ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.
Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.
К 16-18 годам старший подросток, накопив в своем сознании определенный запас знаний, вступает в полосу завершения формирования своего мировоззрения. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуаций правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Моделирование педагогических ситуаций правовой ориентации, предусмотренных программой, служит важным звеном воплощения позитивного правосознания в правомерном поведении учащегося.
Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Личностное развитие мотивирует не только правомерное поведение в настоящем, но и стремление к проецированию данного поведения в будущем на основе соблюдения правовых предписаний.
Усиленное внимание к вопросам нравственного воспитания обусловлено резко возросшей криминализацией общества, утратой веры значительной части населения в справедливость, прогрессирующим правовым нигилизмом и пренебрежением людей к закону. Данная проблема приобрела общегосударственные масштабы, обнажая глубокий недуг нынешнего правосознания, поразивший все социальные слои нашего общества.
Современному школьнику необходим правовой опыт поведения в различных ситуациях, целенаправленно приобретаемый под влиянием системной правовой воспитательной работы.
Данная программа ориентирована на реализацию современной системы правового обучения и воспитания подростков, в рамках которой возможно решение целого комплекса общественных проблем, то есть имеет социально-педагогическую направленность.
Цели программы:
Формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
Освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и правовом нормативно- правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
Овладение умениями, необходимыми для применения приобретенных знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Задачи:
Формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только современную грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве;
Формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;
Развитие у подростков социальной активности, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
Профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;
Формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав личности;
Подготовка группы учащихся к сдачи ОГЭ.
Требования к результатам обучения и освоения программы кружка
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к другому народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов;
Формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
Готовность к служению Отечеству, его защите;
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
Умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
Умение определять назначение и функции различных социальных институтов.
Предметные результаты:
Сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
Владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
Владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
Сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в РФ;
Сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
Сформированность основ правового мышления;
Сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
Понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
Сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству РФ;
Сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
Формы работы с учащимися:
практическая;
рассказ педагога и рассказ детей;
беседа;
дискуссия;
экскурсия в МВД, иные организации, осуществляющие правовую деятельность;
написание эссе;
составление презентаций PowerPoint;
написание исследовательской работы.
Что должны знать и уметь воспитанники:
работать с источниками- законами и подзаконными актами РФ, сборниками законов; самостоятельно добывать знания, информацию;
составлять доклады, презентации;
применять полученные знания на практике- самостоятельное решение практических задач.
Ожидаемый результат:
Реализация данной программы предполагает:
наличие сформированной системы правовых знаний,
устойчивый интерес к сложившейся в России системе права;
ответственное отношение к нормам права, соблюдение правовых норм;
понимание системы, задач и осуществляемых функций системы правоохранительных органов;
решение практических задач.
Конечный результат:
Самостоятельное составление правовых задач;
Написание исследовательской работы;
Проведение инсценированного судебного заседания;
Качественный результат ОГЭ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Теория | Практика |
Раздел 1. Человек и его мир (9 часов) |
1 | Введение в курс- ознакомление с методикой проведения занятий. Как правильно работать с источником. Мировоззрение человека | 1 | - |
2 | Человек и общество | 0,5 | 0,5 |
3 | Социальные регуляторы поведения человека | 0,5 | 0,5 |
4 | Правовая культура и правовое поведение личности. Личность и закон. | 0,5 | 0,5 |
5 | Гражданин и государство. Предпринимательство и закон. | - | 1 |
6 | Личность среди сверстников. Личность в семье | 1 | 1 |
7 | Личность и образование. Личность и труд | - | 1 |
8 | Личность и власть. Я- будущий избиратель | - | 2 |
9 | Личность и защита Отечества | - | 1 |
Раздел 2. Ответственность за правонарушение (5 часов) |
10 | Правонарушение и преступление. Причины правонарушений | 1 | 1 |
11 | Ответственность за правонарушения против собственности. Вина и ответственность | - | 1 |
12 | Ответственность за правонарушение против личности. Групповые правонарушения несовершеннолетних | - | 1 |
13 | Правопорядок и полиция | 1 | 1 |
14 | Суд и прокуратура | - | 2 |
Раздел 3. Защити себя сам (3 часа) |
15 | Я выбираю жизнь. Наркотики и закон | 1 | 1 |
16 | Как не стать жертвой преступления | 0,5 | 0,5 |
17 | Если тебя задержали сотрудники полиции. Игра «Час суда». Итоговое повторение | 1 | 1 |
| Итого | 8 | 16 |
III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Человек и его мир (9 часов)
Тема 1. Мировоззрение человека
Умение жить среди людей. Социализация. Мировоззрение: научное, ненаучное, религиозное, атеистическое, гуманистическое, революционное, консервативное. Толерантность, консенсус, компромисс. Связь поколений. Время человеческой жизни. Три вида восприятия времени- время, состоящее из коротких интервалов, время биографическое, время историческое. Место жительства и среда обитания. Влияние времени и пространства на человека. Патриотизм, патриот. Кого можно считать настоящим патриотом.
