СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Занимательная математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка написана на основе Колесниковой Е.В. "Математика для детей 6 - 7 лет". Рассчитана на один год.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Занимательная математика"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 29 «Стриж» города Смоленска









«Занимательная математика»

Программа дополнительного образования детей 6-7 лет

Срок реализации – 1 год 





Автор-составитель:

Королева С.В.

воспитатель

первой квалификационной категории







Смоленск - 2012

Пояснительная записка

Обучению дошкольников азам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин - началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребенком, стремлением родителей как можно раньше ознакомить ребенка с цифрами, счетом, решением задач. 

Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца - находить правильное решение, ответ.

Актуальность программы определена тем, что старшие дошкольники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет детям ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки дошкольной программы. Решение математических задач, связанных с развитием логического мышления, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. При этом валеологически значимую роль играют физмитутки, использование которых предусматривается данной программой. Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, что благотворно влияет на дальнейшее восприятие математических представлений.

Итак, предлагаемая программа направлена на дополнение и расширение математических представлений детей 6-7 лет, привитие интереса к математике за счет использования этих представлений на практике.

Достаточное внимание в программе уделяется:

  1. Обобщению математического материала.

  2. Оперированию числовой и знаковой символикой.

  3. Абстрагированию от конкретных количественных отношений.

  4. Последовательному, логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательствах, обоснованиях, выводах.

  5. Формированию устойчивой мотивации к изучению математики.

Указанные позиции раскрывают определенную степень содержательной новизны программы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется акцентом на формирование приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.

Программа ориентирована на возможности детей 6-7-летнего возраста и учитывает требования современного начального обучения. Материал дается в соответствии с основным принципом дидактики – «от простого к сложному», от конкретного абстрактному, от чувственного познания к логическому.

Основная цель программы – сформировать познавательные компетенции воспитанников по развитию математических представлений детей 6 – 7 лет с учетом запросов начальной школы и родительской общественности.

Основные задачи, которые ставит перед собой данная программа:

Воспитательные: воспитывать у детей 6–7 лет интерес к математике через занимательные упражнения, формировать умение работать в коллективе, воспитывать навыки речевого обоснования действий.

Развивающие: развивать логическое мышление ребенка (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), конструктивное мышление (на геометрическом материале). Развивать память, внимание, творческое воображение.

Познавательные: формировать умение анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части; познакомить с методикой выполнения логических заданий.

Отличительные особенности программы «Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

 Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 6-7 лет.

Срок реализации образовательной программы 1 год.

Формы организации обучения – коллективная, групповая и индивидуальная  в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия -  игра, конкурсы.

Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.


Ожидаемые результаты освоения программы - овладение детьми следующими компетенциями:

  • Знать числа второго десятка и записывать их;

  • Понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;

  • Решать арифметические задачи и записывать решения;

  • Сравнивать группы одно- и разнородных предметов по количеству;

  • Устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

  • Дорисовывать геометрические фигуры знакомых предметов;

  • Рисовать символические изображения предметов в тетради в крупную клетку;

  • Ориентироваться на листе бумаги;

  • Определять положение предмета по отношению к другому;

  • Решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

  • Понимать задание и выполнять его самостоятельно;

  • Проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Учебно-тематический план



п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1.


Повторение цифр, чисел от 1 до 10

1


+

2.


Сравнение предметов, ориентировка на листе бумаги

1


+

3.


Части суток

1


+

4.


Знаки , , = , =

1


+

5.


Соотнесение количества предметов с цифрой


1


+

6.

Соответствие между количеством предметов и цифрой

1

+

+

7.

Порядковый счет


1


+

8.


Арифметические задачки

1


+

9.

Числа 10,11


1

+

+

10.


Независимость числа от пространственного расположения предметов


1


+

11.


Число 12


1

+

+

12.


Отношение между числами

1

+

+

13.

Число 13, решение задач


1

+

+

14.


