Отдел по образованию Администрации муниципального образования «Новодугинский район» Смоленской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества
Принята на заседании методического (педагогического) совета от «___» __________ 20__г. Протокол № ____________ | Утверждаю: Директор МБУ ДО ДДТ ___________/Игнатенкова О.Г./ «____»________20__ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Занимательная математика»
Возраст детей: 10-13 лет
Срок реализации - 1 год
Автор-составитель:
Роженкова Лариса Владимировна,
педагог дополнительного образования
с. Новодугино
2021 – 2022 учебный год
Оглавление
Пояснительная записка 3
Учебный план 8
Содержание учебного плана 10
Методическое обеспечение программы 13
Список литературы 14
Пояснительная записка
Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по математике. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данная работа имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой – либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать обучающихся математикой, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Программа предназначена для обучающихся 5-6-х классов общеобразовательной школы.
Уровень освоения: базовый.
Рабочая программа «Занимательная математика» разработана на основе требований следующих документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Приказ Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41)
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242)
Устав МКУ ДО «Новодугинский ДДТ»
Актуальность программы обусловлена тем, что она составлена с учетом тенденций развития познавательной и творческой активности учащихся нашего времени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории. В нее включены задания, которые направлены на развитие аналитического мышления и зрительной памяти.
Направленность программы – социально-педагогическая.
Педагогическая целесообразность
данной программы дополнительного образования обусловлена тем, что изучение занимательного материала способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности. Овладение занимательным материалом и умелое его использование на практике помогает разбираться с различными сторонами нашей жизни.
Разработанная программа «Занимательная математика» для 5 - 6 классов основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер и мер времени. Она расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном ряде чисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области является то, что программа построена по блочно-модульному принципу.
В структуру программы входят образовательные блоки:
теория, практика, проекты, каждый из которых реализует отдельную задачу. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, разрабатывать проекты и проводить исследовательскую работу.
Новизна
В данной программе занятия носят занимательный характер, используются увлекательные формы и методы работы. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, обучение демонстрации фокусов, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включённых в программу, способствует развитию речи учащихся.
Новизной можно считать организацию проектной деятельности как исследовательской команды, где каждый из обучающихся занимается своим проектом и в то же время работал на общий результат группы.
Программа позволяет создать комфортную развивающую среду, оказывающую благотворное воздействие на обучающегося, включенного в следующие формы деятельности: учебную, игровую, проектно-исследовательскую.
Цель программы: способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе.
Задачи:
Образовательные:
сформировать приемы решения задач - от самых простых до более сложных;
освоить понятие о математических отношениях;
освоить приемы передачи условия задачи;
изучить основные приемы решения задач;
выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности.
Развивающие:
развить умение наблюдать, анализировать и запоминать увиденное;
развить способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;
развить умение анализировать свое решение задачи в процессе работы, сравнивая его с работами других обучающихся;
сформировать устойчивые навыки проектно-исследовательской деятельности;
развивать способность формирования положительной самооценки обучающегося;
развивать потребность обучающихся в саморазвитии в процессе творческой, проектной и исследовательской работы.
Воспитательные :
воспитывать аккуратность;
воспитывать терпение, наблюдательность, умение доводить работу до конца;
воспитывать интерес к занятию математикой;
Условия реализации программы.
Как правило, на занятия приходят обучающиеся с разным уровнем подготовки. Темп освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы различный, поэтому программный материал изложен таким образом, что каждая последующая тема является логическим продолжением предыдущей, что позволяет решать проблему преемственности обучения по данной программе.
Адресат программы.
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 10-13 лет.
Условия набора.
Для обучения принимаются все желающие без собеседования. Наполняемость группы- 10-12 человек.
Объем программы и сроки реализации – настоящая программа рассчитана на 1 год обучения (144 часа в год).
Формы обучения: очная (возможно применение ДОТ и ЭО)
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Продолжительность учебного часа составляет 45 минут. Перерыв между занятиями – 10 минут. Наполняемость учебных групп соответствует требованиям СанПиН.
Формы организации детей: групповые занятия; индивидуальные занятия (с наиболее одаренными детьми, а также занятия с целью ликвидации отставания в освоении программы);
Формы проведения занятий: вводное занятие, занятия по углублению знаний, контрольное занятие, комбинированная форма занятий, беседа, игра, практическое занятие.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Алгоритм построения учебного занятия
Каждое занятие по программе содержит вводную часть, основную и заключительные части.
