Ярославская область Некрасовский муниципальный район МОУ ДО ЦДТ «Созвездие»
Утверждена: 1.09.2008 г.
Директор МОУ ДО ЦДТ «Созвездие»
Фрелих О.В.
Образовательная программа
по основам исследовательской деятельности «Исследователь»
Составитель:
Педагог
дополнительного образования
Молькова Валентина Македоновна
Срок реализации:
2008-2009уч.г.
Возраст воспитанников:
13-14 лет
п. Некрасовское 2008 Содержание 1. Пояснительная записка ----------------------- 3 2. Программа-----------------------------------------7 3. Тематическое планирование ------------------8 4. Методическое обеспечение--------------------10 5. Список литературы------------------------------10-11 Пояснительная записка Сколько удивительного содержится вокруг нас? Мимо сколько интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий нас мир. Но этого недостаточно, надо овладеть еще техникой исследовательского поиска
. Цель курса: оказать методическую и практическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.
Задачи курса
способствовать развитию творческих способностей учащихся на уровне, необходимом для самостоятельной деятельности;
формировать исследовательскую компетенцию и исследовательские навыки каждого учащегося;
Программа посвящена изучению:
основных понятий научно-исследовательской работы;
содержанию исследования и проектирования;
структуре познавательной деятельности в проектировании;
технологии выполнения самостоятельного исследования;
технологии оформления самостоятельного исследования.
Программа способствует:
Формированию интереса к учебно-исследовательской деятельности, как необходимой составляющей обучения и первоначальных умений и навыков проведения исследований.
Реализации механизма включения учащихся в опытно-экспериментальную работу.
Обеспечению широкой возможности для «трансляции» личностных, творческих качеств.
Формированию нового способа действий, с усвоенным старым индивидуальным опытом, с новыми требованиями его применения.
Формированию широкой картины мира на основе ценностей науки, литературы, искусства, непосредственного познания действительности и себя.
Программа предполагает развитие у учащихся:
интеллекта, проектного мышления, творческого мышления, самостоятельного мышления, навыков самоконтроля, навыков самоанализа, самореализации, познавательного интереса к исследовательской деятельности.
Для самостоятельной теоретической подготовки учащимся предлагается ориентировочный перечень литературы.
Курс рассчитан на 136 часов (4 ч в неделю).
Данный курс предназначен для учащихся 13-14 лет, способных заниматься исследовательской деятельностью
Степень новизны для учащихся заключается в том, что они более подробно познакомятся с методами научного познания мира, терминами «аналогия», «модель», «концепция» и т.д., так как в школьном курсе физики эти термины не изучаются, а констатируются. Данный курс достаточно полно и завершенно знакомит учащихся с методами теоретического познания.
Развивающий потенциал программы заключается в методах обучения. А это исследовательская и проектная деятельность с выходом на моделирование с использованием современных компьютерных технологий.
Содержание курса построено таким образом, что умения формируются на основе знаний как методологических, так и уже полученных ранее знаний по физике.
Содержание курса охватывает весь процесс научного исследования и в целях сохранения логики его изучения разделён на шесть блоков.
Работа с учащимися по блокам не только помогает лучше овладеть логическими и методическими приёмами научного исследования, но и в плане самостоятельного исследования (в виде исследовательских работ), на практике реализовать полученные знания.
В первом блоке “Введение” Диагностика и анализ исходного уровня исследовательских умений школьников. Мотивация деятельности учащихся.
Обзор Всероссийских научно-практических конференций «Первые шаги в науку» и конкурсов школьников. Правила техники безопасности при проведении исследовательских Практическая работа. Игры на знакомство. Решение задач на смекалку, развитие внимания, логического мышления.
Второй блок «Понятийный аппарат исследований» Понятие актуальности темы исследования. Выбор темы исследования. Выбор объекта и предмета исследования. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования.
Выдвижение гипотез. Тренинг на выдвижение и обоснование гипотез. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ Всероссийских конкурсов «Первые шаги в науку».
