СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Юный путешественник"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка естественнонаучной направленности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Юный путешественник"»

16

Принята на педагогическом совете Утверждена приказом по школе

Протокол № от г. № от г.











Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественно - научной направленности

«Юный путешественник»




Возраст обучающихся: 11-15 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель: Затеева В.В.,

учитель географии









Анисимово

2022

Содержание программы



Пояснительная записка…………………………………………………………………….3



Учебный план……………………………………………………………………………….4



Рабочая программа…………………………………………………………………………6



Календарный учебный график……………………………………………………………9



Формы аттестации…………………………………………………………………………11



Оценочные материалы…………………………………………………………………….11



Методические материалы…………………………………………………………………12



Организационно-педагогические условия……………………………………………….13



Список литературы………………………………………………………………………..13








Пояснительная записка

Актуальность программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Актуальность программы экологического направления определяется изменившимися социально-экологическими условиями в обществе. Антропогенная нагрузка на природную среду и возникающие в связи с этим экологические проблемы требуют разработки путей их решения. Одним из приоритетных направлений оптимизации природоохранной деятельности является изменение сознания людей и системы ценностей в обществе. Формированию экологического мышления способствуют знания о системах взаимосвязей в окружающей среде. В соответствии со спецификой естественнонаучных предметов одной из важнейших форм изучения экологических проблем является исследовательская деятельность.

Направленность программы – естественно-научная. Работа объединения, реализующая данную дополнительную образовательную программу, заключается в организации исследовательской деятельности в сфере образования среди учащихся по различным естественнонаучным направлениям, а именно: экология; экологическая география; биология; география и экология России; география и экология родного края.

Отличительные особенности программы заключаются в активном применении проектных технологий, в широком вовлечении учащихся в экологические конкурсы и акции, в использовании разработок интерактивных занятий образовательного портала «Экокласс».

Адресат программы - учащиеся 5-9 классов МОУ «Анисимовская основная школа». Возраст учеников – 11-15 лет. Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования.

Цель программы:

- вовлечение учащихся в активную проектно-исследовательскую и природоохранную деятельность.

Задачи программы:

Обучающие:

- формировать знания об экосистемной организации природы Земли, о глобальных проблемах человечества;

- формировать умения работать с разнообразными источниками информации, с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом.

Развивающие:

- развивать интерес к научным знаниям, проектной деятельности, творческому труду, работе на результат;

- развивать коммуникативные навыки учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать экологическое мировоззрение и экологическую культуру;

- воспитывать чувство ответственности за экологическую безопасность на планете;

- воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Объем, срок и режим занятий: программа рассчитана на 1 год, включает 68 часов. Занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительность занятий - 45 минут. Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей с учетом режима работы школы. Занятия проходят в кабинете географии с использованием мультимедийных средств, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра презентаций, учебных видеофильмов и методических разработок образовательного портала «Экокласс».

Формы занятий

- по количеству учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: интерактивные занятия, экскурсии, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, природоохранные акции, поисковые и научные исследования, постановка и решение проблемных вопросов, игры, проекты;

- по дидактической цели: вводное занятие, занятие по получению знаний, практическое занятие, экскурсии, занятие по обобщению знаний, комбинированные формы занятий.

Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач. В процессе обучения к концу учебного года учащийся должен овладеть базовыми знаниями по геоэкологии, методикой работы с научной литературой и другими источниками информации, методикой исследований, проектной деятельности, умениями создания и оформления исследовательской и проектной работы и ее публичной защите.

Итогом работы объединения являются: участие обучающихся в очных и заочных научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах и акциях муниципального, областного, регионального и Всероссийского уровней; открытые занятия для педагогического коллектива и родителей: совместные мероприятия с родителями.

Учебно-тематический план

п/п

Разделы и темы занятий

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

Всего

Теория

Практика


1.

2.

3.

1.Введение. Организация работы.

Путешествие в мир экологии.

План работы объединения.

Вводный инструктаж по ТБ.

