СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по русскому языку "Юный филолог" (9 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по русскому языку "Юный филолог" (9 класс)»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности (кружка) «Юный филолог» для  учащихся 9 «А» класса на 2018-2019 учебный год составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, на основе авторской программы или примерной ,      с использованием методического пособия:  . Программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).


Цели и задачи программы:


Цели:

  • гуманитарное развитие учащихся и развитие творческих способностей;

  • овладение способами и приемами компрессии текста;

  • подготовка учащихся к сдаче ГИА по русскому языку.

Задачи:

  • помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ГИА по русскому языку;

  • совершенствовать практическую грамотность;

  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

  • развивать умение опознавать языковые единицы и проводить различные виды их анализа;

  • совершенствовать умение адекватно понимать и сокращать прослушанный текст с использованием различных способов компрессии.

Цели и задачи реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися.

Актуальность

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе требует от девятиклассников умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи, проблемы. Учащимся необходимо выработать умение сокращать прослушанный текст до минимума информации без ущерба для смысла, опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Данная программа предметного кружка «Юный филолог» предусматривает подготовку учащихся к сдаче ГИА: написанию сжатого изложения, а также выполнению различных видов анализа языковых единиц. Занятия строятся в соответствии с видами заданий, предложенных в демо-версиях для подготовки к ГИА по русскому языку. Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ГИА по русскому языку предыдущих лет.



Нормативно- правовые документы

Рабочая программа разработана в соответствии с

-Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  

-Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 

 -Концепцией развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р)  

-Планом мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р  

-Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 

-Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»  

-Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  

 -Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»  

-Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (рассматривается только как методические рекомендации)  



Планируемые результаты освоения программы кружка «Юный филолог»

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.


Предметные:


Ученик научится:

  • адекватно понимать прослушанный текст;

  • письменно воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста);

  • использовать различные способы компрессии текста;

  • опознавать языковые единицы.


Ученик получит возможность научиться:


  • проводить различные виды анализа;

  • адекватно понимать информацию письменного сообщения;

  • определять тему, основную мысль текста, явную и скрытую информацию;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.







Содержание программы кружка «Юный филолог»

Структура ГИА по русскому языку в 9 классе. (1ч.)

Способы компрессии (сжатия) текста. (7ч.)

Способы компрессии (сжатия) текста: исключение, замена, обобщение. Что нельзя удалять из текста? Компрессия текста: применения способов замены, исключения, обобщение. Сочетание замены и исключения, исключение и обобщения, замены, исключения и обобщения.

Сочинение – рассуждение (1ч.)

Требования к сочинению – рассуждению Структура сочинения – рассуждения. Критерии оценивания сочинения – рассуждения.

Анализ текста. Фонетика. Морфология. Орфография. Лексика, фразеология. Синтаксис. Пунктуация. (25ч.)

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики и фонетики. Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Правописание корней. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. Правописание суффиксов различных частей речи. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Словосочетание. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения.





 №


Тема раздела 

Формы организации 

Всего 

 часов 

Количество  часов 

теория  

практика 

 1

 Структура ГИА по русскому языку в 9 классе

 Занятие-лекция

 1

 1

 -

 2

 Способы компрессии (сжатия) текста.

 Самостоятельная работа, работа в группах, парах, индивидуальная, коллективная

 7

 1

 6

 3

 Сочинение – рассуждение

 Занятие-лекция

 1

 1

 -


4

Анализ текста. Фонетика. Морфология. Орфография. Лексика, фразеология. Синтаксис. Пунктуация.

Самостоятельная работа, работа в группах, парах, индивидуальная, коллективная, работа под руководством учителя

25

11

14

5

Итого


34

14

20


Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.

Формы проведения занятий: занятие-лекция, практические занятия.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность: работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала); самостоятельная работа; работа в группах, парах; индивидуальная работа, коллективная.

Виды учебной деятельности:

  • Самостоятельная работа с учебным пособием, электронными образовательными ресурсами (ЭОР)

  • Поиск информации в электронных справочных изданиях: электронной энциклопедии, словарях, в сети Интернет, электронных базах и банках данных.

  • Отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы)

  • Выполнение тестовых заданий.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование темы

Форма проведения

Дата проведения

1.

Структура ГИА по русскому языку в 9 классе.



2.

Способы компрессии (сжатия) текста: исключение, замена, обобщение. Что нельзя удалять из текста? (Повторение).



3.

Компрессия текста: применение способа замены.



4.

Компрессия текста: применение способа обобщения.



5.

Компрессия текста: применение способа исключения.



6.

Сочетание замены и исключения.



7.

Сочетание исключения и обобщения.



8.

Сочетание замены, исключения и обобщения.



9.

Требования к сочинению – рассуждению. Структура сочинения – рассуждения. Критерии оценивания сочинения – рассуждения.



10.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.



11-12.

Анализ текста. Лексическое значение слова.



13-14.

Выразительные средства лексики и фонетики.



15-16.

Фонетика. Звуки буквы. Фонетический анализ слова.



17-18.

Правописание корней.



19-20.

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.



21-22.

Правописание суффиксов различных частей речи.



23-24.

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению



25-26.

Словосочетание.



27-28.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.



29-30.

Осложненное простое предложение.



31-32.

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.



33-34.

Синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения.




Итого:

34