СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка внеурочной деятельности " Грамотей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка внеурочной деятельности " Грамотей"»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5»имени Л.В.Усыниной






Программа кружка внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Грамотей»




Начальная школа

1-4 класс




Учитель начальных классов: Шевченко К.Ш.




















Пояснительная записка.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе.

Развитие речи ребенка – один из показателей общего развития его личности. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно общаться, усваивать материал различных школьных предметов.

Развитие речи ребенка – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечений.

Система работы учителя по развитию речи – один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности.

Так, например, речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников – это их житейский опыт: их детство, их школьные годы, семья, игры, окружающая природа. Но эти представления у детей неодинаковы, еще не богаты, поэтому нужно специально организовывать деятельность по расширению и уточнению имеющихся представлений.

Задача педагога – соединить в сознании, чувствах детей окружающий мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность.

Развивать речь ребенка – значит, регулярно работать над ее содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мыслей. Для того чтобы ученики успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога по правильному построению работы по развитию речи учащихся, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе.

Такая системная работа – это работа над использованием творческого потенциала учеников, что предполагает развитие у детей творческих способностей, познавательных интересов, самостоятельной мыслительной деятельности, формирования у них высокой культуры речевого поведения.

Эти цели получают практическую направленность в представленной программе кружка для учащихся 1-4 классов «Грамотей».

Выбор направления работы – развитие речи – обусловлен тем, что комплексных, систематизированных программ, соответствующих интересам детей, развивающих их нравственно, духовно, эмоционально – недостаточно.

Предлагаемая программа не противоречит ныне действующим учебникам, учебным пособиям по русскому языку и развитию речи.

Тематическое планирование составлено в соответствии с количеством учебных недель в учебном году и предполагает еженедельную периодичность проведения занятий.

В программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру (наблюдения в природе за растениями, животными), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), литературе (чтение стихотворений, рассказов) и т.д. [15]

Исходя из реальных учебных возможностей и интересов детей, материал программы систематизирован по возрастному и тематическому признакам.









Цели и задачи.

Цель: помочь учителю в организации и проведении систематических разнообразных по тематике и видам занятий по развитию связной речи, способствовать активизации личного методического опыта учителя и тем самым содействовать более успешной реализации программы по развитию речи.

Задачи:

  • развитие детского речевого творчества;

  • формирование у учащихся положительного мотивационного отношения к изучению русского языка;

  • развитие у учащихся воображения, мышления, умения делать логические выводы;

  • пробуждение наблюдательности, познавательной активности;

  • овладение навыками культуры общения, умение ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие;

  • формирование нравственных ценностей, духовной культуры;

  • развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать человеку, уважения к человеку, самоуважения.


Ожидаемые результаты.

* развитие детского речевого творчества;

* формирование у учащихся положительного мотивационного отношения к изучению русского языка;

* развитие у учащихся воображения, мышления, умения делать логические выводы;

* пробуждение наблюдательности, познавательной активности;

* овладение навыками культуры общения, умение ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие;

* формирование нравственных ценностей, духовной культуры;

развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать человеку, уважения к человеку, самоуважения

Методика преподавания в ходе реализации программы.

В ходе реализации программы возможно применение следующих методов:

1.Формирование положительной мотивации учащихся - позитивное общение, принятие и решение проблем, критическое мышление, межличностные контакты, формирование позитивного «Образа Я» и т.п.

2.Совместная творческая деятельность.

3.Исследовательские методы (опросы, интервью, исследование причин, проблемные занятия, самостоятельные исследования).

4.Групповая работа в классе.

Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы.

Теоретическая часть:

  • беседы, рассказы учителя;

  • слушание;

  • решение проблем;

  • обсуждение прочитанной литературы;

  • исследование причин (обучение установлению причинно – следственных связей).

Практические занятия:

  • сбор рисунков, вырезок из газет и журналов, фотографий;

  • игры;

  • ролевые игры;

  • рассказывание историй, сказок;

  • импровизированные сценки;

  • «мозговой штурм» или «мозговая атака»;

  • мини – лекция (используется для введения новой темы);

  • моделирование;

Экскурсии:

- посещение городской библиотеки и встреча с ее работниками;

  • экскурсии на природу;

  • экскурсия к памятнику

  • экскурсия в пожарную часть;


Критерии оценки эффективности программы.

