Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Раисинская средняя школа»
Убинского района Новосибирской области
«Рассмотрено» « Согласовано»
на заседании МО учителей Заместитель директора по ВР
эстетико-оздоровительного _____________М. С. Скрипник
и естественно-научного цикла « »________________2020г
протокол №______
от __________2020г_
рабочая программа
кружка
«От скуки на все руки»
для учащихся 5-10 классов
срок обучения – 1-й год обучения
4 часа в неделю (136 часов)
Составила: учитель ИЗО и технологии
Гусакова Марина Владимировна
2020
«Удивляйся сам и удивляй других»
Пояснительная записка.
Как часто мы задумываемся над тем, чтобы такое подарить друзьям, родным или знакомым к празднику или просто, когда хочется сделать приятное другому человеку? Этот вопрос неизменно возникает у каждого из нас в канун какого-нибудь торжества, а вот ответ на него найти порой нелегко, даже если мы отлично изучили вкусы людей, для которых этот подарок предназначается. Конечно, проще всего пойти в магазин и купить первую попавшуюся вещь из разряда «более или менее». Но всегда ли нужно связывать подарок с денежной затратой, да еще, может быть, обременительной для себя? Говорят, что дорог не подарок, а внимание, но все-таки подумайте о том, что только оригинальная и практичная вещь будет всегда одобрена и сумеет прослужить своему хозяину верой и правдой более длительный срок, чем бесполезная, штампованная безделушка.
Изготовить неординарный подарок собственноручно – вот блестящий выход из затруднительного положения! Тем более что такая вещь в своем роде уникальна, она имеет собственное лицо, и вы можете быть уверены, что ее будущий владелец станет хранить ее у себя в доме гораздо бережнее, чем какой-либо покупной подарок. Даже небольшой подарок, сделанный своими руками, поможет укрепить дружбу, доставит радость и удовольствие.
В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной мыслящей личности, в развитии самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и саморазвитии. Проблемы совершенствования гуманитарно - эстетического образования в общеобразовательных учреждениях обуславливает необходимость нового методолого – теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности воспитанника.
Одним из факторов, оказывающим влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие декоративно – прикладным творчеством, так как оно дает возможность самовыражения и самореализации личности в конкретных образах. Декоративно - прикладное творчество по своей природе богато и разнообразно. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию творческой гармонично развитой личности. Народное творчество уникальный мир духовных ценностей - это корневая система, питающая древо современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному декоративному творчеству как к целостной системе, ибо только целостный подход в единстве познания и разнообразных форм художественной деятельности обеспечивает осознанное и активное участие школьника (воспитанника) в творческом преобразовательном процессе в любых сферах общественной жизни. Развитие творческих способностей должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
Социально – экономическая ситуация в нашей стране требует от ребят творческой инициативы и коммуникабельных способностей. Человек, обладающий умением творчески подходить к решению различных проблем, будет чувствовать себя уверенно в самых неожиданных ситуациях бытового и социального общения. Чем раньше начать формирование у ребенка перечисленных умений и навыков, тем проще ему будет адаптироваться в сложных современных условиях.
На уроках технологии обучающиеся поверхностно знакомятся с семейными праздниками, традициями и обрядами, с тем, что принято дарить в эти праздники. Данный курс позволяет полнее познакомить школьников с семейными традициями и народными обрядами, нацелен на развитие их творческих способностей и знакомство с понятием «дизайн».
Новизна программы состоит в том, что обучающиеся углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью, рисованию, лепке, работе с самыми различными материалами, такими как бисер, пайетки, стразы, пористая пенка и фоамиран; знакомятся с новыми для них видами творческой деятельности на основе ДПИ и современных технологий обработки материалов. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни, безусловно, позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. Данная программа позволяет приобщить обучающихся к полезным видам рукоделия. Все предложенные виды рукоделия приносят огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности ребенка. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности. Это можно достичь во внеклассной работе, занимаясь в разных кружках.
Данный курс разработан для обучающихся 5-10-х классов и рассчитан на 136 часов, занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. Обучение проводится на базе кабинета технологии.
Программа кружка предусматривает преемственность с содержанием уроков технологии и предполагает связь с такими учебными дисциплинами, как «история», «литература», «география», «изобразительное искусство», «мировая художественная культура».
Программа кружка «От скуки на все руки» предполагает выполнение работ в разных техниках: бумагопластика и скрапбуккинг, свит-дизайн, пейп-арт, декупаж, лепка, бисероплетение и изготовление брошек, работа с фоамираном и т.д. Возможными результатами деятельности могут быть декоративные предметы, используемые для декора интерьера, подарка родным и друзьям.
