ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Зеленая лампа»
Разработчик программы:
Большакова Л.П., учитель русского языка и литературы
Филиала МАОУ «Беркутская СОШ» «Южная СОШ»
Информационная карта к ПРОГРАММЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА»
ФИО педагога Большакова Л.П
По типу создания: типовая, адаптированная
По образовательной области: социальная практика,
словесность
По способам реализации: творческая
По направлениям деятельности: социально-педагогическая
профориентация,
По формам реализации: индивидуально-групповые
По продолжительности
реализации: двухгодичная
По возрасту: для основной школы
ПРОГРАММЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА»
Раздел 1. Пояснительная записка
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нем, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своем социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в данной программе.
Школьная газета – мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, совершенствованию и развитию навыков литературного творчества, повышению грамотности, приобретению первого журналистского опыта.
Тематика газеты отражает проблемы повседневной школьной жизни: учебу, досуг, творчество, спорт и др.
Настоящая программа рассчитана на 2 года: 136 часов по 2 часа в неделю. Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 12–17 лет.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребенка.
Актуальность данной программы состоит в том, что она дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества, раскрывает творческие способности учащихся при освещении школьных событий, идет освоение новых информационных технологий (освоение программ, которые не рассматриваются в рамках школьной программы по информатике и информационным технологиям), создает живую, активно работающую информационную среду
Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, развить творческие способности подростков.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Развивающие:
– развитие образного и логического мышления;
– развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
– формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
– овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
– формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
– формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Оздоровительные:
- создание условий для эмоционального, благополучия, психического и физического здоровья детей
Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики являются: интерес к журналистике как профессии; желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Ожидаемый результат:
– умение построить устное и письменное сообщение;
– умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
– умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
– самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода
Концептуальные основы программы:
Педагогические технологии:
Педагогика сотрудничества
Личностно-ориентированная педагогика
Метод проектов
Принципы обучения:
Доступность
Последовательность
Коллективность
Индивидуализация воспитания
Вариативности
Связь с жизнью
Гуманистической направленности
Методы обучения:
Словесный
Эвристический
Игровой
Практический
Формы обучения:
К концу обучения по данной программе учащиеся должны знать:
Основные жанры журналистики
Основные жанры публицистики
Уметь создавать тексты в различных жанрах публицистики
Уметь верстать газету
Уметь редактировать тексты
При составлении данной программы был упор на историю журналистики, теоретические знания.
Набор учащихся проводится по принципу свободного выбора, при наличии у ребенка желания заниматься данным видом деятельности.
Продолжительность реализации программы 2 года. Занятия проходят 2раз а в неделю. Продолжительность занятия 40 минут
Годы обучения | Количество обучающихся в группе | Количество часов неделю | Количество часов в день |
1 | 12-15 | 2 | 68 |
2 | 10-12 | 2 | 68 |
Материально-техническое обеспечение выполнения программы:
компьютер
сканер
копировальная техника
Фотоаппарат
Раздел II Содержание программы
Тема 1
Журналистика как профессия. Профессиональные качества журналиста. Из истории журналистики. Этико-правовые основы журналистики.
Тема 2
Основные жанры журналистики. Общая характеристика. Информационные жанры. Заметка. Отчет. Интервью. Репортаж. Особенности жанров.
Аналитические жанры. Аналитический отчет, интервью, опрос, беседа, комментарий, резюме, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья Художественно-публицистические жанры. Зарисовка. Очерк. Фельетон. Заметка. Репортаж. Дневник. Путешествие. Отзыв. Портретный очерк. Языковые и композиционные особенности художественно-публицистических жанров.
Тема 3
Основные методы сбора информации. Изучаем документы, наблюдаем, работаем с людьми.
Тема 4
Язык журналистики. Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. Стилистические пласты лексики. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Тема 5
Номер газеты. Редакционный коллектив. Дизайн газеты. Создание газеты в формате Publisher. Создание макета газеты в Microsoft Word. Вставляем текст и иллюстрации. Выбираем шрифт. Размещаем фотографии и иллюстрации.