Тема 2. Человек и общество
Наши потребности: биологические, потребность в безопасности, социальные, духовные. Классификации потребностей: материальные, духовные, низшие, высшие, повседневные, особенные. Реализация потребностей и выбор профессии. Способности человека и от чело они зависят. Талант и гений. Позиции человека в отношении к окружающим- эгоцентризм, альтруизм. Понятие «общество» в узком и широком смысле. Основные характеристики традиционного. Индустриального и постиндустриального обществ.
Взаимодействие людей в обществе. Коллектив, конфликт, соперничество, сотрудничество. Общение. Как мы общаемся. Общественные группы. Неравенство людей в обществе. Социальные роли, статусы.
Тема 3. Социальные регуляторы поведения человека
Социальные нормы. Моральные, экономические, семейные, политические, корпоративные, религиозные нормы. Деловой этикет и карьера.
Право- регулятор взаимоотношений между людьми. Теории возникновения права. Юридические нормы. Правовые нормы. Система права. Отрасли права. Институт права. Источник и форма права. Нормативно-правовые акты.
Тема 4. Правовая культура и правовое поведение личности. Личность и закон.
От чего зависит правовая культура общества. Правовое воспитание. Правовое обучение. Систематизация правовых норм. Правомерные и противоправные действия и поступки. Субъект, объект правонарушения. Уголовная, дисциплинарная, административная, материальная, гражданско- правовая ответственность.
Для чего принимаются законы. Склонность- стремление заниматься определенной деятельностью. Закон. Правонарушение. Виды правонарушений. Преступление. Психология правонарушителя. Мотив. Закон и его назначение. Уголовный кодекс РФ. Кодекс об административных правонарушениях РФ. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Преступление- особо важное правонарушение.
Организация правосудия в нашей стране. Если тебя задержали сотрудники полиции, твои действия. Права задержанного несовершеннолетнего.
Тема 5. Гражданин и государство. Предпринимательство и закон.
Кто такой гражданин и как им стать? Представление о честном человеке и гражданине. Честность и порядочность- общечеловеческие ценности. Общество. Общественное участие. Государство и его роль в жизни человека. Ценностные основы государственной символики. Гражданин- достойный сын своего Отечества. Гражданский долг. Гражданин в произведениях литературы и истории. Гражданское поведение. Понятие высокой гражданственности. Гражданин и благо страны. Государство, его основные признаки и функции. Понятие права. Роль права в жизни человека, общества, государства. Соотношение права и закона. Правовое государство. История возникновения государства и права. Политическая жизнь. Человек в сферах общественной жизни. Теории возникновения государства и права. Закон как форма выражения права. Его роль в жизни общества. Конституция- основной закон государства.
