Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 29 «Стриж» города Смоленска
«Занимательная математика»
Программа дополнительного образования детей 6-7 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Королева С.В.
воспитатель
первой квалификационной категории
Смоленск - 2012
Пояснительная записка
Обучению дошкольников азам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин - началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребенком, стремлением родителей как можно раньше ознакомить ребенка с цифрами, счетом, решением задач.
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца - находить правильное решение, ответ.
Актуальность программы определена тем, что старшие дошкольники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет детям ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки дошкольной программы. Решение математических задач, связанных с развитием логического мышления, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. При этом валеологически значимую роль играют физмитутки, использование которых предусматривается данной программой. Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, что благотворно влияет на дальнейшее восприятие математических представлений.
Итак, предлагаемая программа направлена на дополнение и расширение математических представлений детей 6-7 лет, привитие интереса к математике за счет использования этих представлений на практике.
Достаточное внимание в программе уделяется:
Обобщению математического материала.
Оперированию числовой и знаковой символикой.
Абстрагированию от конкретных количественных отношений.
Последовательному, логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательствах, обоснованиях, выводах.
Формированию устойчивой мотивации к изучению математики.
Указанные позиции раскрывают определенную степень содержательной новизны программы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется акцентом на формирование приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа ориентирована на возможности детей 6-7-летнего возраста и учитывает требования современного начального обучения. Материал дается в соответствии с основным принципом дидактики – «от простого к сложному», от конкретного абстрактному, от чувственного познания к логическому.
Основная цель программы – сформировать познавательные компетенции воспитанников по развитию математических представлений детей 6 – 7 лет с учетом запросов начальной школы и родительской общественности.
Основные задачи, которые ставит перед собой данная программа:
Воспитательные: воспитывать у детей 6–7 лет интерес к математике через занимательные упражнения, формировать умение работать в коллективе, воспитывать навыки речевого обоснования действий.
Развивающие: развивать логическое мышление ребенка (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), конструктивное мышление (на геометрическом материале). Развивать память, внимание, творческое воображение.
Познавательные: формировать умение анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части; познакомить с методикой выполнения логических заданий.
Отличительные особенности программы «Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 6-7 лет.
Срок реализации образовательной программы 1 год.
Формы организации обучения – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия - игра, конкурсы.
Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Ожидаемые результаты освоения программы - овладение детьми следующими компетенциями:
Знать числа второго десятка и записывать их;
Понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
Решать арифметические задачи и записывать решения;
Сравнивать группы одно- и разнородных предметов по количеству;
Устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
Дорисовывать геометрические фигуры знакомых предметов;
Рисовать символические изображения предметов в тетради в крупную клетку;
Ориентироваться на листе бумаги;
Определять положение предмета по отношению к другому;
Решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
Понимать задание и выполнять его самостоятельно;
Проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия |
1. | Повторение цифр, чисел от 1 до 10 | 1 | | + |
2. | Сравнение предметов, ориентировка на листе бумаги | 1 | | + |
3. | Части суток | 1 | | + |
4. | Знаки , , = , = | 1 | | + |
5. | Соотнесение количества предметов с цифрой | 1 | | + |
6. | Соответствие между количеством предметов и цифрой | 1 | + | + |
7. | Порядковый счет | 1 | | + |
8. | Арифметические задачки | 1 | | + |
9. | Числа 10,11 | 1 | + | + |
10. | Независимость числа от пространственного расположения предметов | 1 | | + |
11. | Число 12 | 1 | + | + |
12. | Отношение между числами | 1 | + | + |
13. | Число 13, решение задач | 1 | + | + |
14. | Решение примеров, знаки + , - | 1 | + | + |
15. | Число 14 | 1 | + | + |
16. | Счет по образцу и названному числу | 1 | | + |
17. | Число 15 | 1 | + | + |
18. | Числа от 1 до 15 | 1 | | + |
19. | Число 16 | 1 | + | + |
20. | Математические загадки | 1 | | + |
21. | Число 17 | 1 | + | + |
22. | Число 17 | 1 | | + |
23. | Число 18 | 1 | + | + |
24. | Число 18, решение примеров | 1 | | + |
25. | Число 19 | 1 | + | + |
26. | Число 19 | 1 | | + |
27. | Число 20 | 1 | + | + |
28. | Арифметические задачки | 1 | | + |
29. | Соотнесение количества предметов с цифрой | 1 | | + |
30. | Соотнесение количества предметов с числом | 1 | | + |
31. | Соответствие между количеством предметов и цифрой | 1 | | + |
32. | Подведение итогов | 1 | | + |
Итого: | 32ч. |
Содержание кружка:
Занятие № 1. Повторение цифры и числа от 1 до 10.
