Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20 станицы Подгорной»
Согласовано протокол № 1 от__________2020 г | | Утверждено приказом № Директор МБОУ СОШ №20 _____________Поротова Н.В. «__» 2020г |
ПРОГРАММА КРУЖКА
общекультурной направленности
«Страноведение»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей: 13-15 лет
Программа разработана
Байдиковой Анастасией Павловной
2020-2021
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по английскому языку «Страноведение» составлена в соответствии с требованиямиФедерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования и «Методического конструктора (авторы Д.В.Григорьев, к.п.н., Степанов, к.п.н.).
Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны.
Новизна программы заключается в приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: компьютерное тестирование, создание презентаций, слайд-шоу, организация и проведение внеклассных мероприятий на английском языке, активная работа с аудио и видеоматериалами. Спецификой данной программы является её ярко выраженный межпредметный характер.
Цель и задачи
Перспективную цель данной программы можно определить как подготовку учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства – через диалог российской и англоязычной культур.
Также в качестве целей можно выделить:
дальнейшее развитие у учащихся иноязычных коммуникативных умений;
культуроведческое развитие средствами иностранного языка;
дальнейшее развитие устной и письменной речи в рамках изучаемых норм лексико-грамматического и интонационно-синтаксического оформления высказывания;
формирование способности описывать различные явления жизни и давать им собственную оценку на иностранном языке;
развитие умений самообразования, творческого поиска;
развитие умений оценивать свой уровень владения видами речевой деятельности;
подготовка к межкультурному общению, формирование ценностно-ориентационных представлений о мире.
Задачи:
Обучающие:
знакомство с культурой английского языка и с культурой англоязычных стран;
изучение новой лексики;
введение грамматического материала;
расширение и закрепление накопленного запаса слов;
активное использование полученных знаний на практике.
Развивающие:
совершенствование навыков разговорной речи;
формирование потребности самовыражения в разных видах деятельности;
развитие творческих способностей;
развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры.
Воспитывающие:
воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе;
способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории и культуре, речи и традициям других стран.
Отличительные особенности
В преподавании учебного материала в рамках программы используются фронтальные и групповые формы работы, практические занятия. Исследовательские методы, аутентичные материалы. Особо важная роль отводится видеофильмам, которые создают языковую среду на уроках. И являются ценным источником информации, что позволяет развивать коммуникативную компетенцию и использовать инновационные технологии, в частности метод проектов.
Программа рассчитана на 170 часов (34 часа для каждого класса, 1 час в неделю) и включает проведение регулярных ежедневных внеурочных занятий (как аудиторных, так и внеаудиторных) и занятий крупными блоками «интенсивами». Интенсив внеурочной деятельности - это формирование внеурочной деятельности, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта.
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Учащиеся сразу учатся говорить правильно.
Целесообразно использовать следующие формы реализации программы:
2. Содержание программы
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:
– лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих странах, текстовый материал;
– общеучебный компонент: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.
Таким образом, в содержание программы входят темы по географическому положению, истории, культуре англоговорящих стран, сведения об образе жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения жителей англоговорящих стран, социокультурные различия, лингвострановедение.
А так же содержание страноведческого курса позволяет:
– учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения.
– учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география, английский язык-история, английский язык– информатика, английский язык-литература, английский язык– МХК) и поможет учащимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно – познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся.
Тематический план программы
№ п\п | Разделы, темы | Количество часов |
| Географические особенности Великобритании | 1 ч |
| Англия | 1 ч |
| Шотландия | 1 ч |
| Уэльс | 1 ч |
| Северная Ирландия | 1 ч |
| Достопримечательности Великобритании | 1 ч |
| Букингемский дворец.Вестминстерское аббатство. | 1 ч |
| Лондонский Тауэр.Парки Лондона.Трафальгарская площадь. | 1 ч |
| Стоунхендж. | 1 ч |
| Музей восковых фигур мадам Тюссо. | 1 ч |
| История Великобритании | 1 ч |
| Знаменитые люди Великобритании | 1 ч |
| Уильям Шекспир.Джоан Роулинг. | 1 ч |
| Образование в Великобритании | 1 ч |
| Культура, традиции и обычаи Великобритании | 1 ч |
| Хэллоуин.Рождество. | 1 ч |
| День святого Патрика.День Гая Фокса. | 1 ч |
| Географическое положение и особенности страны. | 1 ч |
| Природные чудеса США. | 1 ч |
| Население США. Штаты. | 1 ч |
| История открытия Америки. Первые люди в Америке. | 1 ч |
| Исследования и заселение. Американские индейцы. | 1 ч |
| Праздники и традиции США.Рождество и День благодарения. | 1 ч |
| День президентов и День независимости. | 1 ч |
| Политическая система США | 1 ч |
| Американские символы. | 1 ч |
| Система образования в США. | 1 ч |
| Главные города США.Вашингтон. Нью-Йорк. Лос-Анджелес | 1 ч |
| Сан-Франциско, Новый Орлеан | 1 ч |
| Географическое положение и природа Канады | 1 ч |
| История открытия Канады | 1 ч |
| Правительство и население Канады | 1 ч |
| Традиции и обычаи Канады | 1 ч |
| Защита проектов | 1 ч |
4. Предполагаемые результаты реализации программы
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности.