Изучение известного об объекте исследования.
Построение плана исследования. Структура работы. Изучение образцов и знакомство со структурой работы победителей Всероссийских конкурсов исследовательских работ.
Изложение фактов и аргументов, подтверждающих гипотезу или проведение эксперимента или графическое изображение результата.
В третьем блоке «Основы работы с научной литературой» рассматриваются правила работы с книгой. Методы эффективного чтения. Правило составление плана исследования. Цитирование и конспектирование. Правила оформления библиографических ссылок. Работа с каталогами. Практическое занятие в библиотеке. Правила работы в библиографическом отделе. Поиск источников и литературы. Возможности Internet для поиска информации по теме исследования.
«Метод научного познания» является исходной теоретической базой для последующей работы. Он включает в себя знакомство с основными понятиями, необходимыми для проведения исследовательской работы. Составление словаря научных терминов. Методы эмпирического и теоретического познания
В пятом блоке «Оформление работы» даны требования и рекомендации к оформлению научно-исследовательской работы.
В шестом заключительном блоке «Подготовка к научно-практической конференции» содержатся советы психолога по избежанию негативных последствий после неудачной защиты работы, раскрывает вопросы компетенции самопрезентации, понятие о речевом этикете, о способах привлечения и удержания внимания аудитории, основы поведения оратора и т. д. предполагает защиту и обсуждение творческих работ, а также выходное анкетирование слушателей курса.
Программа курса предполагает как теоретические, так и практические занятия.
В ходе изучения курса учащиеся должны знать:
– цели и задачи научно-исследовательской деятельности;
– психофизиологические основы умственного труда;
– общенаучные методы познания;
– справочный аппарат книги;
– требования к оформлению научно-исследовательской работы;
– формы и способы представления исследовательской работы;
– критерии оценивания исследовательской работы;
– требования к публичной защите исследовательской работы.
– как спланировать своё рабочее время и подготовиться психологически к защите работы.
В ходе изучения курса учащиеся должны уметь:
– соблюдать законы правильного мышления, вести дискуссию;
– использовать общенаучные методы ведения исследовательской работы, проводить эксперимент;
– определять цели и задачи исследования;
– пользоваться справочным аппаратом книги, каталогом;
– анализировать, систематизировать и обрабатывать информацию;
– аннотировать изученные источники;
– составлять план
– выдвигать гипотезу, проводить в соответствии с ней практическое исследование;
– описывать результаты исследования, делать выводы и обобщения;
– пользоваться приёмами публичной защиты исследовательской работы;
– соблюдать требования, предъявляемые к письменной и устной речи выступающего.
Используемые педагогические технологии:
Технология проблемного обучения (такая организация занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей).
Технология коллективного способа обучения (такая организация занятий, при которой происходит общение учащихся в мини-группе по 2-3 человека, когда каждый учит каждого).
Технология индивидуального обучения (такая организация занятий, при которой происходит как взаимодействие руководителя с каждым учащимся, так и взаимодействие каждого учащегося с источниками информации).
Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (такая организация занятий, при которой каждая личность воспринимается непризнанным гением).
Технология поэтапного формирования умственных действий (такая организация занятий, при которой познание нового происходит за несколько этапов).
Технология уровневой дифференциации (такая организация занятий, при которой происходит обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей).
Технология саморазвивающего обучения (такая организация занятий, при которой акценты целей расставляются на формирование человека самосовершенствующегося, на воспитание доминанты саморазвития личности).
Технология широкого использования потенциала личностно-ориентированного подхода в обучении (такая организация занятий, при которой каждая личность признаётся носителем субъектного опыта; широко используются эффекты исследования проблемного и творческого поиска).
Ожидаемые результаты
развитие познавательных интересов, творческих способностей учащихся;
самостоятельно ставить цели эксперимента, делать выводы, анализировать полученные результаты, строить гипотезы.