Технологии, формы и методы обучения.
В образовательном процессе используются технологии: информационно-коммуникативного обучения, проблемного обучения, разноуровневого обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, технология портфолио, здоровьесберегающие технологии.
Формы занятий, методы и приемы обучения и воспитания используются с учетом возрастных особенностей.
Программа предполагает использование различных форм занятий (занятие-игра, занятие-путешествие, и др.) и методов обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский).
Формы контроля и подведения итогов реализации программы.
Оценка качества реализации программы включает в себя вводный, промежуточный и итоговый контроль обучающихся.
Вводный контроль: определение исходного уровня знаний и умений обучающихся в форме теста, иногда беседы.
Входной контроль осуществляется в начале обучения.
Промежуточный контроль: осуществляется в конце изучения темы и направлен на определение уровня усвоения изучаемого материала. Проводится в форме создания творческой работы.
Итоговый контроль: осуществляется в конце курса освоения программы и направлен на определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических ЗУН, сформированности личностных качеств. Это защита проектов.
Формы и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации:
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты.
знать:
историю возникновения математических символов;
различные системы счисления (мер и весов, денег, времени и т. д.);
биографии выдающихся математиков;
о применении математики в изучении окружающего мира.
уметь:
пользоваться математическими символами и системами счисления;
принимать рациональные решения в различных сферах;
применять теоретические знания при решении задач;
расшифровывать простейшие математические ребусы;
показывать математические фокусы.
Метапредметные результаты
1. Регулятивные:
-определяться с целеполаганием, включая постановку новых целей;
-планировать пути достижения целей;
-проявлять индивидуальные творческие способности;
-самостоятельно контролировать своё время.
-принимать решения в проблемной ситуации;
-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества;
-предлагать помощь, работать в группе.
-учитывать разные мнения и быть готовым к сотрудничеству;
-формулировать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения.
3. Познавательные:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, проблемы;
-работать с информацией;
-выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения.
-строить логические рассуждения;
-осуществлять поиск необходимой информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Личностные результаты
-обучающийся научится ответственно относиться к процессу обучения;
- будут воспитаны нравственные качества патриота;
-углублен интерес к математике путем использования занимательных приемов и методов;
-сформирована потребность обучающихся в саморазвитии в процессе творческой, проектной и исследовательской работы;
-воспитан познавательный интерес и осознанная мотивация к продолжению самостоятельного изучения математики.
Учебный план
№ | Перечень разделов и тем | Всего. | Теория. | Практика. | Форма контроля |
1 | Введение | 2 | 1 | 1 | Тест |
2 | Старинные системы записи чисел | 4 | 1 | 3 | |
3 | Числа великаны | 4 | 1 | 3 | |
4 | Четыре действия арифметики | 4 | 1 | 3 | Тест |
5 | Открытие нуля | 4 | 1 | 3 | |
6 | История линейки | 4 | 1 | 3 | |
7 | Как появились меры длины. Как измеряли на Руси | 4 | 1 | 3 | |
8 | Возникновение денег | 4 | 1 | 3 | |
9 | Денежная система в Древней Руси | 4 | 1 | 3 | Мини-проект |
10 | Как люди научились измерять время | 4 | 1 | 3 | |
11 | Изобретение календаря | 6 | 2 | 4 | Тест |
12 | Из истории мер массы. Система мер русского народа | 4 | 1 | 3 | |
13 | Происхождение метрической системы мер | 2 | 1 | 1 | |
14 | Знаменитые математики | 6 | 1 | 5 | Сообщение |
14 | Происхождение дробей | 4 | 1 | 3 | |
16 | Из истории цифры 7 | 2 | 1 | 1 | |
17 | Покорение космоса и математика | 4 | 1 | 3 | Презентация |
18 | Математика и здоровье человека | 4 | 1 | 3 | Мини-проект |
19 | Геометрия – значит «земледелие» | 4 | 1 | 3 | |
20 | Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками | 4 | 1 | 3 | |
21 | Задачи на смекалку | 4 | 1 | 3 | |
22 | Бережливость дороже богатства | 4 | 1 | 3 | |
23 | Земля – кормилица | 4 | 1 | 3 | |
24 | Экономика и математика | 4 | 1 | 3 | |
25 | Решение геометрических головоломок. | 4 | 1 | 3 | |
26 | Числовые ребусы. Восстановление записей вычислений. Логические рассуждения при восстановлении записей. | 6 | 1 | 5 | |
27 | Основные приемы решения математических ребусов. | 4 | 1 | 3 | |
28 | Решение ребусов с целиком зашифрованной записью, с частично зашифрованной записью | 6 | 2 | 4 | |
29 | Фокусы с предсказанием результатов действий. Фокусы с отгадыванием чисел. | 6 | 2 | 4 | |
30 | Фокусы, основанные на быстром счете. Фокусы, основанные на свойствах числа 9. | 6 | 2 | 4 | |
31 | Демонстрация фокусов с последующим объяснением их секрета. Обучение демонстрации фокусов. | 8 | 1 | 7 | |
32 | Решение задач международной математической игры-конкурса «Кенгуру» | 8 | | 8 | Презентация |
33 | Итоговое занятие | 2 | | 2 | Тест |
Итого 144 часа
Содержание учебного плана Введение
Теория: Задачи курса и знакомство со структурой работы.
