МБОУ «Ривзаводская СОШ»
Программа кружка внеурочной деятельности
«Зеленая лаборатория»
2018-2019г.
Руководитель: Курочкина Н.А.
Цели образовательной программы:
сформировать у обучающихся чувство любви, сознательное и бережное отношение к лесу и его обитателям;
сформировать культуру поведения в лесу;
развить осознанный интерес по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;
дать начальные знания об основах лесоведения;
организовать трудовое воспитание обучающихся;
создать условия для профессионального самоопределения.
Задачи образовательной программы
освоение начальных знаний, умений и навыков по изучению обитателей леса;
теоретическое ознакомление с мероприятиями по уходу и восстановлению леса;
формирование и развитие умений, практических навыков проведения исследования строения дерева;
приобретение обучающимися трудовых навыков выполнения лесовосстановительных работ;
приобретение знаний о рациональном, неистощительном использовании лесных ресурсов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения образовательной программы обучающиеся
должны знать:
о роли и значении леса в жизни населения страны и Тверской области;
о способах природоохранной деятельности.
о правилах поведения в лесу;
уметь собирать лекарственные растения, грибы и ягоды;
уметь распознавать обитателей леса, уметь определять биологические следы обитателей леса.
о направлениях деятельности организаций и предприятий лесного хозяйства Тверского региона;
должен уметь:
осуществлять природоохранные работы по посадке леса, его выращиванию, уходу и защите;
распознавать основные породы древесной растительности Российской федерации и Тверского региона.
использовать имеющиеся знания для дальнейшего изучения лесных богатств;
проводить наблюдения, исследования в природе;
разумно использовать лесные ресурсы.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Часы |
| Темы теоретических занятий | |
1 | Введение. Основные понятия науки о растительности. | 1 |
2 | Значение леса. | 1 |
3-4 | Практическая работа «Изучение живого напочвенного состава лесного фитоциноза» | 2 |
5 | Лабораторная работа «Формы жизни растений леса». | 1 |
6 | Лабораторная работа «Строение побегов». | 1 |
7 | Лабораторная работа «Строение почек». | 1 |
8 | Лабораторная работа «Строение и расположение листьев на побеге». | 1 |
9 | Лабораторная работа «Строение и расположение хвоинок на побеге». | 1 |
10 | Лабораторная работа «Строение древесины и сердцевины». | 1 |
11 | Лабораторная работа « Строение шишек и семян сосны и ели». | 1 |
12 | Определение плодов и семян лесных растений | 1 |
13-14 | Лес и грибы. Определение ядовитых и съедобных грибов. | 2 |
15 | Животные леса. Насекомые леса | 1 |
16 | Способы сохранения, монтажа насекомых и оформление энтомологических коллекций | 1 |
17-18 | Птицы леса | 2 |
19-20 | Звери | 2 |
21-25 | Биологические следы обитателей леса. Определение принадлежности живых организмов по биол. Следам. | 5 |
26-29 | Изучение почвенных беспозвоночных животных | 5 |
30-31 | Охрана и защита леса. Лесные пожары | 2 |
32-33 | Вредители леса. Изучение мест повреждения коры. | 2 |
34 | Красная книга Тверской области. Краснокнижники леса. | 1 |
| Всего | 34 |
Учебно-методические обеспечение образовательной программы
Плакаты и таблицы:
основные элементы и признаки леса;
календарь сроков цветения и сбора семян основных древесных и кустарниковых пород;
техника безопасности при сборе плодов и семян с растущих деревьев;
виды зеленых насаждений;
типы птичьих домиков;
наиболее распространенные грибы (съедобные и ядовитые);
болезни леса;
охрана лесов от пожаров;
виды лесных пожаров;
Образцы и коллекции:
набор семян древесных и кустарниковых пород;
образцы повреждений насекомыми и болезнями стволов, побегов, почек, листьев, хвои;
гербарии основных лесообразующих пород;
гербарии лекарственных растений;
коллекции шишек основных лесообразующих пород;
муляжи основных видов съедобных и ядовитых грибов.
Инструменты и оборудование:
для сбора гербария: гербарные папки, гербарные сетки, лупы;
Измерительные приборы и инструменты:
мерные ленты, рулетки, компасы.
Оргтехника:
Список рекомендуемой литературы
Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012)
Программа развития движения школьных лесничеств (Приказ Рослесхоза от 16.04.2012 г. № 145)
Пономарева И.Н., Корнилова О.А. Кучменко В.С. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой.- 2-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005. 240с.: ил.
Константинов В.М. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко: под ред. проф. В.М. Константинова. – 4 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 304 с.: ил.