СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка «Химия вокруг нас»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прграмма кружка по химии для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «Химия вокруг нас»»


Пояснительная записка

В основе программы лежат следующие законодательные акты и нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;

  • Авторская программа «Химия. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений О.С.Габриелян. – М.:Дрофа, 2014, примерное авторское поурочно-тематическое планирование;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Курчатова;

  • Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Курчатова на 2017/2018 учебный год;

  • Положение о рабочей программе педагога.



Факультативный курс рассчитан на обучающихся 9 классов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.( 34 часа.)

В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ОГЭ за текущий и прошедший год.

Место курса в образовательном процессе:

Химия, как наука относится к основополагающим областям естествознания.

При изучении спецкурсов наиболее наглядно проявляется тенденция развития

современного образования, заключающаяся в том, что усвоение предметного

материала обучения из цели становится средством социального и

интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от

обучения к самообразованию.

Программа спецкурса: «Подготовка к ОГЭ по химии» способствует

Формированию и закреплению основ химических знаний, является фундаментом для

дальнейшего совершенствования химических знаний в старших классах

общеобразовательной школы, что является существенным для профориентации школьников.

Цель курса: систематизировать и обобщить знания учащихся по химии, подготовить

учащихся к ОГЭ по химии.

Задачи:

  • повторить и закрепить наиболее значимые темы курса химии из основной школы .

  • закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ОГЭ.

  • продолжить формирование знаний и умений учащихся в решении задач по химии;

  • продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;

  • работая над развитием интеллектуальных, познавательных и творческих способностей, сформировать у учащихся универсальные учебные действия;

  • помочь учащимся в осознанном выборе профессии.

Методы обучения: словесно-иллюстративные методы, методы дифференцированного

Обучения, методы наглядные и практические.

Формы обучения: урок- лекция, урок- семинар ,урок- исследование.

Распределение времени на каждую тему следует считать условным. Учителю

предоставляется право по своему усмотрению изменять количество часов, отводимое на

изучение той или иной темы.

Предполагаемые результаты обучения

Ученик должен знать/понимать:

•цели проведения ОГЭ

•особенности проведения ОГЭ

•структуру и содержание КИМов по химии

• важнейшие химические понятия: радикал, аллотропия, атомные s-, p-, d- орбитали , химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, основные типы реакций в неорганической химии;
• классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
• природные источники углеводородов и способы их переработки;
• вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, , жиры, мыла и моющие средства;

уметь:

  • оформлять задания с развёрнутым ответом

•эффективно распределять время на выполнение заданий

• называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, типы реакций в неорганической и органической химии;
• характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; простейшие свойства органических соединений;
• объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
• проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
• осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для :

безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного

оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;

объяснения отдельных фактов и природных явлений;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
• понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
• безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
• распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
• оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.







































Календарно - тематическое планирование (1 час в неделю, всего 33 часа)



№ п/п



Наименование разделов и тем

Дата по плану

Дата по

факту

Тема №1. Введение. Основы безопасного обращения с веществами(5 ч.)

1

Химия и ее значение.

07.09


2

Вещества в быту.

14.09


3

Отравления бытовыми веществами. Первая медицинская помощь при ожогах.

21.09


4

Ожоги. Первая медицинская помощь при ожогах.

28.09


5

Практикум: обработка ран, наложение повязки.

05.10


Тема № 2. Пищевые продукты(7 часов).

6

Основные питательные вещества.

12.10


7

Калорийность пищевых продуктов.

19.10


8

Основные принципы рационального питания.

09.11


9

Состав пищевых продуктов.

16.11


10

Вещества, используемые при приготовлении пищи.

23.11


11

Продукты быстрого питания.

30.11


12

Напитки.

07.12


Тема № 3. Домашняя аптечка.(4 часа)

13

Лекарства.

14.12


14

Правила употребления лекарств.

21.12


15

Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами.

28.12


16

Практическая работа. Домашняя аптечка.

11.01


Тема № 4. Косметические средства и личная гигиена(4часа).

17

Искусственные и натуральные косметические средства.

18.01


18

Косметические средства в нашем доме.

25.01


19

Моющие косметические средства.

01.02


20

Личная гигиена.

08.02


21

Синтетические моющие средства.

15.02


22

Вещества бытовой химии для дома.

22.02


23

Вещества бытовой химии для дачи и огорода.

01.03


24

Безопасное обращение со средствами бытовой химии.

15.03


25

Практическая работа. Безопасная бытовая химия.

29.03


Тема №6 . Химия и экология. (7 ч.)

26

Природные ресурсы.