Решение примеров, знаки + , -

1

+

+

15.


Число 14

1

+

+

16.


Счет по образцу и названному числу


1


+

17.

Число 15


1

+

+

18.

Числа от 1 до 15


1


+

19.

Число 16

1

+

+


20.

Математические загадки

1


+


21.

Число 17

1

+

+


22.

Число 17

1


+


23.

Число 18


1

+

+

24.

Число 18, решение примеров

1


+


25.

Число 19

1

+

+


26.

Число 19

1


+


27.

Число 20

1

+

+


28.

Арифметические задачки

1


+


29.

Соотнесение количества предметов с цифрой

1


+

30.


Соотнесение количества предметов с числом

1


+

31.


Соответствие между количеством предметов и цифрой

1


+


32.


Подведение итогов

1


+


Итого:


32ч.





Содержание кружка:



Занятие № 1. Повторение цифры и числа от 1 до 10.

Цель: закрепить состав числа от 1 до 10, сведения о квадрате и прямоугольнике, отгадать математическую загадку.

Содержание:

Игровые упражнения, физкультминутка, работа со счетными палочками.



Занятие № 2. Сравнение предметов, ориентировка на листе бумаги. Цель: закрепить знания о знаках + , - , = , = ; сравнивать величину предметов; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

Содержание:

Упражнения, решаем задачки, физкультминутка, слуховой диктант.



Занятие № 3. Части суток.

Цель: Закреплять знания о последовательности частей суток, видеть в форме предметов геометрические фигуры.

Содержание:

Игровые упражнения, физкультминутка, игра «Части суток».



Занятие № 4. Знаки , = , = .

Цель: Закреплять умение понимать отношение между числами, записывать эти отношения с помощью знаков , устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; геометрических фигурах: треугольник, трапеция.

Содержание:

«Напиши правильно», игра «Домик», физкультминутка, логическая задача, работа со счетными палочками, «Рисуем треугольник, трапеции».



Занятие № 5. Соотнесение количества предметов с цифрой.

Цель:  закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой; составлять вопросы к сюжетной картинке, правильно на них отвечать, записывать цифрами результат счета.

Содержание:

Игровое упражнение, игра «Придумай вопросы», физкультминутка, отгадай загадку, беседа «Какие бывают часы».



Занятие № 6. Соответствие между количеством предметов и цифрой.

Цель: Учить понимать отношения между числами. Закрепить знания о днях неделях; умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Содержание:

Игровые упражнения, физкультминутка, «Нарисуй правильно».



Занятие № 7. Порядковый счет.

Цель: Продолжать учить различать количественный и порядковый счет в пределах 10, правильно отвечать на вопросы сколько, какой по счету.

Содержание:

«Посчитай и раскрась», «Слушай и рисуй», логическая задача, физкультминутка, игровые упражнения.



Занятие № 8. Арифметические задачки.

Цель: продолжать учить решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков; формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

Содержание:

«Решаем задачу», измеряем линейкой, физкультминутка, игровое упражнение, игра «Кто в каком домике живет».



Занятие № 9. Числа 10,11.

Цель: Познакомить с образованием числа одиннадцать, новой счетной единицей – десятком, условным обозначением десятка – квадрат, единицы – круг.

Содержание:

Игровое упражнение, «Знакомимся с образованием числа 11», «Учимся образовывать число 11», физкультминутка, логическая задачка, игра «Часы».



Занятие № 10. Независимость числа от пространственного расположения предметов.

Цель: Продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; понимать независимость числа от величины предметов.

Содержание:

«Посчитай и напиши», отгадай загадку, физкультминутка, игровое упражнение, «Рисуем зайку».



Занятие № 11. Число 12.

Цель: познакомить с образованием числа 12 и новой счетной единицей – десятком. Учить записывать число 12.

Содержание: «Знакомимся с образованием числа 12», «Пишем число 12», логическая задачка, игровое упражнение.



Занятие № 12. Отношение между числами.