Цель: закрепить состав числа от 1 до 10, сведения о квадрате и прямоугольнике, отгадать математическую загадку.
Содержание:
Игровые упражнения, физкультминутка, работа со счетными палочками.
Занятие № 2. Сравнение предметов, ориентировка на листе бумаги. Цель: закрепить знания о знаках + , - , = , = ; сравнивать величину предметов; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.
Содержание:
Упражнения, решаем задачки, физкультминутка, слуховой диктант.
Занятие № 3. Части суток.
Цель: Закреплять знания о последовательности частей суток, видеть в форме предметов геометрические фигуры.
Содержание:
Игровые упражнения, физкультминутка, игра «Части суток».
Занятие № 4. Знаки , = , = .
Цель: Закреплять умение понимать отношение между числами, записывать эти отношения с помощью знаков , устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; геометрических фигурах: треугольник, трапеция.
Содержание:
«Напиши правильно», игра «Домик», физкультминутка, логическая задача, работа со счетными палочками, «Рисуем треугольник, трапеции».
Занятие № 5. Соотнесение количества предметов с цифрой.
Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой; составлять вопросы к сюжетной картинке, правильно на них отвечать, записывать цифрами результат счета.
Содержание:
Игровое упражнение, игра «Придумай вопросы», физкультминутка, отгадай загадку, беседа «Какие бывают часы».
Занятие № 6. Соответствие между количеством предметов и цифрой.
Цель: Учить понимать отношения между числами. Закрепить знания о днях неделях; умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
Содержание:
Игровые упражнения, физкультминутка, «Нарисуй правильно».
Занятие № 7. Порядковый счет.
Цель: Продолжать учить различать количественный и порядковый счет в пределах 10, правильно отвечать на вопросы сколько, какой по счету.
Содержание:
«Посчитай и раскрась», «Слушай и рисуй», логическая задача, физкультминутка, игровые упражнения.
Занятие № 8. Арифметические задачки.
Цель: продолжать учить решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков; формировать умение ориентироваться на листе бумаги.
Содержание:
«Решаем задачу», измеряем линейкой, физкультминутка, игровое упражнение, игра «Кто в каком домике живет».
Занятие № 9. Числа 10,11.
Цель: Познакомить с образованием числа одиннадцать, новой счетной единицей – десятком, условным обозначением десятка – квадрат, единицы – круг.
Содержание:
Игровое упражнение, «Знакомимся с образованием числа 11», «Учимся образовывать число 11», физкультминутка, логическая задачка, игра «Часы».
Занятие № 10. Независимость числа от пространственного расположения предметов.
Цель: Продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; понимать независимость числа от величины предметов.
Содержание:
«Посчитай и напиши», отгадай загадку, физкультминутка, игровое упражнение, «Рисуем зайку».
Занятие № 11. Число 12.
Цель: познакомить с образованием числа 12 и новой счетной единицей – десятком. Учить записывать число 12.
Содержание: «Знакомимся с образованием числа 12», «Пишем число 12», логическая задачка, игровое упражнение.
