Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ряжская средняя школа №2»
Утверждена
____________________
____________________
« »___________2018г.
Рекомендована
педагогическим
советом
МОУ «РСШ №2»
« »____________2018 г.
Протокол № _______
Программа
кружка
«Юные языковеды»
для учащихся 6 класса
Автор:
Осипова В. А.,
учитель
русского языка и литературы.
г. Ряжск - 2018
Пояснительная записка.
Успешное овладение знаниями в общеобразовательной школе невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит курс «Юные языковеды», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий со школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
Программа данного курса позволяет показать обучащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. интерес к данному курсу должен пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях курса «Юные языковеды» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Юные языковеды» позволяет работать не только над словом, частями речи, но и развитием правильной речи, умением вести диалог, дискуссию, спор.
Содержание и методы обучения курса «Юные языковеды» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, анализ текста. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Предлагаемый курс направлен на формирование грамотного письма, грамотной устной речи. Он основан на принципе творческого поиска, упражнения требуют логических решений и проблемного анализа. На занятиях используются игры, охватывающие программу по русскому языку за 6 класс средней общеобразовательной школы.
Необходимость разработанного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Цели:
способствовать пробуждению интереса к русскому языку,
развить речевую изобретательность и умение нестандартно и оригинально мыслить,
формировать практические навыки; расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку,
показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Ожидаемый результат:
формирование познавательной деятельности;
развития у учащихся стремления расширить свои знания по предмету;
повышение грамотности учащихся.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
поисково-исследовательская работа;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) над текстом, с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В программе используются разнообразные виды работ: кроссворды, дидактический раздаточный материал, орфо-домино, орфо-лото, словотворчество, корректурная правка, орфо-эстафета, орфо-шашки и др.
Тренировочные упражнения этой программы способствуют развитию творческих способностей учащихся, приобщению к исследовательской работе. Много упражнений имитируют известные игры. Цель этих игр: создавать условия для самоконтроля, направлять на верный путь, находить свои ошибки.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут (34 часа). Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 6 классов.
Планируемые результаты.
6-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Программа 6 класса
Введение в курс «Юные языковеды».
Раздел 1. Фонетика.
Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных.
Звукопись. Скороговорки. Роль шипящих в речи. Сильные и слабые позиции шипящих.
Возникновение письменности. Развитие письма. Грамотность.
Буквенная азбука – алфавит. Порядок букв в алфавите. Название букв. Отличие буквенного и звукового произношения.
Парные согласные по звонкости – глухости. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Влияние согласного (звонкого-глухого) на предыдущий звук. Оглушение. Озвончение.
Слог, его составляющие. Открытый, закрытый слог. Появление суффикса –ну- в некоторых глагольных формах.
Раздел 2. Состав слова.
2.1. Корень и однокоренные слова. Роль корня в слове.
2.2. Приставка. Наблюдения за изменением значения слова зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению. Приставка и предлог. Их различие.
2.3. Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы уменьшительно-ласкательные.
2.4. Роль соединительных гласных в слове. Образование новых слов при помощи соединительной гласной.
Раздел 3. Лексика.
3.1. Лексическое богатство русского языка. Пласты русского языка.
3.2. Диалекты. просторечия.
3.3. Язык – живой организм. Устаревшие и новые слова.
3.4. Роль писателей и поэтов в развитии языка. Авторские слова.
3.5. Фразеологизмы. Происхождение фразеологизмов, употребление их в речи.
3.6. Слова иноязычного происхождения. Появление иностранных слов в русском языке.
3.7. Пословицы и поговорки. Афоризмы, их происхождение. Исследовательская работа по выявлению и происхождению их в языке.
3.8. Богатство русского языка. Словари. Синонимы, омонимы, паронимы.
Раздел 4. Выразительность и яркость речи.
4.1.Функциональные стили языка. Художественный и разговорный стили. Особенности и употребление, языковые средства данных стилей.
4.2.Средства выразительности языка: тропы, фигуры. Нахождение в тексте. Использование в творческих работах.
Раздел 5. Культура и этика общения.
5.1. Правильное употребление слов: постановка ударения, правильное образование форм слова.
5.2. Общение. Бытовое и деловое общение.
5.3. Речевой этикет. Вежливые слова. Культура речи.
Раздел.6. Основы полемического мастерства.
6.1. Красноречие. Известные ораторы.
6.2. Дискуссия. Умение вести дискуссию. Правила ведения дискуссии и спора.
