СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА кружка «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» для обучающихся 5 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  предназначена для более углубленного изучения школьного курса географии и краеведения.  Она максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед и анкетирования  учащихся школы, изучающих географию. Содержание программы  внеурочной деятельности предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, знания краеведческого характера, которые наиболее актуальны, все это усиливает гуманистическую и культурологическую роль кружка в образовании и воспитании учащихся.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА кружка «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» для обучающихся 5 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Токарёвская средняя общеобразовательная школа №1




ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

МБОУ Токарёвской СОШ № 1

Протокол от «___» ________ 20___ г. № ___

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ Токарёвской СОШ № 1

___________ С.В.Шиповская

Приказ от «___»_______20___ г. № ____








Рабочая программа внеурочной деятельности

"Юный исследователь"

естественно-научной направленности

для обучающихся: 5 классов

Срок реализации: 1 года























р.п. Токарёвка 2016







  1. Пояснительная записка


Программа  предназначена для более углубленного изучения школьного курса географии и краеведения. Она максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед и анкетирования учащихся школы, изучающих географию. Содержание программы внеурочной деятельности предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, знания краеведческого характера, которые наиболее актуальны, все это усиливает гуманистическую и культурологическую роль кружка в образовании и воспитании учащихся.

Нормативно-правовые документы по организации внеурочной деятельности

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. ФЗ-№ 273 « Об образовании в Российской Федерации»;

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

  • Действующих требований СанПиН (СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированных в Минюсте РФ 3 марта 2011 года, регистрационный номер 19993).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Приказ №373 от 06.10.2009г.);

  • Приказ № 1241 от 26 ноября 2010г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;

  • Приказ № 2357 от 22 сентября 2011г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;

  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;

  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ;

  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);

  • Приказ МБОУ Токарёвской СОШ №2 от 15.09. 2016 года № 133 «О формировании групп внеурочной деятельности в 2016-2017

  • Положение МБОУ Токарёвской СОШ №2 от 31.08.2012 года « О программе внеурочной деятельности для основного общего образования»

Направленность программы – естественно-научная.

Актуальность реализуемой программы - необходимость, соответствие потребностям времени. в возрасте 10-12 лет у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

отличительные особенности программы – в реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими проектами..

объем и срок освоения программы – Кружок рассчитан на 1 год: 5 класс, 35 часов в неделю.

режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – на 35 занятий, проводится 1 занятие в неделю. общее количество часов в год; 35 часов периодичность - еженедельно и продолжительность занятий – 45 минут.

новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.

Педагогическая целесообразность реализации программы кружка заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам, к исследовательской деятельностью.

Цели реализации программы являются:

- формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии и других естественных наук;

Задачи:

- получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений; более глубокое изучение отдельных вопросов физической и экономической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе; ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества; знакомство с народами и странами мира;



III. Содержание программы для обучающихся 5 класса


  1. Введение (1 час)

Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка. (1 час).

Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира (2 часа)

Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности.

Видео путешествие: Природные зоны мира.

Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану (5 часа)

Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана.

География Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океана.

Видео путешествия: Путешествие в глубины Тихого океана (2 занятия), Тайны островов Тихого океана, Индийский океан.

Тема 3. Знакомимся с великими реками мира (6 часа)

Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира.

Видео путешествия: Амазонка – великая река мира (2 занятия), Путешествие по Меконгу, Окаванго – загадочная река Африки, Колорадо – река застывшего камня.

Тема 4. Путешествуем по странам и материкам (9 часов)

Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира. Политическая карта мира. Современные международные отношения.

Видео путешествия: Величайшие вулканы и горы мира, Тектоника мировых плит,

Континентальная Азия, Путешествие в Центральную Америку, Ступени цивилизации: Великая Индия, Современный Китай, Жемчужины Австралии, Самые опасные животные африканского континента.



Тема 5. Туристические маршруты по России (10 часов)

Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России.

Знакомимся с природными красотами России (видео путешествия): Карелия – край озер, Великий Кавказ, Седой Урал, Уникальный Байкал, Богатство Сибири, Удивительное Приморье, Неспокойная Камчатка, Старинные города Тюменской области

Заключительные занятия – 2 часа

Конференция. Защита членами кружка проектных работ и подведение итогов.



VI Тематическое планирование 5 класс

Тема занятия

Форма занятия

Дата

1.

Введение – 1 час.

Организационное занятие. Мир моих увлечений. Знакомство с планом работы кружка

Круглый стол

Сентябрь/ 1

Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира – 2 часа

2.

Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности.




Сентябрь/ 2

3.

Природные зоны мира.

Видео путешествие.

Сентябрь/ 3

Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану – 5 часов

4.

Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана.

Занятие-викторина знатоков океанологов.

Сентябрь/ 4

5-6.