Эффективность программы будет определяться следующей системой показателей:

  1. Качественные изменения и формирование у учащихся положительного мотивационного отношения к изучению русского языка.

  2. Востребованность проведения занятий со стороны учеников.

  3. Развитие детского речевого творчества.

  4. Рост профессиональной компетентности педагогов.

  5. Реальные изменения в успеваемости учащихся на уроках развития речи и по русскому языку в целом.


Требования к уровню знаний и умений учащихся.

Система творческих работ направлена на то, чтобы ученики овладели следующими умениями:

  • понять и осмыслить тему сочинения, раскрыть её;

  • передать в своем сочинении определенную идею;

  • собирать и отбирать материал для сочинения;

  • систематизировать материал, составлять план своего рассказа;

  • правильно, логически последовательно выражать свои мысли;

  • совершенствовать написанное;

  • редактировать собственный текст;

  • выполнять работу достаточно быстро.



Разнообразные виды работ направлены на формирование комплекса речевых умений:

в 1 классе

  • устные ответы на вопросы, объединенные одной темой;

  • составление предложений по сюжетным картинкам;

  • составление нескольких предложений, объединенных одной темой, под руководством учителя;

  • изложение под руководством учителя текста по вопросам;

  • составление и запись рассказа на тему, заданную учителем или выбранную учащимися:

а) по серии картинок;

б) по наблюдениям и впечатлениям;

в) по нескольким опорным словам;

г) продолжить рассказ по его началу (сказку);

д) составить описание предметов по вопросам.



во 2 классе

  • изложение текста по плану, составленному коллективно под руководством учителя;

  • сочинение по сюжету картины или серии картин;

  • сочинение по личным впечатлениям, наблюдениям (план дает учитель или составляется коллективно);

  • сочинения – описания;

  • сюжетные рассказы на основе воображения, написание письма или поздравления.


в 3 классе

  • свободные сочинения (повествование с элементами описания);

  • составление текста делового стиля;

  • сочинение на материале наблюдений;

  • описание предмета;

  • творческие работы с элементами описания, повествования, рассуждения, делового описания;

  • составление репортажа.


в 4 классе

  • отзыв о прочитанной книге;

  • сочинение по сюжету картины;

  • составление характеристики;

  • написание письма, записки;

  • сочинение – описание помещения;

  • сочинение сказок.









Тематическое планирование

кружка «Грамотей»


1 класс

(1 раз в неделю, 33 часа)



Тема

занятия

Содержание занятия

Кол-во часов


I четверть (9 часов)

1.

Вводное занятие.


Слово-ключ, которым открывают сердца. Знакомство с правилами говорящего и слушающего.

1

2.

Времена года.


Времена года и месяцы по порядку. Рисование устной картины «Лес летом».

1

3.

Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики.

Рассказы детей о том, какие изменения произошли в их жизни. Правила учеников.

1

4.

Красна птица пером, а человек ученьем.

Бережное отношение к учебным вещам. Устное описание школьных предметов и отношение к ним.

1

5.

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Хлеб – гордость земледельца. Почему хлеб нужно беречь? Обогащение речи пословицами о хлебе.

1

6.

Магазин игрушек.


Естественная выразительность речи в ходе диалога. Составление рассказа о любимой игрушке.

1

7.

Скинуло лето кафтан зелёный.

Признаки осени. Чем хороша осень? Ответы на вопросы.

1

8-9

Её величество Осень.


Экскурсия в парк. Сбор гербария. Составление устного рассказа «Золотая осень».

2



II четверть (7 часов)


10.

Загадки.


Обогащение словаря. Сочинение загадок. Развитие умения описать объект, не называя его.

1

11.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Какие бывают сказки? Сочинить сказку по картинке, по началу, по заданному сюжету.

1

12.

В мире сказок.


Инсценирование сказок.

1

13.

Путешествие в «Сочиняйку».

Устное сочинение рассказов, сказок, диалогов.

1

14.

Встанем вместе в хоровод.