К концу курса учащиеся будут:
знать/понимать:
особенности культуры и общественно-экономических отношений отдельной страны;
особенности образа жизни и манеры общения представителей англоговорящих стран.
уметь:
вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
участвовать в этикетном диалоге.
5. Формы контроля
В ходе реализации Программы предполагаются следующие виды контроля:
Контроль и оценка должны не только показывать степень овладения знаниями, но и формировать у школьника уважительное отношение к себе, поддерживать уверенность его в своих силах.
Формы подведения итогов:
выступления детей на открытых мероприятиях;
участие в конкурсных мероприятиях;
контрольные занятия;
итоговое занятие;
защита проектов;
школьная конференция.
6. Материально-техническое обеспечение программы
АРМ;
компакт-диски с музыкальным материалом, видеофильмами;
компьютер с Интернетом;
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
«Страноведческий справочник». Автор: А.В. Шереметьева (Саратов, издательство «Лицей», 2010г.)
«Facts and Faces From the History of Britain». Составитель: Н.В. Мурашова. (Москва, издательство «Менеджер», 2006г)
«О Британии кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. (Москва, Иностраный язык, издательство «Оникс», 2000г)
Страноведение «GreatBritain» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2002г.)
Страноведение «UnitedStatesofAmerica» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2004г.)
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема | Количество часов | Дата |
По плану | По факту |
| Географические особенности Великобритании | 1 ч. | | |
| Англия | 1 ч. | | |
| Шотландия | 1 ч. | | |
| Уэльс | 1 ч. | | |
| Северная Ирландия | 1 ч. | | |
| Достопримечательности Великобритании | 1 ч. | | |
| Букингемский дворец.Вестминстерское аббатство. | 1 ч. | | |
| Лондонский Тауэр.Парки Лондона. Трафальгарская площадь. | 1 ч. | | |
| Стоунхендж. | 1 ч. | | |
| Музей восковых фигур мадам Тюссо. | 1 ч. | | |
| История Великобритании | 1 ч. | | |
| Знаменитые люди Великобритании | 1 ч. | | |
| Уильям Шекспир. Джоан Роулинг. | 1 ч. | | |
| Образование в Великобритании | 1 ч. | | |
| Культура, традиции и обычаи Великобритании | 1 ч. | | |
| Хэллоуин. Рождество. | 1 ч. | | |
| День святого Патрика. День Гая Фокса. | 1 ч. | | |
| Географическое положение и особенности страны. | 1 ч. | | |
| Природные чудеса США. | 1 ч. | | |
| Население США. Штаты. | 1 ч. | | |
| История открытия Америки. Первые люди в Америке. | 1 ч. | | |
| Исследования и заселение. Американские индейцы. | 1 ч. | | |
| Праздники и традиции США. Рождество и День благодарения. | 1 ч. | | |
| День президентов и День независимости. | 1 ч. | | |
| Политическая система США | 1 ч. | | |
| Американские символы. | 1 ч. | | |
| Система образования в США. | 1 ч. | | |
| Главные города США.Вашингтон. Нью-Йорк. Лос-Анджелес | 1 ч. | | |
| Сан-Франциско, Новый Орлеан | 1 ч. | | |
| Географическое положение и природа Канады | 1 ч. | | |
| История открытия Канады | 1 ч. | | |
| Правительство и население Канады | 1 ч. | | |
| Традиции и обычаи Канады | 1 ч. | | |
| Защита проектов | 1 ч. | | |