6.3.Выступление. Доклад. Сообщение. Выбор темы. Яркие примеры.
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема занятия | Дата | Д/з | |
1 | Язык и речь – чудо из чудес. | | приготовить рассказ о языке | |
Раздел 1. Фонетика. | | | | |
2 | История русского языка. Старославянский язык. Кирилл и Мефодий. | | уметь расска- зать о Кирил- ле и Мефо- дии | |
3 | Гласные и согласные звуки русского языка. Шарады, анаграммы, логогрифы, метаграммы, загадки- складки, слова- перевёртыши. | | придумать и нарисовать ребус | |
4 | Алфавит. Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. «Застывшие письмена». | | придумать игру на знание алфавита | |
5 | Письмо. История букв, которых нет в современном алфавите. | | нарисовать буквы | |
6 | Интересные буквы русского алфавита. | | придумать сказку о буквах | |
7 | Игра «Умники и умницы» | | | |
Раздел 2. Состав слова. | | | | |
8 | Смотри в корень. «Странные» корни. | | подобрать и записать слова с необычными корнями | |
9 | Морфемы на службе. Приставки. Слова с двумя-тремя приставками. | | подобрать слова с несколькими приставками | |
10 | В мире суффиксов. Слова с несколькими суффиксами. | | подобрать слова-примеры с несколькими суффиксами | |
11 | Соединительные гласные. Полезная гаплология. | | распределить слова в таблицу | |
12 | Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | | | |
Раздел.3. Лексика. | | | | |
13 | Литературный язык. Просторечия, диалекты. | | записать просторечия, которые вы услышали в речи | |
14 | «Иностранцы» (заимствованные слова) в нашем языке. | | приготовить рассказ о заимств. словах | |
15 | Историзмы, архаизмы, неологизмы. Авторские слова. | | оформить записи в таблицу | |
16 | Исследовательская работа. Нахождение лексических пластов в текстах. | | оформить работу | |
17 | Фразеологизмы. Пословицы и поговорки, афоризмы. | | подбор материала | |
18 | Все на «о»: омонимы, омофоны, омографы, омоформы. | | подбор материала | |
19 | Синонимы и паронимы в русском языке. Богатство нашей речи. Важнейшие словари русского языка. | | приготовить рассказ о значении словарей | |
20 | Творческая работа. «Язык мой – друг мой». | | сочинение | |
21 | Интеллектуальная игра «В мире слов разнообразных». | | | |
| Раздел.4. Выразительность и яркость речи. | | | |
22 | Функциональные стили речи. | | Составить рассказы-примеры | |
23 | Тропы и фигуры речи. | | подобрать примеры | |
24 | Учимся у классиков. Работа с художественными текстами по группам. Определение средств выразительности. | | Уметь самост. определять ср-ва выразит | |
25 | Творческая работа. Создание сочинений с использованием средств выразительности. | | сочинение | |
| Раздел.5. Культура и этика общения. | | | |
26 | Что такое культура речи? Говорим правильно. | | подбор материала | |
27 | Что такое общение? Бытовое общение. Деловое общение. | | | |
28 | Речевой этикет. | | составить рассказ | |
| Раздел.6. Основы полемического мастерства. | | | |
29 | Что изучает риторика? | | уметь рассказать о риторике как о науке | |
30 | Дискуссия. Спор. | | | |
31 | Лучшие ораторы мира. | | составить небольшой рассказ по теме | |
32 | Секреты хорошего выступления. | | подготовить выступление на одну из тем | |
33 | Практическое занятие. Выступление, доклад, сообщение. | | | |
34 | Дискуссия на одну из тем о языке. | | |
Список используемой литературы.
Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. -М., 1963.
Горшков А. И. История русского литературного языка. - М.: Высш. шк., 1969.
Иванова В. А., Потиха 3. А., Розенталъ Д. Э. Занимательно о русском языке. - М.: « Просвещение», 1990.
ПасхаловА.П. Русский язык «Занятия школьного кружка».
5.Бетенькова Н.М. «Конкурс грамотеев». – М.: 1989г.
6. Успенский Л. «Слово о словах», «По дорогам и тропам языка». –М.: «Детская литература», 1980.
7. Аксенова М. «Знаем ли мы русский язык?»
8. Алпатов В.«Лингвистические задачи».
9. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. – М.: «Просвещение», 1989.
10. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. – М.: «Просвещение»,1988.