СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Волшебная кисть"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа дополнительного образования

«Волшебная кисть» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации –1 год обучения.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы – ученики 8-9 классов.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего на освоение программы отводится 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью - 2 часа. Длительность каждого учебного занятия составляет 45 минут. Перерыв между занятиями - 15 минут.

День недели

Время проведения занятий

Перерыв

Понедельник

15:50 - 17:35

16:35 - 16:50

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
  • В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.
  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  • Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

... ... ...

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

- участия в конкурсах и выставках (школьных, городских, областных и т.д.);

- в конце года готовится итоговая выставка работ.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Волшебная кисть"»

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».

Н. Заболоцкий.

Пояснительная записка.

Направленность программы  «Волшебная кисть» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации –1 год обучения.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с особенностями нашей жизни, такой динамичной и бурно меняющейся, требующей от человека активных действий. Уже сегодня обществу нужны компетентные и самостоятельные, готовые к сотрудничеству люди.

Приобщение к искусству, на протяжении всей истории человечества было неотъемлемой частью национальной культуры. И сегодня особое внимание уделяется культуре,  искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Необходимо разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в кружковое объединение принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о закономерностях построения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Отличительные особенности  данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы – ученики 8-9 классов.

Принцип построения программы:

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по данной программе, дети проходят путь от простого к сложному, где учитывается возврат к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего на освоение программы отводится 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью - 2 часа. Длительность каждого учебного занятия составляет 45 минут. Перерыв между занятиями - 15 минут.

День недели

Время проведения занятий

Перерыв

Понедельник

15:50 - 17:35

16:35 - 16:50

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

  • В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.

  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

  • Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер — классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Основная  цель  программы:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Задачи данной программы:

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;

  • художественно-творческойразвития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

  • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Тематический план

работы  кружка по изобразительному искусству «Волшебная кисть»


заня тия п/п

Название темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Тео-рия

Прак-тика

1, 2

Выход в природу. Пленэрные работы. Выполнение эскизов и набросков отдельных элементов природы. Выполнение нескольких этюдов осеннего пейзажа «на состояние».

4

1

3

Индивиду-альная и коллективная формы

Творческая работа. Конкурс - выставка

3,4

Быстрые зарисовки животных с натуры. Рисование животных мягким материалом (пастель)

4

1

3

Индивиду-альная форма

Самостоятельная работа, тестирование

5,6

Рисование животных (гуашь)

4

1

3

Индивиду-альная и групповая формы

Вернисаж

7,8

Рисование осеннего натюрморта

4

1

3

Индивиду-альная форма

Творческая работа

9,10

Рисование зимнего пейзажа

4

1

3

Индивиду-альная и коллективная

Творческая работа. Вернисаж

11,12

Рисование композиции «Новогодние фантазии»

4

1

3

Индивиду-альная форма

Выставка

13,14

Рисование новогоднего плаката

4

-

4

Коллективная форма

Конкурс - выставка

15,16

Декоративная работа из полос бумаги (квиллинг)

4

1

3

Индивиду-альная и групповая

Выставка

17,18

«Рождественская сказка» Моделирование из бумаги (бумагопластика)

4

1

3

Индивиду-альная и коллективная форма

Творческая работа. Конкурс - выставка

19,20

Рисование в технике граттаж «Моя гравюра»

4

1

3

Индивиду-альная форма

Творческая работа. Вернисаж

21,22

Портрет

4

1

3

Индивиду-альная форма

Творческая работа

23,24

Букет цветов. Натюрморт настроения

4

1

3

Индивиду-альная и коллективная форма

Творческая работа. Выставка

25,26

Рисование животных жарких стран

4

1

3

Индивиду-альная форма

Творческая работа. Выставка

27,28

Рисование весеннего пейзажа со стаффажем

4

1

3

Индивиду-альная форма

Самостоятельная творческая работа. Выставка

29,30

Рисование плаката «День победы»

4

-

4

Индивиду-альная форма

Конкурс - выставка

31,32

Искусство самобытных стран (Япония, Китай, Индия). Рисование композиции на заданную тему

4

1

3

Индивиду-альная форма

Творческая работа. Вернисаж

33,34

Пленэр. Тематическая композиция пейзажа по этюдам

4

1

3

Индивиду-альная форма

Самостоятельная работа. Выставка


Итого часов

68

15

53













Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по-настоящему желающий этого ребёнок.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

К концу обучения учащиеся 8-х и 9-х классов должны знать:

— основные этапы развития русского и зарубеж­ного изобразительного искусства, национальные тра­диции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, искусство и памятники культуры своего края;

— систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивно­ го строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции).

— последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;

— систему  ведущих  теоретических  понятий  по изобразительной грамоте (перспектива, конструктив­ное строение, светотень, цветоведение, композиция).  Учащиеся должны уметь:

— самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы про­изведения художников с музыкальными и литератур­ными произведениями;

— самостоятельно выполнять различные учебные творческие рисунки и художественные поделки, используя основы изобразительной грамоты и добива­ясь художественно-образной выразительности;
— при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, конт­расты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;

— определять степень холодности и теплоты оттен­ков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;

— в тематической композиции сознательно при­менять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воп­лощения замысла.

