Пояснительная записка
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время, в связи с переходом образования на федеральные государственные образовательные стандарты, к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание патриота и гражданина своей страны. Стандарт ориентирован, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий свой народ, свой край, свою Родину». Особая роль в формировании данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится краеведению.
Изучение краеведения в средней школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях, создать условия для осознанного изучения школьниками истории родного города, улицы, дома. Программа позволяет пробудить интерес младших школьников к истории родного города, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствует развитию творческих способностей обучающихся.
Особый акцент в программе сделан на использование краеведческого материала, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как география, история. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
Цель деятельности педагога - создание условий для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитания его гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.
Цели и задачи курса:
Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям разных народов, населявших Смоленский край на протяжении всей его истории. К правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
Освоение знаний о важнейших событиях, процессах, происходивших на территории нашего края в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления и исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Формирование у учащихся целостного представления о месте Смоленщины в истории России;
Освещение экономического, социального, политического и культурного развития Смоленщины в разные периоды истории нашей страны ;
Характеристика наиболее ярких личностей Смоленского края, их роли в истории и вклад в культуру;
В современных условиях значительно возросла роль истории краев, областей, районов, городов, сельских населенных пунктов в воспитании чувства патриотизма, национальной гордости, интернационализма у подрастающих поколений. Благодаря изучению так называемой "малой" истории происходит формирование и трансформация этих понятий и на историю всего государства.
Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Пропаганда краеведения становится необходимостью в современной школе. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно - полезной, увлекательной, благородной работы.
Результаты изучения предмета
В результате изучения истории края ученики должны
знать/понимать:
основные этапы и ключевые события истории Смоленщины в разные исторические периоды; выдающихся деятелей Смоленского края;
важнейшие достижения культуры Смоленского края; изученные виды исторических источников по истории родного края;
уметь:
соотносить даты событий истории Смоленщины с историей России; определять последовательность и длительность важнейших событий в истории края;
показывать на исторической карте территорию Смоленщины в разные исторические периоды, древнейшие города Смоленщины, места значительных исторических событий в истории края;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов курса; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории Смоленщины, достижениям культуры населения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Результаты изучения курса:
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность на примере истории родного края.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
- овладение умениями работать с внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи, вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности) с помощью взрослых или самостоятельно);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. способность анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
- активное применение знаний и приобретённых умений в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- овладение представлениями об историческом пути своей «малой родины» как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний знаменитых односельчан в истории своей страны; рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе ;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего села, своей страны, знать достопримечательности края.
Планируемые результаты реализации программы:
- организация гарантированного непрерывного процесса получения, расширения и углубления знаний об окружающем мире, осуществляющаяся в кружковой деятельности;
- интегрированность общего и дополнительного образования на основе комплексного изучения родного края;
- получение каждым учащимся необходимого объёма знаний о родном крае;
- создание комплексной системы кружковой работы по развитию и реализации интересов учащихся в различных направлениях краеведческой деятельности;
- создание условий для развития ключевых компетентностей школьников;
- отражение результатов исследовательской и поисковой деятельности в печатных и цифровых формах организации краеведческих материалов;
- приобретение опыта участия в краеведческих конкурсах и конференциях;
- реализация социально-экологических проектов;
- духовно – нравственное развитие личности.
Формы и методы работы:
игровая;
Основное содержание курса:
РАЗДЕЛ 1. Великая Отечественная война на Смоленщине.
Тема 1.Иностранцы в Красной Армии во время Великой Отечественной войны. (3 часа)
Полк «Нормандия-Неман». Альбер Дюран. Фриц Шменкель.
Тема 2. Некрополь Смоленской крепостной стены. (12 часов)
История создания. Солдаты и офицеры Красной армии, похороненные у крепостной стены.
Тема 3. Слава советского оружия на Смоленщине (1 час)
Боевое крещение Катюши.
Тема 4. Оккупация и освобождение Смоленщины. (6 часов)
Нацистские концлагеря на Смоленщине. Операция «Суворов». П. Ф. Клепач.
РАЗДЕЛ 2. История улиц.
Тема 1. Исторические названия улиц города Смоленска.(12 часов)
Причины переименования улиц. Исторические названия улиц города Смоленска.
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность на примере истории родного края.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
овладение умениями работать с внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи, вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности) с помощью взрослых или самостоятельно);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.способность анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
активное применение знаний и приобретённых умений в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний знаменитых односельчан в истории своей страны; рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе ;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего села, своей страны, знать достопримечательности края .
Планируемые результаты реализации программы:
- организация гарантированного непрерывного процесса получения, расширения и углубления знаний об окружающем мире, осуществляющаяся в кружковой деятельности;
- интегрированность общего и дополнительного образования на основе комплексного изучения родного края;
- получение каждым учащимся необходимого объёма знаний о родном крае;
- создание комплексной системы кружковой работы по развитию и реализации интересов учащихся в различных направлениях краеведческой деятельности;
- создание условий для развития ключевых компетентностей школьников;
- отражение результатов исследовательской и поисковой деятельности в печатных и цифровых формах организации краеведческих материалов;
- приобретение опыта участия в краеведческих конкурсах и конференциях;
- реализация социально-экологических проектов;
- духовно – нравственное развитие личности.
Тема | Кол-во часов |
РАЗДЕЛ 1. Великая Отечественная война на Смоленщине. | |
Тема 1.Иностранцы в Красной Армии во время Великой Отечественной войны. | |
Полк «Нормандия-Неман». | 1 |
Альбер Дюран | 1 |
Фриц Шменкель. | 1 |
Тема 2. Некрополь Смоленской крепостной стены | |
История создания | 1 |
Солдаты и офицеры Красной армии, похороненные у крепостной стены. | 11 |
Тема 3. Слава советского оружия на Смоленщине | |
Боевое крещение Катюши. | 1 |
Тема 4. Оккупация и освобождение Смоленщины | |
Нацистские концлагеря на Смоленщине | 2 |
Операция «Суворов». | 2 |
П. Ф. Клепач. | 2 |
РАЗДЕЛ 2. История улиц. | |
Тема 1. Исторические названия улиц города Смоленска | |
Причины переименования улиц | 1 |
Исторические названия улиц города Смоленска | 11 |