СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Школьная казачья дружина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Актуальность программы: Начиная с 2007 г в посланиях Президента

России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто:

«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это

такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая

стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные

национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных

ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной

культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к

каждой странице нашей отечественной истории».

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Школьная казачья дружина"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №1

г. Пролетарск Ростовской области






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Школьная казачья дружина»





Уровень программы: стартовый

Вид программы: модифицированная

Возраст детей: от 16 до 17 лет

Срок реализации: 68 часов

Разработчик: педагог дополнительного образования, Панова Оксана Николаевна










Пролетарск

2024





ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2

  2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 8

    1. Учебный план 8

    2. Календарный учебный график 9

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 11

  2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 12

  3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность программы: Начиная с 2007 г в посланиях Президента

России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто:

«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это

такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая

стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные

национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных

ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной

культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к

каждой странице нашей отечественной истории».

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из

приоритетных задач общества и государства является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,

ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина

России.

Отличительные особенности программы

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В

то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно

восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается

большой психологической устойчивостью.

История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла

являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою

принадлежность к определенной культурной, ментальной среде. Открытие

объединения казачьей направленности в школе предполагает создание

благоприятной культурной среды для воспитания подрастающего поколения.

Каждый народ обладает своей исторической памятью, традициями, в

которых запечатлены его духовные ценности. Они отражены в поселениях и

жилищах, семейном и общественном быту, песнях и преданиях, календарных

праздниках и обрядах. Культура казачества богата и разнообразна.

Память об истории страны – залог нравственного здоровья общества. Не

случаен интерес юного поколения к своим истокам, своим корням. Воспитание

любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного

воспитания подрастающего поколения. А воспитание любви к отчизне

невозможно без привития интереса и уважения к своей «малой родине», ее

людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребенка к истокам народной

культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовно нравственном воспитании личности. Нельзя прерывать связь времен и

поколений, чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа: тот народ,

который, не помнит своих корней, перестает существовать как этническая

единица. Работа в объединения казачьей направленности поможет наиболее

эффективно решать задачи нравственного и патриотического воспитания

школьников.

Адресат программы. Программа актуальна для обучающихся 16-17 лет. В

группу принимаются ученики, у которых нет первоначальных знаний, но

имеется определенный уровень знаний, умений и навыков в области истории и

краеведения, молодёжных организаций.

Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий:

Методы обучения:

Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение

экспозиций и выставок музея, экскурсии в города и сёла Казачества.

Поисковый – сбор информации по интересующей теме.

Продуктивный – самостоятельный поиск информации для изучения и

составления генеалогического древа своей семьи, изучение документальных

предметов для составления рассказа о своей малой Родине.

Формы и методы проведения занятий:

- проведение викторин и конкурсов;

- экскурсии в храмы и исторические музеи

-выезд на конюшню;

- просмотр видеофильмов об исторически значимых местах и людях;

- составление словаря казачьего говора,

- выездные мастер-классы и встречи с интересными людьми;

- занятие-праздник;

- подготовка статей В СМИ, докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов;

- познавательные беседы;

- коллективно – творческое дело;


Цель программы: формирование коллектива казачьей направленности: воспитание духовно богатой, физически развитой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности на основе изучения краеведения, традиций, истории края, культурного наследия предков.

Задачи:

Обучающие задачи:

- реализовать систему программных мероприятий патриотической направленности, приобщающих детей к истокам культуры казаков, знакомить с обрядами, традициями, бытом;

- дать знания в области православной культуры для духовно нравственного и эстетического развития личности;

- обеспечить оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; Развивающие задачи:

- формировать у детей познавательную активность;

- развивать способности к состраданию, сопереживанию, пониманию другого человека;

- развивать внимание, наблюдательность, память, мышление, речь, воображение;

- развивать социально-личностные качества детей: сопереживание, умение работать в коллективе, позитивное отношение друг к другу;

- развивать мелкую моторику рук, творческие способности. Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство гражданственности и патриотизма.

- воспитывать нравственные чувства: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, сопереживание, благодарность, умение прийти на помощь;

- воспитывать стремление к любви, добру, толерантности;

- воспитывать уважение к защитникам Родины, к участникам войны, гордость за свой народ, армию, формировать интерес к истории своей страны, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны, любовь к Родине.


Планируемые результаты.

Личностные результаты:

– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем

— осознание ответственности за сохранение культурно

- исторического наследия России;

– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа

— уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры,

- умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений. Метапредметные результаты:

–развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

–любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

–умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники; –умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты:

По окончании изучения учащиеся должны знать-понимать:

- различные формы казачества;

- особенности проведения обрядовых праздников казаков;

- историю своей казачьей семьи и историю семьи своих одноклассников;

- уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;

- основные ремёсла, виды ДПИ казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;

- основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой казачества;

- памятные события и даты, связанные с историческими событиями казачества;

- основы духовной жизни казаков;

- структуру и направления деятельности казачьего войска.

























