Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «В мире математики» способствует развитию математических способностей учащихся и формированию умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности, формированию элементов логической и алгоритмической грамотности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Направленность программы – естественнонаучная.
В процессе развития основных содержательных линий (изучение чисел, изучение действий, изучение величин и их измерение, знакомство с элементами алгебры и геометрии, работа с задачами) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, решению комбинаторных задач.
Адресат: обучающиеся в возрасте 9 - 11 лет.
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения.
Задачи:
Обучающие:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
расширять математические знания в области чисел;
содействовать умелому использованию символики;
правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
развивать краткости речи.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
развитие мелкой моторики рук и глазомера;
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
воспитание интереса к предмету «Математика»;
расширение коммуникативных способностей детей;
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Объем и срок освоения: общее количество учебных часов - 38, временная продолжительность - 1 год.
Формами обучения и режим занятий: занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме 1 раз в неделю по 40 минут.
На занятиях рассматриваются следующие формы обучения: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивный, словесный, частично-поисковый, наглядный и практический.
Приемы обучения: рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, практические работы репродуктивного и творческого характера.
Формы организации деятельности: практическое занятие, творческая мастерская, конкурс, игра, проектная деятельность, турнир, работа в парах, в группах, индивидуальная работа, практическая работа, эксперимент, наблюдение.
Формы контроля и учета достижений, обучающихся: тестирование, презентация, самоконтроль.
Формы аттестации:
- промежуточная аттестация викторина «Решай, отгадывай, считай».
- итоговая аттестация - защита презентаций «Занимательное моделирование».
Планируемые результаты
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- определять цель деятельности на уроке с помощью педагога и самостоятельно;
- совместно с педагогом формулировать учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством педагога.
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения нестандартных задач.
- использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметных результатов:
- находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
- находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным группам;
- выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- выполнять устно и письменно арифметические действия с числами;
- собирать и представлять информацию, связанную со счётом (пересчётом), измерением величин;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- читать и заполнять таблицы;
- решать простые геометрические, логические задачи, ребусы;
- формировать конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию.
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«В мире математики»
Наименование раздела | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Числа. Арифметические действия. Величины. | 3 | 1 | 2 |
Мир занимательных задач. | 27 | 6 | 21 |
Геометрическая мозаика. | 8 | 3 | 5 |
Итого | 38 | 10 | 28 |
Содержание учебного плана
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«В мире математики»
Раздел 1. Числа. Арифметические действия. Величины.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Раздел 2. Мир занимательных задач.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Раздел 3. Геометрическая мозаика.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Календарный учебный график
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
Числа. Арифметические действия. Величины. (3 часа) |
1 | 4.09 | Числа-великаны | 1 | игра | Кабинет №21 | Презентация |
2 | 11.09 | Римские цифры | 1 | игра | Кабинет №21 | Математический тренажер |
3 | 18.09 | Выбери маршрут | 1 | игра | Кабинет №21 | Викторина |
Мир занимательных задач. (27 часов) |
4 | 25.09 | Интеллектуальная разминка | 1 | работа в парах | Кабинет №21 | Конкурс |
5 | 2.10 | Мир занимательных задач | 1 | конкурс | Кабинет №21 | Практическая работа |
6 | 9.10 | Числовые головоломки | 1 | игра-викторина | Кабинет №21 | Выпуск брошюры |
7 | 16.10 | Секреты задач | 1 | проект | Кабинет №21 | Памятка |
8 | 23.10 | В царстве смекалки | 1 | игра - викторина | Кабинет №21 | Викторина |
9 | 30.10 | Математический марафон | 1 | турнир | Кабинет №21 | Кроссворды, синквейны |
10 | 6.11 | Интеллектуальная разминка | 1 | игра | Кабинет №21 | Викторина |
11 | 13.11 | Математические фокусы | 1 | работа в парах | Кабинет №21 | Памятка |
12 | 20.11 | Математические фокусы | 1 | игра | Кабинет №21 | Выпуск газеты |
13 | 27.11 | Математическая копилка | 1 | игра | Кабинет №21 | Викторина |
14 | 4.12 | Какие слова спрятаны в таблице? | 1 | игра - викторина | Кабинет №21 | Викторина |
15 | 11.12 | «Математика — наш друг!» | 1 | работа в парах | Кабинет №21 | Защита презентации |
16 | 18.12 | Решай, отгадывай, считай | 1 | наблюдение | Кабинет №21 | Памятка |
17 | 25.12 | Решай, отгадывай, считай | | практическая работа | Кабинет №21 | Викторина, промежуточная аттестация |
18 | 8.01 | В царстве смекалки | 1 | игра | Кабинет №21 | Викторина |
19 | 15.01 | В царстве смекалки | 1 | игра | Кабинет №21 | Круглый стол |
20 | 22.01 | Числовые головоломки | 1 | игра | Кабинет №21 | Создание альбома |
21 | 29.01 | Мир занимательных задач | 1 | игра | Кабинет №21 | Викторина |
22 | 5.02 | Мир занимательных задач | 1 | игра | Кабинет №21 | Викторина |
23 | 12.02 | Математические фокусы | 1 | игра | Кабинет №21 | Памятка |
24 | 19.02 | Интеллектуальная разминка | 1 | беседа, игра | Кабинет №21 | Выпуск газеты |
25 | 26.02 | Интеллектуальная разминка | 1 | работа в группах | Кабинет №21 | Викторина |
26 | 5.03 | Блиц-турнир по решению задач | 1 | игра | Кабинет №21 | Викторина |
27 | 12.03 | Математическая копилка | 1 | игра | Кабинет №21 | Защита презентации |
28 | 19.03 | Математический лабиринт | 1 | игра | Кабинет №21 | Памятка |
29 | 26.03 | Математический праздник | 1 | игра | Кабинет №21 | Эссе |
30 | 2.04 | Математический праздник | 1 | практическая работа | Кабинет №21 | Викторина |
Геометрическая мозаика. (8 часов) |
31 | 9.04 | Кто что увидит? | 1 | практическая работа | Кабинет №21 | Круглый стол |
32 | 16.04 | «Спичечный» конструктор | 1 | практическая работа | Кабинет №21 | Памятка |
33 | 23.04 | «Спичечный» конструктор | 1 | практическая работа | Кабинет №21 | Викторина |
34 | 30.04 | «Спичечный» конструктор | 1 | практическая работа | Кабинет №21 | Выпуск газеты |
35 | 7.05 | Геометрические фигуры вокруг нас | 1 | практическая работа | Кабинет №21 | Викторина |
36 | 14.05 | Занимательное моделирование | 1 | практическая работа | Кабинет №21 | Викторина |
37 | 21.05 | Занимательное моделирование | 1 | практическая работа | Кабинет №21 | Выпуск газеты |
38 | 28.05 | Занимательное моделирование | 1 | практическая работа | Кабинет №21 | Защита презентации, итоговая аттестация |
Список литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009.
6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.
8. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.
9. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
10. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.
14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.: АСТ, 2006.
15.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975.
16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.