СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Слава Богу мы казаки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для развития ребенка должны быть созданы условия, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой                                                   личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Слава Богу мы казаки"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №1

г. Пролетарск Ростовской области






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТУРИСТИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Слава Богу, что мы казаки»





Уровень программы: стартовый

Вид программы: модифицированная

Возраст детей: от 7 до 16 лет

Срок реализации: 35 часов

Разработчик: педагог дополнительного образования, Панова Оксана Николаевна










Пролетарск

2024





ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2

  2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 8

    1. Учебный план 8

    2. Календарный учебный график 9

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 11

  2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 12

  3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для развития ребенка должны быть созданы условия, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Программа определяет важнейшие принципы организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста:

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к творческому развитию детей дошкольного возраста;

  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;

  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра в театр.

Программа «Слава Богу, что мы казаки» разработана на основе следующих законов об образовании и нормативных актов:

  • Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

  • Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;

  • Приказом Мин. Просвещения России от 28.12.2018 №345» О федеральном перечне учебников рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ;

  • Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ;

  • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей)

  • СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  • Уставом и локальными актами учреждения;

  • Положением о рабочей программе МБОУ лицей №1 г. Пролетарска;

  • Согласно учебному плану МБОУ лицей №1 г.Пролетарска на 2024-2025 уч.год.


Данная программа является актуальной, так как современном российском обществе происходят изменения в ценностных ориентирах, возврат к традиционному патриотическому воспитанию. Одним из направлений такого воспитания стало открытие школ казачьей направленности.

Воспитание патриотизма начинается с любви к малой родине. Через уроки, внеклассные мероприятия, исследовательскую деятельность, кружковую работу формируются знания об истории казачества, его традициях и особенностях культуры.

Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Ее важнейшая составляющая – фольклор, к которому современные исследователи относят не только устное народное творчество, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п. Важнейшей составляющей казачьей культуры является воинская служба.

Всякая традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. В традиционно казачьих областях элементы казачьей культуры не вызывают вопросов. Для жителей Поволжья казачья составляющая не так значительна, песенный фольклор волжского казачества не столь радикально отличается от фольклора не казачьего населения, как донской. В то же время, отношение к службе всех казачьих субэтносов схоже, что позволяет использовать в работе с учащимися элементы фольклора всех казачьих войск.

Данная образовательная программа не может включать весь огромный спектр традиционной культуры казачества.









Характеристика программы: Направленность – туристско-краеведческое;

Вид программы – модифицированная;

Уровень освоения программы – краткосрочный (стартовый)

Данная программа является очной; рассчитана на 1 год обучения - 35 часов .

Программа кружка «Казачья доблесть» рассчитана на один год для обучающихся в возрасте 11-15 лет. Она составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (37 часов в год с каникулярными занятиями).

Программа кружка «Казачья доблесть» состоит из двух составляющих:

Фольклорно основа

Песни различных казачьих войск: общее и отличия. Особенности казачьего многоголосия.

Взаимосвязь песни и службы казака. Строевые песни казаков, героические (исторические) песни

Оружие как часть культуры казачества. Использование оружия в песенных и хореографических выступлениях

Обрядовые, лирические и плясовые песни

Влияние казачьих мотивов на песенную культуру России.

Практическая отработка элементов казачьей культуры:

Определение званий, родов войск, «чтение» погон, петлиц, шевронов.

Дисциплинарный устав Российской армии, воинская присяга, клятва кадета.

Строевой устав Российской армии, строевые приёмы - отдание чести, доклад, снятие головного убора, строевой шаг, повороты в строю, перестроения.

Знакомство с конской упряжью, седловкой, верховая езда.

Владение оружием: упражнения с шашкой, нагайкой.

Знакомство с подвигами казаков на поле боя, подвигами бойцов Советской и Российской Армии.

Знакомство с казачьим бытом: костюмы, жилище, обычаи, обряды, игры и пляски.

