Содержание.
1. Пояснительная записка...................................................................................................2 -7
- Нормативно-правовая база
- Общая характеристика учебного предмета
- Цели и задачи
- Сведения о программе
- Описание места учебного предмета в учебном плане
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Формы организации образовательного процесса
2. Содержание учебного предмета....................................................................................7 - 9
- Учебно-тематическое планирование
- Контрольно-оценочная деятельность
3. Материально - техническое обеспечение образовательного процесса...........................10.
4. Приложения. ...........................................................................................................................11
- Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Нормативно – правовая база
Рабочая программа (далее – Программа) разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее – ФГОС);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Уставом ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа»;
Приказом от 08.11.2021 г. № 71-о/д «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения, реализации и корректировки рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин педагогов ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа».
1.2. Общая характеристика учебного курса
В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидным, что помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения.
Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением.
В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления.
В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус.
Логопедическое воздействие с детьми первого класса с недоразвитием интеллекта затруднено низкой работоспособностью и быстрой истощаемостью и утомляемостью, так обучающийся не может выполнить артикуляционную гимнастику, мелкая и общая моторика нарушена, страдают просодическая сторона речи и коммуникативные навыки, связная речь.
Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы младших школьников с интеллектуальным снижением являются занятия логопедической ритмикой, которые базируется на использовании связи слова, музыки и движения.
Логопедическая ритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи (нарушение произношения ряда звуков родного языка) до тяжёлых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи, системное недоразвитие речи (нарушение у ребёнка сразу всех систем родного языка:(лексики, грамматики, фонетики), заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата) и алалия (отсутствие речи).
В работе с детьми с интеллектуальными нарушениями логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве.
Логоритмика позволяет сформировать у ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное внимание.
Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей
общиеречевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе
музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые
упражнения.
Логоритмические занятия так же, как и логопедические, имеют разнообразные цели - расширение словаря детей, отработка грамматических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, с той лишь разницей, что весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально-двигательными упражнениями.
Таким образом, логоритмические приемы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию ребёнка, вводя их в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.
Коррекционно–развивающая программа по логоритмике опирается на положения общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Программа представляет целостную, систематизированную, структурированную модель коррекционной работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
1.3. Цели и задачи
Цель логоритмики: профилактика, преодоление и развитие речевых способностей и возможностей опорно-двигательного аппарата путем развития, воспитания, коррекции двигательной (микро, макро моторной) сферы в гармоничном единстве со словом, воображением и музыкой.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:
-уточнение артикуляции;
-развитие фонематического восприятия;
-расширение лексического (вербального, эмоционального, двигательного) потенциала;
-развитие вестибулярного аппарата, слухового внимания и двигательной памяти;
-совершенствование общей и мелкой моторики;
-выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с музыкой и речью;
-развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
-развитие творческой фантазии и воображения;
-структурирование целостного взаимодействия систем восприятия.
1.4. Сведения о программе
Данная Программа составлена на основе требований Федеральной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант) (далее – ФАООП) с 1 по 10 год обучения. Занятия по данной программе проводятся в форме урока.
1.5. Описание места курса в учебном плане.
Настоящая Программа рассчитана для обучающихся 1-9 классов (включая 1 доп. класс). Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность - 30 минут. Общее количество занятий в классах – 34 часа.
1.6. Личностные результаты коррекционно – логопедической работы
Личностными результатами изучения курса являются:
-формирование правильного звукопроизношения;
-улучшение координации;
-использование языка с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
-развитие физиологического и речевого дыхания;
-активизация слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;
-совершенствование мелкой и общей моторики;
-развитие оптико – пространственных представлений;
-развитие словарного запаса;
-сотрудничество со взрослыми и обучающимися.
1.7. Планируемые результаты освоения учебного курса
Обучающиеся должны:
-согласовывать движения с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе, воспринимать перемену темпа и двигаться в соответствии с характером;
-ходить равномерным широким шагом, бегать легко и ритмично, сохраняя во время движения данный учителем темп и переходить с одного темпа на другой;
-ходить и бегать в колонне по одному и парами, змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя во время движения несложные задания;
-двигаться в колонне по одному, по два, по три, сохраняя правильное расстояние в колонне и чётко прекращать движение по сигналу;
-ориентироваться в пространстве, уступать друг другу дорогу, воспитывать навыки выдержки и поочерёдности движений;
-запоминать ряд последовательных движений и действий, отличающихся друг от друга, выполнять ряд действий с мячом, кубиками по предварительной инструкции;
-развивать чувство равновесия, ритмичность и координированность движений; воспринимать и передавать в движении акцент и несложный ритмический рисунок.
-следить за правильностью дыхания при выполнении двигательных, музыкальных и речевых упражнений.