Что такое предприимчивость. Бережливость, расчетливость и предприимчивость. Предпринимательство и бизнес. Общественная и личная польза от предпринимательства. Цель предпринимателя- прибыль. Особенности уголовно- правовой и гражданско-правовой защиты. Права потребителей. Защита прав потребителей. Государственная регистрация предпринимательской деятельности. Патент. Права и обязанности предпринимателя. Виды предпринимательской деятельности.
Тема 6. Личность среди сверстников. Личность в семье
Личность. Понятие индивидуальности личности. Особенности личности гражданина. Характер и воля: их значение в жизни человека. Особенности гражданских чувств и мотивов.
Ты на улице. Общение. Неформальное общение. Официальное формальное общение. Причины стремления к неформальному общению. Роль общения в развитии личности. Особенности группового сознания. Психологические предпосылки в совершении правонарушений. Роль лидера в группе. Подражание. Особенности влияния преступной группы на личность.
Право и бесправие. Наличие прав- признак свободы. Психологический климат в семье. родители дети. Проблемы «отцов и детей». Предупреждение конфликтов. Семейный кодекс РФ. Права и обязанности родителей и детей в отношении друг к другу.
Тема 7. Личность и образование. Личность и труд.
Мотивы учения. Требования к уровню образованности. Что мне дает образование. Школа- место самоопределения личности. Деятельность ученик- учитель. Толерантное отношение. Психологический климат в классе. Закон «Об образовании в РФ». Устав школы. Поведение ученика в школе. Права и обязанности школьника.
Трудовой кодекс РФ. Трудовые отношения. Трудовой договор. Права и обязанности работника. Особенности правового статуса несовершеннолетних по современному трудовому законодательству. Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Особенности регулирования труда детей, не достигших 18 лет. Рабочее время и время отдыха. Ответственность несовершеннолетних. Льготы несовершеннолетним работникам. Условия расторжения трудового договора.
Экономика и общество. Ресурсы и потребности. Факторы производства. Производство. Основные тенденции в развитии производства. Экономический рост и его типы. Рынок. Конкуренция. Мир денег. Предприятие и предпринимательство. Налоги. Ответственность в налоговом праве. Правовая культура в сфере бизнеса.
Тема 8. Личность и власть. Я будущий избиратель.
Власть. Элементы властных отношений. Условия возникновения власти. Средства осуществления власти. Должностная и высшая государственная власть. Диктатура и демократия. Избиратель. Избирательное право. Выборы в демократическом обществе. Закон «О выборах». Необходимость участия граждан в выборах. Опасность политической апатии граждан.
Тема 9. Личность и защита Отечества
Для чего нужна армия? Назначение армии. Сущность службы в армии как исполнение гражданского долга. Причины уклонения некоторых людей от службы в армии. Альтернативная гражданская служба. Основные направления подготовки к армейской службе. Основные требования морали в сфере отношений человека к службе в армии.
Раздел 2. Ответственность за правонарушения (5 часов)
Тема 10. Правонарушение и преступление. Причины правонарушений
Право граждан на спокойную жизнь. Проблема преступлений несовершеннолетних. Материальный и моральный ущерб от правонарушений. Что такое правонарушение. Понятие аморального поведения. Правонарушение. Административный проступок. КоАП РФ. Понятие преступления.
Понятие криминологии. Социальные причины преступности: безработица, невысокий материальный достаток, жилищная проблема, недостаток воспитания. Психологические причины преступности. Моральная распущенность и ее влияние на совершение преступлений.
Духовная нищета. Неуважение к закону. Незнание закона и ответственность. Чувство безнаказанности. Отсутствие чувства личной ответственности. Попустительство по отношению к несовершеннолетним правонарушителям. Гуманность суда и повторные преступления.
