Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нурлатская средняя общеобразовательная школа
Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
«Согласовано» Руководитель ШМО учителей русского языка и литературы | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «Нурлатская СОШ ЗМР РТ» | «Утверждено» Директор МБОУ «Нурлатская СОШ ЗМР РТ» |
____ / Багавиева Ф.И./ | ____/Салахиева Э.Р./ | ____/Зиннатуллин Р.Р./ |
Протокол № | | Приказ № |
«___» ____________ 20__ г. | «___» ____________ 20__ г. | «___» ____________ 20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Русское слово»
11 класс
Составила:
Шарафутдинова Анастасия
Александровна,
учитель русского языка и
литературы
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
МБОУ «Нурлатская СОШ ЗМР РТ»
Протокол № ___
«___» ____________ 20__ г.
2022 – 2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Русское слово» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральным законом «О дополнительном образовании», 01.01.2002г.
- Федеральной целевой программой «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ)
- Концепцией федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р)
- «Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей» (Письмо Минобрнауки РФ от 26.03.2007 г. № 06-636)
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Уставом МБОУ «Нурлатская СОШ ЗМР РТ».
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи.
Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Таким образом, научить решать задания ЕГЭ по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.
Предлагаемая программа кружка по русскому языку «Русское слово» будет полезна любому выпускнику школы.
Цели кружковой работы:
гуманитарное развитие учащихся;
развитие творческих способностей личности;
овладение учащимися свободной письменной речью;
подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Задачи кружковой работы:
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку;
совершенствовать практическую грамотность;
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Технология организации кружковой работы
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, лабораторные работы.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
самостоятельная работа;
работа в группах, парах;
индивидуальная работа.
Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
Содержание программы
Теоретические вопросы
Введение. Задачи курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2022-2023 учебного года.
Орфоэпические нормы.
Лексические нормы.
Морфологические нормы.
Синтаксические нормы.
Пунктуационные нормы.
Трудные случаи правописания.
Трудные случаи пунктуации.
Лингвистический анализ текста.
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения- рассуждения.
Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений
Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
Заключительная часть сочинения.
Совершенствование практической грамотности. Творческие работы разной стилевой направленности.
Речевые нормы. Словосочетания и типы связи в словосочетаниях .
Предложение. Грамматическая основа предложения.
Знаки препинания при обособленных и однородных членах предложения.
Синтаксические нормы.
Знаки препинания в сложных предложениях разных типов.
Синтаксический анализ предложении .
Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами.
Построение предложения с деепричастным оборотом .
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Текст, стили и функциональные типы речи.
Лексическое значение слова, лексические нормы, функционально-смысловые типы речи
Орфография: правописание корней и личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Правописание суффиксов различных частей речи
Орфография: правописание -Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи.
Анализ композиционной и смысловой целостности текста.
Орфография: слитное, раздельное, дефисное написание.
Языковые нормы.
Морфологические нормы и морфологический анализ.
Орфография: правописание НЕ и НИ. Основные способы словообразования .
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения. Сложное предложение с различными видами связи .
Текст. Средства связи предложений в тексте.
Лингвистический анализ текста.
Средства художественной выразительности в текстах различных стилей.
Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.
Экспертная оценка творческих работ.
Требования к результатам работы кружка
Программа занятий кружка предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсий 2022-2023 года для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.
Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
Основные функции языка.
Основные единицы и уровни языкаи их взаимосвязь.
Основные нормы русского литературного языка.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
определять позицию автора;
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Содержание программы
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 класса. Возраст обучающихся 15-18 лет. Занятия проводятся на базе школы.
Программа курса «Русское слово» рассчитана на 1 год из расчета 34 часов в год, 1 час в неделю.
№ | Тема | Кол-во часов | |
1 | Ознакомление учащихся со структурой эссе и с требованиями к написанию эссе | 1 | |
2 | Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. Рекомендации по написанию эссе. | 1 | |
3 | Проверочная работа (комплексный анализ текста)Подборка текстов для аргументации по русскому языку для эссе. | 1 | |
4 | Орфоэпические нормы (постановка ударения). Подробный алгоритм написания эссе с примерами. | 1 | |
5 | Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости). Лексическое значение слова. Обучение написанию эссе по русскому языку в формате ЕГЭ | 1 | |
6 | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Виды вступления к эссе. | 1 | |
7 | Основные способы словообразования.Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием). | 1 | |
8 | Синтаксические нормы. Нормы согласования, управления. Построение предложений с однородными членами. | 1 | |
9 | Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Текст. Примеры речевых клише и скрепы ( соединительные элементы для эссе) | 1 | |
10 | Средства связи предложений в тексте. Речь. Языковые средства выразительности. Подборка аргументов для эссе из современной литературы. | 1 | |
11 | Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные. Эссе. | 1 | |
12 | Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Простые осложнённые предложения. | 1 | |
| | | |
| | | |
13 | Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. Аргументы из русской литературы для эссе | 1 | |
| | | |
14 | . Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями). Эссе. | 1 | |
15 | Морфологические нормы (образование форм слова).Части речи. Правописание -н- и -нн- в суффиксах различных частей речи. | 1 | |
16 | Правописание корней. | 1 | |
17 | Правописание приставок. | 1 | |
18 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. | 1 | |
19 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-). | 1 | |
20 | Правописание не- и ни- с разными частями речи. Эссе. | 1 | |
21 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов. | 1 | |
22 | . Виды сложных предложений. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. | 1 | |
23 | Пунктуация в сложносочинённом предложении. | 1 | |
24 | Построение сложноподчинённых предложений. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | 1 | |
25 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | |
26 | Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. | 1 | |
27 | Синтаксические нормы. Проверочная работа (комплексный анализ текста). Раскрытие проблемы текста при написании эссе. | 1 | |
28 | Сложные предложения с разными видами связи. Функционально-смысловые типы речи. | 1 | |
29 | Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Эссе. | 1 | |
30 | Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Редактирование эссе. | 1 | |
31 | Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Редактирование эссе | 1 | |
32 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Редактирование эссе | 1 | |
33-34 | Ознакомление учащихся со структурой экзаменационной работы, с критериями оценивания. Итоговое эссе. | | |