-чётко произносить поставленные звуки.
-следить за интонационной выразительностью речи.
1.8. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Общедидактические принципы:
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип систематичности. Системность и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности образовательного процесса.
3. Принцип повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только многократные систематические повторения способствуют образованию здоровых двигательных стереотипов.
4. Принцип сознательности и активности. Сознательное и активное отношение к выполняемым заданиям.
5. Принцип наглядности. Показ выполняемого задания.
6. Принцип доступности и индивидуализации. Предусматривает учёт возрастных особенностей, речевых и двигательных возможностей.
7. Принцип постепенного повышения требований. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков.
Специфические принципы:
1. Принцип учета уровня развития ребёнка: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
2. Принцип всестороннего развития. Обуславливает общее влияние на организм логоритмического воздействия.
3. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
4. Принцип комплексности.
1.9. Формы организации образовательного процесса
Согласно календарно-тематическому плану выстраивается последовательность прохождения разделов программы, количество часов на каждый из них; определяются формы работы на занятиях и их соотношения. При этом учитывается темп прохождения программы по основным предметам и, соответственно, подбираются методические приёмы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции. Несомненно, формирование межпредметных связей обеспечит более успешное продвижение в обучении каждого обучающегося. Интегративность курса достигается не только за счёт межпредметных связей, а, главным образом за счёт коррекционно-развивающих приёмов, направленных на развитие базальных составляющих познавательной деятельности воспитанников.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от начала к концу учебного года.
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
-Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
-Динамические театрализованные упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
-Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыками письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
-Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с преподавателем движения, логопедом и по рекомендации врача-педиатра используются:
-упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
-выработка продолжительного речевого выдоха,
-тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
-Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки школьников.
-Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, эмоциональную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
-Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается музыкальный и фонематический слух и слуховое внимание.
-Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмо -декламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
-Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
-Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
-Двигательные игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев и общемоторных функций напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая координацию, мелкую и крупную моторику рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Наряду с хореографическим и театральным движением, очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
-Театральные этюды. Очень часто у детей с интеллектуальными нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды, как и выразительная хореография, развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
-Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
-Подвижные театрализованные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на
смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с учетом
равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания,
предлагаемые детям в рамках одного занятия, объединяются одной лексической темой и
проводятся по следующей схеме:
Вводная часть предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и проведение ритмической разминки. Вводная часть составляет
примерно 10% от времени всего логоритмического занятия.
Задача ритмической разминки – подготовить организм ребёнка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку: ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу, маршировку и бег с изменением направления, с перестроениями, а также со сменой видов движений.
Основная часть составляет 70-80% времени логоритмического занятия. В зависимости от логопедического диагноза детей и от этапа коррекционной работы она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.
Заключительная часть по времени непродолжительна (около 10-15%). Заканчивается любое логоритмическое занятие, как правило, упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и легкого бега.
Заключительная часть, кроме того, предполагает подведение итогов занятия. Дети, отвечая на вопросы педагога, еще раз называют тему пройденного занятия, закрепляют полученные на нём знания в виде новых слов, выражений или информации об окружающем мире.
2. Содержание учебного предмета
2.1. Учебно - тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Содержание раздела |
1. | Динамические упражнения | Сдувание с поверхности листа нарисованных птиц, ходьба под музыку в стиле марш с поднятыми коленками, выполнение артикуляционных упражнений, выполнение дыхательных упражнений, выработка навыка сочетания темпа движений (ходьбы) с ритмом музыки. Выполнение артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений). Пение «Самая хорошая». Скороговорка по выбору учителя. Игра на музыкальных инструментах «Мамина песенка».Игра на развитие воображения «Камушки». |