3

1

1

1

1

1

0

0

2

0

1

1

Памятка по ТБ


4.


5.

6.

7.

8.

2.Экологические проблемы

История экологических проблем.

Видео-путешествия:

Экологические проблемы планеты.

Экологические проблемы России.

Экологические проблемы области.

Экскурсия «Мониторинг экологического состояния своей местности»

5

1


1

1

1

1



3

1


1

1

0

0

3

0


0

0

1

1

Отчет об экскурсии



9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

3.Экологические цели в области устойчивого развития

Что такое устойчивое развитие?

17 целей устойчивого развития.

Экологические цели.

Чистая вода.

Чистая энергия.

Ответственное потребление.

Борьба с изменением климата.

Сохранение морских экосистем.

Сохранение экосистем суши.

Экологическая культура.

10


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3


1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

7


0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

Конкурс буклетов


19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

4. Экологические уроки от Экокласса

Знакомство с порталом Экокласс.

Проводим эко-уроки сами!

Лес – зеленый океан планеты.

Сила леса. Лесомания.

Биоразнообразие.

Сохранение редких видов.

Водоемы России и водосбережение.

Вода России: Лаборатория чистой воды

Три подарка для Волги.

Мудрый Байкал. Сохранение озера.

Моря России. Угрозы и сохранение.

Чистые реки.

Изменение климата.

Лес и климат.

Изменение климата в России.

Устойчивое развитие.

Лучший мир для всех.

Рециклинг – путь к чистой планете.

История вещей и экономика будущего.

Ответственное потребление.

Разделяй с нами. Производство.

Технологии переработки.

Разделяй с нами. Ноль отходов.

Разделяй с нами. Мир без мусора.

Экологичный образ жизни.

Наш дом. Ничего лишнего.

Как жить экологично в мегаполисе.

Чистый город начинается с тебя.

Приключения электроники.

Мобильные технологии для экологии.

Анкетирование «Эко-классные уроки»

31

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

29

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Анкетирование

«Экоклассные уроки»


50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

5. Экологические мероприятия

Наши исследовательские работы.

Наши экологические проекты.

Подготовка презентаций.

Подготовка к защите работы.

Защита конкурсной работы.

Экологический турнир – этапы.

Решение заданий турнира.

Подготовка к турниру.

Экологические конференции.

Онлайн-конкурсы и олимпиады.

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Портфолио

ученика


60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

6. Экологические акции

Значение природоохранных акций.

Подготовка к проведению.

Осенние посадки деревьев

Экологический десант «Чистая улица»

Участие в проекте «Добрые крышечки»

Акция «Сдай батарейку!»

Участие в сборе макулатуры.

Проект «Моя зеленая школа»

Праздник «Школьный экодвор»

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

0

0

0

0

0

0

0

7

0

0

1

1

1

1

1

1

1

Презентация

«Наше путешествие

в мир экологии»

Рабочая программа.

Содержание программы.


Раздел №1.Введение. Организация работы.

На вводных занятиях учащиеся знакомятся с правилами работы объединения, расписанием, продолжительностью и формами занятий. Ребята планируют свою работу в объединении, определяют ближайшие задачи, распределяют обязанности, выбирают старосту. Учитель знакомит учащихся с основными правилами техники безопасности при проведении занятий, массовых мероприятий, экологических акций, экскурсий и поездок. Ребятам предлагается оформить небольшие памятки по ТБ и разместить их на стенде кружка. Учитель приглашает юных друзей природы совершить путешествие в мир экологии.


Раздел №2.Экологические проблемы.

Первые занятия объединения рассматривают историю возникновения экологических проблем, знакомят ребят с основными экологическими проблемами планеты, России, Нижегородской области, Ковернинского муниципального округа. Организуется экскурсия, в ходе которой ученики проводят первичный мониторинг состояния окружающей среды, выявляют экологические проблемы и выполняют письменный отчет по итогам экскурсии.


Раздел №3.Экологические цели в области устойчивого развития.

