| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА
КРУЖОК «Крепыши»
НАПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся 6-7 лет
Разработала студентка Ш-31 гр.
Татаринцева Лариса Альбертовна
Ейск, 2019 г.
Пояснительная записка
Программа кружка «Крепыши» была составлена на основе рабочей программы кружка «Спортландия» Савельева Сергея Евгеньевича.
Программа кружка разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения).
Программа кружка «Крепыши» направлена на:
• реализацию воспитательного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, материально - технической оснащенностью (спортивный зал, спортивная пришкольная площадка;
• расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование воспитательного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры;
• усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятий, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Актуальность: специальная образовательная программа для кружка «Крепыши», в которой предметом обучения является двигательная активность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознания и мышления, творческие способности и самостоятельность. Это помогает справиться с такой актуальной проблемой как ухудшение психического и физического здоровья школьников.
Цель программы кружка «Крепыши»
• формирование у учащихся 1-х классов основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, что соответствует цели физического воспитания учащихся по базовому компоненту.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Принципы реализации программы кружка:
«От простого к сложному»
Смена разных видов деятельности
Гуманистическая направленность
Системность
Креативность
Наглядность
Программа кружка рассчитана на детей в возрасте от 7до 8 лет. Сроки её реализации: 1 год (1 класс)
В данной программе использованы следующие методы и формы воспитания и обучения:
1) знания о физической культуре:
Групповые и игровые формы работы.
Фронтальная форма работы. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря;
2) физические упражнения:
Групповые и игровые формы работы, фронтальная форма работы. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Игровые формы работы;
3) групповые и индивидуальные формы работы.
Выполнение простейших комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств.
Тематика программы кружка «Крепыши» охватывает различные аспекты физического воспитания:
подвижные игры на развитие скорости: «Укради знамя», «Гуси – лебеди», «Шарик в ладони», Горелки с платком», «Горячее место», «Буйволы в загоне», «Кто быстрее к флажку»;
подвижные игры на развитие ловкости: «Пустое место», «Салки», Курочки», «Таяк –зынды», «Через холодный ручей», «Кошка и мышка», «Кто дальше?», «Хлопушка»;
подвижные игры на развитие внимания: «Что изменилось?», «Светофор», «Отгадай, чей голос», «А ну-ка повтори», «Угадай, что это», «Калабаса», «Брось подушку»;
подвижные игры на развитие воображения: «Море волнуется»
подвижные игры на развитие выносливости: «Рыба – кит», «Бег с платком», «Стой, олень!», «Слепой медведь»
подвижные игры на развитие координации движения: «Кто самый меткий?», «Попади в цель»;
конкурс – соревнование «Копилка подвижных игр»
эстафеты с мячом
беседы: по технике безопасности, «Подружись с утренней зарядкой», «Личная гигиена», «Спортивные упражнения – правильная осанка», «Закаливающие процедуры помогут тебе не бояться мороза», «Мифы Древней Греции о зарождении Олимпийских игр», «Игры народов мира», «Народные игры и современные спортивные игры», «Олимпийские игры», «Не зная броду – не лезь в воду»;
конкурс рисунков «В здоровом теле - здоровый дух»;
создание семейных проектов «Семейный фотоальбом», «Мой комплекс утренней зарядки»
Личностные, метапредметные и универсальные результаты освоения программы кружка «Крепыши»
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового образа жизни являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового образа жизни являются следующие умения:
• умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
• умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
• активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; • овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи; • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
• овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
• общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
• планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
• характеризовать роль и значение физической культуры в жизнедеятельности человека;
• представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
• бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
• взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Формой подведения итогов реализации программы кружка является праздник «Мы здоровы».