Коллективное составление устного рассказа «Новогодний праздник» по вопросам.

1

15-16

Птицы зимой.

Составление устного рассказа по серии картинок.

Рисование словесных картин по стихотворению.

2



III четверть (10 часов)

17.

В зимний холод всякий молод!

Устные рассказы на тему «Снежная баба», «Наши зимние развлечения».

1

18.

Когда на улице холодно.

Погода в январе. Любимые занятия дома, когда на улице холодно.

Свободные высказывания детей.

1

19.

Береги нос в большой мороз.

Наблюдение за погодой сегодня.

Составление рассказа «Зима».

1

20.

Снежная сказка.


Усвоение понятия «родственные слова» в занимательной форме.

1

21.

Зима недаром злится, прошла ее пора.

Рассказы об изменениях в природе. Сочинение о ранней весне.

1

22.

Самой дорогой и любимой…

Чем дорого праздник 8 Марта. Составление письма для мамы.

1

23.

Удивительные птицы.

Знакомство с рифмой. Подбор рифм к словам.

1

24.

Стихотворный ритм (хорей).


Связь интонации и смысла речи. Формирование понятия «ритм».

Чтение стихотворений: В.Левин «Маленькая песенка о большом дожде», К.Чуковский «Храбрецы».

Выявление эмоционально-оценочного смысла слов.

1

25-26

Стихотворный ритм (ямб).


Внимание к ритмичности стихотворной речи.

Связь названия произведения и его смысловое значения.

Усвоение понятия «многозначность» слова. Чтение стихотворений: Дж. Родари «Лежебока», В.Лифшиц «Тимоша».



2



IV четверть (7 часов)

27.

Мы любим шутки, любим смех!

Понятия: шутка, юмор, фантазия. Конкурс фантазёров «Когда я был на другой планете».

1

28.


О наших друзьях – животных.

Рассказы о домашних животных. Продолжение рассказа по его началу.

1


29.

Этот праздник – только раз в году.

Сочинение «Самый лучший подарок на день рождения!»

1

30.

Гость доволен – хозяин рад.

Как надо вести себя в гостях и дома. Изложение «День рождения».

1

31.

В любом краю любой страны ребята не хотят войны!

Значение праздника Победы. Рассказы об участниках войны (о знакомых и близких семье детей людях).

1

32.

Цветы – улыбка весны.


Прослушивание грамзаписи «Вальс цветов» П.И.Чайковского. Чтение стихотворений о цветах: А.Грачевой «Одуванчик», П.И.Чайковского «Ландыш» и т.п. Сочинение стихотворений по заданным рифмам.

1

33.

В гости к лету.


«Почему я люблю лето». Составление рассказа о предстоящих летних каникулах.

1




2 класс

(1 раз в неделю, 34 часа)


Тема

занятия

Содержание занятия

Кол-во часов


I четверть (9 часов)

1.

Вводное занятие.


Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Подготовить рассказ о понравившемся фильме.

1

2.

Своя земля и в горсти мила.

Рассказы детей о наблюдениях в природе летом. Сочинение на тему «Случай в лесу»

1

3.

В здоровье – сила!

Деление текста на предложения. Сочинение-описание овоща по выбору. Сочинить сказку «Овощные споры».

1

4.

Часы того не подведут, кто время бережет.

Чтение и обсуждение произведения «Сказка о потерянном времени». Составление режима дня (ориентирование во времени).

1

5.

Есть в осени первоначаль-

ной…

Рассказ о погоде. Сочинение после экскурсии на природу «Краски осени».

1

6.

Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу.

Природное явление – листопад. Сочинение сказки «Путешествие осеннего листика».

1

7.

Косяки журавлей к югу летят…

Изложение по готовому плану «Прощальная песенка».

1

8.

Унылая пора…


Работа над выразительностью речи. Сочинение-описание «Хмурый осенний денек».

1

9.

Занятие по выбору.

1



II четверть (7 часов)



10.

Это должен каждый знать обязательно на «пять»!

Правила поведения на улице и в транспорте. Рассказ «Поездка».

1

11.

Без друга в жизни туго.

Составление связного рассказа по плану. Коллективное сочинение «Мой друг».

1

12.