На теоретических занятиях учитель знакомит учащихся с понятием «устойчивого развития». Проводится дискуссия по анализу содержания 17-ти целей устойчивого развития. Ребята выделяют из этих целей те, которые связаны с экологией. На практических занятиях учащиеся разрабатывают экологические проекты по участию в реализации экологических целей устойчивого развития. В своих мини-проектах они обозначают свой личный вклад, вклад объединения, школы, молодежи Ковернинского округа в решение экологических проблем. По изученному разделу проводится конкурс буклетов «17 целей устойчивого развития»


Раздел №4. Экологические уроки от Экокласса.

Самый большой раздел программы посвящается знакомству учащихся с интерактивными экологическими уроками Всероссийского портала «Экокласс». На портале собраны методические разработки уроков по темам: Лес – зеленый океан планеты. Биоразнообразие. Водоемы России и водосбережение. Изменение климата. Устойчивое развитие. Ответственное потребление и производство. Экологичный образ жизни. Для проведения уроков предлагается методический гид-сценарий урока, презентация, видеоролики, раздаточный материал. Урок может провести любой человек, даже школьник. Поэтому, данный раздел программы является полностью практическим. Ведь проводят экологические уроки сами кружковцы. Уроки проводятся для 1-4 и 2-9 классов. Проводя уроки, ребята пробуют себя в роли организатора и учителя, узнают много нового и выполняют важную задачу экологического воспитания и просвещения. После проведения всех уроков кружковцы проводят общешкольное анкетирование, в ходе которого выясняют, понравились ли уроки школьниками, чем понравились, чему научили, кто из организаторов лучше справился со своей функцией.

Сила леса.

Урок познакомит школьников с ролью и функциями леса в жизни природы и человека, а также вдохновит юное поколение совершать посильные действия для восстановления и сохранения лесов.

Лесомания.

​​​Вместе с учениками и Шерлоком Лосем Вы сможете поучаствовать в настоящем Лосьследовании, разобраться в лесономике, чтобы достичь равнолесия, и многое другое! Школьники получат новые знания о лесах и проблеме их исчезновения, а также смогут на примере леса получить базовые знания о том, что такое ответственное потребление.




Сохранение редких видов.

Благодаря этому уроку школьники узнают о том, насколько важно биологическое разнообразие, о роли редких видов животных и растений в природных системах и о том, какие действия каждый из нас может предпринимать для их сохранения.

Вода России: Лаборатория чистой воды.

Урок посвящен качеству воды, способам ее очистки и бережному отношению к водным богатствам нашей страны. Ребята получат знания с помощью опытов и экспериментов, видеороликов, загадок и игровых заданий.

Сохраним Волгу.

В ходе игры ребятам предстоит посмотреть видеоурок, выбрать проблему, над решением которой им интересно поработать, освоить азы дизайн-мышления и создать прототипы устройств, которые помогут людям сохранить здоровье Волги. 

Живая Волга.

Уникальный интерактивный урок дает возможность вместе с учениками узнать много нового о Волге — одной из крупнейших рек земного шара и о том, как мы можем заботиться о ней, чтобы сохранить все то, что она нам дает.

Мудрый Байкал.

В ходе урока школьники познакомятся с байкальскими легендами, уникальным природным миром озера, узнают, что нужно делать для предотвращения его загрязнения. Учеников также ждет интерактивная ролевая игра, благодаря которой они узнают о традициях коренных народов Байкала и рациональном использовании природных ресурсов.

Будущее Байкала.

Ребят ждет увлекательное путешествие по станциям, на которых им предстоит выполнить тематические задания и узнать, что нужно сделать, чтобы существующие проблемы Байкала были решены, а новые не возникли.

Подарок Черному морю.

На занятии учащиеся узнают о том, чем ценно Черное море лично для каждого, об основных источниках проблем для морских обитателей и последствиях загрязнения моря для живой природы и человека.

Моря России: сохранение морских экосистем.

Урок призван рассказать школьникам о роли рыболовства в современном мире и о том, как важно грамотно распоряжаться дарами морей, заботясь о сохранении морских экосистем.