Учебно-тематический план
№ | Раздел, тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. | Раздел «Подвижные игры на развитие скорости» Игра «Укради знамя» Игра «Горелки с платком» Игра «Горячее место» Игра «Буйволы в загоне» Соревнование «Быстрее всех» Игра «Шарик в ладони» Игра «Кто быстрее к флажку» | 7 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч | 20 мин 10 мин 20 мин 20 мин 10 мин 20 мин 10 мин | 40 мин 50 мин 40 мин 40 мин 50 мин 40 мин 50 мин |
2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. | Раздел «Подвижные игры на развитие ловкости» Игра «Пустое место» Игра «Салки» Беседа «Подружись с утренней зарядкой» Игра «Таяк-зынды» Игра «Через холодный ручей» Игра «Кто дальше» Игра «Хлопушка» | 7 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч | 20 мин 10 мин 40 мин 30 мин 10 мин 10 мин | 40 мин 50 мин 20 мин 30 мин 50 мин 50 мин |
3. 3.1. 3.2. | Раздел «Подвижные игры на развитие внимания» Игра «Что изменилось?» Игра «Светофор» Игра «Отгадай, чей голосок» Игра «А ну-ка повтори» | 4 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч | 20 мин 10 мин 10 мин 20 мин | 40 мин 50 мин 50 мин 40 мин |
5. 5.1. | Раздел «Личная гигиена» Беседа «Чище, значит здоровее» | 1 ч 1 ч | 50 мин | 10 мин |
6. 6.1. 6.2. 6.3. | Раздел «Подвижные игры на развитие выносливости» Игра «Рыба-кит» Игра «Стой, олень!» Игра «Слепой медведь» | 3 ч 1 ч 1 ч 1 ч | 20 мин 10 мин 30 мин | 40 мин 50 мин 30 мин |
7. 7.1. | Раздел «Правильная осанка» Тренинг «Сели прямо» | 1 ч 1 ч | 40 мин | 20 мин |
8. 8.1. 8.2. | Раздел «Подвижные игры на развитие координации движений» Игра-соревнование «Кто самый меткий» Игра «Попади в цель» | 2 ч 1 ч 1 ч | 20 мин 30 мин | 40 мин 30 мин |
9. 9.1. 9.2. | Раздел «Закаляйся-будь здоров» Беседа «Закаливающие процедуры помогут тебе не бояться мороза» Конкурс рисунков «В здоровом теле здоровый дух» | 2 ч 1 ч 1 ч | 40 мин 10 мин | 20 мин 50 мин |
10. 10.1. | Раздел «Игры народов мира» Проект «Сборник игр народов мира» | 2 ч 2 ч | 30 мин | 1,5 ч |
11. 11.1 | Раздел «Безопасность вокруг нас» Проект «Правила поведения на природе» | 2 ч 2 ч | 30 мин | 1,5 ч |
12. 12.1 | Раздел «Подведем итоги» Праздник «Мы здоровы» | 2 ч 2 ч | 1 ч | 1 ч |
Итого | 33 |
Содержание изучаемого курса
Раздел «Подвижные игры на развитие скорости» (7 часов)
Игра «Укради знамя» (1 час)
Участники игры делятся на две команды. Каждому игроку присваивается номер. Команды размещаются в своих «домах», отмеченных линиями. Посередине стоит ведущий. Он держит «знамя» и выкрикивает номер. Игроки из двух команд с этим номером бегут к нему. Тот, кто первым выхватит у ведущего «знамя», зарабатывает очко.
Игра «Горелки с платком» (1 час)
Все участники игры становятся парами друг за другом водящий стоит впереди колонны и держит в руке над голо- вой платочек. Играющие говорят хором: "Гори, гори, масло, гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят! После слов "Птички летят!" игроки последней пары стремительно бегут вперед, и кто из них первый возьмет платочек, тот становится рядом с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит».
Игра «Горячее место» (1 час)
На площадке проводят линию, за которой находится горячее место. В 3 - 4 шагах от него становится водящий. Дети расходятся по игровому полю. Играющим нужно
перебежать с игрового поля в горячее место и вернуться обратно, но водящий их не пускает. Тот, кого он осалил, остаётся за чертой в горячем месте. Как только водящий
осалит шестого игрока, игра заканчивается. Все идут в поле. а шестой игрок становится водящим. Побеждают игроки, кому удалось несколько раз пробежать в горячее место.