Тема 11. Ответственность за правонарушения против собственности. Вина и ответственность
Имущественные правонарушения. Влияние телевидения, средств массовой информации на рост преступности. Юридическое определение кражи. Уголовная ответственность за кражу. Понятие грабежа. Ответственность за грабеж. Разбой и ответственность за совершение этого преступления. Ответственность за мошенничество. Умышленное и неосторожное уничтожение или повреждение имущества. Вандализм, поджоги, другие имущественные преступления и ответственность за них. Вымогательство. Вымогательство в школе. Личность вымогателя- школьника. Действия по самозащите от вымогательства. Ответственность за вымогательство.
Что такое вина. Вменяемость и невменяемость. Судебно-психиатрическая экспертиза. Необходимая оборона и ее пределы. Состояние крайней необходимости. Умысел. Преступление по неосторожности. Презумпция невиновности. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Преступление и ответственность за него. Ответственность за приготовление к преступлению, за соучастие в преступлении. Смягчающие ответственность обстоятельства.
Тема 12. Ответственность за правонарушение против личности. Групповые правонарушения несовершеннолетних.
Ответственность за преступление против достоинства личности. Ответственность за оскорбление или клевету. Хулиганство и его признаки.
Изнасилование- тяжкое преступление против личности. Ответственность за изнасилование. Провоцирующее поведение потерпевших. Ответственность за преступления против жизни и здоровья. Человеческая самоотверженность. Бесчеловечность. Преступления против жизни и здоровья. Нанесение телесных повреждений. Умысел и неосторожность в совершении этих преступлений. Ответственность за нанесение телесных повреждений. Убийство- тяжкое преступление. Умышленное и неосторожное убийство. Ответственность за убийство.
Как попадают в преступную группу. Данные науки о групповых преступлениях. Стремление к общению и самоутверждению. Антисоциальная ориентация группы. Причины ухода подростков в преступную группу сверстников. Подросток в группе взрослых преступников. Причины преступного поведения подростка в группе: система групповых норм и ценностей; авторитет лидера. Ответственность за групповые преступления. Соучастие в преступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель. Пособник. Степень ответственности за различные формы соучастия в преступлении. Отказ от совершения преступления. Укрывательство преступлений.
Тема 13. Правопорядок и полиция
Понятие правопорядка. Факторы, влияющие на состояние правопорядка. Понятие общественного порядка. Участие граждан в укреплении правопорядка. Правоохранительные органы государства. Задачи полиции. Органы внутренних дел. Структура МВД города. Задачи отдельных служб и подразделений полиции. Действия полиции в отношении подозреваемого в преступлении. Задачи следственного отдела МВД. Обвинительное заключение.
Тема 14. Суд и прокуратура
Работа суда. Назначение суда. Рассмотрение гражданских споров. Наложение взысканий. Судебная коллегия. Ответственность судей. Независимость суда. Суд присяжных заседателей. Полномочия присяжных.
Вердикт суда присяжных. Роль прокурора в суде. Ответственность за дачу заведомо ложных показаний. Педагог в суде по делу несовершеннолетнего. Законные представители несовершеннолетнего в суде. Ход судебного разбирательства.
Задачи прокуратуры. Надзорная функция прокуратуры. Общий надзор. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, надзор при рассмотрении дел в судах, надзор в местах содержания задержанных, в следственных изоляторах и т.д.
Судьи. Особенности профессиональной деятельности адвокатов. Особенности профессии следователей. Профессия нотариуса. Деятельность юрисконсультантов.
Раздел 3. Защити себя сам (3 часа)
Тема 15. Я выбираю жизнь. Наркотики и закон
Курение, пьянство, наркомания- это то, что мешает укреплению здоровья. Доходы государства от продажи табака и спиртных напитков. Государственное регулирование в сфере сбыта и потребления алкоголя. Личность наркомана. Ответственность за потребление и распространение наркотиков. СПИД- чума XXI века. Как избежать заболевания. Государственная политика в сфере предупреждения и распространения СПИДа. Путь к здоровью. Юридическая ответственность. Уголовная ответственность.