Занятия проводятся во второй половине дня вне основных режимных моментов иногда по выходным дням, а также во время каникул в виде экскурсий по городам воинской славы казаков. Конечным продуктом обучения является участие в мероприятиях посвященных культуре казачества.

Предусмотрены различные типы занятий; теоретические практические комбинированные (тренировочные), экскурсии.

Форма обучения очная при необходимости дистанционная на образовательных платформах «ЗУМ» и «Сферум».

Программа рассчитана на детей школьного возраста (от 7 лет и до 16 лет). Формируются группа из 20 человек, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Состав участников группы постоянен. По современным требованиям наполняемость группы проходит в соответствии к современным требованиям и организации образовательного процесса для детей инвалидов и ОВЗ. C учётом психофизических и иных особенностей обучающихся.

Основная задача педагога дополнительного образования при работе с детьми - воспитать веру ребёнка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности. В реализации деятельности по работе с такими детьми педагог дополнительного образования должен принимать ребенка таким, какой он есть в процессе общения, без сравнения с окружающими, ориентироваться на создание ситуации успеха, выбирать формы, методы и средства обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка (например, при использовании игровой деятельности дети учатся общаться друг с другом; упражнения по развитию общей и мелкой моторики)

При проектировании предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

  • индивидуальные и социально – психологические особенности ребенка;

  • особенности его эмоционально – личностного развития;

  • интересы, склонности, предпочтения и потребности;

  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

  • возрастные особенности.

.


Требования к педагогу осуществляющему реализацию программы:

- педагог, осуществляющий образовательную деятельность, должен соответствовать Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования», утвержденному приказом Министерства труда и социального развития от 22.09.2021г.№652; иметь профессиональную квалификацию, необходимую для выполнения трудовых функций и уровень подготовки, соответствующий:

- квалифицированным специалистом в сфере образования, имеющими необходимый для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки, удостоверяемый документами об образовании и соответствующими требованиями к стажу работы.

- обладать знаниями и специальными навыками по действиям в чрезвычайных ситуациях, оказанию первой доврачебной помощи в том числе: знать и учитывать индивидуальные особенности детей и подростков, возрастные особенности развития, физического и психологического состояния, владеть методиками адаптации и реабилитации, знать анимационные технологии при организации досуга и отдыха, создавать атмосферу благожелательности и гостеприимства, уметь разрешать конфликтные ситуации.


Содержание программы направлено на:


  1. развитие у детей эмоциональной отзывчивости на театральное действие, обучение знаниям и умениям, которые нужны для активного восприятия художественных образов, а затем и их воплощения (исполнения);

  2. художественное образование и воспитание детей ;

  3. формирование эстетического вкуса;

  4. воспитание нравственных начал;

  5. развитие коммуникативных качеств личности;

  6. воспитание воли, развитие памяти, воображения, фантазии, речи.


Цель программы: формирование у учащихся традиционной воинской культуры казачества, морально-волевых и физических качеств, для воспитания деятельного патриотизма и готовности защищать Родину, в том числе, готовясь к службе в Российской армии.

Задачи программы:

  • Сформировать у школьников представление о социальной структуре и основных видах деятельности волжского казачества как носителя фольклора и традиционной культуры;

  • Познакомить учащихся с составом и структурой фольклора, его основными компонентами; составить представление о ценностных основах традиционной культуры, её знаково-символических проявлениях;

  • Выработать общие представления о взаимосвязи фольклора и традиционной воинской культуры;

  • Содействовать гармоничному физическому развитию учащихся, всесторонней физической подготовки, укреплению здоровья;

  • Развивать навыки обращения с традиционным оружием казака;

  • Развивать творческие способности школьников

Планируемые результаты.

В результате реализации программы о: повышение уровня общей культуры и физической подготовки учащихся; бережное отношение к своей малой родине, к прошлому и настоящему; приобретение специфических навыков и умений по изучаемым разделам программы; формирование у учащихся представлений о фольклоре и традиционной культуре казаков; возможность практического применения этих умений и навыков в повседневной жизни, при проведении казачьих праздников и на районных соревнованиях «Туристический слёт» и «Зарница».

