СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Почемучки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа кружок "Почемучки". Для учащихся вторых классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Почемучки"»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНИЙ НОВГОРОД

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №20»



Принята на УТВЕРЖДАЮ:

педагогическом совете № __ __________________________


_________________________ директор МБОУ «Школа №20»







Дополнительная образовательная программа

Кружок «Почемучки»



Срок реализации 1 год

Возраст детей 8 – 9 лет




Автор: Бартеньева Г.Г. учитель начальных классов











г. Нижний Новгород

2020 год


Пояснительная записка

Программа «Почемучки» общеинтеллектуального направления. Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. Рассчитана для детей 8-9 лет. Срок реализации - 1 год.

Рабочая программа кружка «Почемучки» разработана на основе:

 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);

 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

 Образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 20».

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление; развитие моторики и зрительно-двигательной координации.

Одним из основных мотивов использования развивающих занятий является развитие психических процессов, моторики, творческо-поисковой активности детей.

Введение во внеурочную деятельность курса развивающих занятий имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка. Таким образом, программа имеет социально-педагогическую направленность.



Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна программы


Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.

При решении нестандартных заданий развиваются основные ключевые компетенции, такие как: учебно-организационные, интеллектуально-информационные.

Новизна.


В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка становится одной из центральных задач образовательного процесса. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила, понятия и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике. Проблемы развития творческих познавательных способностей быстро не решаются. Они требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач, упражнений будет оказывать положительное влияние не только на качество знаний по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания.


Цель программы - это развитие и коррекция школьно-значимых функций, познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий


Задачи программы

Обучающие:

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

-углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.

Развивающие:

-формирование и развитие логического мышления;

-развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

-развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

-развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

-развитие точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук;

-развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);

-развитие речи и словарного запаса учащихся;

-развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

-формирование положительной мотивации к учению;

-формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

-формирование умения работать в группе.

Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно­-деятельностного развития младших школьников.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы «Почемучки» является развитие школьно-значимых функций, познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий определяет успешность овладения школьниками общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения учебного материала, готовит учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.


Основные принципы, на которых построена программа:

Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов - развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:

системность: задания располагаются в определённом порядке - один вид деятельности сменяет другой;

принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;

принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

- увеличение объёма материала от класса к классу.

Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.


Существенной особенностью занятий по развитию познавательных процессов в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. На занятиях не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности.


Сроки реализации программы

Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения. 1 час в неделю, всего 36 часов.

Программа рассчитана на детей 8-9 лет.


Формы и режим занятий

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раза в неделю по 40 минут.


Структура занятия

Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.

Задача вводной части - направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

«Разминка» вводной части занимает 3 минуты, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы. Например, «Какая ветка не растёт на дереве?», «В какое время суток ты ужинаешь?», «Что общего у всадника и у петуха?» и т.п.).

Задача основной части - диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов, моторики, зрительно-двигательной координации, развитие слухового восприятия и внимания, анализа и синтеза, фонематического слуха.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценке учащихся. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Ребёнок самостоятельно ищет в своей работе ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. Ученик учится оценивать свою деятельность.



Ожидаемые результаты

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • овладевать навыками самоконтроля, самооценки, искать и исправлять свои ошибки

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

  • строить речевое высказывание в устной форме

  • концентрировать, переключать своё внимание

Познавательные УУД:

  • уметь логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации

  • выделять существенные признаки и закономерности предметов

  • развить вербально-логическое мышление

  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

  • улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации, уровень внимания и ассоциативной памяти

Коммуникативные УУД:

  • учиться работать в паре и в группе

  • выполнять различные роли

  • слушать и понимать речь других ребят

  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Личностные результаты

Знать:

• о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

  • правила общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к успеху, неудачам;

Уметь:

• анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

  • налаживать контакт с людьми;

  • правильно взаимодействовать с партнерами

  • выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.





Курс включает в себя следующие направления:

— формирование общеинтеллектуальных умений ( операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

— развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);

— развитие памяти (расширение объема, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

— развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

— формирование учебной мотивации;

— развитие личностной сферы.