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и классификации информации по выбранной теме;
составление реферата и устного доклада по составленному реферату;
приобретение опыта составления компьютерной презентации, публичного выступления;
участие учеников в научно-практических конференциях различного уровня;
защита результатов исследования на конференциях и др. школьных конкурсах.
Требования к участникам и особенности исследования
Требования к ученику:
Готовность к исследовательской деятельности (наличие определённых знаний и умений, неудовлетворённость имеющимися представлениями).
Требования к преподавателю:
– Готовность к исследовательской деятельности.
– Основная функция в ходе исследования – координатор и партнёр своих учеников.
Особенности исследования:
– Исследовательская деятельность не должна и не может носить массовый характер.
– Выходит за рамки школьного курса.
– По тематике находится на стыке различных областей знаний.
– Проблема исследования должна быть достаточно узкой, значимой для ученика. Поэтому её необходимо выбрать самому ученику.
П Р О Г Р А М М А (136 ч)
1. Введение 2 ч
Диагностика и анализ исходного уровня исследовательских умений школьников. Цель, задачи, специфика занятий. Мотивация деятельности учащихся. Основные виды исследовательских работ. Правила техники безопасности при проведении исследовательских работ
2. Понятийный аппарат исследований 7ч
Понятие актуальности темы исследования. Структура работы. (Введение, содержание, заключение. литература, приложение.)
3. Основы работы с научной литературой 25ч
Правила работы с книгой. Методы эффективного чтения. Умение делать выписки. Правило составление плана. Цитирование и конспектирование. Правила оформления библиографических ссылок. Работа с каталогами. Практическое занятие в библиотеке. Правила работы в библиографическом отделе. Поиск источников и литературы. Возможности Internet для поиска информации по теме исследования. Ключевые слова как средство поиска информации в Internet. Знакомство с различными формами представления исследовательской работы
4. Метод научного познания 61ч
Знакомство с основными понятиями, необходимыми для проведения исследовательской работы. Составление словаря научных терминов .Методы эмпирического познания: Научное наблюдение. Научный эксперимент. Отбор оборудования и материалов для проведения эксперимента. Способы фиксации результатов измерений. Измерения. Точность измерений.
Проведение эксперимента под руководством учителя (групповая работа)
Изменение размеров тел при нагревании
Изучение зависимости температуры воды от времени ее нагревания
Испарение и конденсация (водяной пар в воздухе, влажность воздуха)
Экологические проблемы окружающей среды. Методы изучения загрязнения воздуха
Загрязнение воды и способы ее очистки
Санитарно-гигиеническое состояние классных помещений
5. Оформление работы 36 ч
Оформление рисунков, плакатов, таблиц, изготовление моделей и др. результатов исследований. Нумерация страниц. Абзацный отступ. Межстрочный интервал. Шрифт, размер, форматирование текста, заголовка). Оформление титульного листа своей исследовательской работы с учетом всех требований. Ссылки. Оформление ссылок. Оформление и анализ литературы. Требование к литературе. Фотографирование изображений. Сканирование изображений. Анимации Оформление презентаций. Приложения.
6. Подготовка к научно-практической конференции. 5 ч
Подготовка к выступлению по теме исследования. Презентация работы. Формы и способы презентации .Структура. Понятия: доклад, демонстрация. Рекомендации выступающему. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, дикция, интонация, паузы. Выставка творческих работ. Деловая игра «Научно-практическая конференция школьников». Анализ выступлений учащихся. Анкетирование учащихся. Подведение итогов курса
Тематическое планирование курса
| Теория | Практика |
1. Введение 2 ч Диагностика и анализ исходного уровня исследовательских умений школьников. Цель, задачи, специфика занятий. Мотивация деятельности учащихся.