Путешествие в глубины Тихого океана

Видео путешествие.

Октябрь/ 1-2

7.

Тайны островов Тихого океана, Индийский океан.

Видео путешествие.

Октябрь/ 3

8.

Индийский океан.

Видео путешествие.

Октябрь/4

Тема 3. Знакомимся с великими реками мира – 6 часов

9.

Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира.

Занятие-презентация учащихся.

Ноябрь/ 2

10-11.

Амазонка – великая река мира

Видео путешествие.

Ноябрь/ 3-4

12.

Путешествие по Меконгу

Видео путешествие.

Декабрь/1

13.

Окаванго – загадочная река Африки

Видео путешествие.

Декабрь/2

14.

Колорадо – река застывшего камня

Видео путешествие.

Декабрь/3

Тема 4. Путешествуем по странам и материкам – 9 часов

15.

Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира.

Занятие-практикум (работа с картой, к/к)

Декабрь/4

16.

Величайшие вулканы и горы мира

Видео путешествие

Январь/3

17.

Путешествие в Центральную Америку

Видео путешествие

Январь/4

18.

Ступени цивилизации: Великая Индия

Видео путешествие

Февраль/1

19.

Современный Китай

Занятие-деловая игра, презентация

Февраль/2

20.

Жемчужины Австралии

Видео путешествие

Февраль/3

21.

Самые опасные животные африканского континента.

Видео путешествие

Февраль/4

22.

Политическая карта мира. Современные международные отношения.

Занятие-политическая информация «Сообщают наши корреспонденты …» Деловая игра

Март/1

22.

Как я знаю и умею работать с географической картой

Занятие-практикум.

Март/2

Тема 5. Туристические маршруты по России – 9 часов

23.

Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России.

Занятие-практикум

Март/ 3

24.

Знакомимся с природными красотами России: Карелия – край озер.

Презентация, сообщения членов кружка

Март/ 4

25.

Знакомимся с природными красотами России: Великий Кавказ

Презентация.

Март/ 1

26.

Знакомимся с природными красотами России: Седой Урал. Уральские самоцветы.

Видео путешествие,

презентация

Март/ 2

27.

Знакомимся с природными красотами России: Уникальный Байкал

Видео путешествие

Март/ 3

28.

Знакомимся с природными красотами России: Богатство Сибири

Видео путешествие,

презентация

Март/ 4

29.

Знакомимся с природными красотами России: Удивительное Приморье

Видео путешествие

Апрель/ 1

30.

Знакомимся с природными красотами России: Неспокойная Камчатка.

Видео путешествие

Апрель/ 2

31.

Старинные города Тюменской области: Тюмень, Тобольск

Видео путешествие,

презентация

Апрель/ 3

Апрель/4

32.

33.

Как я знаю свою Родину

Практикум, викторина

Май/1

Заключительные занятия – 2 часа

34-35.

Защита членами кружка проектных работ. Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев.

Конференция

Май/ 2-3

Итого – 35 занятий


II. Планируемые результаты освоения курса

Данная программа предусматривает получение следующих УУД и воспитательных результатов в ходе изучения курса:

«Ученик научится»:

Предметные результаты: овладеть формами и методами исследовательской деятельности; правила работы с источниками получения информации; особенности чтения научно- популярной литературы; особенности и приемы конспектирования. требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ; вклад каждого участника группы ( если работает несколько авторов) в работу. особенности географического положения и природы своего населенного пункта; состояние исторических, культурных, природных памятников своего края; основные демографические характеристики населения своей местности; традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности

Метапредметные результаты: оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями; логически выстраивать текстовой материал; обрабатывать результаты экспериментальной деятельности; анализировать научно-популярную литературу; давать характеристику экологической ситуации в России, своем крае; приводить примеры рационального и нерационального природопользования; определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу; прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений; осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края; обладать навыками исследовательской деятельности; выявлять растения, наиболее и наименее устойчивые к загрязнению воздуха.

Личностные результаты: способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;  
- побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

«Ученик получит возможность научиться».

определять особенности географии материков, океанов, находить дополнительные сведения страноведческого характера, определять экологическое состояние природной среды в России, своем крае; находить основные нормативно- правовые документы в области экологии; растения и животных своего края, находящихся под охраной; определять главные источники загрязнения воздуха; выявлять меры по предотвращению загрязнения воздуха; роль растительности в охране и оздоровлении воздуха.

- работать с различными источниками информации;

- применять географические и экологические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- анализировать статьи дополнительной литературы, и интернет-ресурсов;

- использовать средства ИКТ для своего познания;

- проектировать и составлять презентации;

- проводить исследования по определенной теме;

- вести наблюдения в природе за антропогенными изменениями окружающей среды.

В течение учебного года члены кружка выполняют индивидуальную проектную работу.