Курс развивающих занятий нацелен на решение за­дач и интеллектуально-личностно-деятельностное раз­витие младших школьников.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Учебно-тематический план



Наименование темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика



Математический блок

12





Природоведческий блок

10





Словесный блок

14



Итого: 36











































КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

кружка «Почемучки»




Даты


недели

Кол-во часов

1 год обучения

сентябрь

02.09.20

1

1

09.09.20

2

1

16.09.20

3

1

23.09.20

4

1

30.09.20

5

1

октябрь

07.10.20

6

1

14.10.20

7

1

21.10.20

8

1

28.10.20

9

1

ноябрь

04.11.20

10

1

11.11.20

11

1

18.11.20

12

1

25.11.20

13

1

декабрь

02.12.20

14

1

09.12.20

15

1

16.12.20

16

1

23.12.20

17

1

30.12.20

18

Н

январь

06.01.21

19

Н

13.01.21

20

1

20.01 21

21

1

27.01.21

22

1

февраль

03.02.21

23

1

10.02.21

24

1

17.02.21

25

1

24.02.21

26

1

март

03.03.21

27

1

10.03.21

28

1

17.03.21

29

1

24.03.21

30

1

31.03.21

31

1

апрель

07.04.21

32

1

14.04.21

33

1

21.04.21

34

1

28.04.21

35

1

май

05.05.21

36

1

12.05.21

37

1

19.05.21

38

1

26.05.21

39

Н

июнь

02.06.21

40

Н

09.06.21

41

Н

16.06.21

42

Н

23.06.21

43

Н

30.06.21

44

Н

июль

02.07.21

45

Н

07.07.21

46

Н

14.07.21

47

Н

21.07.21

48

Н

28.07.21

49

Н

август

04.08.21

50

Н

11.08.21

51

Н

18.08.21

52

Н

25.08.21

53

Н


всего учебных часов

36


всего часов по программе


36


У словные обозначения: проведение занятий по расписанию

К



каникулярный период

Н


проведение занятий не предусмотрено расписанием


Праздничные дни: 4 ноября, 1-6 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая












Используемая литература

1. Агеева С. Обучение с увлечением. Часть 1. – М., 1991.

2. Александров Э., Левшин В. В лабиринте чисел. – М., 1977.

3. Алексеев Б.Д. Гиганты и карлики растительного мира. - М.: «Агропромиздат», 1987.

4. Ашукин Н., Ашукина М. Крылатые слова. – М., 1987.

5. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. – М.: «Наука» Главная редакция физико-математической литературы, 1991.

6. Волина В.В. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь. -М.: Аст-Пресс, 1996.

7. Волина В.В. Праздник числа. -М.: Аст-Пресс, 1996.

8. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. - М.: «Просвещение», 1991.

9. Григорян Л. Язык мой – друг мой. - М.: «Просвещение», 1988.

10. Дмитриев Ю. Кто в лесу живёт и что в лесу растёт. - М.: «Детская литература», 1965.

11. Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких. - М.: «Педагогика», 1982.

12. Жикалкина Т. К. Игровые и занимательные задания по математике. - М.: «Просвещение», 1989.

13. Ковалевский Е. История слов. - М.: «Просвещение», 1968.

14. Крылатые слова (по толкованию С. Максимова). - М.: «Просвещение», 1955.

15. ЛавриненкоТ.А. Задания развивающего характера по математике. –Саратов: ОАО «Издательство «Лицей», 2003.

16. Мокиенко В. Загадки русской фразеологии. - М.: «Просвещение», 1990.

17. Петерсон Л.Г. Учебники по математике. - М.: «Просвещение», 1997.

18. Речь. Речь. Речь. Под ред. Ладыженской Т.А. - М., «Педагогика», 1990.

19. Шанский Н. В мире слов. - М.: «Просвещение», 1985.

20. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение. – Ярославль, «Академия развития», 1998.

21. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. М.: ТКО АСТ, 1995.



14