Основные виды исследовательских работ Правила техники безопасности при проведении исследовательских работ | 1 1 | |
2. Понятийный аппарат исследований 7ч Понятие актуальности темы исследования. Структура работы. (Введение, содержание, заключение. литература, приложение.) | 1 3 | 1 2 |
3. Основы работы с научной литературой 25ч Правила работы с книгой. Методы эффективного чтения. Умение делать выписки. Правило составление плана Цитирование и конспектирование. Правила оформления библиографических ссылок. Работа с каталогами. Практическое занятие в библиотеке. Правила работы в библиографическом отделе. Поиск источников и литературы. Возможности Internet для поиска информации по теме исследования. Ключевые слова как средство поиска информации в Internet.
Знакомство с различными формы представления исследовательской работы
4. Метод научного познания 61ч Знакомство с основными понятиями, необходимыми для проведения исследовательской работы. Составление словаря научных терминов Методы эмпирического познания: Научное наблюдение Научный эксперимент. Отбор оборудования и материалов для проведения эксперимента. Способы фиксации результатов измерений. Измерения. Точность измерений. Проведение эксперимента под руководством учителя (групповая работа) Изменение размеров тел при нагревании Изучение зависимости температуры воды от времени ее нагревания Испарение и конденсация (водяной пар в воздухе, влажность воздуха) Экологические проблемы окр. среды Методы изучения загрязнения воздуха Загрязнение воды и способы ее очистки Исследование водяных источников. Родники с Никольского Санитарно-гигиеническое состояние классных помещений | 1 1 2 1 2 1 2 2 2 1 1 1 1 3 2 1 | 1 3 3 3 4 3 3 2 5 2 5 2 2 7 15 2 |
5. Оформление работы 36 ч Оформление исследовательской работы. Ввод текста. Нумерация страниц. Абзацный отступ. Межстрочный интервал. Шрифт, размер, форматирование текста, заголовка). Оформление титульного листа своей исследовательской работы с учетом всех требований. Оформление и анализ литературы. Требование к литературе. Консультирование. Фотографирование изображений. Сканирование изображений. Анимации Оформление презентаций.
Оформление приложений | 2 2 2 1 2 | 5 5 5 4 3 |
6. Подготовка к научно-практической конференции. 5 ч Подготовка к выступлению по теме исследования. Презентация работы. Формы и способы презентации. Структура Рекомендации выступающему. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, дикция, интонация, паузы. Выставка творческих работ Деловая игра «Научно-практическая конференция школьников».
Анализ выступлений учащихся. Анкетирование учащихся. Подведение итогов курса. | 1 | 2 1 1 |
ИТОГО: 136 ч | 56 | 80 |
Методическое обеспечение.
Дидактический материал : комплекс упражнений на постановку дыхания, сборник упражнений по культуре речи, комплекс заданий на развитие памяти, внимания, мышления. Образцы исследовательских работ различных конкурсов. Раздаточный материал на отработку материала по постановке целей, задач, гипотез исследования. Анализ имеющей литературы, сносок (2 варианта)
Материально-техническое обеспечение. Помещение для занятий, 10парт, 20 стульев. У каждого воспитанника тетрадь ручка. Занятия по разделам "Поиск информации" и "Оформление научно-исследовательской работы" предполагают занятия в библиотеке и в компьютерном классе. Работа с физическими приборами в кабинете физики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ/
В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. Сборник школьных олимпиадных задач по физике 7-11 классов. М. «Просвещение» 2007г.
В.И.Лукашик. Физическая олимпиада.- М.»Просвещение» 1987г.
И. К.Турышев и др. Решение задач с элементами исследования в 9-11 классах средней школы. Владимир -1993г.
6. В.А.Буров и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике. М. «Просвещение» 1985г.
Практикум по физике в средней школе. Под редакцией А.А.Покровского. М.»Просвещение». 1982г.
А.В.Усова, А.А.Бобров «Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики».
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.\ М.Вербум,2001.
Путь в науку: методические рекомендации организаторам учебно-исследовательской деятельности \Омск,2004
Организация исследовательской деятельности учащихся . под редакцией Левичева О.Ф.\ Омск 2004.
Савенков А.И. Исследователь/\ Исследовательская работа школьников, 2004 № 2
11