Тема 16. Как не стать жертвой преступления
Что такое вина. Что такое виктимология? Особенности виктимной личности. Виктимология-наука о жертве правонарушений. Два типа виктимности: личностная, ролевая. Виктимное поведение. Жертва преступных посягательств- центральная фигура. Типы личности с отклоняющимся поведением. Насилие и его виды. Для чего нужны законы? Что такое провоцирующее, неосмотрительное, аморальное и преступное поведение. Группа и риск. Безопасность.
Фиксация вины обвиняемого в приговоре по уголовному делу. Понятие вины. Вменяемость и невменяемость. Судебно-психиатрическая экспертиза. Необходимая оборона и ее пределы. Состояние крайней необходимости. Преступная самонадеянность. Преступная небрежность. Презумпция невиновности.
Юридическая ответственность. Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Покушение на преступление и ответственность за него. Ответственность за приготовление к преступлению. Ответственность за соучастие в преступлении. Смягчающие ответственность обстоятельства. Отягчающие ответственность обстоятельства.
Тема 17. Если тебя задержали сотрудники полиции
Уголовный кодекс РФ. КоАП РФ.
Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Преступление – особо важное правонарушение.
Организация правосудия в нашей стране. Права задержанного несовершеннолетнего.
Проведение игры «Час суда»
Повторение
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Обществознание. 8-9 классы. Элективный курс «Подросток и закон»/ авт.-сост. С.Н.Степанько.- Волгоград: учитель, 2007.
А.Ф.Никитин «Право и политика», М: «Просвещение», 2007;
С.А.Певцова «Право: основы правовой культуры»: М: «Русское слово», 2001.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
КожевниковС.Н. Социально-правовая активность личности // Советское государство и право. М.: Наука, 2015. - № 5. - С. 20-21.;
С.А.Певцова «Право: основы правовой культуры»: М: «Русское слово», 2017;
Барщевский М.Ю. Большая юридическая энциклопедия.- М., 2016;
Кодекс административных правонарушений РФ. М., 2019;
Конституция РФ. М., 2019;
Конвенция о правах ребенка, проспект 2019;
Закон РФ «Об образовании». М.,2018;
Азбука права. //автор-составитель Бобкова Н.Н. – Волгоград, 2017;
ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120;
Семейный кодекс РФ. М., 2018;
Уголовный кодекс РФ. М., 2019.
Мультимедиа сборник «Законы в картинках»
Просветительско-педагогический иллюстрированный журнал «Дитя человеческое», РДФ, 2019
Электронный ресурс:
Литературная игра «Ребенок в мире права»
http://www.azovlib.ru/page/novosti/scenarii/text/Viktorina_Pravo_i_rebenok.htm ;
«Первоклассные родители» – (http://1roditeli.ru/);
«Шаг навстречу» – http://www.zabota-deti.su
Советы адвоката – http://schoolsector.relarn.ru/prava/
«Мир права» - http://mir.pravo.by
«Права ребенка – твои права» – http://www.pravadetey.ru/
Президент России гражданам школьного возраста, детский правовой сайт для детей и подростков, который поможет получить юридические знания, ответит на «взрослые» вопросы – http://www.uznai-prezidenta.ru/index.php
«Спас-Экстрим» портал детской безопасности – http://www.spasextreme.ru/park/
«Школа – территория закона» права человека в школе – http://doroga.karelia.ru/shkola/kogda_natshat.htm
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата урока | Раздел, тема урока | Элементы содержания. Основные понятия | Формируемые умения и навыки |
Человек и его мир (9 часов) |
1 | | Введение в курс- ознакомление с методикой проведения занятий. Как правильно работать с источником. Мировоззрение человека | Мировоззрение, толерантность, консенсус, компромисс, время человеческой жизни, патриотизм, социализация. Потребности, возможности, первичные и вторичные способности, талант, гений, интеллект, эгоцентризм, альтруизм | Знать: основные понятия темы, правила поведения Уметь: привести примеры либо показать на примерах как осуществляется процесс социализации; привести ассоциации к слову «мировоззрение»; работать в группах по заданию, предложенному учителем. Знать: основные понятия по теме, виды потребностей (классификация потребностей) Уметь: видеть, как потребности влияют на выбор профессии человека; давать анализ высказываниям, суждениям |
