СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по отделке древесины «Очумелые ручки »

Нажмите, чтобы узнать подробности

План кружка

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по отделке древесины «Очумелые ручки »»

Пояснительная записка

Цель изучения этого кружка— способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры. художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.

Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.

Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников.

Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом, чтобы учитель подбирал высокохудожественные объекты труда.

При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

Художественная обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием. Одновременно с этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки древесины.

На занятиях особое внимание уделяется вопросам безопасности труда.
В ходе изучения приёмов исполнения резьбы у школьников должно вырабатываться чувство материала, умение выбирать такие формы рельефа, которые бы соответствовали древесной породе и виду резьбы, основывались на изучении традиций народного декоративно — прикладного искусства.
Изделия учащихся должны носить общественно полезную направленность и находить своё полезное применение.
Навыки, полученные учащимися в кружке, позволяют им продолжать самостоятельные занятия в этой области декоративно — прикладного искусства.

Программа занятий выбирается учителем в соответствии со своими возможностями, материальным обеспечением учебного процесса и интересами учащихся.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

 Учащиеся должны знать:

основы столярной (ручной и механической) подготовки поверхности древесины к отделке;

особенности отделки древесины лакокрасочными материалами (воскование, лакирование, полирование);

общие основы художественного конструирования;

виды орнаментов и узоров;

профессии резчика по дереву, мастера-краснодеревщика индивидуальной мастерской.

     Учащиеся должны уметь:

выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной отделки изделий;

подготавливать поверхности изделия под художественную обработку; осуществлять художественную отделку поверхности изделия {выжиганием, геометрической резьбой, мозаикой, окраской).

     Возраст детей

     Данная программа рассчитана на учащихся в возрасте 14-16 лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте владеют техническими приёмами, у них развито логическое мышление, быстрее усваивают технологию выполнения резьбы.

    Во время работы у детей совершенствуется все положительные качества личности: терпение, усидчивость, сообразительность и др.

    На занятиях учащиеся развивают так же своё восприятие к жизни – начинают видеть прекрасное, комбинировать, тем самым вырабатывают свой  вкус.

 Срок реализации данной программы                  

     Программа рассчитана на 1 учебный год,  34 часа. Группа формируется по навыкам и умениям учащихся.

    На первом этапе обучения знакомлю учащихся  с  видами   резьбы; с  технологией выполнения  узоров ;с технологией составления   композиций; с технологией отделки изделия.

    На втором  этапе обучения учащиеся знакомятся с более  сложными видами  резьбы, с использованием различного материала. Это способствует развитию владения  техническими  приёмами , знанию ряда принципов, которые применяются в оформлении, а так-же развитию художественного  вкуса, наблюдательности,  внимательности, настойчивости, точности взгляда и верности движения рук.

Формы занятий; Занятия проводятся в мастерской «Новонежинской средней школы имени Б. Кенжетаева».

     Кружок проводится во внеурочное время 1 раз в неделю, из них теоретических часов-7, а практических-27 часов;

 Предполагаемые результаты программы:

1.  Умение самостоятельно выполнять узоры;

2.  Технические навыки работы с инструментами;

3.  Изготовить музыкальный инструмент, шкатулку, набор кухонной утвари

4.  Участвовать в выставках;

Воспитанник должен знать:

1.  Историю возникновения резьбы.

2.   Технику выполнения узоров и орнамента.

3.   Принципы построения лекала

4.  Технологию составления композиции; .

5.  Технологию обработки готового изделия;

6.  Правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.

Воспитанник должен уметь:

1.  Самостоятельно выполнять узоры при выполнение резьбы;

2.  Самостоятельно составлять композицию;

3.  Самостоятельно выполнять чертежи изделия;

4.  Работать с инструментом: чертёжные инструменты, лобзик, резак, стамески

Способы проверки знаний.

Теоретические знания воспитанников будут выявляться при помощи вопросов. Практические навыки в процессе самостоятельной работы детей, изделия которых выставляются на выставках детского творчества.

