в условиях борьбы за власть. |
| Владимир Мономах – князь, полководец, писатель. |
| Древнерусские княжны замужем за иностранными монархами. |
| Галицко-волынские князья в противостоянии с боярством | Применять понятийный аппарат исторических знаний для раскрытия исторических событий и роли личности в них. Соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве. Соотносить личностные характеристики государственных деятелей с уровнем и тенденцией развития их удела. Развивать гражданственность и патриотизм на героических примерах Объяснять историческое значение роли побед Александра Невского над немецкими и шведским рыцарями. Соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве. Изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. |
| Юрий Долгорукий: просчеты в борьбе за власть. |
| Самовластцы Владимиро-Суздальской земли |
| Защитники Руси в борьбе против Батыева нашествия и порабощения страны |
| Александр Невский между Западом и Востоком |
| Начало московской династии | Применять понятийный аппарат исторических знаний для раскрытия исторических событий и роли личности в них. Соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве. Анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о деятельности исторических личностей прошлого. Давать нравственно-моральную оценку деятельности исторических личностей Сравнивать морально-нравственные качества и политический выбор князей Московского и Тверского уделов Характеризовать роль православия в становлении Российского государства Развивать гражданственность и патриотизм на героических примерах Давать историческую и моральную оценку методам политической борьбы за власть Характеризовать теорию «Москва – третий Рим» как идеологическую составляющую культурной сферы развития страны |
| Московские и тверские князья в борьбе за ярлык |
| Роль церковных деятелей в становлении Российского государства |
| Герои поля Куликова |
| Пересвет и Ослябя – герои Радонежской земли |
| Выбор литовских князей между Западом и Русью |
| Методы политической борьбы во 2 четверти XV в. |
| Иван III – «Государь всея Руси» |
| Иван III: дела семейные |
| «Последняя гражданка новгородская» |
| Церковные деятели в спорах о «Третьем Риме» |
| Роль женщины в истории XVI в. | Применять понятийный аппарат исторических знаний для раскрытия исторических событий и роли личности в них. Соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве. Анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о деятельности исторических личностей прошлого. Давать нравственно-моральную оценку деятельности исторических личностей Изучать деятельность исторической личности во всем многообразии, показывать неоднозначность их влияния на развитие страны Знакомиться с историографической оценкой роли и деятельности исторических личностей |
| Иван IV - реформатор и/или тиран? |
| Члены Избранной рады: замыслы, воплощение, судьба |
| Опричники – роль личной преданности |
| Церковные деятели в отношениях с государственной властью. |
| Кто ты, Ермак Тимофеевич? |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 час в неделю, всего 33 часа, из них 1 час – резерв
№ | Тема урока | Дата | Примечание |
План | Факт |
| Вводный урок. Роль личности в истории | | | |
| Начало российской историографии | | | |
| Роль норманнской теории в истории России | | | |
| Первые князья | | | |
| Княгиня Ольга: «Вещая, Мудрая, Святая» | | | |
| Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы” | | | |
| Владимир Красное Солнышко: легенды, былины, история. | | | |
| Первые святые на Руси | | | |
| Роль личности в условиях борьбы за власть. | | | |
| Владимир Мономах – князь, полководец, писатель. | | | |
| Древнерусские княжны замужем за иностранными монархами. | | | |
| Галицко-волынские князья в противостоянии с боярством | | | |
| Юрий Долгорукий: просчеты в борьбе за власть. | | | |
| Самовластцы Владимиро-Суздальской земли | | | |
| Защитники Руси в борьбе против Батыева нашествия и порабощения страны | | | |
| Александр Невский между Западом и Востоком | | | |
| Начало московской династии | | | |
| Московские и тверские князья в борьбе за ярлык | | | |
| Роль церковных деятелей в становлении Российского государства | | | |
| Герои поля Куликова | | | |
| Выбор литовских князей между Западом и Русью | | | |
| Методы политической борьбы во 2 четверти XV в. | | | |
| Иван III – «Государь всея Руси» | | | |
| Иван III: дела семейные | | | |
| «Последняя гражданка новгородская» | | | |
| Церковные деятели в спорах о «Третьем Риме» | | | |
| Роль женщины в истории XVI в. | | | |
| Иван IV - реформатор и/или тиран? | | | |
| Члены Избранной рады: замыслы, воплощение, судьба | | | |
| Опричники – роль личной преданности | | | |
| Церковные деятели в отношениях с государственной властью. | | | |
| Кто ты, Ермак Тимофеевич? | | | |
| Резерв: Менталитет человека эпохи средневековья | | | |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Для учащихся
Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. История России Базовый уровень. 10 класс. / Под ред. А.Ф. Киселева. – М.: Дрофа. Любое издание
Сахаров А.Н., Буганов В.И.; Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России (профильный уровень). / Под ред. А.Н. Сахарова – М: Просвещение. Любое издание
XVI век. Сотворение России // Родина. – 2004. №12
Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси / Ю. Г. Алексеев. — Новосибирск, 1991
Великие государственные деятели России. – М., 1996
Древняя Русь. IХ—ХIII в. // Родина. — 2002. — № 11—12.