Моря России: угрозы и сохранение.

Урок в игровой форме рассказывает школьникам о значении морей и океанов в жизни всех живых существ нашей планеты и необходимости сохранять красоту и здоровье водного мира.

День Черного моря.

Экоурок посвящён изучению уникального природного объекта — Черного моря и тому, как каждый школьник может помочь сохранить его хрупкую экосистему! На занятии ребята узнают много необычных фактов о Черном море, познакомятся с такими важными понятиями, как раздельный сбор и переработка отходов, поучаствовав в игровых состязаниях и выполнив домашнее задание. Урок поможет сформировать у учеников понимание того, какие действия может предпринять каждый из них, чтобы внести вклад в сохранение моря.

Вода России. Чистые реки.

Урок посвящен великим рекам нашей страны. Школьники узнают о том, какие какие экологические проблемы угрожают рекам России и о том, как каждый школьник может внести свой вклад в сохранение их чистоты.

Лес и климат.

Благодаря этому уроку ваши ученики в игровых форматах узнают о том, как лес стоит на страже природы и людей, помогая приспосабливаться к опасным климатическим изменениям. А главное – научатся беречь лес и его богатства и снижать свой климатический след с помощью простых повседневных действий!



Хранители воды.

Цель урока – познакомить ваших учеников с проблемой изменения климата и рассказать о том, как с помощью простых экологичных действий дома и в школе можно внести свой вклад в решение этой глобальной проблемы.

Изменение климата в России.

Школьники узнают, что с изменением климата меняются не только природные условия, но и наша жизнь. Поэтому важно прислушиваться к ученым, понимать, что и почему происходит на планете, и, конечно же, вносить посильный вклад в решение проблем, которые касаются каждого жителя Земли.

Лучший мир для всех.

Урок познакомит школьников с глобальными целями устойчивого развития и вдохновит их на посильный вклад в их достижение. На занятии ваши ученики узнают: что такое устойчивое развитие; как 17 глобальных целей устойчивого развития помогут сделать наш мир лучше для всех его жителей; как связаны цели с решением экологических проблем; какие простые повседневные действия помогают заботиться о природе и  людях; как достичь целей устойчивого развития школой.

Рециклинг – путь к чистой планете.

История вещей и экономика будущего

Урок познакомит ребят с понятием и основными принципами циклической экономики, а также действиями, которые помогут человечеству перейти к более разумной и безопасной модели ведения хозяйственной деятельности.

Разделяй с нами. Способы обращения с отходами.

Урок рассказывает о том, как каждый школьник может помочь победить одну из острых проблем человечества - проблему мусора. Занятие проходит в интерактивной форме. С самого начала учащиеся попадают на заседание спецагентов и узнают о проблеме, связанной с чрезмерным количеством отходов на нашей планете. Затем Зеленый агент знакомит ребят с такими понятиями, как переработка отходов, раздельный сбор, захоронение отходов, сжигание отходов, загрязнение окружающей среды.

Разделяй с нами. Технологии переработки.

Интерактивный урок направлен на то, чтобы познакомить школьников  с международным опытом в сфере обращения с отходами, технологиями переработки вторсырья и научить их простым каждодневным шагам, которые помогут им внести вклад в решение проблемы отходов.

Разделяй с нами. Ноль отходов.

Ребята узнают основные принципы жизни в стиле «ноль отходов», и как мусор может стать природным капиталом. Мы увидим, сколько добытого сырья превращается в материалы, и сколько попадает на свалку. Каждый участник осознает, каким супероружием он обладает уже сейчас, чтобы помочь миру стать чище.

Наш дом. Ничего лишнего.

Этот урок познакомит школьников с тем, как обустройство дома и бытовые привычки влияют на благополучие планеты и всех ее обитателей. Ребята познакомятся с принципом “ничего лишнего” и узнают, как наполнить дом полезными вещами, которые помогут сберечь ресурсы и позаботиться о воде, воздухе, почве и тех, кто живет с нами на одной планете.