Занятие № 12. Отношение между числами.
Цель: Учить, как из неравенства можно сделать равенство, понимать отношение между числами 11 и 12.
Содержание:
«Считай и записывай», «Составляем и решаем задачу», «Измерь и начерти», физкультминутка, игровое упражнение, «Напиши правильно».
Занятие № 13. Число 13, решение задач.
Цель: Знакомить с образованием числа 13 и новой счетной единицей – десятком. Учить записывать число 13, решать арифметическую задачу, записывать условие задачи, читать запись.
Содержание: задания, физкультминутка, игровое упражнение, логическая задачка.
Занятие № 14. Решение примеров, знаки + , - .
Цель: учить составлять примеры, читать записи, решать логическую задачу. Закреплять умение правильно пользоваться знаками + , - .
Содержание: «Напиши правильно», игровые упражнения, логическая задача, «Рисуем треугольник».
Занятие № 15. Число 14.
Цель: знакомить с образованием числа 14 и новой счетной единицей – десятком. Учить писать число 14, решать логическую задачу.
Содержание: «Знакомимся с образованием числа 14», «Пишем число 14», «Дни недели», физкультминутка, логическая задача.
Занятие № 16. Счет по образцу и названному числу.
Цель: продолжать учить считать по образцу и названному числу, составлять арифметическую задачу, решать логическую задачу.
Содержание: «Посчитай и нарисуй», «Составляем и решаем», логическая задача, физкультминутка, игра «Помоги мальчику», упражнение.
Занятие № 17. Число 15
Цель: знакомить с образованием числа 15 и новой счетной единицей – десятком. Учить записывать число 15, читать запись.
Содержание: «Слушай, считай, записывай», «Пишем число 15», физкультминутка, игровые упражнения.
Занятие № 18. Числа от 1 до 15.
Цель: учить понимать отношения между числами в числовом ряду, решать примеры в пределах второго десятка.
Содержание: «Обведи правильно», «Решаем примеры», логические задачки, физкультминутка, игровое упражнение.
Занятие № 19. Число 16 .
Цель: знакомить с образованием числа 16 и новой счетной единицей – десятком. Учить писать число 16; измерять линейкой, записывать результаты измерения, сравнивать предметы по его результатам.
Содержание: «знакомимся с образованием числа 16», «Пишем число 16», «Измерь и сравни», физкультминутка, логическая задачка.
Занятие № 20. Математические загадки.
Цель: продолжать учить отгадывать математическую загадку, определять какой математический знак надо писать в примере (+ или -).
Содержание: «Отгадай загадку», игровые упражнения, физкультминутка.
Занятие № 21. Число 17.
Цель: знакомить с образованием числа 17 и новой счетной единицей – десятком. Учить писать число 17; решать примеры в приделах второго десятка.
Содержание: «Знакомимся с образованием числа 17», «Пишем число 17»,
Игровое упражнение, физкультминутка, логическая задачка, «Нарисуй стрелки часам».
Занятие № 22. Число 17.
Цель: продолжать знакомить с образованием числа 17. Закреплять умение записывать число 17.
Содержание: «Продолжать знакомить с образованием числа 17», «Продолжи узор», «Слушай и рисуй».
Занятие № 23. Число 18.
Цель: знакомить с образованием числа 18. Учить писать число 18; правильно пользоваться знаками
Содержание: «Знакомимся с образованием числа 18», «Пишем число 18», игровое упражнение, физкультминутка, логическая задачка, «Нарисуй правильно», «Посчитай и напиши».
Занятие № 24. Число 18, решение примеров.
Цель: закреплять знания об образовании числа 18; последовательности времен года; умение записывать способ образования числа 18.
Содержание: «Знакомимся с образованием числа 18», «Решаем примеры», физкультминутка, «Когда это бывает», «Дорисуй картину».
Занятие № 25. Число 19.