2 | | Человек и общество | Общество, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, коллектив, конфликт, соперничество, сотрудничество, общение | Знать: основные понятия по теме, классификацию обществ, виды конфликтов Уметь: давать характеристику разным видам обществ, находить отличия одного от другого; анализировать высказывания; приводить примеры сотрудничества, конфликта, искать пути выхода из сложной ситуации |
3 | | Социальные регуляторы поведения человека | Социальные нормы, моральные нормы, экономические нормы, семейные нормы, политические нормы, корпоративные нормы, религиозные правила, традиции, обычаи | Знать: классификацию видов норм Уметь: составлять кластер «Социальные нормы»; видеть отличия одних видов норм от других; моделировать ситуации (примеры) |
4 | | Правовая культура и правовое поведение личности. Личность и закон | Государство, право, правовые нормы, теории возникновения права . Нормы, право, правосознание, правовая культура, правовой нигилизм, правоотношение, юридические факты, правовое воспитание, правовое обучение, правонарушение, проступки, преступление. Закон, склонность, анархия, право, правонарушение, виды правонарушений, дисциплинарный проступок, гражданское правонарушение, административное правонарушение, преступление | Знать: основные понятия по теме Уметь: работать с текстом в целях поиска информации для заполнения предложенной таблицы Знать: основные понятия по теме Уметь: приводить примеры, работать с текстом в целях поиска информации для заполнения предложенной таблицы «Мораль и право: общее и различия» Знать: основные понятия по теме Уметь: работать с практическими задачами, участвовать в тренинге; приводить примеры к видам правонарушений |
5 | | Гражданин и государство. Предпринимательство и закон. | Государство, признаки государства, символы государства, функции государства, формы государства Человек, гражданин, государство, гражданство, гражданские чувства, мотивы гражданского поведения. Предпринимательство, предприниматель, индивидуальная трудовая деятельность, предприятие | Знать: основные понятия по теме; признаки государства, символы государства Уметь: принимать участие в диспуте, дискуссии; анализировать предложенную учителем схему Знать: основные понятия по теме Уметь: работать с предложенными предложениями в целях определения их значения; обсуждать проблемы; приводить ассоциации к предложенным словам; работать в группе Знать: основные понятия по теме Уметь: работать с текстом (задачей) по теме; участвовать в тренинге |
6 | | Личность среди сверстников. Личность в семье | Человек, индивид, личность, индивидуальность, характер, воля, гражданские чувства, мотивы. Общение, официальное (формальное) и неформальное общение, неформальная группа, самооценка, групповая сплоченность, групповые нормы, подражание. Семья, психологический климат семьи, психологическая совместимость, конфликт, отчужденность, личность | Знать: основные понятия по теме Уметь: выделять особенности личности гражданина, гражданских чувств и мотивов; принимать участие в беседе; приводить примеры Знать: основные понятия по теме Уметь: принимать участие в беседе; подбирать слова-ассоциации к словам по теме; составлять рассказ, приводить примеры; работать в группах Знать: основные понятия по теме Уметь: определять признаки благополучной и неблагополучной семьи; называть личные качества человека; называть причины возможных конфликтов; работать в группах |
7 | | Личность и образование. Личность и труд | Мотивы учения, социальная роль, альтруизм, конформизм Потребности, способности, труд, трудовое право, рабочее время Рыночная экономика, свободный труд, собственность, налоги, бюджет, конкуренция, предприниматель, экономическая независимая личности | Знать: основные понятия по теме Уметь: работать с правовым источником, анализировать и синтезировать информацию; работать в группах Знать: основные понятия по теме Уметь: работать с практическими задачами; осуществлять поиск нужной информации в правовом источнике информации Знать: основные понятия по теме; виды налогов; какая ответственность существует в налоговом законодательстве за нарушения в налоговом, уголовном законодательстве Уметь: работать со схемой, предложенной учителем; называть виды налогов и их основные характеристики; выделять главные особенности; приводить примеры налогов, работая с правовым источником (Налоговый кодекс РФ) |