2. | Артикуляционные упражнения | Упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков в занимательной форме, восстановление и развитие мимических движений; развитие просодической стороны речи. Чёткое произношение звуков, слогов и слов со звуками, предусмотренными программой по произношению. Выдувать с поверхности листа нарисованных пчелок, при про певании логопедом разных звуков, услышать звук А и при этом звуке сесть на стул, при остальных звуках - ходить в разном темпе под музыку по классу. Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно 20 повторяющийся) и переходный акценты и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение движения, выполнение движения и т.п.). Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющийся) и переходный акценты и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение движения, выполнение движения и т.п.). |
3. | Ритмические игры | Танцевально- ритмическая композиция «Игра в лошадки».Скороговорка по выбору учителя. Речедвигательная игра «На параде». Игра на музыкальных инструментах «Барабанщики», «Марш». Игра на развитие эмоционально волевых качеств учащихся «Кто первый?» |
4. | Подвижные игры | Выполнение упражнений, позволяющих ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, переключаться с одного темпа на другой, находить темп в движении, исходя из музыки, изменять движения в связи с изменениями силы звучания, сменой регистров, характером мелодии. Выполнение упражнений с предметами (флажками, мячами, обручами). Подвижные игры по схеме, исполнение разученной песни с опорой на зрительные ориентиры, игра на бубне и погремушке с передачей нужного темпа и ритма, выполнение артикуляционных и мимических упражнений. Обучение различным видам ходьбы. Выполнение движения ритмично, под счет. Выполнение движения в соответствии с определенным акцентом в музыке. |
5. | Пение песен | Пение «Песенка про папу». Игра на музыкальных инструментах «Моряки». Игра на развитие эмоционально-волевой сферы, внимания «Юные армейцы».Пение «Песенка друзей». Играна музыкальных инструментах «Музыкальный корабль».Пение «Песенка о дружбе». «Частушки про дружбу». |
6. | Речевые игры | Участие в инсценировке коротких рассказов с использованием мимики и жестов. Передача движениями содержания и формы данного произведения. Сдувание в разном темпе и объеме нарисованных кораблей с поверхности листа, выполнять упражнения на регуляцию выдоха, самомассаж губ и щек, выполнение артикуляционных упражнений, сесть на стул, услышав заданный звук, слог, слово, выполнять упражнения на релаксацию. Восприятие, усвоение и воспроизведение ритмического рисунка на инструментах (бубнах, маракасах и с движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук). Приседание, когда услышишь заданный звук, заданный слог, заданное слово. Разучивание потешек с опорой на зрительные ориентиры. Пропевание потешек в разном темпе с разной силой голоса. |
7. | Ритмические игры | Выполнение дыхательных и голосовых упражнений, выработка мягкой голосовой атаки. Выработка чувства ритма: повторение ритмического рисунка песни с помощью хлопков в ладоши и с помощью ударов бубна. Ритмические движения в соответствии с музыкой и ее характером, динамикой и речью (движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами). |
8. | Коммуникативные игры | Игры, направленные на взаимодействие детей друг с другом. Подскоки, движения в парах. Игра «Прыгалка». «Соловушка». Игра на музыкальных инструментах. Игра на развитие коммуникативных дружбе» способностей, словаря «Опиши друга». |
9. | Пальчиковые игры и сказки | Пальчиковые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Тетрализация русских народных сказок. |
2.2.Контрольно-оценочная деятельность
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения специальной индивидуальной программы развития (далее – СИПР), разработанной на основе ФАООП. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года, задачей которой является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка. Фиксация результатов осуществляется в таблице в виде знаков «+», « - » по следующим критериям:
Уровни самостоятельности при выполнении заданий: |
- не выполняет задание | - |
- выполняет задание со значительной помощью | зп |
- выполняет задание с частичной помощью | чп |
- выполняет задание по подражанию | п |
- выполняет задание по образцу | о |
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки | сш |
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) | + |
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций. Итоговые результаты обследования за оцениваемый период заносятся в дневники наблюдения.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
3.Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Для успешного усвоения программы «От движения к речи!» используется разнообразный предметный и изобразительный дидактический материал, иллюстрирующий природный и социальный окружающий мир. К ним относятся карточки по темам: «Домашние и дикие животные», «Времена года», «Кто где живёт?» и т.д,, а также на автоматизацию и дифференциацию звуков, звуковые и графические символы и др плакаты: «Алфавит», «Транспорт», «Парные звуки» и т.д.
А также специально подобранные предметы (игрушки: шарик, мячик, кукла, резиновые игрушки, игрушки большого размера; игрушечные и натуральные предметы: посуда, мебель, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты).
Особое место занимают шумовые музыкальные инструменты, такие как деревянные ложки, колокольчики, губная гармошка, дудочка, барабан. Которые используются для усиления чувства ритма и темпа. Работа усложняется от занятия к занятию и делится на несколько этапов: научить держать предмет произвольно, научить извлекать звук, научить воспроизводить простейшие ритмы.
Музыкальное сопровождение является очень важным элементом логоритмического занятия. Подавляющая часть – это музыка, основанная на фольклоре, которая гармонично соединяют слово и движение. Она отличается своей простотой и в то же время выполняет поставленные задачи в музыкальном развитии и воспитании ребёнка. И если сначала дети выполняют движения по показу педагога, пытаясь поговаривать слова, затем самостоятельно в нужном ритме, а потом в игровой форме ритмично двигаются под музыку, «превращаясь» то в мишек, то в птичек и т. Соответственно, в качестве музыкального сопровождения, уже используются детские эстрадные песни, которые более сложные по темпо – ритмической организации, тексту.
Для обязательного этапа релаксации используются гимнастические коврики.
11