У всякого молодца своя ухватка.

Изложение текста о хороших поступках детей по коллективно составленному плану: «Вот так девчонка!»

1

13.

Как звери готовятся к зиме.

Сочинение по вопросам. Сочинение – описание дикого животного.

1

14.

Белотканный ковёр устилает наш двор.

Изложение текста «Снежинка». Наблюдение за снежинкой. Сочинение-миниатюра или сказка «Первая снежинка».

1

15.

Поёт зима – аукает.

Составление предложений из слов, объединенных одной темой. Выбор заглавия к будущему тексту по предложенным словам. Связать предложения по смыслу.

1

16.

Занятие по выбору.

1



III четверть (11 часов)


17.

Охранять природу – значит охранять Родину.

Рассказы детей о том, как нужно помогать птицам зимой. Устное описание одной-двух зимующих птиц по личным наблюдениям (синички, воробьи, вороны).

1

18.

Легкий мороз веселит и бодрит.

Сочинение по картинке «Вот так покатался!» Сочинение – миниатюра из жизни детей «Чудесный денек».

1

19.

А по двору метелица ковром шелковым стелется.

Понаблюдать, что происходит во время метели. Толкование слов: буря, метель, вьюга, пурга. Сочинение «Метель».

1

20.

«Гидрометцентр сообщает…»

Составление коллективного описания погоды на основе собранного материала в виде делового сообщения (например, «Гидрометцентр сообщает…»). Составление описания и его запись.

1

21.

Ночь темна, на небе тучи, белый снег кругом.

Народное слово о феврале.

Сочинить сказку о Морозе.

1

22.

Сказки из портфеля.

Знакомство с этимологическим словарем. Сочинить сказки об учебных вещах.

1

23.

Память, солдатская память. Строгая доля мужчин…

Свободные рассказы детей о воинах – героях по прочитанному, по рассказам близких, материалам экскурсий в школьный музей боевой славы.

1

24.

На вкус, на цвет товарища нет.

Кто такие: друг, товарищ, приятель? Как стать хорошим товарищем? Составление диалогов для знакомства, для беседы о…

1

25.

Мы дарим вам подснежники в честь праздничного дня.

Праздничное занятие и поздравление мам с праздником.

1

26.

Третий месяц у ворот-это к солнцу поворот.

Пословицы и поговорки о марте. Сочинение после экскурсии на природу «Мартовский денек».

1

27.

Занятие по выбору.

1



IV четверть (7 часов)


28.

Весна, весна! И все ей радо.

Народные поэтические характеристики весны. Пословицы и поговорки о весне. Прослушивание пьесы П.И.Чайковского «Март». Рассматривание репродукций картин И.И. Левитана «Март», «Весна. Большая вода», А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Сочинение-описание «На пороге весны».

2

29.

30.

Книга - твой друг, без нее как без рук.

Задание детям: узнать о том, как создаются книги. На занятии обмен впечатлениями. Беседа о бережном отношении к книгам. Составить диалог двух книг. Составить обращение книги к детям.

2

31.

32.

Фантазия, фантазия, чудесная страна.

Что такое фантазия? Развитие воображения детей. Составление рассказа «Если бы у меня была волшебная палочка».

1

33.

Скоро лето.

Что нужно делать, чтобы больше узнать о растениях и животных? Загадки природы. Задания на лето.

1


34.


Итоговое занятие.



1





3 класс

(1 раз в неделю, 34 часа)



Тема

занятия

Содержание занятия

Кол-во часов


I четверть (9 часов)

1.

Вводное занятие.


Научиться говорить - значит научиться мыслить. «День Знаний» - начало учебного года. Рассказы детей на тему «В большой и светлой школе всегда открыта дверь!»

1

2.

Лето, ах лето!

Составление текста по летним впечатлениям «Летняя история». Редактирование детских работ.

1

3.

Умелые руки не знают скуки.

Воспитание трудолюбия, усердия. Сочинение «Как я помогал маме».

1

4.

Берегись бед, пока их нет!

Работа по выработке умения у детей кратко выражать суть проблемы, если она возникла. Составление фраз и предложений для разговора по телефону с целью передачи информации взрослым, родителям, соседям, спасателям и т.д.