Практика: Начальная диагностика – входной контроль
2. Старинные системы записи чисел
Теория: Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы.
Практика: Стихотворение о математике. Игра «Гномик». Занимательные задачи.
3.Числа великаны
Теория: История возникновения названия – «миллион», «миллиард», «триллион» и другие.
Практика: Задачи на смекалку. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».
4. Четыре действия арифметики
Теория: Как появились знаки «+», «·», «×», «:».
Практика: Стихотворения об умножении и делении. Занимательные задачи. Игра «Математический футбол».
5. Открытие нуля
Теория: История открытия нуля.
Практика: Стихотворение о нуле. Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».
6. История линейки
Теория: История линейки в России.
Практика: Занимательные задачи. Загадки. Игра « Пифагор о числе».
7. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси
Теория: Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские.
Практика: Чтение стихотворений. Занимательные задачи. Игра «Математический бег».
8. Возникновение денег
Теория: Возникновение денег, как и откуда произошли их названия.
Практика: Занимательные задачи. Стихи. Игра « Математическая мозаика».
9. Денежная система в Древней Руси
Теория: Появление названий рубль и копейка. Старинная русская денежная система.
Практика: Задачи-шутки, кроссворды.
10. Как люди научились измерять время
Теория: Возникновение мер времени. Сутки – первая естественная единица измерения времени.
Практика: Стихотворения о геометрических фигурах. Занимательные задачи. Игра «Какой цифры не стало».
11. Изобретение календаря
Теория: Название месяцев и их продолжительность, крупные единицы времени – год и век.
Практика: Стихотворения. Ребусы, кроссворды. Загадки о времени. Игра «Математический цветок».
12. Из истории мер массы. Система мер русского народа
Теория: Измерение количества вещества по его массе. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России.
Практика: Занимательные задачи, стихотворения о математике. Игра по геометрии «Почтальон».
13. Происхождение метрической системы мер
Теория: Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов. Метр и килограмм.
Практика: Стихотворения о линейке и циркуле. Занимательные задачи. Загадки. Игра-соревнование «Пройди по цепочке».
14. Знаменитые математики
Теория: Софья Васильевна Ковалевская – первая женщина математик. Леонард Эйлер – идеальный математик.
Практика: Занимательные задачи. Игра «Лабиринт». Сообщения.
15. Происхождение дробей
Теория: Когда появились дроби. Как человек стал ими пользоваться.
Практика: Стихотворения. Игра – соревнование «Кто быстрее ставит стрелки».
16. Из истории цифры 7
Теория: О числе и цифре 7. Пословицы и поговорки. Почему в неделе 7 дней.
Практика: Сообщения. Игра «Молчанка».
17. Покорение космоса и математика
Теория: Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе.
Практика: Задачи, связанные с историей освоения космоса. Стихотворения о космосе. Игра «Полёт на Марс».
18. Математика и здоровье человека
Теория: Основы здорового образа жизни и математика.
Практика: Занимательные задачи, связанные с валеологией. Игра «Расшифруй слово». Стихотворения о пользе здорового образа жизни.
19. Геометрия – значит « земледелие»
Теория: История возникновения геометрии как науки.
Практика: Конкурс рисунка и аппликации «Геометрия вокруг нас». Стихотворения о геометрических фигурах. Игра «Из каких геометрических фигур состоит рисунок».
20.Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками
Теория: Виды многоугольников. Треугольник, квадрат и шестиугольник могут полностью замостить плоскость без пробелов и перекрытий.