Раздел III
Учебный план
Первый год обучения
№ | Тема | Общее количество часов | Теория (количество часов) | Практика (количество часов) |
1 | Вводное занятие. Организация редколлегии. Инструктаж по технике безопасности | 2 2 | 1 | 1 |
2 | Журналистика как профессия. Функции журналистики. Разработка основных разделов школьной газеты | 2 | 1 | 1 |
3 | Введение в систему основных жанров журналистики. | 2 | 1 | 1 |
4 | Дизайн газеты. Выпуск праздничного номера ко Дню учителя. | 2 | 1 | 1 |
5 | Основные методы сбора информации | 2 | 1 | 1 |
6 | Информационные жанры журналистики. | 2 | 1 | 1 |
7 | Аналитические жанры Разнообразие аналитических жанров | 2 | 1 | 1 |
8 | Создание макета газеты в Microsoft Word Подготовка новогоднего выпуска газеты. Отбор материала | 4 | | 4 |
9 | Художественно-публицистические жанры | 4 | 2 | 2 |
10 | Очерк. Разновидности очерка как портретный очерк и проблемный очерк. | 4 | 2 | 2 |
11 | Портретный очерк. Особенности портретного очерка. | 2 | 1 | 1 |
12 | Заметка. Разновидности заметки | 2 | 1 | 1 |
13 | Письмо в газету. Языковое оформление письма. | 2 | 1 | 1 |
14 | Вставляем текст и иллюстрации. Выбираем шрифт. Редактирование и выпуск номера газеты | 6 | 2 | 4 |
15 | Статья. Языковые и композиционные особенности статьи. | 4 | 2 | 2 |
16 | Путешествие. Черты жанра. | 4 | 2 | 2 |
17 | Язык журналистики. Профессиональная лексика | 4 | 2 | 2 |
18 | Жанровые особенности журналистики | 4 | 2 | 2 |
19 | Размещаем фотографии и иллюстрации. Подготовка и выпуск номера газеты | 6 | | 6 |
20 | Стилистические фигуры речи | 3 | 3 | |
21 | Стилистические фигуры в тексте газетных статей | 6 | 2 | 4 |
22 | Итоговое занятие. Экскурсия в редакцию газеты «Ялуторовская жизнь» | 3 | | 3 |
| Итого | 72 | 29 | 43 |
| Всего | 72 |
Второй год обучения
№ | Тема | Общее количество часов | Теория (количество часов) | Практика (количество часов) |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 4 | | --4C |
2 | Роль и значение прессы в современном мире | 4 | 2 | 2 |
3 | Композиция материала. Выпуск поздравительного номера ко Дню учителя. Редактирование номера | 6 | 2 | 4 |
4 | Основные типы построения текста. Выпуск номера по итогам 1-й четверти. | 6 | 2 | 4 |
5 | Анализ газетных и журнальных публикаций | 6 | 2 | 4 |
6 | Различные виды сбора информации. Выпуск новогоднего номера | 6 | 2 | 4 |
7 | Малые жанры журналистики | 6 | 2 | 4 |
8 | Интервью – особенности жанра. Выпуск номера по итогам 3-й четверти | 6 | 2 | 4 |
9 | Роль статьи в публицистике | 4 | 2 | 2 |
10 | Виды репортажа. Экскурсия в редакцию «Ялуторовская жизнь» | 6 | 2 | 4 |
11 | Очерк – близость к малым формам художественной литературы | 6 | 2 | 4 |
12 | Сатирические жанры публицистики | 6 | 2 | 4 |
13 | Особенности работы журналиста в печатных изданиях. Экскурсия в типографию. Выпуск итогового номера газеты. | 6 | 2 | 4 |
| Итого | 72 | 26 | 46 |
Раздел IV Календарно – тематическое планирование (1-ый год)
№ | Тематика занятий | Форма занятия | Дата (план – факт_ |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | Беседа | |
2 | Распределение ролей Анализ газет прошлых лет | Беседа, анализ рубрик школьной газеты прошлых лет | |
3 | Журналистика как профессия. Функции журналистики | лекция | |
4 | Разработка основных разделов школьной газеты | Круглый стол | |
5- 6 | Основные жанры журналистики | Лекция, практикум | |
7 | Дизайн газеты. Создание газеты в формате Publisher. Публицистический стиль речи | Презентация «Основные понятия стилистики. Публицистический стиль» | |
8 | Основные методы сбора информации. Работа с документами и людьми | Беседа | |