05.04


27

Экология воды.

12.04


28

Экология атмосферы.

19.04


29

Экология почвы.

19.04


30

Экология и человек.

26.04


31

Практическая работа. Изучение состава почвы.

17.05


32

Защита проектов.

24.05


33-34


24.05



ИТОГО : 34 часа.



























СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Темы занятий

Тема 1 ВЕЩЕСТВО (7 ч.)

1

1) Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20

элементов периодической системы ДИ. Менделеева.

Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная орбиталь. Последовательность заполнения электронных оболочек в атомах. Электронные и графические формулы атомов элементов. Работа с тренировочными тестами по теме.

2

2) Периодический закон и периодическая система химических элементов ДИ. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл номера периода и группы.

Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева.

Работа с тренировочными тестами по теме.


3

3) Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и

неполярная), ионная, металлическая.

Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Полярная и неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её образования. Свойства ионов. Металлическая связь. Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул веществ

4

4) Валентность химических элементов. Степень окисления химических

элементов.

Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности атомов. Степень окисления. Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул веществ.


5

5) Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент.

Чистые вещества и смеси виды смесей. Способы разделения смесей.

Практическое занятие.

6

6) Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.

Номенклатура неорганических соединений.

Классификация веществ: простые и сложные, металлы и неметаллы. Классификация

неорганических веществ, их генетическая связь. Номенклатура, классификация оксидов, кислот, солей и оснований. Работа с тренировочными тестами по теме.


7

7) Упражнение на составление электронных оболочек атомов химических

элементов и т. д.


Тема 2 : ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ( 7 ч.)


8

1) Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Физические и химические явления. Сравнение признаков физических и химических

явлений. Написание уравнение химических реакций, расстановка коэффициентов. Закон сохранения массы веществ. Работа с тренировочными тестами по теме.


9

2) Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления

химических элементов, поглощению и выделению энергии.

Различные классификации химических реакций, примеры.

Работа с тренировочными тестами.


10

3) Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация в растворах и расплавах. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации.

Работа с тренировочными тестами.


11.

4)Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

Практическое занятие. Составление молекулярных и ионных уравнений.


12.

5) Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена.

Практическое занятие. Составление молекулярных и ионных уравнений.


13.

6) Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса и метод полуреакций (ионно-электронный метод).

Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и методом полуреакций.


14.

7) Упражнение на составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и методом полуреакций.


Тема 3: ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ ( 10ч.)

15.

1) Химические свойства простых веществ-металлов. Химические свойства простых веществ-металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.

Общая характеристика металлов. Расположение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства металлов. Характеристики щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.


16.

2) Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

Общая характеристика неметаллов. Расположение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Химические свойства неметаллов. Характеристики водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния и их соединений.


17.

3) Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оксидов.

Работа с тренировочными тестами.


18.

4) Химические свойства оснований.

Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оснований. Работа с тренировочными тестами.


19.

5) Химические свойства кислот.

Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения кислот.

Работа с тренировочными тестами.


20.

6) Химические свойства солей (средних).

Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения солей.

Работа с тренировочными тестами. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Практическая работа. Выполнение упражнений на цепочку превращений

21.

7) Органические вещества: предельные и непредельные углеводороды. Гомологи, изомеры алканов и алкенов. Свойства углеводородов.

22.

8) Кислородсодержащие органические вещества. Спирты: одноатомные и многоатомные. Основные свойства спиртов. Альдегиды.

23.

9) Карбоновые кислоты ( уксусная кислота ) : представители, свойства.

24.

10)Строение эфиров и жиров ,их важнейшие представители и свойства. Классификация .

Тема 4: МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ. ( 9ч.)

25-26.

1-2) Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. 2) Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов.

27.

3) Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).

28.

4) Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.


29.

5) Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.

Решение задач.


30.

6) Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.

Решение задач.


31.

7) Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.

Решение задач.


32.

8) Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по

количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Решение задач.


33

9) Работа с тренировочными тестами для подготовки к ОГЭ.



ИТОГО: 33 часа.




Литература для учащихся:

О.С.Габриелян. Химия. 9 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа – 2010.

Медведев Ю.Н. ЕГЭ 2014. Химия. Типовые тестовые задания. – М.: «Экзамен»,2014

Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С1-С5): учебно-методическое пособие /под ред. В.Н.Доронькина. – Ростов н/Д: Легион,2012

П.М.Волович, М.И.Бровко. Готовимся к экзамену по химии. – М.: Рольф, 2001.

Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия: Сборник задач. 8-9 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

Г.П.Хомченко. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1998.