Как жить экологично в мегаполисе.

Интерактивный игровой урок наглядно демонстрирует, что может делать каждый ученик, чтобы помочь в решении экологических проблем, и объясняет важность любого, даже самого маленького поступка.

Чистый город начинается с тебя.

На уроке ребята узнаю о простых и доступных каждому действиях, благодаря которым место, где мы живём, может стать красивее, а люди будут чувствовать себя лучше. Цель занятия – повышение уровня экологической культуры школьников.

Приключения электроники.

Урок о бережном отношении к бытовой технике и электронике и грамотном обращении с электронными отходами.



Мобильные технологии для экологии.

Ученики не расстаются со своими мобильниками, планшетами и другими портативными устройствами? Экоурок расскажет школьникам, что гаджететы можно использовать не только для развлечений, но и для того, чтобы помогать природе. В рамках урока гаджеты станут частью увлекательного образовательного процесса, в котором ученики поучаствуют с большим интересом. Ребята узнают, как заботиться о собственном здоровье и об окружающей среде при помощи современных гаджетов, мобильных приложений и интернет-технологий, а также как сажать деревья, сообщать об экологических нарушениях, находить велопарковки и пункты приёма вторсырья и многое другое! Ребята легко усвоят материалы урока, выполнив задания настольной игры. Ее цель - спасти лес при помощи современных технологий.


Раздел №5. Экологические мероприятия.

Данный раздел программы предполагает практическую направленность. Он включает самостоятельную работу школьников по проведению исследовательских работ, организации экологических проектов, оформлению конкурсных работ и презентаций, подготовке выступлений к конференциям, участию в экологических турнирах, онлайн-конкурсах и олимпиадах. Действия учителя в этом разделе программы можно обозначить так: помогает ученику определять и формулировать цель деятельности; рекомендует источники получения информации и способы работы с ними; консультирует и поддерживает на разных этапах работы, помогает вычленить и преодолеть затруднения; создает условия для проявления активности и инициативности учащихся; координирует процесс деятельности; помогает оценить полученный продукт и проанализировать результаты деятельности. На данном этапе реализации программы преобладают индивидуальные и групповые формы работы. Формой промежуточной атестации является оформление Портфолио достижений ученика.


Раздел №6. Экологические акции.

Природоохранные акции объединения проводятся в сроки, указанные в положениях о Всероссийских экологических субботниках, в приглашениях к участию от общественных экологических организаций: «Гринпис России», « Поможем реке», «Эковики», «Экокласс», в рекомендациях сообщества «Эколандия» Нижегородского ОЦРТД иЮ. Итоговая аттестация проводится в форме создания и представления презентации «Наше путешествие в мир экологии».



Календарный учебный график

2022-2023 учебный год


Начало четверти

Окончание четверти

1 четверть

01.09.2021

24.10.2021

2 четверть

05.11.2021

28.12.2021

3 четверть

11.01.2022

20.03.2022

4 четверть

28.03.2022

30.05.2022


Продолжительность каникул: 25.10 – 03.11. 21; 28.12 – 10.01; 21.03 – 27.03





Календарно – тематическое планирование


п/п

Разделы и темы занятий

Количество часов

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Дата

Теория

Практика


1.

2.

3.

1.Введение. Организация работы.

Путешествие в мир экологии.

План работы объединения.

Вводный инструктаж по ТБ.

1

1

0

0

2

0

1

1


Слушают учителя.

Планируют, предлагают.

Оформляют памятки и стенд.

Сент.

01,07

08

14


4.


5.

6.

7.

8.

2.Экологические проблемы

История экологических проблем.

Видео-путешествия:

Экологические проблемы планеты.

Экологические проблемы России.

Экологические проблемы области.

Экскурсия «Мониторинг экологического состояния своей местности»

3

1


1

1

0

0

3

0


0

0

1

1


Слушают учителя.


Смотрят видео-ролики об экологических проблеиах.