Основные методы обучения: беседы, объяснения, индивидуально-творческая деятельность, сбор информации и ее обработка.
При отборе материала использовались интернет-ресурсы, книги, журналы, открытки и фотографии, презентации и фильмы, отвечающие интересам и психологическим особенностям обучающихся данного возраста.
Учебно-методическое обеспечение кружка
Нормативно-правовой базой при составлении программы кружка «От скуки на все руки» являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
- Серия «Стандарты второго поколения» «Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор» П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение, 2010 год;
Цель: Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через обучение специальным навыкам работы с инструментами и приспособлениями; овладение техниками изготовления предметов декоративно - прикладного искусства, технологией обработки различных материалов и дизайнерскими разработками и находками.
Задачи:
сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить ценить красоту;
изучать народные традиции и обряды, семейные праздники;
совершенствовать практические умения и навыки при изготовлении изделий, которые могут быть использованы в качестве подарка, а также для оформления интерьера и дома;
воспитывать трудолюбие и культуру поведения;
познакомить с профессией дизайнера.
На протяжении всего курса будут организованы творческие выставки, ребята будут принимать участие в районных и областных конкурсах. В качестве конечного результата обучения предусмотрена итоговая выставка творческих, проектных работ учащихся.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Обучающийся будет знать:
общие сведения о традициях и обрядах, семейных праздниках, о том, что принято дарить в эти праздники;
понятие «дизайн», особенности композиций в декоративно-прикладном творчестве;
этапы проектирования и создания декоративных изделий, подарков, сувениров;
построение узоров, цветовую гамму, символику;
свойства материалов и инструментов, используемых при изготовлении декоративных изделий, подарков и сувениров.
Обучающийся будет уметь:
проектировать и создавать декоративные изделия, сувениры, соответствующие празднику или торжеству с учетом закономерностей дизайна;
подбирать соответствующие материалы для изделий;
правильно пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями при выполнении работ;
оформлять и дарить подарки.
правильно определять круг вопросов и проблем, решаемых при выполнении своей работы;
формулировать требования к своему изделию;
анализировать что получилось, а что нет.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию;
реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся будет способен проявлять следующие отношения:
без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
работать в коллективе, группе;
презентовать работу общественности.
Формы организации учебной деятельности:
• индивидуальная;
• индивидуально-групповая;
• групповая (или в парах);
• фронтальная;
• конкурс;
• выставка.
Предусматривается возможность привлечение к данному виду деятельности родителей, что позволит укрепить семейные взаимоотношения.
Используемые технологии и методики: проблемное обучение, уровневая дифференциация, моделирующая деятельность, поисковая деятельность, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.
Особое место в проведении занятий занимает самооценивание, цель которого – осмысление обучающимися собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.
Основной вид занятий – практический.
При реализации программы «От скуки на все руки» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:
- репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);
-объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, мастер - классы, презентации);
-проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
-поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод);
- эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых);
- методы развивающего обучения;
- метод взаимообучения;
- метод игрового содержания.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес воспитанников к учебному процессу.
В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:
устойчивый познавательный интерес к видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов;
желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать уже имеющиеся ЗУН;
умение осознавать свои трудности, стремится к их преодолению, адекватное понимание причин успешности и неуспешности творческой деятельности;
осознание себя как гражданина, представителя определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность бережно относится к окружающей среде;
эмоционально ценностное отношение к добросовестному творческому труду.
В сфере метапредметных универсальных учебных действий:
Регулятивные универсальные учебные действия, которые связаны со способностью детей ставить цели, планировать действия по достижению цели и оценивать результат обучающиеся научатся:
планировать необходимые действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно оценивать свои достижения по определенным критериям;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
использовать инструменты, организовывать своё рабочее место, следовать режиму учебной деятельности;
проговаривать последовательность действий при работе с технологическими картами и схемами;
высказывать своё предположение при выполнении изделия;
выбирать тему работы;
составлять план решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия, обусловленные умением искать информацию, связанную с обучением обучающиеся научатся:
читать, слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в дополнительной литературе, в интернете;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
осуществлять для решения творческих задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы;
анализировать устройство изделий;
выделять и называть части изделия, способы соединения деталей.
Коммуникативные универсальные учебные действия, связанные со способностью осуществлять продуктивное общение совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации обучающиеся научатся:
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах, распределять обязанности;
владеть монологической и диалогической формами речи;
разрешать конфликты.