      1. Учебный план


Специфика работы с детьми младшего школьного возраста не позволяет разделить конкретное количество часов на теоретический и практический материалы. Поэтому в учебно – тематическом плане программы предложено общее количество часов по каждой теме.




Разделы

все

го

в том числе


тео

рия

прак

тика

I

Введение. Знакомство с  кружком  и его  программой. 

4

3

1

II

Донские и кубанские казаки.

50

2

48

III

По-казачьи скроен и один в поле воин.

14

2

12


Итого:

68

7

59

      1. Календарный учебный график

«Школьная казачья дружина»

 № п/п

 Наименование разделов и дисциплин


Четверть, неделя

Фактическое число

всего

I

Введение. Знакомство с  кружком  и его  программой. 

2



1

Понятие «Казачество». История возникновения  казачьих войск

Практическая часть: определение званий, родов войск, погоны, петлицы, шевроны.

2



2

Расселение казаков, казачьи войска, форма

Экскурсия в школьный музей

1



3.

Казачья честь

1




Донские и кубанские казаки




4.

Казачья доблесть экскурсии в Краснодар

10



5.

Служба-казачья судьба экскурсия в Краснодар

10



6.

Служба-казачья судьба Служба-казачья судьба экскурсии в Краснодар

10



7.

Казачья выправка экскурсии в Краснодар

10



8.

Казачья выправка

10




По-казачьи скроен и один в поле воин.




9.

Казак и конь экскурсия на Конюшни в город Пролетарск

2



10.

Казак и конь экскурсия на Конюшни в город Пролетарск

2



11.

Владение оружием экскурсия в музей им. Будённого

2



12.

Владение оружием экскурсия в музей им. Будённого

2



13.

Владение оружием экскурсия в музей им. Будённого

2



14.

Волонтёрская помощь в уборке памятников посвящённым казачеству в городе Пролетарске, станицы Будённовской

4




III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Содержание программы:

Программа кружка «Казачья доблесть» рассчитана на один год для обучающихся в возрасте 16-17 лет. Она составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часа в неделю (68 часов в год с каникулярными занятиями).

Программа кружка «Школьная казачья дружина» состоит из трёх составляющих: 


«Введение. Знакомство с  кружком  и его  программой»

Все занятия подразделяются на теоретические и практические. Теоретические часы включают в себя углубление знаний основных предметов школьной программы: истории, краеведения, географии. На занятиях проводятся беседы о происхождении названия и первые упоминания о родном населенном пункте, о территории и изменениях границ, о природных условиях и занятиях жителей, памятниках культуры и истории, народных праздниках, традициях и обычаях. Особенное внимание уделяется истории Донского казачества. В практические часы включаются экскурсии, встречи с казаками, священником. Проводятся встречи с общественностью города; посещения музеев.

Дети учатся: осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе, своему родному городу, краю, слушать и понимать речь других людей, учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), доносить свою позицию до других людей; оформлять свою мысль в устной и письменной речи (в форме монолога или диалога), моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, их языкам, традициям, религиям. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ.


«Донские и кубанские казаки»

При изучении Казачьей доблести, элементов службы, местности, а также культуры, традиций и особенности казачьей службы школьники совершают экскурсию в город Краснодар.


По-казачьи скроен и один в поле воин.


Определение званий, родов войск, «чтение» погон, петлиц, шевронов.

Дисциплинарный устав Российской армии, воинская присяга, клятва кадета.

Строевой устав Российской армии, строевые приёмы - отдание чести, доклад, снятие головного убора, строевой шаг, повороты в строю, перестроения.

Знакомство с конской упряжью, седловкой, верховая езда.

Владение оружием: упражнения с шашкой. Основы рукопашного боя. Знакомство с подвигами казаков на поле боя, подвигами бойцов Советской и Российской Армии.

Знакомство с казачьим бытом: костюмы, жилище, обычаи, обряды, игры и пляски.





IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Материально-техническая база:

Казачьи костюмы;

Макеты винтовок, шашек, автоматов.

Пневматические винтовки.

Средства обучения: аудиозаписи и тексты фольклорных песен.

Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, и др.






































V. Список использованной учебно-методической литературы


  1. Казачество. Энциклопедия. М., 2003.

  2. Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А.Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.

  3. Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.

  4. Земцов В.Н. Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в 18 – начале 19 в.// Казачество на государственной службе. Екатеринбург, 1993.

  5. Захарченко В. Г. Народные песни Кубани. Ч. 1, 2.Краснодар, 1985.










































2