     Учащиеся кружка должны определять породы и свойства древесины, уметь владеть столярными инструментами.

     Итогами реализации дополнительной образовательной программы являются конкурсы и выставки.

Формы подведения итогов; выставки , конкурсы.

 

 

 

 

Учебно-тематический план

Название разделов

Всего часов

Кол-во теор-х часов

Кол-во прак-х часов

1

Вводное занятие. Организация рабочего места и правила техники безопасности при ручной обработке древесины .

1

1

-

2

Вторая жизнь дерева. Заготовка и хранение древесины

1

1

-

3

Необходимые инструменты

1

1

-

4

Выжигание

1

0,5

0,5

5

Виды резьбы

1

1

-

6

Основные приёмы резьбы по дереву

1

0,5

0,5

7

Выпиливание лобзиком

2

1

1

8

Технология изготовления музыкального инструмента(домбры и других)

2

-

2

9

Технология изготовления шкатулки

14

-

14

10

Технология изготовления набора кухонной утвари

8

-

8

11

Декоративно-защитная отделка древесины

2

1

1

 

ИТОГО:

34

 

 

 

 

 





























Содержание программы

Название темы

Дата проведения занятия

Примечание

1

Вводное занятие. Организация рабочего места и правила техники безопасности при ручной обработке древесины.


 

2

Вторая жизнь дерева:

-Немного истории;

-Строение древесины;

-Важнейшие свойства древесины;

Породы древесины и их применение.

Заготовка и хранение древесины:

-Выбор материала;

-Пороки древесины;

-Сушка древесины;

-Хранение древесины.


 

3

Необходимые инструменты:

-Инструменты для пиления;

-Инструменты для строгания;

-Инструменты для резания;

-Инструменты для сверления;

-Инструменты для выжигания;

-Инструменты для выпиливания;

-Инструменты для обработки и отделки;

-Средства для шлифовки;

-Измерительные инструменты.

 


 

4

Выжигание:

-Приемы выжигания;

-Выжигание узоров.

 


 

5

Виды резьбы:

-Геометрическая резьба;

-Прорезная резьба;

-Плосковыемчатая резьба;

-Пропильная резьба;

-Рельефная резьба.


 


 

6

Основные приёмы резьбы по дереву:

-Работа с заготовкой;

-Художественное вырезание;

-Художественное выпиливание.

 


 

7

Выпиливание лобзиком:

-Приемы выпиливания ручным лобзиком;

-Приемы выпиливания электролобзиком;

-Выпиливание узоров.

 


 

8

Технология изготовления музыкального инструмента:

-Домбры;

-Асатаяк.

 


 

9

Технология изготовления шкатулки

 


 

10

Технология изготовления кухонной утвари:

-Лопатка;

-Разделочная доска;

-Толокушка;

-Каталка для теста;

-Основание набора.

 


 

11

Декоративно-защитная отделка древесины:

-Выбор материала;

-Способы проведения декоративно-защитной отделки.

 


 

 

 











































Литература

1. Левин И.В. Резьба по дереву, - «КОИЗ», 1957.

2. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву, - М., 1972.

3. Программа профтехобразования: раздел «Декоративно – прикладное искусство» , - М., 1986.

4. Яковлев И.И., Орлова Ю.Д. Резьба по дереву, - М., 1974.

5. Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. – М., 1972.

6.Белошин И.В. Технология точения древесины // Школа и производство, № 6, 1976.























































ГУ «Новонежинская средняя школа имени Б. Кенжетаева отдела образования акимата Аулиекольского района»













Программа кружка по отделке древесины

«Очумелые ручки »

Выполнил: Саламахин Н. Ю.











п. Новонежинка, 2017 г.

Наши работы

 









Выжигание на фанере









Выжигание на фанере

Декоративная шкатулка

Подставка под ножи





Домбра декоративная



Асатаяк



Декоративная шкатулка



Школьная выставка



Школьная выставка