Практика: Вычерчивание паркетов, раскрашивание их. Стихотворения о геометрических фигурах.
21. Задачи на смекалку
Теория: Принципы решения задач.
Практика: Задачи на смекалку. Стихотворения.
22. Бережливость дороже богатства
Теория: Пути экономии в домашнем хозяйстве.
Практика: Решение оригинальных задач. Кроссворды. Викторина. Пословицы и поговорки о бережливости и экономии. Игра – соревнование «Как вы бережёте свои вещи».
23. Земля – кормилица
Теория: О бережном отношении к земле, умелом её использовании для производства продуктов питания.
Практика: Оригинальные задачи. Огород на подоконнике. Стихотворения. Мини-кроссворд.
24. Экономика и математика
Теория: Раскрытие содержательной стороны экономических понятий через математические задания.
Практика: Игры «Аукцион-44», «Ярмарка-49».
25. Решение геометрических головоломок
Теория: Равновеликие и равносоставленные фигуры. Геометрические головоломки.
Практика: Решение геометрических головоломок.
26 - 28. Математические ребусы
Теория: Числовые ребусы. Восстановление записей вычислений. Логические рассуждения при восстановлении записей. Основные приемы решения математических ребусов.
Практика: Решение ребусов с целиком зашифрованной записью, с частично зашифрованной записью.
29 – 31 Математические фокусы
Теория: Фокусы с предсказанием результатов действий. Фокусы с отгадыванием чисел. Фокусы, основанные на быстром счете. Фокусы, основанные на свойствах числа 9.
Практика: Демонстрация фокусов с последующим объяснением их секрета. Обучение демонстрации фокусов. Фестиваль «Математические чудеса и тайны».
32. Решение задач международной математической игры-конкурса «Кенгуру»
33. Итоговое занятие
Методическое обеспечение программы
При разработке программы учитываются ведущие принципы образования:
Принцип программно-целевого подхода, направленный на практический результат;
Принцип доступности знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности;
Принцип актуализации знаний и умений, мотивированность всех ситуаций с точки зрения реальных потребностей обучающихся;
Принцип индивидуализации и дифференциации;
Принцип здоровьесбережения;
Учебные занятия проводятся в учебном кабинете, оборудованном таблицами, схемами, памятками
Материально-техническое обеспечение
№ | Наименование |
п/п | |
| Ноутбук |
| Стол |
| Стул |
| Мультимедийный проектор |
| Экран |
| Диски |
| Плакаты |
Информационное обеспечение:
Подключение к сети Интернет.
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, имеет высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы.
Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.
Список литературы
для педагога:
1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. - М.: Просвещение,2005 .
2. Журналы «Квант», 1976-2008 гг.
3. Журналы «Математика в школе», 1980-2008.
4. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. - М.: Просвещение, 1981.
5. Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы): Учеб. пособие, 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002.
6. Пчелинцев ФА., Чулков П.В. Математика. 5-6 классы. Уроки математического мышления с решениями и ответами. 2-е изд., испр. М.: Издат-школа, 2000. .
7. Руденко В.Н., Бахурин ГЛ., Захарова ГЛ. Занятия математического кружка в 5-м классе. М.: Издательский дом «Искатель», 1999.
8. Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса. СПб.: СМИО Пресс, 2001.
9. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2003.
10. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. - М.: Просвещение, 2001.
11. Чименгирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. - М.: Просвещение, 1993.
12. Фарков А.В. Математические кружки в школе. – М. Айрис-пресс, 2007
13.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. 3-е изд., испр. и доп. М.:.Айрис-пресс, 2004.
14.Фарков А.В. Олимпиадные задачи по математике и методы их решения. М.: Народное образование, 2003.
15. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
16. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. -М.: Просвещение, 1996.
для обучающихся
1. Алееницкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. - М., 2005.
2. Асарина Е.Ю., Фрид М.Е. Математика выводит из лабиринта. - М.: Контекст, 1997.
3. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. - М.: Просвещение, 1994.
4. Екимова МЛ., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.
5. Кордемский Б.А. Великие жизни в математике. - М.: Просвещение, 1995.
6. Минковский В.Л. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 2005.
7. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. М.: Просвещение, 2002.
8. Чистяков В.Д. Исторические задачи. - М: Просвещение, 2002.
9. Чистяков В.Д. Рассказы о математике. - М: Просвещение, 2001.
10. Шарыгин И.Ф. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы. М.: Дрофа, 2003.