Пояснительная записка
Цель изучения этого кружка— способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры. художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.
Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.
Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом, чтобы учитель подбирал высокохудожественные объекты труда.
При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Художественная обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием. Одновременно с этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки древесины.
На занятиях особое внимание уделяется вопросам безопасности труда.
В ходе изучения приёмов исполнения резьбы у школьников должно вырабатываться чувство материала, умение выбирать такие формы рельефа, которые бы соответствовали древесной породе и виду резьбы, основывались на изучении традиций народного декоративно — прикладного искусства.
Изделия учащихся должны носить общественно полезную направленность и находить своё полезное применение.
Навыки, полученные учащимися в кружке, позволяют им продолжать самостоятельные занятия в этой области декоративно — прикладного искусства.
Программа занятий выбирается учителем в соответствии со своими возможностями, материальным обеспечением учебного процесса и интересами учащихся.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
основы столярной (ручной и механической) подготовки поверхности древесины к отделке;
особенности отделки древесины лакокрасочными материалами (воскование, лакирование, полирование);
общие основы художественного конструирования;
виды орнаментов и узоров;
профессии резчика по дереву, мастера-краснодеревщика индивидуальной мастерской.
Учащиеся должны уметь:
выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной отделки изделий;
подготавливать поверхности изделия под художественную обработку; осуществлять художественную отделку поверхности изделия {выжиганием, геометрической резьбой, мозаикой, окраской).
Возраст детей
Данная программа рассчитана на учащихся в возрасте 14-16 лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте владеют техническими приёмами, у них развито логическое мышление, быстрее усваивают технологию выполнения резьбы.
Во время работы у детей совершенствуется все положительные качества личности: терпение, усидчивость, сообразительность и др.
На занятиях учащиеся развивают так же своё восприятие к жизни – начинают видеть прекрасное, комбинировать, тем самым вырабатывают свой вкус.
Срок реализации данной программы
Программа рассчитана на 1 учебный год, 34 часа. Группа формируется по навыкам и умениям учащихся.
На первом этапе обучения знакомлю учащихся с видами резьбы; с технологией выполнения узоров ;с технологией составления композиций; с технологией отделки изделия.
На втором этапе обучения учащиеся знакомятся с более сложными видами резьбы, с использованием различного материала. Это способствует развитию владения техническими приёмами , знанию ряда принципов, которые применяются в оформлении, а так-же развитию художественного вкуса, наблюдательности, внимательности, настойчивости, точности взгляда и верности движения рук.
Формы занятий; Занятия проводятся в мастерской «Новонежинской средней школы имени Б. Кенжетаева».
Кружок проводится во внеурочное время 1 раз в неделю, из них теоретических часов-7, а практических-27 часов;
Предполагаемые результаты программы:
1. Умение самостоятельно выполнять узоры;
2. Технические навыки работы с инструментами;
3. Изготовить музыкальный инструмент, шкатулку, набор кухонной утвари
4. Участвовать в выставках;
Воспитанник должен знать:
1. Историю возникновения резьбы.
2. Технику выполнения узоров и орнамента.
3. Принципы построения лекала
4. Технологию составления композиции; .
5. Технологию обработки готового изделия;
6. Правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.
Воспитанник должен уметь:
1. Самостоятельно выполнять узоры при выполнение резьбы;
2. Самостоятельно составлять композицию;
3. Самостоятельно выполнять чертежи изделия;
4. Работать с инструментом: чертёжные инструменты, лобзик, резак, стамески
Способы проверки знаний.
Теоретические знания воспитанников будут выявляться при помощи вопросов. Практические навыки в процессе самостоятельной работы детей, изделия которых выставляются на выставках детского творчества.
Учащиеся кружка должны определять породы и свойства древесины, уметь владеть столярными инструментами.
Итогами реализации дополнительной образовательной программы являются конкурсы и выставки.
Формы подведения итогов; выставки , конкурсы.
Учебно-тематический план
№ | Название разделов | Всего часов | Кол-во теор-х часов | Кол-во прак-х часов |
1 | Вводное занятие. Организация рабочего места и правила техники безопасности при ручной обработке древесины . | 1 | 1 | - |
2 | Вторая жизнь дерева. Заготовка и хранение древесины | 1 | 1 | - |
3 | Необходимые инструменты | 1 | 1 | - |
4 | Выжигание | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Виды резьбы | 1 | 1 | - |
6 | Основные приёмы резьбы по дереву | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Выпиливание лобзиком | 2 | 1 | 1 |
8 | Технология изготовления музыкального инструмента(домбры и других) | 2 | - | 2 |
9 | Технология изготовления шкатулки | 14 | - | 14 |
10 | Технология изготовления набора кухонной утвари | 8 | - | 8 |
11 | Декоративно-защитная отделка древесины | 2 | 1 | 1 |
| ИТОГО: | 34 | | |
Содержание программы
№ | Название темы | Дата проведения занятия | Примечание |
1 | Вводное занятие. Организация рабочего места и правила техники безопасности при ручной обработке древесины. | | |
2 | Вторая жизнь дерева: -Немного истории; -Строение древесины; -Важнейшие свойства древесины; Породы древесины и их применение. Заготовка и хранение древесины: -Выбор материала; -Пороки древесины; -Сушка древесины; -Хранение древесины. | | |
3 | Необходимые инструменты: -Инструменты для пиления; -Инструменты для строгания; -Инструменты для резания; -Инструменты для сверления; -Инструменты для выжигания; -Инструменты для выпиливания; -Инструменты для обработки и отделки; -Средства для шлифовки; -Измерительные инструменты. | | |
4 | Выжигание: -Приемы выжигания; -Выжигание узоров. | | |
5 | Виды резьбы: -Геометрическая резьба; -Прорезная резьба; -Плосковыемчатая резьба; -Пропильная резьба; -Рельефная резьба. | | |
6 | Основные приёмы резьбы по дереву: -Работа с заготовкой; -Художественное вырезание; -Художественное выпиливание. | | |
7 | Выпиливание лобзиком: -Приемы выпиливания ручным лобзиком; -Приемы выпиливания электролобзиком; -Выпиливание узоров. | | |
8 | Технология изготовления музыкального инструмента: -Домбры; -Асатаяк. | | |
9 | Технология изготовления шкатулки | | |
10 | Технология изготовления кухонной утвари: -Лопатка; -Разделочная доска; -Толокушка; -Каталка для теста; -Основание набора. | | |
11 | Декоративно-защитная отделка древесины: -Выбор материала; -Способы проведения декоративно-защитной отделки. | | |
Литература
1. Левин И.В. Резьба по дереву, - «КОИЗ», 1957.
2. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву, - М., 1972.
3. Программа профтехобразования: раздел «Декоративно – прикладное искусство» , - М., 1986.
4. Яковлев И.И., Орлова Ю.Д. Резьба по дереву, - М., 1974.
5. Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. – М., 1972.
6.Белошин И.В. Технология точения древесины // Школа и производство, № 6, 1976.
ГУ «Новонежинская средняя школа имени Б. Кенжетаева отдела образования акимата Аулиекольского района»
Программа кружка по отделке древесины
«Очумелые ручки »
Выполнил: Саламахин Н. Ю.
п. Новонежинка, 2017 г.
Наши работы
Выжигание на фанере
Выжигание на фанере
Декоративная шкатулка
Подставка под ножи
Домбра декоративная
Асатаяк
Декоративная шкатулка
Школьная выставка
Школьная выставка