СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по валеологии (1 класс)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья   способствует  созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» -  быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

         Данная программа по валеологии учит быть здоровым душой и те­лом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по валеологии (1 класс)»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Левокумского района




Е.В.Могильная




Программа

кружка

по валеологии


(1 класс)




2011 г.






Программа кружка по валеологии


«В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «в здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1 класса разработана на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений В.И. Ляха (2007 г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» - быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Данная программа по валеологии учит быть здоровым душой и те­лом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.


Цель программы: создание условий для формирования здорового образа жизни у учащихся начальных классов.


Задачи программы:

- формирование у младшего школьника позиции признания ценности здоровья;

- развитие чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;

- расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Реализация программы ориентирована не только на усвоение ре­бенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ре­бенком знаний и представлений в его поведении. Учитываю, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оз­доровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность са­мих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

Занятия содержат познавательный материал, соответству­ющий возрастным особенностям детей в сочетании с практически­ми заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Программа кружка по валеологии включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало на­учить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с со­бой и с миром, будет действительно здоров.

Занятия по валеологии спланированы с учётом конкретной образовательной ситуации в школе:

  • количество часов на год – 33 часов;

  • количество часов в неделю – 1 занятие;

  • количество учащихся – 18 -25 человек.

Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая по­мощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс уп­ражнений, общение с природой и др.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и раз­рушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические уп­ражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в се­бе»). Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая фи­зические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз: дать знания, вы­работать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для ук­репления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия ус­талости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.

Примеры оздоровительных минуток:

  • потянуться 1-2 раза;

  • сесть ровно и спокойно подышать, а значит, отдохнуть;

  • изгнать плохие мысли и успокоить мозг;

  • сказать добрые слова друг другу и получить положительные эмоции, жизненную силу;

  • помассировать пальцы;

  • походить по камушкам;

  • сделать 1-2 упражнения для осанки и т.д.

Занятия о пище, питании можно проводить прямо в столовой, где могут изучаться правила хорошего тона, теория закрепляется прак­тикой, формируется положительный настрой, формируются здоро­вые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное от­ношение к приему жидкости, в том числе воды).

Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементар­ные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формирова­нии привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младщих школьников необходима совместная работа педагогов и родителей, поэтому и они привлекаются к участию в кружковой работе.


Требования к подготовке учащихся


Младшие школьники должны знать / понимать:

- о важности воды для человека;

- о необходимости заботиться о глазах, ухаживать за ушами, зубами, руками, ногами, кожей;

- как следует питаться, спать, закаляться;

- почему мы болеем, как защититься от болезней, кто может лечит;

- о полезных и вредных прививках;

- правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при обращении с огнём, электрическим током;

- чего не надо бояться;

- что добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным;

- как относиться к подаркам, к наказаниям;

- как нужно одеваться;

- как вести себя с незнакомым человеком, за столом, в гостях, в общественных местах;

- как вести себя, если что-то болит;

- как выбрать друзей, помочь родителям, больным, беспомощным;

- чем заняться после школы;

- что такое наше здоровье;

- как сохранить своё здоровье;

- вредные привычки.


Младшие школьники должны уметь:

- оказывать первую помощь при порезах, ушибах, переломах, различных отравлениях, перегревах, обморожениях, травмах, при попадании инородных тел, при укусах животных, насекомых;

- сдерживать себя в различных ситуациях;

- прислушиваться к советам родителей;

- принять правильное решение, сказать «нет» вредной привычке.



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Н.Н.Мохнач. Валеология. Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону 2004год.

2. В.И.Осек. Валеология. Издательство «Советская Кубань» Краснодар 1997 год.

3. И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиены человека. Издательство «Просвещение» Москва 1983 год.

4. Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. Издательство «Вако» Москва 2004 год.

















«В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»


Кружок по валеологии (33 ч)


Тематическое планирование



Поряд-ковый № занятия

№ занятия по теме

Тема занятия

Количество часов

Дата


I

Дружи с водой

2 ч


1.

1.

Советы доктора Воды.

1


2.

2.

Друзья Вода и Мыло.

1



II

Забота о глазах

2 ч


3-4.

1-2.

Глаза – главные помощники человека. Гимнастика для глаз.

2



III

Уход за ушами

1 ч


5.

1.

Чтобы уши слышали. Опыты.

1



IV

Уход за зубами

3 ч


6.

1.

Почему болят зубы.

1


7.

2.

Чтобы зубы были здоровыми.

1


8.

3.

Как сохранить улыбку здоровой.

1



V

Уход за руками и ногами

2 ч


9.

1.

«Рабочие инструменты» человека.

1


10.

2.

Уход за ногтями.

1



VI

Забота о коже

4 ч


11.

1.

Зачем человеку кожа.

1


12.

2.

Надёжная защита организма.

1


13.

3.

Первая помощь при повреждениях.

1


14.

4.

Если кожа повреждена.

1



VII

Как следует питаться

3 ч


15.

1.

Питание – необходимое условие для жизни.

1


16.

2.

Здоровая пища для всей семьи.

1


17.

3.

Золотые правила питания.

1



VIII

Как сделать сон полезным?

1 ч


18.

1.

Сон – лучшее лекарство.

1



IX

Настроение в школе

1 ч


19.

1.

Как настроение?

1



X

Настроение после школы

1 ч


20.

1.

Я пришёл из школы.

1



XI

Поведение в школе

2 ч


21-22.

1-2.

Я – ученик.

2



XII

Вредные привычки

2 ч


23-24.

1-2.

Вредные привычки.

2



XIII

Мышцы, кости и суставы

3 ч


25-26.

1-2

Скелет – наша опора.

1


27.

3.

Осанка – стройная спина!

1



XIV

Как закаляться. Обтирание и обливание.

2 ч


28-29.

1-2

Если хочешь быть здоров.

2



XV

Как правильно вести себя на воде

1 ч


30.

1.

Правила безопасности на воде.

1



XVI

Народные игры

1 ч


31.

1.

Русская игра «Городки».

1



XVII

Подвижные игры

2 ч


32.

1.

Подвижные игры.

1


33.

2.

Доктора природы.

1