Предметными результатами освоения программы будут:
знания основы цветоведения;
знания различных видов материалов и их свойств, их использование при изготовлении творческих изделий;
знания видов соединения материалов, их применение на практике;
соблюдение правила техники безопасности.
знания истории основных календарных и семейных праздников: Новый год, Рождество, День матери, день рождения и т.д.;
знания истории некоторых старинных праздников: Масленица, Пасха и т.д.
проявление активного интереса к их истории;
умение делать тематические подарки и их упаковку;
знания, как можно декорировать квартиру, дом.
Методы оценки результативности программы:
посещаемость;
отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
практические материалы;
мониторинг участия в выставках и конкурсах.
Обучающимся предлагается 8 разделов, объединенных единой смысловой направленностью.
Содержание программы (136 ч.)
Тема 1.
Введение. 2 ч.
Цели и задачи курса. Программа курса. Понятие о «дизайне». Демонстрация образцов декоративных изделий, сувениров, видов упаковки подарков.
Тема 2. Традиционные и семейные праздники. 14 ч.
Виды праздников. Личные праздники: дни рождения, юбилеи, именины. Детские праздники: дни рождения, крестины, совершеннолетие. День матери, день семьи. Что дарят на традиционные и семейные праздники.
Практическая работа: просмотр дизайнерских разработок. Выбор и разработка открытки, сувенира или подарка к личному празднику родителей, брата или сестры, бабушки или дедушки. Выбор и разработка открытки, сувенира или подарка к детскому празднику.
Тема 3. Общие праздники. 25 ч.
Новогодние и рождественские традиции. Оформление и вручение новогодних и рождественских подарков. Оформление квартиры, дома к празднику. Профессия «дизайнер».
Практическая работа: просмотр дизайнерских разработок. Выбор и разработка открытки, сувенира или подарка на Новый год для детей и взрослых. Изготовление подарка на Рождество, сочельническая кукла. Оформление и вручение этих подарков.
Тема 4. Весенние праздники. 10 ч.
Весенние праздники: Масленица, Благовещение, Пасха, 8 Марта. Народные обряды и традиции. Пасхальный стол. Оформление и вручение подарков к этим праздникам.
Практическая работа: просмотр дизайнерских разработок. Изготовление пасхального сувенира. Как покрасить пасхальные яйца. Весенняя кукла «мартеничка». Выбор и изготовление открытки, сувенира к 8 Марта.
Тема 5. Праздник любят все. 12 ч.
Подарки мужчинам, женщинам и детям. Православные праздники. Подарки и сувениры к 14 февраля, 23 февраля. Оформление интерьера. Свадьба, новоселье. Народные обряды и традиции. Сувениры и подарки к этим праздникам. Оформление и вручение подарка.
Практическая работа: просмотр дизайнерских разработок. Выбор и разработка открытки, сувенира или подарка к одному из праздников.
Тема 6. Упаковка делает вещь подарком. 13 ч.
Виды упаковочных материалов. Материалы, инструменты и оборудование, используемые при оформлении. Правила оформления подарка. Банты, розетки, упаковочные коробки и пакеты. Правила вручения подарка.
Практическая работа: просмотр дизайнерских разработок. Разработка и изготовление упаковки, оформление подарка по своему выбору.
Тема 7. Всякая всячина. 30 ч.
Работа с фоамираном. Изготовление броши или заколки.
Работа по изготовлению брошек из бисера, пайеток и страз.
Свит-дизайн. Сладкие подарки.
Дизайн спальни. Оформление окна.
Тема 8. Готовимся к конкурсам. 28 ч.
Работы на разные конкурсы (рисунки, поделки, проекты).
Тема 9. Итоговое. 2 ч.
Выставка творческих, проектных работ учащихся выполненных на занятиях и самостоятельно. Подведение итогов.
Материально-техническое обеспечение кружка
Компьютер.
Мультимедийная система.
Видеофильмы и презентации по разделам программы.
Швейные машины.
Утюг.
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
Горячий пистолет.
Акриловые и другие краски. Лаки.
Обучающиеся сами приобретают ткани, нитки для вышивки и вязания, готовые выдутые яйца, бисер, стразы, пайетки, сухофрукты, упаковочную и цветную бумагу, фоамиран, салфетки для декупажа, ленты, кружево и бижутерию для оформления и т.п.