Цифровые образовательные интернет-ресурс



Виды организации деятельности учащихся на уроке:

  • лекция

  • дискуссия

  • ролевая игра

  • телемост

  • КВН

  • «взятие крепости» (игра)

  • Гостиная

  • Беседа,

  • ответы на вопросы учителя, на вопросы учебника

  • конспектирование

  • эксперимент, опыты

  • работа в парах

  • программирование

  • совместная деятельность по достижению цели урока

  • путешествие

  • пресс-конференция

  • телемост

  • «крестики-нолики»

  • «морской бой»

  • «конкурс вралей»

  • Пересказ текста

  • Групповая работа

  • Творческие задания

  • Самостоятельная работа

  • Составление плана, рецензии, конспекта, отзыва. Реферата

  • Работа с картами, контурными картами

  • Дидактический материал

  • Работа с иллюстрациями

  • Составление кроссвордов

  • Исследование

  • Музыкальная пауза

  • Фронтальный опрос

  • Совместная деятельность по достижению цели урока

  • Взаимопроверка, самопроверка

  • Аукцион идей

  • Тестирование

  • Практическая деятельность

Если хотите сохранить свою душу, чтобы она не была опустошена, подаю вам этот совет: ни в коем случае не вступайте во всякого рода споры, всеми способами уклоняйтесь и от них, и от тех людей, которые являются источником раздоров. Конечно же, диавол будет недоволен, начнет сразу же как иголочками колоть: «А ты чего молчишь? Почему не высказываешь своего мнения?» — «Не надо, — говори, — я человек маленький, в этих вещах не разбираюсь, вы люди образованные, спорьте без меня, а я как-нибудь потом осознаю и что-нибудь скажу». Но в нас вздымается гордыня, нам хочется показать свой ум, свою образованность, поставить последнюю точку в споре. И мы вступаем в него. А нас выслушивают и говорят: «Ну хорошо, ты оставайся при своем мнении, послушай теперь, что мы тебе скажем». И катится дальше бесовская перепалка. Так разрушается здоровый климат в коллективах, люди становятся из друзей врагами, и возникают всякого рода нестроения. Священник Сергий Филимонов

20 СОВЕТОВ ДЛЯ СМИРЕНИЯ
2. Несправедливо обидели? Забудь.
3. Презирают тебя? Радуйся!
4. 1. Забыли тебя? Молчит телефон? Ничего страшного. Не жалуйся.
Обвиняют тебя? Не оправдывайся.
5. Издеваются над тобой? Не отвечай.
6. Ругают тебя? Храни молчание и молись.
7. Не дают тебе слово сказать? Перебивают? Не печалься.
8. Оскорбляют тебя? Не спорь.
9. Дети твои перекладывают на тебя их обязанности? Родственники, близкие делают тоже самое? Не протестуй.
10. Кричат на тебя? Храни спокойствие.
11. Крадут твое у тебя на глазах? Притворись слепым.
12. Смеются над тобой? Будь долготерпив.
13. Не слушают советов твоих? Не слушают советов твоих дети твои? Приклони колени свои и молись.
14. Раздражение между супругами? Ты виноват. И опять ты. А не другой.
15. Виноват? Проси прощения.
16. Не виноват? Опять проси прощения.
17. Здоров ты? Славь Господа.
18. Болен ты? Рак у тебя, мучаешься, страдаешь, больно тебе? Славь Господа.
19. Безработица, бедность в доме твоем? Постись. Бодрствуй. Молись.
20. За все и за всех молись. Много молись. Пост и молитва, потому как «сей же род изгоняется только постом и молитвой».
И если, братья мои, последуем этим советам, и, в первую очередь, я, то будьте уверены, что спасемся!
Архимандрит Стефанос Анагностопулос

Если я человек православный, я должен понимать, что нет случайных людей в моей жизни, и каждый человек, которого Бог ко мне посылает, — это человек, нужный мне, пусть даже он раздражительный, гневливый, злой, но моя реакция на него показывает, что я мало чем от него отличаюсь. Как говорят святые отцы, самое главное — я должен смотреть, что внутри меня происходит. И тогда становится ясно, что самый главный враг сидит у меня внутри — это мои страсти, моя раздражительность, моя гневливость, дух злобы, который я часто не замечаю. А тот человек, которого Бог посылает, будит эти скрытые во мне качества, то есть он показывает мне мои грехи. Но это же великое счастье, потому что видеть свои грехи — значит видеть начало своего спасения, начало своего исправления, начало своего очищения. Поэтому святые отцы изаповедали молиться за своих врагов, которые помогают нам видеть нашу собственную внутреннюю нечистоту. Архимандрит Георгий Шестун