Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ Воскресенская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО воспитателей____________ Заместитель директора по ВР Директор__________/Воскресенский Н.Л./
Руководитель МО_______/Мокшанцева О.Е. _________/Деулина Н.В./ «__»________2018г.
«__»_______2018г. «__»_______2018г. Приказ №___от____________
Протокол №_________
Программа кружка «Удивительная ниточка»
2018-2019 учебный год
Разработала: воспитатель
Иванысько Людмила Геннадьевна
Воскресенское – 2018г.
Пояснительная записка.
Актуальность программы: работа по художественной обработке материалов развивает моторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок.
Следуя этим задачам, было составлено настоящее тематическое планирование. Оно разработано на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология».
В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит воспитанников в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – формирование у обучающихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы:
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитывающие:
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.
В программу включены следующие разделы:
Работа с нитью (вышивание, вязание и т.п.)
Работа с тканью.
Выставки, экскурсии, праздники.
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.
Программа предусматривает коррекционные изменения в зависимости от интересов воспитанников и уровня их подготовки. Вполне возможно, что потребуется сократить материал по одной теме плана, увеличить по другой, изменить его последовательность. Подобные изменения (их можно вносить на протяжении всего года) закономерны. Возникновение повышенного интереса к тем или иным темам или даже отдельным вопросам в ходе работы свидетельствует, что занятия идут по правильному пути, развивает пытливость, любознательность, учит думать.
Организация деятельности кружка.
Программа работы кружка рассчитана на трехгодичное обучение.
Оптимальное количество воспитанников в группе для успешного освоения программы - 5-7 человек, так как особенности организации образовательно - воспитательного процесса обеспечивают успешное освоение программы в группе с количеством воспитанников не более указанного.
Режим работы кружка – 2 занятия в неделю по 1 часу.
Ожидаемые результаты
Освоение воспитанниками программы декоративного творчества «Удивительная ниточка» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Планируемые результаты освоения программы.
В результате занятий в кружке обучающиеся должны получить
знания:
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
о видах декоративно- прикладного искусства (лепка, роспись, резьба и.т.п.);
о русских народных промыслах;
в области композиции, формообразовании, цветоведения;
о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа), сочетание аппликации с вышивкой;
о современном декоративно-прикладном искусстве;
расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
об объемном конструировании из бумаги
владеть техникой вышивания швами- стебельчатым, тамбурным, вперед иголку.
владеть техникой вышивки крестом
организовать рабочее место.
соблюдать технику безопасной работы
владеть навыками работы с иглой.
умения:
работать нужными инструментами и приспособлениями;
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала)
решать художественно- творческие задачи на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация);
создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям: вышивать лентами, добавляя бисер, мулине, декоративную тесьму;
вести исследовательскую деятельность в рамках разработки творческих проектов;
Оценка планируемых результатов освоения программы
Результативность деятельности детей в кружке оценивается методом личной диагностики и экспресс - опросом. Благодаря возможности и желанию непосредственного контакта с воспитанниками, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний обучающихся и применяется таким образом метод личной диагностики результатов. Несомненно, что в кружке этот метод - наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и быстро реагировать на свои ошибки и просчеты. Оценкой достигнутого уровня является участие воспитанников в выставках различных рангов.
Учебно-тематический план
№ п\п | Тема | Общее количество часов | В том числе |
Теоретические часы | Практические часы |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Вязание крючком | 25 | 3 | 22 |
3. | Художественная обработка ткани. | 4 | 1 | 3 |
4. | Самостоятельная творческая мастерская | 10 | 1 | 9 |
5. | Вышивка крестиком | 10 | 2 | 8 |
6. | Подготовка работ. | 3 | - | 3 |
| ИТОГО: | 53 | 8 | 45 |
Основные виды деятельности
Анализировать предметы рукотворного мира, приводить примеры изделий, из которых они сделаны.
Наблюдать связи предметов рукотворного мира с природой как источником сырья.
Анализировать с помощью воспитателя предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, читать графические изображения (рисунки, схемы).
Планировать с помощью воспитателя предстоящую практическую работу в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания.
Организовывать под руководством воспитателя и его контролем свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы, инструменты и приспособления, сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее место по окончании работы; участвовать в коллективном обсуждении.
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) с помощью воспитателя: свойства материалов — физические (цвет, фактуру, форму, прозрачность), механические (влагопроницаемость), технологические (строение) свойства; приемы обработки природных материалов (разрезание ножницами, капельное склеивание, сушка, текстильных материалов (отмеривание длины нитки, закрепление конца нитки узелком, раскрой деталей по лекалу, разрезание и вырезание ножницами, продергивание бахромы, разметка через копирку, сшивание деталей из ткани, вышивание швом «вперед иголку», связывание ниток в пучок, наклеивание деталей из ткани и ниток на картонную основу), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, иглы), приемы работы приспособлениями (шаблон, лекало), инструментами (стека, ножницы, карандаш, кисть для клея).
Создавать с помощью воспитателя мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи и воплощать мысленный образ в материале с опорой на рисунки; соблюдая под контролем воспитателя приемы безопасного и рационального труда.
Участвовать под руководством воспитателя в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ: создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности.
Обобщать (осознавать и формулировать) с помощью воспитателя то новое, что открыто и освоено на занятии.
Ценностные ориентиры включают в себя:
— развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
— развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; способности уважать результаты труда других людей;
— развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;
— формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Удивительная ниточка»
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Инструменты, материалы |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. | 1 | Шаблоны, трафареты, образцы работ |
2. | Вязание крючком: «Крючок – простачок». Мифы и реальность о нитках и крючках. Воздушная петля. | 25 1 | Крючок, нитки, ножницы |
3. | Цепочки из воздушных петель, картины из воздушных цепочек. Панно «Слоник под пальмой» | 3 |
4. | Воздушная цепочка как подготовительный ряд будущего узора. | 2 |
5. | Столбик без накида. Полотно. | 1 |
6. | Правила вязания круглого полотна. | 2 |
7. | Игольница «Кактус» Декоративное оформление игрушки | 4 |
8. | Игрушка «Корзина» | 6 |
9. | Игрушка «Черепаха» | 6 |
10. | Самостоятельная творческая мастерская. Работа с бросовым материалом. Пуговицы. | 10 2 | Пуговицы, картон, клей |
11. | Держатели заколок. | 4 | |
12. | Чехлы для телефона | 4 |
13. | Художественная обработка ткани. Аппликация из ткани; - Мешочки для всякой мелочи | 4 4 |
14. | Вышивание крестиком. Салфетка «Бабочки». | 10 2 | Пяльцы, ножницы, иглы, ткань, нитки |
15. | Изготовление игольницы - бискорню. | 4 |
16. | Окончательная отделка игольницы - бискорню | 2 |
17. | Монограмма. Разработка эскиза монограммы. Вышивание монограммы. | 2 |
18. | Подготовка работ к итоговой выставке | 3 |
| |
| Итого: | 53 |
Список литературы
1. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.
2. Е. Глинская. Азбука вышивания. – Издательство Мехнат Ташкент, 1994.
3. И. Андреева. Шитье и рукоделие: энциклопедия. – Москва. Большая Российская энциклопедия, 1994.
4. Марина Левина. 365 веселых уроков труда/ - М.: Айрис-Пресс: Рольф, 1999. С. - 253.
5. Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия - М.,1992.
6. Т. Ереминко. Иголка-волшебница. – Москва Просвещение, 1987.
7. Э. К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. - М., 1999.
8. Ю.Б.Гомозова. Калейдоскоп чудесных ремесел. М., 2005.
12