Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для всех поступающих в первый класс, провозглашает новую цель образования: воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. ФГОС НОО устанавливает определённые требования к образовательным результатам, достижение которых должно быть обеспечено при освоении учениками программы начальной школы: кроме предметных к ним были отнесены метапредметные , познавательные и личностные результаты. В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Актуальность
Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологических занятиях значительное место отводиться заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, познавательных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Чтобы ребёнок успешно учился в школе, необходимо помочь развитию его психологических процессов, становлению психических функций.
Представленная программа рекомендуется к применению прежде всего в тех классах, где есть дети с пониженной обучаемостью и трудностями в развитии Важность именно групповой формы психологических занятий обусловлена ,по крайне мере, двумя факторами: во –первых, реализация задач по развитию у учащихся коммуникативных навыков, навыков учебного сотрудничества, а также профилактика социальной дезадаптации требуют организации различных форм межличностного общения детей; во –вторых, многие проблемы учебной деятельности школьников связаны именно с её коллективным характером, в частности, трудности организации внимания и восприятия в условиях коллективной деятельности.
Для восполнения этих недостатков создана дополнительная общеразвивающая программа «Мой успех» социально-педагогической направленности.
Развивающие занятия, проводимые в качестве дополнительного образования учащихся, обладают огромным потенциалом поиска новых способов вовлечения детей в процесс активной мыслительной деятельности.
Программа «Мой успех» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, а также с учётом дидактических требований к уровню подготовки учащихся начальных классов. Предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах.
В групповые занятия включаются игровые и двигательные задания. Первоклассники еще не могут контролировать свои действия. Поэтому одной из задачей занятий становиться содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний, развитее познавательных способностей.
Вид программы – модифицированная. При разработке программы учитывались существующие программы по психологии: авторская программа Т.А. Аржакаева, И.В.Вачкова «Психологическая азбука»1,2класс.
Психологический курс развивающих занятий для младших школьников Т.Н.Князевой «Я учусь учиться».
Цель программы: создание условий для социализации и адаптации учащихся к жизни в обществе.
ее развитие младших школьников. Помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, развивать умственные способности и найти свое место в школьной жизни.
Задачи программы:
развитие устойчивого интереса к учебным занятиям;
развитие памяти, внимания, воображения;
развитие логического и образного мышления;
развитие творчества;
расширение словарного запаса;
развитие речи
Образовательные:
- Развивать навыки произвольного внимания и восприятия;
- Формировать приёмы образного и логического запоминания. Расширять объёмы памяти;
- Обучать приёмам аналитико – синтетической деятельности;
Развивающие:
- формировать навыки рефлексивно регулятивных и контрольно оценочных действий;
- развивать воображение и эмоции в процессе занятий;
- формировать приёмы целеполагания и планирования деятельности;
- формировать связную и последовательную речь учащихся;
- формировать положительную мотивацию к учению;
Воспитательные:
- воспитывать у детей гуманистические черты характера, нравственные и этические начала;
-воспитывать культуру общения, доброжелательное и уважительное отношение к взрослым ми сверстникам;
- воспитание чувств товарищества и взаимопомощи.
- воспитание чувства прекрасного.
- воспитание чувства ответственности и самосохранения.
Обучающиеся на занятиях кружка получают знания и умения посредством активной познавательной мотивации и игровой деятельности.
Программа обучения предполагает формирование мотивации достижения результата и рефлексивной самооценки. Развитие навыков произвольного внимания и восприятия, формирование приёмов образного и логического запоминания, расширение объёмов памяти, знакомит с приёмами целеполагания и практической деятельности, обучает приёмам релаксации.
Представленная программа кружка «Мой успех» рассчитана на применение в общеобразовательной школе при систематическом проведении занятий во внеурочной деятельности. Программа будет реализовываться в течение одного года. (1- класс) по разделам:
1 «Введение в мир психологии»
Здесь дети учатся выражать свои чувства и впечатления с помощью невербальных и изобразительных средств, умения слушать и работать в парах, развивают умение коллективного сотрудничества, осознают качества своего характера, формируют мотивацию на достижение результата.
2 «Секреты нашей памяти»
На этом этапе дети узнают особенности собственной памяти ,осознают её сильные и слабые стороны, развивают свои мнемические способности, знакомятся с некоторыми способами эффективного запоминания с преимуществами смыслового запоминания. Формируют мотивацию на дальнейшую тренировку памяти
3 «Развитие внимания»
На третьем модуле обучения дети знакомятся с важностью развития этого качества в учёбе и жизни. Тренируют произвольное внимание, зрительное восприятие, слуховое восприятие. Формируют мотивационную направленность на действие контроля.
4 «Развитие Мышления»
Здесь дети знакомятся с понятием «мышление», развивают умение анализировать, сравнивать, обобщать. Развивают логическое мышление, актуализируют оценочную деятельность.
5 «Развитие воображения»
На пятом модуле обучения дети развивают навыки совместной творческой деятельности, упорядочивают предствления о фантации и воображении.
6 «Наука отдыхать »
На занятиях данного модуля дети знакомятся с приёмами релаксации и обучаются приёмам организации отдыха.
Организационно-педагогические условия реализации программы:
Программа ориентирована на учащихся 6,5-8 лет (1 классы).