1

5.

Друзья познаются в беде.

Работа с рассказом Е.Пермяка «Друг». Рассказы детей о своих друзьях и своих добрых делах. Сочинение – описание «Мой лучший друг».

1

6.

Лес, точно терем расписной, лило

вый, золотой, багряный…

Раскрашивание заранее заготовленных учителем рисунков с видами природы. Составление текста – описания по началу текста.

1

7.

Осень! Славная пора! Любим осень детвора.

Редактирование текста ученицы 3-го класса «Золотая осень в лесу» (замена неудачного слова, изменение порядка слов в предложениях, дополнение предложений словами и текста предложениями, если это необходимо).

1

8.

Всем! Всем! Всем!

Что такое объявление? Содержание объявлений. Составление объявлений о пропаже собаки, о проведении мероприятия. Редактирование текстов объявлений.

1

9.

Занятие по выбору.

1



II четверть (7 часов)



10.

Если б каждый на земле посадил дубок…

Зачем нужны деревья? Чтение текстов о клене и черемухе. Выделение цветным карандашом понравившихся слов, ярких сравнений, эпитетов. Составление устного рассказа о дереве. Нарисовать это дерево.

1

11.

Цветет – растет могучий дуб в спокойной тишине.

Текст-описание своего любимого дерева или текста – повествования на тему «О чем мне может поведать березка или ёлочка?».

1

12.

Без корня и полынь не растет.

Понятие «генеалогическое древо». Составление генеалогического древа своей семьи. Рассказ об истории возникновения семьи много лет назад.

1

13.

Сам погибай, а товарища выручай!

Восстановление текста по его началу. Подчеркнуть глаголы, которые помогают понять поведение героев. Рассказать товарищу и послушать его рассказ.

1

14.

Светло – пушистая снежинка белая…

Сказка В.Бирюковой «Какого цвета снег?». Текст по М.Гумилевской «Что такое снег?». Ответить письменно на вопрос: как образуются снежинки?

1

15.

И ёлочка нарядная на праздник к нам пришла.

Почему елка приходит на Новый год в каждый дом? Написать сказку про елочку (использовать сказочные слова, сказочные превращения).

1

16.

Занятие по выбору.

1



III четверть (11 часов)


17.

Как звери к зиме готовятся.

Интегрированный урок литературное чтение + природоведения. Сочинение по вопросам. Сочинение – описание дикого животного.

1

18.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

Текст-описание любимых домашних животных или птиц. Выставка фотографий домашних питомцев.

1

19.

Терпение и труд все перетрут.

Устные рассказы по материалам личных впечатлений после экскурсии на завод, фабрику.

1

20.

Офицеры, солдаты, сержанты! День ваш празднует ныне страна.

Рассказ дедушки – участника Великой Отечественной войны. Пересказ этого рассказа в классе с выдержанной хронологией событий.

1

21.

Если ты природы друг, приходи в наш экоклуб.

Рассказ по наблюдениям с использованием «опорных» слов «Что куют кузнечики?»


1

22.




Я – журналист.

Кто такой журналист? Статья в газету «Берите с него пример!» Составление статьи в школьную газету.

1

23.

Что такое интервью? Составление вопросов для интервью с людьми разных профессий. Выбор соответствующей для этого темы. Корректность вопросов журналиста.

1

24.

Делу - время, а потехе - час!

Наши любимые игры. Правильное, последовательное изложение правил игры. Составление игротеки: игры на свежем воздухе, настольные игры, подвижные игры.

1

25.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Восстановление деформированного текста.

1

26.

Игры со словами.

Проведение занятия в виде игры- состязания.

1

27.

Занятие по выбору.

1



IV четверть (7 часов)


28.

А руки, брат, - великий клад, для дел даются руки.

Воспитывать уважение к людям труда и потребности трудиться, хорошо учиться. Помощники человека: инструменты, машины. Сочинение «Профессия моего отца (мамы)».

1

29.

Да! Солнцу и весне!

Сочинение – описание на основе текущих наблюдений «Ясный весенний денек».

1

30.

Нам все на свете интересно.

Изложение текста с изменением лица рассказчика. «Ай да муравьи!»