Требования к учащимся:

соблюдение техники безопасности при проведении занятий;

выполнение казачьих заповедей и правил поведения кадета;

уважение к представителям различных традиционных конфессий;

активное участие в казачьих мероприятиях в школе, районе и области.

    1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
      1. Учебный план


Специфика работы с детьми младшего школьного возраста не позволяет разделить конкретное количество часов на теоретический и практический материалы. Поэтому в учебно – тематическом плане программы предложено общее количество часов по каждой теме.




разделы

все

го

в том числе


тео

рия

прак

тика

I

Введение. Знакомство с  кружком  и его  программой. Понятие «Казачество и казачий фольклор».

2

1

1

II

Казак на службе

12

2

10

III

Казак в бою

3

1

2

IV

Что защищает казак

13

3

10

V

Современный казак – труженик и защитник Отечества

4

2

3


Итого:

34

9

28






      1. Календарный учебный график

«Слава Богу мы казаки»

 № п/п

 Наименование разделов и дисциплин


Четверть, неделя

Фактическое число

всего

I

Введение. Знакомство с  кружком  и его  программой. 

2



1

Понятие «Казачество и казачий фольклор». История возникновения  казачьих войск

Практическая часть: определение званий, родов войск, погоны, петлицы, шевроны.


1-1

04.09

2

Расселение казаков, казачьи войска, форма Практическая часть: строевые приёмы - отдание чести, доклад, снятие головного убора.


1-2

11.09

II

Казак на службе

14



3.

Казачья честь (донская «Конь боевой с походным вьюком» знакомство) Песни Розенбаума о казаках. Практическая часть: воинская присяга, клятва


1-3

18.09

4.

Казачья доблесть экскурсии в Старочеркасск


1-4

25.09

5.

Служба-казачья судьба экскурсия в Старочеркасск


1-5

02.10

6.

Служба-казачья судьба Служба-казачья судьба экскурсия в Старочеркасск


1-6

09.10

7.

Казачья выправка Служба-казачья судьба экскурсия в Старочеркасск


1-7

16.10

8.

Казачья выправка Служба-казачья судьба экскурсия в Старочеркасск


1-8

23.10

9.

Казак и конь экскурсия в Старочеркасск


1-9

06.11

10.

Казак и конь экскурсия в Старочеркасск


К

13.11

11.

Владение оружием экскурсия в Старочеркасск (донская «Пролегала шлях дорожка» - знакомство.) Практическая часть: владение шашкой


2-1

20.11

12.

Владение оружием экскурсия в Старочеркасск (донская «Пролегала шлях дорожка» - разучивание.) Практическая часть: разборка-сборка АК


2-2

27.11

13.

Владение оружием экскурсия в Старочеркасск (донская «Пролегала шлях дорожка» - закрепление.) Практическая часть: стрельба из ПВ по неподвижным мишеням из положения стоя


2-3

04.12

14.

Владение оружием экскурсия в Старочеркасск (донская «Из-за леса копия мечей» - знакомство.) Практическая часть: стрельба из ПВ по движущейся мишени из положения стоя


2-4

11.12

III

Казак в бою

3



15.

Подвиги предков экскурсия в Старочеркасск Практическая часть: обезоруживание противника с ножом


2-5

18.12

16.

Подвиги предков экскурсия в Старочеркасск Практическая часть: обезоруживание противника с пистолетом и АК


2-6

25.12

17.

Готовность казака отдать жизнь за Родину экскурсия в Старочеркасск


2-7

15.01

IV

Что защищает казак

13



18.

Вера в жизни казаков экскурсия в Старочеркасск


К

22.01

19.

Женщина-казачка особенности судьбы экскурсия в Старочеркасск Практическая часть: знакомство с повседневной жизнью сельской домохозяйки


3-1

29.01

20.

Сочетание службы и повседневной жизни у казаков экскурсия в Старочеркасск Практическая часть: знакомство с бытовым казачьим костюмом


3-2

05.02

21.