В ходе экскурсии проводят мониторинг и оформляют отчет

Сент.

15


21

22

28

29



9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

3.Экологические цели в области устойчивого развития

Что такое устойчивое развитие?

17 целей устойчивого развития.

Экологические цели.

Чистая вода.

Чистая энергия.

Ответственное потребление.

Борьба с изменением климата.

Сохранение морских экосистем.

Сохранение экосистем суши.

Экологическая культура.

3


1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

7


0

0

0

1

1

1

1

1

1

1



Слушают учителя, высказывают свое мнение, приводят примеры, анализируют, сравнивают, оценивают.


Создают мини-проект по решению проблемы.

Окт.


05

06

12

13

19

20

26

27


19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

4. Экологические уроки Экокласса

Знакомство с порталом Экокласс.

Проводим эко-уроки сами!

Лес – зеленый океан планеты.

Сила леса. Лесомания.

Биоразнообразие.

Сохранение редких видов.

Водоемы России и водосбережение.

Лаборатория чистой воды

Три подарка для Волги.

Мудрый Байкал. Сохранение озера.

Моря России. Угрозы и сохранение.

Чистые реки.

Изменение климата.

Лес и климат.

Изменение климата в России.

Устойчивое развитие.

Лучший мир для всех.

Рециклинг – путь к чистой планете.

История вещей.

Ответственное потребление.

Разделяй с нами. Производство.

Технологии переработки.

Разделяй с нами. Ноль отходов.

Разделяй с нами. Мир без мусора.

Экологичный образ жизни.

Наш дом. Ничего лишнего.

Как жить экологично в мегаполисе.

Чистый город начинается с тебя.

Приключения электроники.

Мобильные технологии для экологии.

Анкетирование «Экоклассные уроки»

2

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

29

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1



Знакомятся с порталом Экокласс, проходят регистрацию.


Составляют график проведения экологических уроков в начальном и основном звене школы.


Распределяют темы уроков и роли в их проведении.


Скачивают необходимые для проведения урока материалы.


Изучают методический гид.


Проводят урок на занятии кружка, делают его анализ.


Проводят урок в других классах, делают анализ.


Проводят общешкольное анкетирование на тему «Экоклассные уроки»



Нояб.

02

09

10

16

17

23

24

30

Дек.

01

07

08

14

15

21

22

Янв.

11

12

18

19

25

26

Февр.

01

02

08

09

15

16

22


50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

5. Экологические мероприятия

Наши исследовательские работы.

Наши экологические проекты.

Подготовка презентаций.

Подготовка к защите работы.

Защита конкурсной работы.

Экологический турнир – этапы.

Решение заданий турнира.

Подготовка к турниру.

Экологические конференции.

Онлайн-конкурсы и олимпиады.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


Активно участвуют в экологических конкурсах, турнирах, олимпиадах и конференциях.


Размещают информацию об итогах участия в интернет-сообществе кружка.


Оформляют Портфолио.

Март

01

02

09

15

16

22

23

Апр.

05

06


60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

6. Экологические акции

Значение природоохранных акций.

Подготовка к проведению.

Осенние посадки деревьев

Экодесант «Чистая улица»

Проект «Добрые крышечки»

Акция «Сдай батарейку!»

Участие в сборе макулатуры.

Проект «Моя зеленая школа»

Праздник «Школьный экодвор»

2

1

1

0

0

0

0

0

0

0

7

0

0

1

1

1

1

1

1

1


Активно участвуют в природоохранных акциях.


Привлеают к участию своих родителей, друзей и знакомых.


Оформляют презентацию «Наше путешествие

в мир экологии»

12

13

19

20

26

27

Май

4,10

11-18

24-31



Формы аттестации


Формы подведения итогов реализации программы:

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как вводный, текущий, промежуточный, итоговый контроль.

Вводный контроль – оформление памяток и стенда по ТБ.

Текущий контроль – отчет об экскурсии, конкурс буклетов.

Промежуточный контроль – анкетирование.