1

31.

Волнуется Природа неспроста.

Воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле. Разговор на темы: «Что мы выбрасываем и куда?», «Не спешите выбрасывать», «Что может сделать каждый».

1

32.

Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший.

Сочинение после экскурсии в дендропарк

« Лес – чудо природы».

1

33.

Пусть будет солнце ясным и речка голубой.

Что такое Родина? Сочинение «Своя сторона не бывает холодна».

1

34.

Итоговое занятие.

1

4 класс

(1 раз в неделю, 34 часа)


Тема

занятия

Содержание занятия

Кол-во часов


I четверть (9 часов)

1.

Вводное занятие.


Значение языка для народа. Рассказы по пословицам. Применение в речи синонимов, антонимов.

1

2.

Мой словарик.

Составление и ведение собственных словариков синонимов, антонимов. Задания: 1. Записывать слово или группу слов.

2. С каждым словом записать предложение. 3. Найти пример в тексте художественного произведения и записать.

1

3.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Краткая беседа о нашей Родине. Работа над осознанием понятия «малая родина». Беседы о любимых местах, уголках природы у детей. Чем эти места им дороги?

1

4.

С днем рождения, Осень!

Воспитание интереса к устному народному творчеству. Знакомство с осенними мини-праздниками народного календаря. Написание осеннего поздравления. Оригинальные рецепты осенних блюд (придуманными детьми).

1

5.

Здравствуй, осени пора!

Организация систематических наблюдений сезонных явлений природы. Понятия: этюд, зарисовка. Написание миниатюры после экскурсии.

1

6.

Из семейного архива.

Работа над заглавием текста. Умение соотносить содержание текста с заглавием и осознавать границы темы. Составление рассказа по заглавию и его концу. («Моя семья», Я люблю свою большую семью!)

1

7.

Как много в мире красоты, которую порой не замечаем.

Воспитание чувства красоты. Работа над выразительными средствами. Описание букета цветов или одного цветка. Составить текст «Рассказ от имени цветка».

1

8.

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.

Наблюдения за природой. Подбор образных слов и выражений, синонимов, антонимов. «Сортировка» предложенных слов с выбором по данной теме. Используя эти слова, составить текст-описание «Листопад».

1

9.

Занятие по выбору.

1



II четверть (7 часов)



10.

На душе, как в синем небе, после ливня – чистота.

Наблюдение за осадками. Какие бывают дожди? Стихотворение А.Барто «Дождь в лесу», репродукция картины Ф.Васильева «Мокрый луг», аудиозапись песни «Хочешь, я стану дождиком» (сл. С.Каминского, муз. Р.Болотного). Сочинение небольшого рассказа о дожде, где уч-ся должны выразить свое отношение к дождю.

1

11.

Что такое этот ветер, этот грохот, этот гул?

Создание словесного портрета Ветра путем использования синонимов. Построение диалога путем включения в реплики обращений. Сказка А.Чекану «Ветер в очках», Бальмонт «Ветер». Составление сказочных диалогов, где один из говорящих Ветер (Бабочка и Ветер, Ветер и Зайчонок).

1

12.

Жил у нас проказник-кот. Много было с ним хлопот.

Как надо относиться к домашним животным. Сжатое изложение. Редактирование текста. Сочинение по заданному началу.

1

13.

Гуляй, да не загуливайся.

Составление веселого рассказа или сказки по серии картинок, готовому плану и заглавию «Случай в классе».

1

14.

Снег пушистый, серебристый мягким стелется ковром.

Наблюдение за первым снегом. Сопоставление двух картин на одну тему: «Первый снег» В.Поленова и «Первый снег» А.Пластова. Сочинение по картине по выбору.

1

15.

Елка наряжается. Праздник начинается.

Почему в Новый год наряжают елку? Сжатое изложение по рассказу А.Гайдара. Рассказ на тему «Встреча Нового года».

1

16.

Занятие по выбору.

1



III четверть (11 часов)


17.

Подари мне алмазную зиму, мне других и не надо даров.

Конструирование текста путем распространения предложений. Работа над образными средствами языка. Работа с текстом «В зимнем лесу». Учащимся нужно «оживить», «обогатить» текст.

