СОГБОУ «Починковская школа-интернат»
программа кружка
"Волшебная мастерская"
на 2018-2019 учебный год
8-9 классы
(Старшая возрастная группа)
Воспитатель: М. П. Матвеенкова
2018-2019 учебный год
Список группы:
1. Баланик Денис
2. Бурдаков Олег
3. Бурмин Александр
4. Владимирский Виктор
5. Галочкин Данила
6. Дральнов Эдуард
7. Евгенова Диана
8. Кабаков Владимир
9. Козлова Татьяна
10. Макаренкова Татьяна
11. Моисеева Анжела
12. Назаренко Данила
13. Петраченков Игорь
14. Сергеева Алина
15. Соловьева Оксана
16. Троян Анатолий
17. Фокин Артем
18. Шурбенков Николай
Содержание
1. Пояснительная записка.
2.Цели и задачи.
3. Основные направления работы.
4. Методологические принципы.
5.Тематическое планирование.
6. Предполагаемые результаты.
1. Пояснительная записка
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по технологии, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с материалами. Работа кружка организуется с учётом опыта ребят и их возрастных особенностей.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Волшебная мастерская» рассчитана на ребят 8-9 класса. Группа работает 1 раза в неделю по 1 часу - 35 часов в год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
2. Цели и задачи кружковой работы:
1.1. Цель – создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
1.2. Задачи курса:
Обучающие:
- закреплять и расширять знания и умения, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, способствовать их систематизации;
- обучать приемам работы с инструментами;
- обучать умению планирования своей работы;
- обучать приемам и технологии изготовления композиций; изучать свойства различных материалов;
- обучать приемам работы с различными материалами; обучать приемам самостоятельной разработки поделок.
-формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
Развивающие:
- развивать у детей художественный вкуса и творческий потенциал;
- развивать образное мышление и воображение;
- создавать условия к саморазвитию учащихся;
- развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.
-развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
-формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
-развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду и людям труда;
- формировать чувства коллективизма;
- воспитывать аккуратность;
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
3. Основные направления работы.
а) Изложение материала.
Словесные методы: изложение материала, беседы, инструкции, анализ выполненных работ.
Наглядные методы: компьютерные разработки, иллюстрации готовых работ, инструкционные карты, таблицы, схемы.
б) Коллективно-практическая деятельность.
Практические методы: упражнения, работы по образцу, творческие и индивидуальные работы учащихся.
Объяснительно-иллюстративные методы: способ взаимодействия педагога и ребёнка.
Репродуктивные методы: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Частично-поисковые методы: дети участвуют в коллективном решении поставленной задачи.
в) Рефлексия.
Участие в конкурсах детского творчества на школьном уровне, районных и дистанционных конкурсах.
В конце каждого полугодия проводится выставка работ учащихся, для проверки умения выполнять задания индивидуально, в парах, группах.
4. Методологические принципы.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям 13-16 летнего возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
1) эскиз,
2) воплощение в материале,
3) выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Основные принципы, заложенные в основу кружковой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);
Содержание программы.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
5. Тематическое планирование
№ | Название | Дата |
1. | Вводное занятие. Инструктажи по технике безопасности. | 02. 09.18 |
2. | Ниточная аппликация «Собачка» | 09.09.18 |
3. | Выполнение открытки ко дню Освобождения Смоленщины. | 16.09.18 |
4. | Подготовка к региональному конкурсу "Абилимпикс". Техника безопасности работы с бисером и инструктажи. | 23.09.18 |
5. | Изготовление открытки и сувениров ко дню учителя. | 30.09. 18 |
6. | Изготовление деталей цветов из бисера "Ландыши". Подготовка к региональному конкурсу "Абилимпикс". | 07.10.18 |
7. | Сбор деталей цветка в целое изделие, конечное оформление работы. Бисероплетение «Ландыши» | 14.10.18 |
8. | Подготовка к региональному конкурсу "Абилимпикс". Изготовление "Ландыши" из бисера" | 21.10.18 |
9. | Ниточная аппликация панно «Львенок» | 28.10.18 |
10. | Пластилинография на стекле панно «Зайчата» | 11.11.18 |
11. | Изготовление открытки ко дню Матери. Аппликация пайетками. | 18.11.18 |
12. | Сувенир ко дню Матери. Аппликация пайетками. | 25.11.18 |
13. | Изготовление новогодних игрушек и сувениров. Мастерская деда Мороза «Поделки в посольство Германии» | 02.12.18 |
14. | Изготовление новогодних открыток. Лоскутная техника панно. | 09.12.18 |
15. | Изготовление новогодних сувениров. Подготовка к ярмарке в Германском посольстве. | 16.12.18 |
16. | Изготовление новогодних костюмов. Лоскутная техника панно. | 23.12.18 |
17. | Бисероплетение «Колокольчики» | 30.12.18 |
18. | Бисероплетение «Колокольчики» | 13.01.19 |
19. | Изготовление открытки к Татьяниному дню. Бисероплетение «Колокольчики» | 20.01.19 |
20. | Бисероплетение дерево «Клен опавший» | 27.01.19 |
21. | Бисероплетение дерево «Клен опавший» | 03.02.19 |
22. | Бисероплетение дерево «Клен опавший». Изготовление Валентинок и сувенира на день влюбленных. | 10.02.19 |
23. | Изготовление открытки на 23 февраля. | 17.02.19 |
24. | Бисероплетение дерево «Клен опавший» Сбор деталей. | 24.02.19 |
25. | Изготовление открытки и сувенира к 8 марта. | 03.03.19 |
26. | Пластилинография на стекле панно «Жирафик» | 10.03.19 |
27. | Ниточная аппликация панно «Микки Маус» | 17.03.19 |
28. | Изготовление открытки и сувенира ко дню Космонавтики. | 07.04.19 |
29. | Аппликация пайетками панно «Собор» | 14.04.19 |
30. | Изготовление декоративного сувенира «Пасхальное яйцо» (бисер) | 21.04.19 |
31. | Аппликация пайетками панно «Собор». Изготовление пасхального сувенира. | 28.04.19 |
32. | Изготовление открытки и сувенира ко дню Победы. | 05.05.19 |
33. | Аппликация пайетками панно «Собор» | 12.05.19 |
34. | Изготовление открытки к последнему звонку. | 19.05.19 |
35. | Подведение итогов, выставка творческих работ. | 26.05.19 |
Всего занятий: 35 часа
6. Предполагаемые умения и навыки.
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бисером, пайетками, цветными нитками, освоят новую технику – пластилиногрфия на стекле.
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека
-научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
-научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
-научатся планировать порядок рабочих операций,
-научатся постоянно контролировать свою работу,
-научатся пользоваться простейшими инструментами,
-овладеют знанием видов и свойств материала,
-овладеют приемами изготовления творческих работ,
-расширят кругозор в области дизайна.
Учащиеся должны:
Уметь: работать с используемым различным материалом.
Обладать базовыми компетенциями:
умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
для решения простейших задач;
для выполнения различных действий с различным материалом.
Обладать ключевыми компетенциями:
Информационно-технологические:
умения (на пропедевтическом уровне) самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;
способности задавать и отвечать на вопросы.
Коммуникативные:
умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
уметь обмениваться информацией по темам занятий, фиксировать её в процессе коммуникации.
Учебно-познавательные:
умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;
умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;
умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ на персональном сайте педагога.
• Проведение выставок работ учащихся в школе:
• Участие в районной выставке детских творческих работ, дистанционных конкурсах.
•Защита проектов.
• Творческий отчет руководителя кружка на МО воспитателей.