Там, где горячее место, лежат ленточки. Играющие, кому удалось пробежать в горячее место, берут по ленточке. В конце игры по количеству ленточек можно узнать, кто из игроков самый смелый и ловкий. Если игрока с ленточками все-таки осалят, он одну ленточку кладет на место и остается за чертой
Игра «Буйволы в загоне» (1 час)
Игроки встают в круг и берутся за руки. Два-три игрока стоят в центре. Это буйволы. Их задача - вырваться из круга. Они с разбегу пытаются прорвать круг, подняв вверх руки. Грубые приёмы не разрешаются. Если не удалось прорваться в одном месте, они пытаются сделать это в другом. Если это им удаётся, буйволами становятся те игроки, которые не сумели сдержать их.
Соревнование «Быстрее всех» (1 час)
Комплекс эстафет и соревнований. Для победы необходимо двигаться быстрее всех.
Игра «Шарик в ладони» (1 час)
Участники игры выстраиваются в шеренгу перед линией на некотором расстоянии друг от друга, руки держат за спиной, раскрыв ладони. Ведущий проходит за спинами игроков, делая вид, что хочет положить шарик в раскрытые ладони. Игрок, которому ведущий положил шарик, должен неожиданно выбежать из шеренги, а стоящие справа и слева его схватить или дотронуться до него, не двигаясь с места. Если им не удастся схватить этого игрока, он может вернуться на место, и игра продолжается. Если его схватят, он становится ведущим.
Игра «Кто быстрее к флажку» (1 час)
Ведущий держит флажок. Из двух команд, одновременно, бегут два ребёнка. Кто быстрее добежит до флажка, тот становится ведущим.
Раздел «Подвижные игры на развитие ловкости» (7 часов)
Игра «Пустое место» (1 час)
Играющие становятся в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.
Игра «Салки» (1 час)
Водящий бегает за детьми и, стараясь кого-то осалить, приговаривает: "Я осалил тебя, ты осаль другого!" Новый водящий, догоняя одного из играющих, повторяет эти же слова.
Водящий ловит кого-либо и у пойманного спрашивает:
У кого был?
У тетки.
Что ел?
Клецки.
Кому отдал?
Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становится
водящим. Игра повторяется.
Беседа «Подружись с утренней зарядкой» (1 час)
Рассказ с показом презентации о важности и пользе утренней зарядки для организма человека.
Игра «Таяк-зынды» (1 час)
Чертится круг, в который кладётся палка. Кто-либо из игроков бросает палку из круга в любом направлении и как можно дальше. Ведущий должен её разыскать и положить в круг. Остальные игроки в это время прячутся. После того как ведущий найдёт и положит на место палку, он ищет игроков. Найденные игроки стараются раньше ведущего добежать до круга и коснуться палки. Игрок, обнаруженный ведущим последним и прибежавший к кругу после него, сам становится ведущим.
Игра «Через холодный ручей» (1 час)
Учащимся необходимо по очереди пройти полосу препятствий.
Игра «Кто дальше» (1 час)
Учащимся необходимо прыжками добраться до определенной точке по островкам с заданиями.
Игра «Хлопушка» (1 час)
На расстоянии 20-30 м друг от друга отмечаются две линии -два города. Участники игры выстраиваются в одном городе в шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперёд ладонью вверх. Ведущий подходит к игрокам и говорит: «Хлоп да хлоп -сигнал такой. Я бегу, а ты за мной!» С этими словами ведущий хлопает кого-нибудь по ладони. Ведущий и этот игрок бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится ведущим.
Раздел «Подвижные игры на развитие внимания» (4 часа)
Игра «Что изменилось?» (1 час)
Ведущий раскладывает несколько предметов. Ребята запоминают расположение предметов. Ведущий, после сигнала, меняет или убирает предмет. Тот, кто угадает изменение, будет ведущим.
Игра «Светофор» (1 час)
Ведущий показывает карточки с изображением красного, жёлтого, зелёного цветов. Каждый знак означает определённое движение: красный – дети стоят неподвижно, зелёный – шагают, жёлтый – хлопают в ладоши. Кто ошибся, выходят из игры.
