СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Резьба по дереву"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Резьба по дереву» разработана для занятий с учащимися 5-6 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС Основного общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в  обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Резьба по дереву"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №44 им.Деева В.Н.



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО учителей Заместитель директора по Директор МБОУ гимназия №44

предметов эстетического ВР Разумова В.А. Л.С.Жуковская-Латышева

цикла

Руководитель МО

______________________ _______________________ ________________________

«_____»__________2018г. «____»____________2018г. «____»_____________2018г.









Программа кружка


« Резьба по дереву»








Направление: общекультурное




Возраст школьников; 11-12 лет



Руководитель: Куренков Юрий Васильевич










Пояснительная записка


Программа «Резьба по дереву» разработана для занятий с учащимися 5-6 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС Основного общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы «Резьба по дереву» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

 патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

 трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

 ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

 ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

 ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).


Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Резьба по дереву» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Системно-деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Резьба по дереву»предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

Для того чтобы вызвать у ребят устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных

возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.


Развитие творческих способностей обучающихся в процессе кружковой работы

Творчество - это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия, которые проводятся в нашей школе. Кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.

При организации внеклассной работы по технологии ведущим принципом является предоставление всем учащимся возможности удовлетворения их стремлений и развития способностей.

Занятия призваны способствовать развитию у ребят художественного вкуса как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок.

При выполнении практических работ ребята, кроме освоения технологических приемов, включаются в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

Художественная обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом, одновременно с этим она предоставляет уникальную возможность соединения трудовой подготовки с эстетическим воспитанием, без чего невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Учащиеся своими руками изготавливают изделия из природного материала, ткани, бумаги. Девочки изготавливают швейные изделия, вяжут крючком, вышивают пейзажи картин, работают с природным материалом.

В школе ежегодно проводятся выставки работ учащихся, изделия учащихся неоднократно демонстрировались на общешкольных родительских собраниях.

Выставки детского творчества призваны показать конкретные достижения кружковых занятий и отдельных учащихся, способствовать вовлечению в этот творческий процесс многих школьников.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА «Резьба по дереву»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

o широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

o интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

o устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

o адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;


Обучающийся получит возможность для формирования:

o внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

o выраженной познавательной мотивации;

o устойчивого интереса к новым способам познания;

o адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;


Регулятивные универсальные учебные действия

обучающийся научится:

o принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

o учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

o планировать свои действия;

o осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

o адекватно воспринимать оценку учителя;

o различать способ и результат действия;

o вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

o выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.


Обучающийся получит возможность научиться:

o проявлять познавательную инициативу;

o самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

o преобразовывать практическую задачу в познавательную;

o самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

o допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

o учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

o формулировать собственное мнение и позицию;

o договариваться, приходить к общему решению;

o соблюдать корректность в высказываниях;

o задавать вопросы по существу;

o использовать речь для регуляции своего действия;

o контролировать действия партнера;


Обучающийся получит возможность научиться:

o учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

o с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;


o владеть монологической и диалогической формой речи.

o осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

o осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

o использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

o высказываться в устной и письменной форме;

o анализировать объекты, выделять главное;

o осуществлять синтез (целое из частей);

o проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

o устанавливать причинно-следственные связи;

o строить рассуждения об объекте;

o обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

o подводить под понятие;

o устанавливать аналогии;

o Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.


Обучающийся получит возможность научиться:

o осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

o осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

o использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

 Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

 Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

 Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

 Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

 Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

 Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

 Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

 Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

 Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

 Достичь оптимального для каждого уровня развития;

 Сформировать систему универсальных учебных действий;

 Сформировать навыки работы с информацией.




Программа кружка «Резьба по дереву»



Тема

Ко-во

часов

Оборудование

Дата

Вводное занятие. Общие правила безопасности при резьбе по дереву

2

Образцы изделий художественной отделки древесины


Общие сведения о резьбе и ее видах. Подготовка древесины под резьбу. Инструмент для резьбы.

2

Набор стамесок для резьбы по дереву, заготовки


Дать понятие «орнамент». Знакомство с видами резьбы.

2

Образцы орнаментов и видов резьбы. Презентация.


Плоскорельефная резьба. Выбор рисунка Практическая работа.

6

Заготовки, набор стамесок, образцы изделий.


Рельефная резьба Выбор рисунка Практическая работа.

6

Заготовки, набор стамесок, образцы изделий.


геометрическая (трехгранно-выемчатая) резьба. Выбор рисунка Практическая работа.

6

Заготовки, набор стамесок, образцы изделий.


Контурная резьба Выбор рисунка Практическая работа.

6

Заготовки, набор стамесок, образцы изделий.


Прорезная резьба. Выбор рисунка Практическая работа.

6

Заготовки, набор стамесок, образцы изделий.


Накладная резьба. Выбор рисунка Практическая работа.

6

Заготовки, набор стамесок, образцы изделий.


Объемная резьба. Выбор рисунка Практическая работа.


6

Заготовки, набор стамесок, образцы изделий.


Резьба геометрического, растительного или смешанного орнамента.

2

Заготовки, набор стамесок, образцы изделий.


Выполнение резьбы с созданием анималистических изображений

( зверей, птиц и т.д.)

2

Заготовки, набор стамесок, образцы изделий.


Изготовление изделий из древесины с художественной резьбой по выбору учащихся (кухонная доска, игрушки, сувениры, деревянная посуда и

т. д)

14

Заготовки, набор стамесок, образцы изделий.


Презентация выполненных изделий, подведение итогов занятий.


2

Работы учащихся.



Список используемой литературы:

Самородский П.С., Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технический труд. 6 класс-Вентана-Граф.2008

Спенс У. Работы по дереву. – М.: ЭКСМО, 2006.

Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т. Б. Художественнаярезьба по дереву, кости и рогу.— М.; Высшая школа. 1978.

Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. 1993

Афанасьев А. Ф. Резчику по дереву. --- М; « Московский рабочий» 1989г.

Яковлев И. И., Орлова Ю. Д. Резьба по дереву М., 1974.

Творческие проекты учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных школ / Под редакцией В.Д. Симоненко. – Брянск, 1996.

Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. М., 1981.

Федотов Г. Волшебный мир дерева. --- М.; Просвещение.1987.