9 | Работа на школьном сайте. Выпуск праздничного номера ко Дню учителя. | Презентация «Виды тропов и стилистических фигур» | |
10 | Выпуск праздничного номера ко Дню учителя. | Практикум | |
11 | Информационные жанры | Лекция | |
12 | Написание заметки, репортажа, интервью | Практическая работа в группах | |
13 | Аналитические жанры | Лекция | |
14 | Аналитические жанры. Практическая работа Работа на сайте | Практическая работа в группах | |
15 | Создание макета газеты в Microsoft Word | ИКТ | |
16 | Классификация ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение | Презентация «Коммуникативные качества речи» | |
17 | Художественно-публицистические жанры (Зарисовка, очерк, заметка, репортаж) Работа на сайте | Лекция Презентация «Выразительные средства языка» | |
18 | Художественно-публицистические жанры (Дневник, путешествие, очерк) | Презентация «Художественный стиль речи» | |
19-20 | Практическая работа над газетным номером | Групповая и индивидуальная работа | |
21-23 | Очерк. Разновидности очерка Работа на сайте | Презентация «Культура речи и языковая норма» | |
23-24 | Практическая работа. Языковые особенности очерка | Презентация «Выразительные средства языка» | |
25 | Работаем над очерком | Групповая работа | |
26 | Виды заметок | Лекция | |
27 | Заметка информационного характера. Заметка-благодарность | Практическая работа Презентация «Наша книга» | |
28-29 | Письмо в газету. Языковое оформление письма. | Учимся работать со словарём | |
30-31 | Работа над новогодним номером и на сайте | Инд. И групповая работа | |
32-33 | Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Новогодняя сказка | Презентация «Морфологические нормы» Инд. и групповая работа | |
34 | Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции), | Групповая работа с газетным материалом | |
35 | Вставляем текст и иллюстрации. Выбираем шрифт. Практическая работа | «Слова-помощники» Инд. И групповая работа | |
36-37 | Статья. Языковые и композиционные особенности статьи. | Лекция Презентация «Морфологические нормы» «Синтаксические нормы» | |
38-41 | Практическое занятие. Написание статьи. Анализ работ | «Текст» Инд. И групповая работа | |
42-43 | Путешествие. Черты жанра. | Лекция | |
44-45 | Путевые заметки. Практическая работа | Инд. Работа | |
46-47 | Язык журналистики. Профессиональная лексика | «Диалектные слова и их роль в тексте» «Заимствованные слова и их роль в тексте» | |
48-49 | Заметка на дискуссионную тему Работа на сайте | Практическая работа | |
50-53 | Работа над газетным номером | Практическая работа | |
54 | Роль фотографа в журналистике | Конкурс «Полигло | |
55 | Конкурс фотографий «Весенние каникулы» | Конкурс | |
56-58 | Стилистические фигуры речи | Лекция, презентация | |
59 | Стилистические фигуры в тексте газетных статей | Лекция, презентация | |
60 | Практическая работа. Анализируем газетную статью | Практикум | |
61-62 | Творческая работа «Всё в лесу поёт» | Практикум | |
63-64 | Экскурсия в редакцию газеты | экскурсия | |
65-66 | Встреча с ветеранами ВОВ. Интервью | Круглый стол | |
67 | Моя газета. «Если бы я был редактором…» | Круглый стол | |
68 | Заключительное занятие | Круглый стол | |
Список литературы:
Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ Авт.: О.И. Лепилкина и др. – М.: Вентана-Граф, 2006
Гринина-Земскова А.М. сочинения в газетных жанрах. 5-9 классы. - Волгоград: Учитель, 2006
Лобанова В.Ю. Работа над сочинениями публицистических жанров: Пособие для учителей. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008