8 | | Личность и власть. Я- будущий избиратель | Власть, авторитаризм, автократия, демократическая власть, демократия, избиратель, выборы | Знать: основные понятия по теме Уметь: работать с практическими задачами; осуществлять поиск нужной информации в правовом источнике информации |
9 | | Личность и защита Отечества | Армия, священный долг, альтернативная служба | Знать: основные понятия по теме Уметь: работать в группах; дискутировать по проблемам, существующим в современной России, выражать свою точку зрения |
Ответственность за правонарушения (5 часов) |
10 | | Правонарушение и преступление. Причины правонарушений | Правонарушение, преступление, юридическая ответственность, уголовный процесс, моральные и правовые нормы. Правонарушение, асоциальное поведение | Знать: основные понятия по теме Уметь: выделять признаки правонарушений; приводить примеры правонарушений и преступлений; работать с источником юридической информации; выделять меры государственного принуждения и давать им характеристику Знать: основные понятия по теме Уметь: работать со схемой (анализ); приводить примеры к указанным причинам правонарушений; анализировать рассказ; работать в группе |
11 | | Ответственность за правонарушения против собственности. Вина и ответственность | Вина, ответственность, необходимая оборона, моральная ответственность, юридическая ответственность Кража, мошенничество, присвоение или растрата, грабеж, разбой, вымогательство, неосторожность | Знать: основные понятия по теме Уметь: работать с юридическим источником, анализировать, высказывать свое мнение, приводить примеры Знать: виды преступлений против собственности, главные отличия их друг от друга Уметь: приводить примеры; работать с юридическим источником |
12 | | Ответственность за правонарушение против личности Групповые правонарушения несовершеннолетних | Убийство, самооборона Несовершеннолетний, преступная организация | Знать: основные понятия по теме; классификацию преступлений против личности Уметь: участвовать в беседе, четко формулировать свою точку зрения, приводя аргументы; работать с юридическим источником Знать: основные понятия по теме Уметь: работать с юридическими источниками, работать в группах, решать задачи самостоятельно |
13 | | Правопорядок и полиция | Объект и субъект права | Знать: виды субъектов уголовно-процессуального права; структуру органов МВД Уметь: решение задач с использованием юридических источников; систематизировать службы органов МВД |
14 | | Суд и прокуратура | Правосудие, судебная система, прокуратура | Знать: основные понятия по теме, основные направления прокурорской деятельности; полномочия судей Уметь: участвовать в дискуссиях, работать в группах; организовывать ролевую игру |
Защити себя сам (3 часа) |
15 | | Я выбираю жизнь. Наркотики и закон | Наркотики, наркомания, токсикомания, легальные и нелегальные наркотики, психическая и физическая зависимость | Знать: основные понятия по теме Уметь: осознавать опасность употребления наркотических средств; понимать ущерб личности и обществу, наносимый употреблением наркотических средств |
16 | | Как не стать жертвой преступления | Виктимология, виктимность, типы виктимности, жертва, провокационное поведение, насилие | Знать: основные занятия по теме Уметь: принимать участие в дискуссиях, отстаивать свое точку зрения; умение работать в группе |
17 | | Если тебя задержали сотрудники полиции Игра «Час суда» Итоговое повторение | Административное задержание, уголовно-процессуальное задержание | Знать: основные понятия по теме; свои права Уметь: решать практические задачи, опираясь на знания по теме Знать: основных участников судебного процесса и их роль в судебном заседании Уметь: организовывать ролевую игру Знать: основные понятия по пройденному курсу кружка Уметь: оценивать свои знания |
12