
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Левокумского района
Е.В.Могильная
Программа
кружка
по валеологии
(1 класс)
2011 г.
Программа кружка по валеологии
«В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «в здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1 класса разработана на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений В.И. Ляха (2007 г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» - быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Данная программа по валеологии учит быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Цель программы: создание условий для формирования здорового образа жизни у учащихся начальных классов.
Задачи программы:
- формирование у младшего школьника позиции признания ценности здоровья;
- развитие чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
- расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Реализация программы ориентирована не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его поведении. Учитываю, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Программа кружка по валеологии включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Занятия по валеологии спланированы с учётом конкретной образовательной ситуации в школе:
количество часов на год – 33 часов;
количество часов в неделю – 1 занятие;
количество учащихся – 18 -25 человек.
Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз: дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Примеры оздоровительных минуток:
потянуться 1-2 раза;
сесть ровно и спокойно подышать, а значит, отдохнуть;
изгнать плохие мысли и успокоить мозг;
сказать добрые слова друг другу и получить положительные эмоции, жизненную силу;
помассировать пальцы;
походить по камушкам;
сделать 1-2 упражнения для осанки и т.д.
Занятия о пище, питании можно проводить прямо в столовой, где могут изучаться правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, формируются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды).
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младщих школьников необходима совместная работа педагогов и родителей, поэтому и они привлекаются к участию в кружковой работе.
Требования к подготовке учащихся
Младшие школьники должны знать / понимать:
- о важности воды для человека;
- о необходимости заботиться о глазах, ухаживать за ушами, зубами, руками, ногами, кожей;
- как следует питаться, спать, закаляться;
- почему мы болеем, как защититься от болезней, кто может лечит;
- о полезных и вредных прививках;
- правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при обращении с огнём, электрическим током;
- чего не надо бояться;
- что добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным;
- как относиться к подаркам, к наказаниям;
- как нужно одеваться;
- как вести себя с незнакомым человеком, за столом, в гостях, в общественных местах;
- как вести себя, если что-то болит;
- как выбрать друзей, помочь родителям, больным, беспомощным;
- чем заняться после школы;
- что такое наше здоровье;
- как сохранить своё здоровье;
- вредные привычки.
Младшие школьники должны уметь:
- оказывать первую помощь при порезах, ушибах, переломах, различных отравлениях, перегревах, обморожениях, травмах, при попадании инородных тел, при укусах животных, насекомых;
- сдерживать себя в различных ситуациях;
- прислушиваться к советам родителей;
- принять правильное решение, сказать «нет» вредной привычке.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Н.Н.Мохнач. Валеология. Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону 2004год.
2. В.И.Осек. Валеология. Издательство «Советская Кубань» Краснодар 1997 год.
3. И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиены человека. Издательство «Просвещение» Москва 1983 год.
4. Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. Издательство «Вако» Москва 2004 год.
«В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»
Кружок по валеологии (33 ч)
Тематическое планирование
Поряд-ковый № занятия | № занятия по теме | Тема занятия | Количество часов | Дата |
| I | Дружи с водой | 2 ч | |
1. | 1. | Советы доктора Воды. | 1 | |
2. | 2. | Друзья Вода и Мыло. | 1 | |
| II | Забота о глазах | 2 ч | |
3-4. | 1-2. | Глаза – главные помощники человека. Гимнастика для глаз. | 2 | |
| III | Уход за ушами | 1 ч | |
5. | 1. | Чтобы уши слышали. Опыты. | 1 | |
| IV | Уход за зубами | 3 ч | |
6. | 1. | Почему болят зубы. | 1 | |
7. | 2. | Чтобы зубы были здоровыми. | 1 | |
8. | 3. | Как сохранить улыбку здоровой. | 1 | |
| V | Уход за руками и ногами | 2 ч | |
9. | 1. | «Рабочие инструменты» человека. | 1 | |
10. | 2. | Уход за ногтями. | 1 | |
| VI | Забота о коже | 4 ч | |
11. | 1. | Зачем человеку кожа. | 1 | |
12. | 2. | Надёжная защита организма. | 1 | |
13. | 3. | Первая помощь при повреждениях. | 1 | |
14. | 4. | Если кожа повреждена. | 1 | |
| VII | Как следует питаться | 3 ч | |
15. | 1. | Питание – необходимое условие для жизни. | 1 | |
16. | 2. | Здоровая пища для всей семьи. | 1 | |
17. | 3. | Золотые правила питания. | 1 | |
| VIII | Как сделать сон полезным? | 1 ч | |
18. | 1. | Сон – лучшее лекарство. | 1 | |
| IX | Настроение в школе | 1 ч | |
19. | 1. | Как настроение? | 1 | |
| X | Настроение после школы | 1 ч | |
20. | 1. | Я пришёл из школы. | 1 | |
| XI | Поведение в школе | 2 ч | |
21-22. | 1-2. | Я – ученик. | 2 | |
| XII | Вредные привычки | 2 ч | |
23-24. | 1-2. | Вредные привычки. | 2 | |
| XIII | Мышцы, кости и суставы | 3 ч | |
25-26. | 1-2 | Скелет – наша опора. | 1 | |
27. | 3. | Осанка – стройная спина! | 1 | |
| XIV | Как закаляться. Обтирание и обливание. | 2 ч | |
28-29. | 1-2 | Если хочешь быть здоров. | 2 | |
| XV | Как правильно вести себя на воде | 1 ч | |
30. | 1. | Правила безопасности на воде. | 1 | |
| XVI | Народные игры | 1 ч | |
31. | 1. | Русская игра «Городки». | 1 | |
| XVII | Подвижные игры | 2 ч | |
32. | 1. | Подвижные игры. | 1 | |
33. | 2. | Доктора природы. | 1 | |