Цель: знакомить с образованием числа 19 и новой счетной единицей – десятком. Учить писать число 19; решать логическую задачу.
Содержание: «Знакомимся с образованием числа 19», «Пишем число 19», игровые упражнения, физкультминутка, логическая задачка.
Занятие № 26. Число 19.
Цель: продолжать знакомить с образованием числа 19. Учить дорисовывать квадраты до знакомых предметов.
Содержание: «Знакомимся с образованием числа 19», игровые упражнения, физкультминутка, «Рисуем лошадку».
Занятие № 27. Число 20.
Цель: знакомить с образованием числа 20 и новой счетной единицей – десятком. Учить писать число 20; решать примеры в пределах второго десятка.
Содержание: «Знакомимся с образованием числа 19», «Пишем число 19», «Решаем примеры», физкультминутка, «Решаем задачу», логические задачи.
Занятие № 28. Арифметические задачи.
Цель: продолжать учить решать арифметическую задачу, примеры в пределах второго десятка.
Содержание: задача «Сколько цветов на столе?», игровое упражнение, «Закрась правильно», физкультминутка, логическая задачка, слуховой диктант, загадка, упражнение на дорисовывание узора.
Занятие № 29. Соотнесение количества предметов с цифрой.
Цель: закреплять умение правильно пользоваться математическими знаками +, - ; отгадывать математическую загадку, записывать решение.
Содержание: «Помоги собачкам правильно написать знаки», «Измерь правильно», физкультминутка, загадка, игровые упражнения.
Занятие № 30. Соотнесение количества предметов с числом
Цель: закреплять умения соотносить количество предметов с числом, решать примеры в пределах второго десятка, рисовать в тетради в большую клетку.
Содержание: «Сосчитай и дорисуй», «Дорисуй правильно», физкультминутка, игровое упражнение, «Дорисуй бабочку».
Занятие № 31. Соответствие между количеством предметов и цифрой.
Цель: закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; ориентироваться в пространстве по отношению к себе, другому человеку; понимать отношения между числами.
Содержание: «Сосчитай и дорисуй», «Нарисуй правильно», логическая задача, физкультминутка, игровое упражнение.
Занятие № 32. Подведение итогов.
Цель: учить решать задачи – шутки с математическим содержанием; примеры, читать запись; отгадывать математические загадки.
Содержание: «Задачи – шутки», «Отгадай загадки», физкультминутка, отгадай математические загадки, «Напиши правильно».
Планируемые формы работы с детьми: игровое задание, игровое упражнение, беседа, логическая задача , загадка, графический диктант, физкультминутка, художественное слово, стихи, задача, игра.
Так же предусмотрено использование следующих методов организации педагогической деятельности:
- наглядные (демонстрация наглядных пособий);
- практические (упражнение, экспериментирование, моделирование);
- игровые (дидактические игры, ролевые игры).
Источники:
Колесникова Е.В. «Диагностика математических способностей детей 6 – 7 лет», методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2012. – 32с.
Колесникова Е.В. «Математика для детей 6 -7 лет» учебно - методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати»3-е изд., дополн. и перераб. – М.:ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.
Колесникова Е.В. «Обучение решению арифметических задач», методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с.
Материалы электронного образовательного ресурса «Социальная сеть работников образования» nsportal.ru от 31.10 2012 г.
Материалы электронного образовательного ресурса den-za-dnem.ru от 31.10.2012 г.
Материалы электронного образовательного ресурса maaam.ru
Материалы электронного образовательного ресурса mbdou8.ru
Литература для родителей и детей:
Колесникова Е.В. «Демонстрационный материал по математике для детей 6 – 7 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64с.
Колесникова Е.В. «Я считаю до 20. Рабочая тетрадь для выполнения заданий по книге «Математика для детей 6 – 7 лет». – М.:ТЦ Сфера, 2012. – 64с.
Смоленцева А.А. «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей». СПб.: Детство – Пресс, 2010. – 112с.