Итоговый контроль – портфолио достижений и презентация о работе объединения.



Оценочные материалы


Таблица мониторинга окружающей среды


Характеристика нарушений

Описание нарушений

Площадь распространения

Форма участка, протяжённость, ширина, площадь

Признаки выявленных нарушений

В чём они выражены

Стадии разрушения

Какая стадия указать

Вид антропогенных воздействий, явившихся причиной нарушений

Вид воздействия

Характер воздействий

Интенсивность, продолжительность

Влияние на природный комплекс

В чём выражено влияние

Группа нарушений

Какая группа

Возможные пути устранения воздействия

Впишите ваши предложения


Анкетирование. Вопросы анкеты.


1. Участником скольки экологических уроков вы были?

2. Какой из них вам больше запомнился?

3. Были ли вам полезны эти уроки и чем?

4. Чей урок вам понравился больше?

5. Какую тему вы предложите для следующих уроков?


Оформление памяток и буклетов представляет собой творческую работу ученика в любом виде.

Портфолио достижений учащегося ведется и пополняется им в электронном виде.

Презентация об итогах работы объединения оформляется в форме презентации – фоторепортажа.




Методические материалы


Методические разработки интерактивных экологических уроков Всероссийского образовательного портала Экокласс:


Сила леса

Лесомания

​​​Сохранение редких видов

Вода России: Лаборатория чистой воды

Три подарка для Волги

День Волги

Сохраним Волгу

Живая Волга

День Байкала

Мудрый Байкал

Будущее Байкала

За чистое будущее оз. Байкал

Подарок Черному морю

Сокровища Чёрного моря

Моря России: сохранение морских экосистем

Моря России: угрозы и сохранение

День Черного моря

На волне Черного моря





Вода России. Чистые реки

Лес и климат

Хранители воды

Изменение климата в России

Лучший мир для всех

История вещей и экономика будущего

Разделяй с нами. Способы обращения с отходами

Разделяй с нами. Технологии переработки

Разделяй с нами. Ноль отходов

Разделяй с нами. Мир без мусора

Урок английского языка "SEPARATE WITH US. WASTE HAZARD"

Наш дом. Ничего лишнего

Как жить экологично в мегаполисе

Чистый город начинается с тебя

Приключения электроники

Мобильные технологии для экологии



Организационно-педагогические условия


Материально-технические условия реализации программы

Компьютер

Ноутбук.

Сканер.

Принтер.

Классы школы

Экран и мультимедийный проектор.

Информационное обеспечение реализации программы

Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции

1. Видеоролики

2. Информационные материалы Интернет-сайтов

3. Учебные фильмы «Биосфера», «Мировой океан», «Экология – 21 век», «Климат планеты».

Кадровое обеспечение реализации программы

Уровень образования педагога - высшее педагогическое.

Образование педагога соответствует профилю программы. Профессиональная категория: высшая.



Список литературы


Для учащихся и родителей

1. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. - М., «Просвещение», 2007г.

2. «Большой географический атлас». Сост. М.Горчаков и О.Савина. - М., «ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис », 2003г.

3. «География. Справочник школьника». Сост. Т.С.Майорова,. - М., «АСТ», 2003г.

4. «География и астрономия. Универсальная энциклопедия школьника». - Минск, «Хорвест», 2004г.

5. «Географический энциклопедический словарь» под ред. А.Ф. Трёшникова. - М., «Сов. Энциклопедия», 1988г.

6. «Энциклопедический словарь юного географа-краеведа», сост. Г.В. Карпов. - М., «Просвещение», 2004г.

7. «Я познаю мир. Детская энциклопедия. География». - М., «АСТ», 2004г.

8. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

9. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир. Животные» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

Для учителя:

1. Бондарев Л.Г. «Мир географии». - М., «Мысль», 1999г.

2.Журнал «Исследовательская деятельность школьников» [Электронный ресурс]: http://www.irsh.redu/ru; http://www.researcher/ru

3. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003,

4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков.- М.: Сентябрь, 2003.

5. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005