1

18.

Юные защитники Отчизны! Будьте на отцов своих похожи.

Защитники Отечества. Воспитание чувства патриотизма и любви к своему Отечеству. Сочинение - рассуждение «Как надо готовиться к службе в армии».

1

19.

Имя у тебя одно, навсегда оно дано.

Как появились имена? Для чего они необходимы? Что обозначают имена? Занимательные вопросы. Составление словарика имен-пар и словариков ласковых имен.

1

20.

Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Воспитание чувства любви и уважения к матери. Выпуск сборника «Портреты дорогих людей». Составление поздравления своей маме.

1

21.

Вот красивый дом резной, а карниз-то расписной.

Выборочная запись по заданию учителя. Отрывок из книги о жизни М.Горького «Жизнь Алеши у чертежника». Выписать из текста описание дома, описание места, где находился дом.

1

22.

Вся комната янтарным блеском озарена.

Что такое интерьер? Сочинение-описание помещения «Моя комната» или «Мой класс».

1

23.

Характеристика.

Активизация словаря учащихся. Составление делового или художественного описания внешности сестры, брата, друга. Сравнительная характеристика девочек из сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».

1

24.

Чтение – вот лучшее учение.

Способы выбора книг в библиотеке. Составление отзыва о произведении художественной литературы.

1

25.

Очень к вам хотело, ехало, летело.

Особый жанр текста: письмо, записка. Написать письмо другу или взрослому. Составление писем – историй, писем – фантазий.

1

26.

Зверье моё!

Тексты разных стилей, типов и жанров речи при описании животных. Написать сочинение о животном в форме письма.

1

27.

Занятие по выбору.

1



IV четверть (7 часов)


28.

Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят.

Организация наблюдения за природой. Образные слова и выражения о весне. Сказка о весне по началу «Подарки весны».

1

29.

Космонавтом можешь стать - надо много, много знать.

Игровая программа «В космос всем открыта дверь. Ну-ка сам себя проверь!» Составь репортаж с планеты Марс. Сочинение «Мои приключения на далёкой планете».

1

30.

Должны смеяться дети…

Объяснение смысла выражений «цветные люди, дети, планета». Рисование устных картин. Составление письменного обращения к детям всей планеты, к взрослым.

1

31.

Ты, человек, любя природу, хоть иногда ее жалей.

Сочинение после экскурсии «Жалобная книга природы».

1

32.

Жизнь дана на добрые дела.

Сочинение-рассуждение по одной из пословиц.

1

33.


Сочинение-рассуждение «В чем смысл жизни?»

1

34.

Итоговое занятие.

1














Литература.



  1. Волина В.В. Веселая грамматика. М., 1995, с. 13-16

  2. Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома. М., АСТ-ПРЕСС, 1997, с. 33-34

  3. Детские журналы «Веселые уроки», «Мурзилка», «Баир» и др.

  4. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985. с.9-13

  5. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985. с.20-23

  6. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985. с.52-57

  7. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы». М., Центр «Педагогический поиск», №4 2001. с. 86-95

  8. Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №5 2005. с.48-52

  9. Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №5 2005. с.54-56

  10. Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №5 2005. с.63-68

  11. Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №9 2006. с.44-47

  12. Начальная школа. Развитие речи. Сценарии уроков. 1-4 классы. М., Издательство «Первое сентября», 2004. с.11-18

  13. Начальная школа. Развитие речи. Сценарии уроков. 1-4 классы. М., Издательство «Первое сентября», 2004. с.78-87

  14. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М., Просвещение, 1984. с.34-36

  15. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М., Просвещение, 1984. с.67-69

  16. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М., Просвещение, 1984. с.96-101

  17. Русский язык. Работа с текстом. 3 класс. СПб, Издательский Дом «Литера», 2006. с.34-35

  18. Русский язык. Работа с текстом. 3 класс. СПб, Издательский Дом «Литера», 2006. с.56-57

  19. Синцова А.А. Занятия по развитию речи. 3 класс. М., Чистые пруды, 2006. с.4-5

  20. Синцова А.А. Занятия по развитию речи. 3 класс. М., Чистые пруды, 2006.с.14

21. www.zavuch.info