Зимин А. А. Россия времени Ивана Грозного / А. А. Зимин, А. Л. Хорошкевич. — Любое издание
История государства Российского: жизнеописания. IX-XVI вв.- М., 1996
История государства Российского: жизнеописания. XVII в.- М., 1997
Карамзин Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамpин. — Любое издание
Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций / В. О. Ключевский. — Любое издание
Ключевский В.О. Исторические портреты. – Любое издание
Кобрин В. Б. Иван Грозный / В. Б. Кобрин. — Любое издание
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н. И. Костомаров. — Любое издание
Скрынников Р.Г. Три Лжедмитрия. – Любое издание
Соловьев С. М. История России с древнейших времен. В 18 т. / С. М. Соловьев. — Любое издание
Эйдельман Н.Я. Твой восемнадцатый век / Н. Я. Эйдельман. — Любое издание
2. Для учителя
Алексеев Ю. Г. «К Москве хотим»: закат боярской республики в Новгороде / Ю. Г. Алексеев. — Л., 1991.
Анисимов Е. В. Петр I: рождение империи / Е. В. Анисимов // Вопросы истории. — 1989. — № 7.
Анисимов Е. В. Россия в XVIII — первой половине XIX в.: История. Историк. Документ / Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский. — М., 1994.
Васяева М.Н. Смутное время – время упущенных возможностей// ПИШ. – 2001. - №6
Волкова И. В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVII—XX вв. / И. В. Волкова, И. В. Курукин // Вопросы истории. — 1995. — № 5—6.
Веряскина О.Г. История России с древнейших времен до конца XIX в. Олимпиады: школьные и муниципальные этапы. 68, 10 классы. – Ростов н/Д.: Легион, 2009
Введение христианства на Руси. – М., 1987
Зимин А. А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV в. / А. А. Зимин. — М., 1991.
Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий / А. А. Зимин. — М., 1982
История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII в.: биографическая энциклопедия. – М., 1993
Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях / Н. М. Карамзин. — М., 1991.
Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь: XIII век. – М., 1966
Каргалов В. В. Конец ордынского ига / В. В. Каргалов. — М., 1980.
КирпичниковА.Н. Александр Невский6 МЕЖДУ Западом и Востоком// Вопросы истории. – 1996. - №11-12
Кобрин В. Б. Иван Грозный / В. Б. Кобрин. — М., 1989.
Кобрин В. Б. Смута / В. Б. Кобрин // Родина. — 1991. — № 3.
Кучкин В. А. Русь под владычеством Золотой Орды / В. А. Кучкин // Преподавание истории в школе. — 1993. — № 3.
Кучкин В.А. Дмитрий Донской// Вопросы истории. – 1995. - №5-6
Кучкин В.А. Сергий Радонежский// Вопросы истории. – 1992. - №10
Кучкин В.А. Юрий Долгорукий// Вопросы истории. – 1996. - №10
Культура России: IXXX вв.: учебное пособие. – М., 1996
Павленко Н. И. Страсти у трона / Н. И. Павленко. — М., 1996.
Павленко Н. И. Петр Великий. – М., 1990
Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. – М., 1988
Романовы. Исторические портреты. – М., 1998
Скрынников Р. Г. Иван Грозный / Р. Г. Скрынников. — М., 1983.
Славянский мир // Родина. — 2001. — № 1—2.
Хрестоматия по истории России / сост. А. С. Орлов [и др.]. — М., 2001.
Хрестоматия по истории России. В 4 т. / сост. И. В. Бабич [и др.]. Т. 1. С древнейших времен до XVII в. — М., 1994. Т. 2. XVII — начало XVIII в. — М., 1995.
Энциклопедический словарь. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. — М., 2001
Интернет-ресурсы
Русский биографический словарь http://www.rulex.ru
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ER/
Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» http://www.megabook.ru/
Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/
Википедия: свободная многоязычная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/
Большой энциклопедический и исторический словари онлайн http://www.edic.ru/
Электронный журнал «Мир истории» http://www.historia.ru/
Электронная версия журнала «Родина» http://www.istrodina.com/
Сайт Российской государственной библиотеки http://www.rsl.ru/
Портал «Архивы России» http://www.rusarchives.ru/
Великая империя http://imperiya.net/
Подборка исторических ресурсов на сервере издательства «КлиоСофт» http://www.history.ru/
«History Net/Интернет для историков» http://edu.tsu.ru/historynet/index.htm
Русская история в зеркале изобразительного искусства http://history.sgu.ru/
Historic.Ru http://historic.ru/
13