Занятия проходят один раз в неделю. Продолжительность занятий составляет:1 класс – 35 мин., во внеурочное время после перерыва после уроков. За год- 36 часов.
Формы проведения занятий: развивающие игры; праздники; наблюдения; викторины; ролевые игры;
проектирование и исследования; конкурсы; просмотр презентаций и видеофильмов; беседы и др.
Ожидаемые результаты:
На конец обучения дети должны знать:
приёмы общения ,
способы и приёмы запоминания,
способы и приёмы развития внимания,
уметь классифицировать, сравнивать, обобщать,
уметь планировать, фантазировать, и владеть приёмами связной речи
владеть приёмами релаксации
К концу обучения получат возможность:
| Личностные | Метапредметные | Предметные | Познаватель ные УУД |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения в обществе, семье, со сверстниками; - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии; - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | - основные способы психологического взаимодействия между людьми; - приемы повышения собственной самооценки; - осознание своего места в мире и обществе; | , |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели - налаживать контакт с людьми; -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию; - находить свое место в школьной жизни; | -получать удовольствие от процесса познания -преодолевать возникающие в школе трудности - психологически справляться с неудачами; -осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние; -взаимодействовать с учителем и сверстниками; - адекватно анализировать собственные проблемы; | -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; |
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. - знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития | - полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем; - приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов; | - полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения; - полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; - через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления; | - применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; -- применять смысловое чтение |
Учебный план
Разделы программы | 1год обучения |
Введение в мир психологии | 5 |
Секреты нашей памяти | 6 |
Развитие внимания | 8 |
Развитие мышления | 8 |
итого | 36 |
Календарный учебный график
Год обучения | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Всего учебных недель\часов | Всего часов по программе |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | | Теория | Практика |
1 год | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | К | К | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | К | | | | | | | | | | | | | | | | |
Занятия проходят 1 раз в неделю. За учебный год – 36 часов. «К»- каникулы.
В зимние каникулы занятия не проводятся.
Рабочая программа
(учебно-тематический план):
№п/п | Название разделов и тем | Количество часов | всего | теория | практика | 1. | Введение в мир психологии | 5 | | | 1.1. | Введение. Давайте познакомимся. | 1 | 1 | - | 1.2. | Входящая диагностика | 1 | | 1 | 1.3. | Умеем ли мы общаться | 1 | 0,5 | 0,5 | 1.4. | Как подружиться хочу и надо | 1 | 1 | | 1.5. | ПА Игра «Смешной и грустный человек» | 1 | - | 1 | 2. | Секреты нашей памяти | 6 | | | 2.1. | Игры и разминки на определение понятие памяти | 1 | 0,5 | 0,5 | 2.2. | Диагностико – мотивирующие упражнения. | 1 | | 1 | 2.3. | Игры и упражнения на развитие точности запоминания. | 1 | - | 1 | 2.4. | Приёмы запоминания | 1 | 0,5 | 0,5 | 2.5. | Развитие логической и механической памяти. | 1 | 0,5 | 0,5 | 2.10. | ПАИгра «Секреты памяти» | 1 | - | 1 | 3. | Развитие внимания | 8 | | | 3.1. | Развитие внимания. | 1 | 1 | 1 | 3.2. | Диагностико мотивирующие упражнения на внимание | 1 | 0,5 | 0,5 | | | | | | 3.3. | Игры и упражнения на развитие объёма внимания. | 1 | | 1 | | | | | | 3.4. | Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания | 1 | | 1 | | | | | | 3.5. | Игры и упражнения на развитие концентрации внимания | 1 | | 1 | | | | | | 3.6. | Игры и упражнения на развитие способностей переключать и распределять внимание | 1 | | 1 | | | | | | 3.7. | Игры на развитие произвольности внимания. | 1 | | 1 | | | | | | 3.8 | ПА Викторина «Мозговой штурм» | 1 | - | 1 | | | | | | 4. | Развитие мышления | 8 | | | | | | | | 4.1. | Развитие внимания | 1 | 1 | | | | | | | 4.2. | Игры и загадки | 1 | 0,5 | 0,5 | | | | | | 4.3. | Упражнения на развитие обобщать | 1 | | 1 | | | | | | 4.4. | Игры и упражнения на развитие умения устанавливать причинно – следственные связи | 1 | | 1 | | | | | | 4.5. | Игры и упражнения на сходство и развличия. | 1 | | 1 | | | | | | 4.6. | Игры и упражнения придуманные детьми | 1 | | 1 | | | | | | 4.7. | ПА Викторина «Мозговой штурм» | 1 | | 1 | | | | | | 5. | Развитие воображения | 6 | | | | | | | | 5.1. | Развитие воображения | 1 | 1 | | | | | | | 5.2. | Развитие фантазий | 1 | 0,5 | 0,5 | | | | | | 5.3. | Диагностика креативности | 2 | 1 | 1 | | | | | | 5.4. | Проект школа моей мечты | 2 | 1 | 1 | | | | | | 6. | Наука отдыхать | 3 | | | | | | | | 6.1. | Наука отдыхать | 2 | 1 | 2 | | | | | | 4.7. | ИА игра «У меня всё получиться» | 1 | | 1 | | | | | | | | 36 | | | | | | | | |