Цель: Учить, как из неравенства можно сделать равенство, понимать отношение между числами 11 и 12.

Содержание:

«Считай и записывай», «Составляем и решаем задачу», «Измерь и начерти», физкультминутка, игровое упражнение, «Напиши правильно».



Занятие № 13. Число 13, решение задач.

Цель: Знакомить с образованием числа 13 и новой счетной единицей – десятком. Учить записывать число 13, решать арифметическую задачу, записывать условие задачи, читать запись.

Содержание: задания, физкультминутка, игровое упражнение, логическая задачка.





Занятие № 14. Решение примеров, знаки + , - .

Цель: учить составлять примеры, читать записи, решать логическую задачу. Закреплять умение правильно пользоваться знаками + , - .

Содержание: «Напиши правильно», игровые упражнения, логическая задача, «Рисуем треугольник».



Занятие № 15. Число 14.

Цель: знакомить с образованием числа 14 и новой счетной единицей – десятком. Учить писать число 14, решать логическую задачу.

Содержание: «Знакомимся с образованием числа 14», «Пишем число 14», «Дни недели», физкультминутка, логическая задача.



Занятие № 16. Счет по образцу и названному числу.

Цель: продолжать учить считать по образцу и названному числу, составлять арифметическую задачу, решать логическую задачу.

Содержание: «Посчитай и нарисуй», «Составляем и решаем», логическая задача, физкультминутка, игра «Помоги мальчику», упражнение.



Занятие № 17. Число 15

Цель: знакомить с образованием числа 15 и новой счетной единицей – десятком. Учить записывать число 15, читать запись.

Содержание: «Слушай, считай, записывай», «Пишем число 15», физкультминутка, игровые упражнения.





Занятие № 18. Числа от 1 до 15.

Цель: учить понимать отношения между числами в числовом ряду, решать примеры в пределах второго десятка.

Содержание: «Обведи правильно», «Решаем примеры», логические задачки, физкультминутка, игровое упражнение.



Занятие № 19. Число 16 .

Цель: знакомить с образованием числа 16 и новой счетной единицей – десятком. Учить писать число 16; измерять линейкой, записывать результаты измерения, сравнивать предметы по его результатам.

Содержание: «знакомимся с образованием числа 16», «Пишем число 16», «Измерь и сравни», физкультминутка, логическая задачка.



Занятие № 20. Математические загадки.

Цель: продолжать учить отгадывать математическую загадку, определять какой математический знак надо писать в примере (+ или -).

Содержание: «Отгадай загадку», игровые упражнения, физкультминутка.



Занятие № 21. Число 17.

Цель: знакомить с образованием числа 17 и новой счетной единицей – десятком. Учить писать число 17; решать примеры в приделах второго десятка.

Содержание: «Знакомимся с образованием числа 17», «Пишем число 17»,

Игровое упражнение, физкультминутка, логическая задачка, «Нарисуй стрелки часам».



Занятие № 22. Число 17.

Цель: продолжать знакомить с образованием числа 17. Закреплять умение записывать число 17.

Содержание: «Продолжать знакомить с образованием числа 17», «Продолжи узор», «Слушай и рисуй».



Занятие № 23. Число 18.

Цель: знакомить с образованием числа 18. Учить писать число 18; правильно пользоваться знаками

Содержание: «Знакомимся с образованием числа 18», «Пишем число 18», игровое упражнение, физкультминутка, логическая задачка, «Нарисуй правильно», «Посчитай и напиши».



Занятие № 24. Число 18, решение примеров.

Цель: закреплять знания об образовании числа 18; последовательности времен года; умение записывать способ образования числа 18.

Содержание: «Знакомимся с образованием числа 18», «Решаем примеры», физкультминутка, «Когда это бывает», «Дорисуй картину».



Занятие № 25. Число 19.

Цель: знакомить с образованием числа 19 и новой счетной единицей – десятком. Учить писать число 19; решать логическую задачу.