Прогнозируемые результаты:

- повышение качества географических знаний и умений школь­ников;

- повышение успеваемости по предмету;

- по­вышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время,

- активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;

- рост самостоятельности школьников во время урочной и до­машней работы;
- повышение качества знаний по другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками ин­формации;

- повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами;
- повышение общего уровня культуры школьников;

- рост дисциплинированности, повышение ответственности за себя и товарища, гордость за дела коллектива, школы.



Методические материалы

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена использованием в работе различных методик:

- методики ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). - - практические занятия по программе связаны с использованием оригинальных иллюстраций, схем, моделей, приборов и инструментов, муляжей, карт и т.д.

- исследовательской деятельности,

- применение ИКТ на занятиях: презентации, видеоролики, фильмы и т.д.

- проектная методика

- методы критического мышления, кейс-технологии

Программа курса позволяет реализовывать общедиалектические принципы, занимающие важное место в развитии детей, а именно: наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный подход, принципы педагогики сотрудничества, деятельностный подход и др.



дидактические материалы – раздаточный материал, инструкции по ТБ, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий, картины, схемы, макеты, кроссворды, ребусы


Формы проведения занятий кружка

В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы, проектная деятельность, выступление на муниципальном уровне научно-практической конференции, участие в дистанционных олимпиадах, викторинах по географии и экологии.

Темы индивидуальных и групповых проектных работ

  1. Русские путешественники, прославившие Россию.

  2. Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».

  3. Страна, в которой я мечтаю побывать.

  4. Эти уникальные животные требуют защиты человека.

  5. «Семь чудес света» моей Родины.

  6. Моя презентация (тема определяется учащимся).



Структура занятий:

-       Беседа, рассказ учителя.

-       Слушание.

-       Различные виды игровой деятельности: викторины, ребусы, кроссворды и т д. .

-            Устный журнал, КВН.

Видеосюжеты и просмотр фильмов, презентаций

-       Конкурсы, викторины.

-       Творческая работа: создание проектов по определенным темам составление загадок, ребусов, создание книжек-малышек.

Способы проверки:

Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого, результатом которого может стать авторская разработка или выполнение творческой работы по самостоятельно выполненному эскизу.

Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как:

-      оценка достигнутого самим ребенком;

-      оценка законченной работы;

-      участие в выставках, играх и т.д.

-      реализация творческих идей.

Формы проведения итогов реализации программы:

Праздник «День Земли». Проекты. Участие в Научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня.



VI Методическое обеспечение работы кружка


Оборудование:


1. Географические карты, глобусы, контурные карты.

2. Видеоматериалы:

3. Презентации:

4. Компьютерные фото-альбомы:

5. Ноотбук, мультивидеопроектор, экран.

6. Телевизор

7.Лаборатория кабинета биологии и химии


Литература для учителя:


1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., Молодая гвардия, 2002 2.Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы».- «Просвещение», М., 2003:

3. Васильева З.В., Кирилова Г.А. и другие. Лабораторные работы по микробиологии. М.: Просвещение, 2000

4.Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.

5.Раковская Э.М. География: природа России. Методическое пособие для учителя. М.: 1999.

6.Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. М.: Просвещение, 1997.

7. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.:  Просвещение, 2005.

8.Интернет ресурсы.



Литература для учащихся:


  1. Владимиров А.В. Рассказы об атмосфере. М.: Просвещение, 1974

  2. Денисов Г.А. Удивительный мир растений. М., Просвещение, 2003

  3. Денисов Л.В. Редкие и исчезающие растения России. М., Лесная промышленность, 2008

  4. Никишов А.И., Мокеева З.А., Орловская Е.В. Внеклассная работа по географии. М., Просвещение, 2004

  5. Токин Б.П. Целебные яды растений, 3-е изд. Л.: Лениздат, 1980 Романиченко П.Д. Викторины по географии. Минск.: Народная асвета, 1981.

  6. Магидович И.П., Покопцев Ю.М. Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи. М.: Просвещение, 1980.

  7. По родной стране. Книга для чтения для учащихся 8 класса. Составитель А.А.Шибанова , М.: Просвещение, 1986.

  8. По материкам и странам. Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, М.: Просвещение, 1981.

  9. .Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1990.

  10. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Составитель Г.В. Карпов,М.: Педагогика, 1981.

  11. Акимушкин И.И. Причуды природы, кн.1 и 2. М.: Юный натуралист, 1992.

  12. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2004.

  13. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. М., Просвежение,1986

  14. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл. / Сост. Д.И. Трайтак. 2-е изд., перед. М., Прсвещение, 1985

  15. Формозов А.Н. Спутник следопыта. М., Детская литература, 2008

  16. Чиков П.С., Лаптев Ю.П. Витаминные и лекарственные растения. М., Колос, 2005

  17. Интернет ресурсы.