ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Шкатулка творчества» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Программа разработана на основе типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о работе с различными материалами, применяемыми художниками при создании картин или изделий декоративно-прикладного искусства, о цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств за короткое время (12 занятий).
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
- воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта;
- художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
- технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Программа рассчитана на реализацию в начальной школе (от 1 до 4 класса). Обучающиеся младшего школьного звена способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Выполненные на занятиях художественные работы могут использоваться как подарки для родных, друзей. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Учащиеся приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, выставки, эксперименты, а также комбинированные, чисто практические занятия. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, количество часов в неделю 1 час, всего 12 часов.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.
Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.
ПРОГРАММА
Разделы программы
№ | Тема | Количество часов |
1 | Акварель | 3 |
2 | Гуашь | 3 |
3 | Графические материалы | 2 |
4 | Работа с бумагой | 4 |
| Итого | 12 |
Прогнозируемые результаты
Обучаемые должны знать:
названия основных и составных цветов;
понимать значение терминов: краски, акварель, гуашь, палитра, художник, карандаш, графика, живопись, аппликация, роспись;
изобразительные основы декоративных элементов;
материалы и технические приёмы оформления;
названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
пользоваться материалами.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Класс, дата проведения занятия |
1 А, Б | 1 В, Г |
1 | Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с основами рисования акварелью. Материалы и принадлежности. Упражнение на заливку, смешивание цветов. Натюрморт (два фрукта). | 1 | | |
2 | Акварель. Техники рисования - лессировка, заливка, по-сырому (показ, пробные упражнения). Рисование птиц в технике по-сырому. | 1 | | |
3 | Акварель. Сочетания цветов. Рисуем букет полевых цветов. | 1 | | |
4 | Гуашь. Материалы и принадлежности. Техника работы гуашью. Декоративный натюрморт (фрукт + ваза). | 1 | | |
5 | Гуашь. Роспись гуашью. Мезенская роспись. Выполнение эскиза росписи дощечки. Упражнение - рисование оленя и птицы. | 1 | | |
6 | Гуашь. Мезенская роспись. Роспись разделочной доски. | 1 | | |
7 | Графические материалы. Материалы и принадлежности. Штриховка. Рисуем пушистых животных простым карандашом. | 1 | | |
8 | Графические материалы. Техника гризайль. Натюрморт. | 1 | | |
9 | Работа с бумагой. Аппликация на летнюю тематику (летний натюрморт/пейзаж, морская тема). | 1 | | |
10 | Работа с бумагой. Техника оригами. Закладки в виде животных. | 1 | | |
11 | Работа с бумагой. Техника оригами. Домашние и дикие животные. | 1 | | |
12 | Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. | 1 | | |
| Всего часов: | 12 | | |