Служба и повседневная жизнь у казаков экскурсия в Старочеркасск Практическая часть: знакомство с казачьим переплясом


3-3

12.02

22.

Лирические песни экскурсия в Старочеркасск Практическая часть: знакомство с игрой «Ручеёк»


3-4

19.02

23.

Лирические песни казаков экскурсия в Старочеркасск Практическая часть: знакомство с игрой «Подушечка»


3-5

26.02

24.

Свадебные песни донских казаков экскурсия в Старочеркасск Практическая часть: знакомство со свадебными обрядами


3-6

05.03

25.

Любовь к Родине – главное качество казака экскурсия в Старочеркасск


3-7

12.03

26.

Любовь к Родине – главное качество экскурсия в Старочеркасск


3-8

19.03

27.

Тематика казачества в Пролетарском районе. Встреча с казаками Пролетарского юрта Практическая часть: втреча


3-9

02.04

28.

Тематика казачества в советских песнях XX века («Казак уходил на войну» - разучивание) экскурсия в Старочеркасск


К

09.04

29.

Тематика казачества в советских песнях XX века экскурсия в Старочеркасск


4-1

16.04

30.

экскурсия в Старочеркасск


4-2

23.04

V

Современный казак – труженик и защитник Отечества

5



31.

Тематика защиты Отечества казаками в станицы Пролетарской экскурсия в храм Флора и Лавра


4-3

30.04

32.

Тематика защиты Отечества в Пролетарском районе, участие в мероприятии станица Будённовская

Экскурсия в музей С.М. Будённого станица Буденовская


4-4

07.05

33.

Тематика защиты Отечества в Пролетарском районе, участие в мероприятии станица Будённовская Экскурсия


4-5

12.05

34.

Тематика защиты Отечества в Пролетарском районе, участие в мероприятии станица Будённовская Экскурсия


4-6

19.05

 

ИТОГО

34




III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Содержание программы:

Программа кружка «Казачья доблесть» рассчитана на один год для обучающихся в возрасте 11-15 лет. Она составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (37 часов в год с каникулярными занятиями).

Программа кружка «Казачья доблесть» состоит из двух составляющих: 


Фольклорная основа

Песни различных казачьих войск: общее и отличия. Особенности казачьего многоголосия.

Взаимосвязь песни и службы казака. Строевые песни казаков, героические (исторические) песни

Оружие как часть культуры казачества. Использование оружия в песенных и хореографических выступлениях

Обрядовые, лирические и плясовые песни

Влияние казачьих мотивов на песенную культуру России.

Практическая отработка элементов казачьей культуры:

Определение званий, родов войск, «чтение» погон, петлиц, шевронов.

Дисциплинарный устав Российской армии, воинская присяга, клятва кадета.

Строевой устав Российской армии, строевые приёмы - отдание чести, доклад, снятие головного убора, строевой шаг, повороты в строю, перестроения.

Знакомство с конской упряжью, седловкой, верховая езда.

Владение оружием: упражнения с шашкой, разборка-сборка АК-74, стрельба из ПВ по неподвижным и движущимся мишеням из положения стоя.

Основы рукопашного боя, обезоруживание противника с ножом, пистолетом и АК.

Знакомство с подвигами казаков на поле боя, подвигами бойцов Советской и Российской Армии.

Знакомство с казачьим бытом: костюмы, жилище, обычаи, обряды, игры и пляски.
















IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Материально-техническая база:

Казачьи костюмы;

Макеты винтовок, шашек, автоматов.

Пневматические винтовки.

Средства обучения: аудиозаписи и тексты фольклорных песен.

Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, и др.






































V. Список использованной учебно-методической литературы


  1. Казачество. Энциклопедия. М., 2003.

  2. Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А.Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.

  3. Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.

  4. Земцов В.Н. Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в 18 – начале 19 в.// Казачество на государственной службе. Екатеринбург, 1993.

  5. Захарченко В. Г. Народные песни Кубани. Ч. 1, 2.Краснодар, 1985.


2