Примерный тематический план
№ п\п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
Введение. |
1.1 | Введение. Цели и задачи курса. Программа курса. Понятие о «дизайне». Просмотр образцов декоративных изделий. | 2 | 2 | |
Традиционные и семейные праздники. |
2.1 | Виды праздников. Личные праздники: дни рождения, именины, крестины, юбилеи. Семейные праздники. Как праздновали в России. | 1 | 1 | |
2.2 | Подарки на традиционные и семейные праздники. Народные традиции в дарении подарков. | 4 | 1 | 3 |
2.3 | Выбор и разработка открытки, сувенира или подарка к личному празднику родителей, брата или сестры, бабушки или дедушки (по выбору уч-ся). | 5 | | 5 |
2.4 | Детские праздники. Выбор и разработка подарка к детскому празднику. | 4 | | 4 |
Общие праздники. |
3.1 | Новогодние и рождественские традиции. Рождество и Новый год на Руси и в современное время. | 2 | 2 | |
3.2 | Украшение дома, квартиры, двора (внутри и с улицы). Изготовление элементов домашнего декора для новогоднего (рождественского) праздника. Рождественский венок, топиарий, оформление настенных часов. | 10 | 1 | 9 |
3.3 | Оформление и вручение новогодних и рождественских подарков. Выбор и разработка открытки, сувенира на Новый год для детей или взрослых (по выбору учащихся). | 10 | | 10 |
3.4 | Рождественский подарок. Сочельническая кукла. | 3 | | 3 |
Весенние праздники. |
4.1 | Весенние праздники: Масленица, Благовещение, Пасха. Народные обряды и традиции на Руси и в современное время. | 1 | 1 | |
4.2 | Пасхальный стол. Как покрасить яйца (натуральные и искусственные красители). Изготовление пасхального сувенира. Пасхальный венок. Кукла Масленица. | 6 | 1 | 5 |
4.3 | Весенняя кукла - оберег «Мартеничка». Открытка к 23 февраля. Открытка к празднику 8 Марта. | 3 | | 3 |
Праздник любят все. |
5.1 | Подарки мужчинам, женщинам и детям. Православные праздники. Новоселье, юбилеи, свадьбы и т.д. Народные обряды и традиции. | 1 | 1 | |
5.2 | Выбор и разработка сувенира к новоселью, юбилею. Характерная бабка. | 8 | | 8 |
5.3 | Профессиональные праздники. Как поздравлять и вручать подарки. | 3 | 1 | 2 |
Упаковка делает вещь подарком. |
6.1 | Виды упаковочных материалов. Материалы, инструменты и оборудование, используемые при оформлении подарка. Эскизы. | 2 | 2 | |
6.2 | Правила оформления подарков. Правила вручения подарков. Разработка и изготовление упаковки подарка (по выбору учащихся) | 8 | 2 | 6 |
6.3 | Изготовление сувенира. Оформление подарка (по выбору учащихся). | 3 | | 3 |
Всякая всячина. |
7.1 | Работа с фоамираном. Изготовление броши или заколки. | 6 | | 6 |
7.2 | Работа по изготовлению брошек из бисера, пайеток и страз. | 10 | | 10 |
7.3 | Свит-дизайн. Сладкие подарки. | 5 | | 5 |
7.4 | Дизайн спальни. Оформление окна. | 9 | 1 | 8 |
Готовимся к конкурсам. |
8.1 | Работы на разные конкурсы (рисунки, поделки, проекты) | 28 | | 28 |
Итоговое. |
9.1 | Итоговое. Выставка работ учащихся | 2 | | 2 |
| Итого: | 136 | 16 | 120 |
Список литературы для обучающихся
Алберте Л. В. и др. Семья принимает гостей.\ Л. В. Алберте, И. П. Литвинова, А. П. Мисилюне. – 3-е изд. – М.: Профиздат, 1992. – 240 с.: ил.
Гусакова М. А. Аппликация: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1987.- 128с.: ил.
Ерзенкова Н. В. Свой дом украшу я сама. – Мн. – Полымя, 1992.- 333 с.: ил.
Кочанова Н. П. Фантазия и ваших рук творение. – Петрозаводск: Карелия, 1997. – 191 с.: ил.
Подарки своими руками \ Автор-сост. Л. Н. Смирнова – М.: Вече, 2002.- 176 с. («Домашнее рукоделие»)
Смирнова Л.Н.Подарки своими руками. – М. «Вече», 2002.
Терешкович Т. А. Рукодельница. – Мн.: Полымя, 1992. – 222 с.: ил.
Терешкович Т. А. Готовимся к празднику. Как делать и оформлять подарки. – Мн.: ООО «Хэлтон», 2000. – 464 с.
http://proeticet.ru/gifts
http://masterclassy.ru
11. http://www.passionforum.ru
12. Материалы интернета