Содержание: «Знакомимся с образованием числа 19», «Пишем число 19», игровые упражнения, физкультминутка, логическая задачка.



Занятие № 26. Число 19.

Цель: продолжать знакомить с образованием числа 19. Учить дорисовывать квадраты до знакомых предметов.

Содержание: «Знакомимся с образованием числа 19», игровые упражнения, физкультминутка, «Рисуем лошадку».



Занятие № 27. Число 20.

Цель: знакомить с образованием числа 20 и новой счетной единицей – десятком. Учить писать число 20; решать примеры в пределах второго десятка.

Содержание: «Знакомимся с образованием числа 19», «Пишем число 19», «Решаем примеры», физкультминутка, «Решаем задачу», логические задачи.



Занятие № 28. Арифметические задачи.

Цель: продолжать учить решать арифметическую задачу, примеры в пределах второго десятка.

Содержание: задача «Сколько цветов на столе?», игровое упражнение, «Закрась правильно», физкультминутка, логическая задачка, слуховой диктант, загадка, упражнение на дорисовывание узора.



Занятие № 29. Соотнесение количества предметов с цифрой.

Цель: закреплять умение правильно пользоваться математическими знаками +, - ; отгадывать математическую загадку, записывать решение.

Содержание: «Помоги собачкам правильно написать знаки», «Измерь правильно», физкультминутка, загадка, игровые упражнения.



Занятие № 30. Соотнесение количества предметов с числом

Цель: закреплять умения соотносить количество предметов с числом, решать примеры в пределах второго десятка, рисовать в тетради в большую клетку.

Содержание: «Сосчитай и дорисуй», «Дорисуй правильно», физкультминутка, игровое упражнение, «Дорисуй бабочку».



Занятие № 31. Соответствие между количеством предметов и цифрой.

Цель: закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; ориентироваться в пространстве по отношению к себе, другому человеку; понимать отношения между числами.

Содержание: «Сосчитай и дорисуй», «Нарисуй правильно», логическая задача, физкультминутка, игровое упражнение.



Занятие № 32. Подведение итогов.

Цель: учить решать задачи – шутки с математическим содержанием; примеры, читать запись; отгадывать математические загадки.

Содержание: «Задачи – шутки», «Отгадай загадки», физкультминутка, отгадай математические загадки, «Напиши правильно».



Планируемые формы работы с детьми: игровое задание, игровое упражнение, беседа, логическая задача , загадка, графический диктант, физкультминутка, художественное слово, стихи, задача, игра.

Так же предусмотрено использование следующих методов организации педагогической деятельности:

- наглядные (демонстрация наглядных пособий);

- практические (упражнение, экспериментирование, моделирование);

- игровые (дидактические игры, ролевые игры).



Источники:

  1. Колесникова Е.В. «Диагностика математических способностей детей 6 – 7 лет», методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2012. – 32с.

  2. Колесникова Е.В. «Математика для детей 6 -7 лет» учебно - методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати»3-е изд., дополн. и перераб. – М.:ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.

  3. Колесникова Е.В. «Обучение решению арифметических задач», методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с.

  4. Материалы электронного образовательного ресурса «Социальная сеть работников образования» nsportal.ru от 31.10 2012 г.

  5. Материалы электронного образовательного ресурса den-za-dnem.ru от 31.10.2012 г.

  6. Материалы электронного образовательного ресурса maaam.ru

  7. Материалы электронного образовательного ресурса mbdou8.ru

Литература для родителей и детей:

  1. Колесникова Е.В. «Демонстрационный материал по математике для детей 6 – 7 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64с.

  2. Колесникова Е.В. «Я считаю до 20. Рабочая тетрадь для выполнения заданий по книге «Математика для детей 6 – 7 лет». – М.:ТЦ Сфера, 2012. – 64с.

  3. Смоленцева А.А. «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей». СПб.: Детство – Пресс, 2010. – 112с.