— использовать изобразительные знания, умения и навыки на других учебных предметах.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

- участия в конкурсах и выставках (школьных, городских, областных и т.д.);

- в конце года готовится итоговая выставка работ.

























Календарный учебный график


заня тия

месяц

чис

ло

время прове-дения занятия

форма проведения занятия

кол-во часов

тема занятия

место проведения

форма контроля

1,2

сентябрь

сентябрь

4

11

15:30 - 17:30

Индивиду-альная и коллективная формы

2

2

Выход в природу. Пленэрные работы. Выполнение эскизов и набросков отдельных элементов природы. Выполнение нескольких этюдов осеннего пейзажа «на состояние».

ОБУ «Железногорс кий дендрологи ческий парк». МОУ «СОШ № 9 им К.К. Рокоссовского»

Творческая работа. Конкурс - выставка

3,4

сентябрь

сентябрь

18 25

15:30 - 17:30

Индивиду-альная форма

2

2

Быстрые зарисовки животных с натуры. Рисование животных мягким материалом (пастель)

Краеведческий музей города Железногорска

Самостоя тельная работа, тестирование

5,6

октябрь

октябрь

2

9

15:30 - 17:30

Индивиду-альная и групповая формы

2

2

Рисование животных (гуашь)

Кабинет ИЗО №1 МОУ «СОШ № 9 им К.К. Рокоссовского»

Вернисаж

7,8

октябрь

октябрь


16

23


15:30 - 17:30

Индивиду-альная форма

2

2

Рисование осеннего натюрморта

Кабинет ИЗО №1 МОУ «СОШ № 9 им К.К. Рокоссовского»

Творческая работа

9,10

октябрь

ноябрь


30

13

15:30 - 17:30

Индивиду-альная и коллективная

2

2

Рисование зимнего пейзажа

Кабинет ИЗО №1. МОУ «СОШ № 9 им К.К. Рокоссовского»

Творческая работа. Вернисаж

11,12

ноябрь

ноябрь

20

27


15:30 - 17:30

Индивиду-альная форма

2

2

Рисование композиции «Новогодние фантазии»

Кабинет ИЗО №1 МОУ «СОШ № 9 им К.К. Рокоссовского»


Выставка

13,14

декабрь

декабрь


4

11

15:30 - 17:30

Коллективная форма

2

2

Рисование новогоднего плаката

Кабинет ИЗО №1. МОУ «СОШ № 9 им К.К. Рокоссовского»

Конкурс - выставка

15,16

декабрь

декабрь

18

25

15:30 - 17:30

Индивиду-альная и групповая

2

2

Декоративная работа из полос бумаги (квиллинг)

Кабинет ИЗО №1. МОУ «СОШ № 9 им К.К. Рокоссовского»

Выставка

17,18

январь

январь



15:30 - 17:30

Индивиду-альная и коллективная форма

2

2

«Рождественская сказка» Моделирование из бумаги (бумагопластика)

Кабинет ИЗО №1 МОУ «СОШ № 9 им К.К. Рокоссовского»

Творческая работа. Конкурс - выставка

19,20

январь

февраль



15:30 - 17:30

Индивиду-альная форма

2

2

Рисование в технике граттаж «Моя гравюра»

Кабинет ИЗО №1 МОУ «СОШ № 9 им К.К. Рокоссовского»

Творческая работа. Вернисаж

21,22

февраль

февраль



15:30 - 17:30

Индивиду-альная форма

2

2

Портрет

Кабинет ИЗО №1 МОУ «СОШ № 9 им К.К. Рокоссовского»

Творческая работа

23,24

февраль

март



15:30 - 17:30

Индивиду-альная и коллективная форма

2

2

Букет цветов. Натюрморт настроения

Кабинет ИЗО №1. МОУ «СОШ № 9 им К.К. Рокоссовского»

Творческая работа. Выставка

25,26

март

март



15:30 - 17:30

Индивиду-альная форма

2

2

Рисование животных жарких стран

Кабинет ИЗО №1. МОУ «СОШ № 9 им К.К. Рокоссовского»

Творческая работа. Выставка

27,28

апрель апрель


15:30 - 17:30

Индивиду-альная форма

2

2

Рисование весеннего пейзажа со стаффажем

Кабинет ИЗО №1 МОУ «СОШ № 9 им К.К. Рокоссовского»

Самостоя тельная творческая работа. Выставка

29,30

апрель апрель


15:30 - 17:30

Индивиду-альная форма

2

2

Рисование плаката «День победы»

Кабинет ИЗО №1 МОУ «СОШ № 9 им К.К. Рокоссовского»

Конкурс - выставка

31,32

май

май


15:30 - 17:30

Индивиду-альная форма

2

2

Искусство самобытных стран (Япония, Китай, Индия). Рисование композиции на заданную тему

Кабинет ИЗО №1 МОУ «СОШ № 9 им К.К. Рокоссовского»

Творческая работа. Вернисаж

33,34

май

май



15:30 - 17:30

Индивиду-альная форма

2

2

Пленэр. Тематическая композиция пейзажа по этюдам

ОБУ «Железногорс кий дендрологи ческий парк». МОУ «СОШ № 9 им К.К. Рокоссовского»

Самостоя тельная работа. Выставка