Игра «Отгадай, чей голосок» (1 час)
Ведущий отворачивается от остальных ребят. Кто-то из группы произносит какое – нибудь слово, а ведущий отгадывает.
Игра «В ну-ка повтори» (1 час)
Игроки становятся полукругом, в центре стоит ведущий. Юн выполняет различные движения: поднимает руку, поворачивается, наклоняется, топает ногой и т.д. Все участники игры должны точно повторить его движения. Если игрок ошибается, то они с ведущим меняются местами.
Раздел «Личная гигиена» (1 час)
Беседа «Чище, значит здоровее» (1 час)
Рассказ с показом видеофильма о необходимости поддержания гигиены.
Раздел «Подвижные игры на развитие выносливости» (3 часа)
Игра «Рыба-кит» (1 час)
Игроки сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый игрок - это какая-то морская рыба: селёдка, треска и т.д. Ведущий - «кит» - «плавает» между «рыбками» и зовёт за собой, произнося их названия. За «китом» тянется длинный хвост из «плывущих» рыб. «Кит» кричит: «На море буря!» Все бегут на свои стулья. Кто не успел сесть - становится «китом».
Игра «Стой, олень» (1 час)
Играющие находятся в разных местах утоптанной снежной площадки (границы её обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки. После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из игроков, коснуться его палочкой и крикнуть: «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.
Игра «Слепой медведь» (1 час)
Выбирается ведущий - «медведь», ему завязывают глаза. Играющие свободно размещаются вокруг «медведя». У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с зубцами. По сигналу дети водят гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает дребезжащий звук. «Медведь» идёт на звук, стараясь дотронуться до игрока, и тогда тот становится водящим. Звук от трения палочек можно заменить хлопками.
Раздел «Правильная осанка» (1 час)
Тренинг «Сели прямо» (1 час)
Беседа о необходимости иметь правильную осанку. Комплекс упражнений по формированию правильной осаки.
Раздел «Подвижные игры на развитие координации движений» (2 часа)
Игра-соревнование «Кто самый метких» (1 час)
Учащиеся выстраиваются в колонну по одному. Проходят испытания на определение звания самый меткий.
Игра «Попади в цель» (1 час)
На земле устанавливается мишень (корзина) или выкапывается неглубокая ямка. Мишень маскируется, чтобы её не было видно. Игроки становятся в 10 м от мишени и по очереди бросают мяч.
Раздел «Закаляйся-будь здоров» (2 часа)
Беседа «Закаливающие процедуры помогут тебе не бояться мороза» (1 час)
Рассказ о важности закаливающих процедур и их приёмах.
Конкурс рисунков «В здоровом теле здоровый дух» (1 час)
Учащиеся создают рисунки по теме и представляют их.
Раздел «Игры народов мира» (2 часа)
Проект «Сборник игр народов мира» (2 часа)
Выполнение группового проекта по разделам. Создание продукта «Сборник игр народов мира»
Раздел «Безопасность вокруг нас» (2 часа)
Проект «Правила поведения на природе» (2 часа)
Создание группового проекта «Сборник правил поведения на природе»
Раздел «Подведем итоги» (2 часа)
Праздник «Мы здоровы» (2 часа)
Праздник, где каждый сможет показать свои таланты. Подведение итогов.
Методическое обеспечение
Программа «Крепыши» осуществляет психическое и физическое развитие младших школьников через такие формы, как игра, викторина, проект, конкурс.
Техническое оснащение: Лаб-диски, интерактивный стол, доска, пол, эксперимент-набор, документ камера, специально оборудованное помещение для практических занятий, аудиторная доска с магнитной поверхностью.
Список литературы:
1. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7лет. М., «ТЦ Сфера», 2016
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М., «ТЦ Сфера», 2017.
3. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М., «Издательство Скрипторий 2003», 2016.
4. Орел В.И., Агаджанова С.Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие, СПб, «Детство-пресс», 2017.
5. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Методическое пособие, СПб, «Детство-пресс», 2016.
6. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2015.
7. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Учебное пособие, М., «Гном и Д.», 2018