МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«Культура здоровья»
Срок реализации: 2 года
Уровни программы: углубленный
Возраст обучающихся: от 14 лет
Подготовила:
Капранова Галина Викторовна,
учитель биологии, методист «АИМЦ»
Алчевск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здоровье – неоценимое счастье каждого человека. Обеспечение высоких показателей здоровья населения, особенно детей, подростков и молодежи, является важной проблемой государства и общества в целом, а также одним из наиболее значимых социальных показателей, характеризующих уровень общественно-политического и интеллектуального развития общества, социального и духовного благополучия жителей страны
Ведущий фактор здоровья – это образ жизни человека, формирующийся с детства – в быту, в процессе учебы и отдыха, а также под влиянием определенных природно-климатических условий. Каждый человек способен существенно влиять на среду (природную и социальную), в которой он живет, и изменять свой образ жизни при наличии мотивации здоровьесберегающего поведения.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Культура здоровья» заключается в необходимости формирования гармонически развитой личности, социально адаптированной и способной к самореализации в обществе, а также ведущей здоровый образ жизни.
Новизна данной программы в том, что ее внедрение является одним из путей формирования личности с высоким уровнем культуры здоровья, склонной к занятиям научно-исследовательской деятельностью.
Педагогическая целесообразность заключается в использовании оздоровительных технологий и рассмотрена нами как закономерная последовательность взаимосвязанных действий педагогов и обучающихся, направленных на сохранение и укрепление здоровья, гарантирующих успешную реализацию оздоровительных задач при обеспечении комфортных условий субъектам образовательного процесса. Оздоровительные технологии являются системообразующим средством формирования культуры здоровья старшеклассников, поскольку позволяют формировать у обучающихся ценностное отношение к здоровью путем проведения исследовательской работы.
Целью дополнительной общеразвивающей программы «Культура здоровья» является привлечение старшеклассников к целенаправленной учебно-познавательной и поисково-исследовательской деятельности в области сохранения и укрепления здоровья, создание организационно-технологических и психолого-педагогических условий для их творческой самореализации и развития.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
обучающие:
- расширить и углубить знания о здоровье, здоровом образе жизни;
- раскрыть закономерности формирования, сохранения, укрепления здоровья человека;
- сформировать умения применять практические навыки в повседневной жизни;
- расширить специальные знания, умения и навыки по основам научных исследований, необходимых для индивидуальной поисково-исследовательской деятельности;
- ознакомить со значением современных природных наук в решении существующих проблем медицины;
- углубить знания по биологии, химии, ОБЖ;
развивающие:
- развивать мотивацию к целенаправленной учебно-познавательной и поисково-исследовательской деятельности;
- привлечь слушателей к участию в конкурсах ученических исследовательских работ, проектов;
- развивать способности и творческую активность обучающихся;
- развивать креативное мышление, наблюдательность, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
воспитательные:
- воспитывать основы нравственного поведения и нормы гуманистической
морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Отличительной особенностью программы является то, что общеразвивающая программа «Культура здоровья» нацелена на расширение знаний в области биологии, медицины, психологии, физиологии, гигиены, санитарии, экологии и некоторых социальных наук, направленных на повышение адаптационных возможностей человека в современном обществе.
Программой предусмотрено участие в научно-практических конференциях, мониторингах состояния здоровья населения, в том числе и обучающихся.
Результаты практических работ, наблюдений, исследований обучающиеся оформляют в виде рефератов, презентаций, научно-исследовательских работ, рекомендаций, а позднее используют на занятиях творческих объединений, уроках биологии и ОБЖ, классных часах.
Дополнительная общеразвивающая программа «Культура здоровья» разработана для реализации в творческих объединениях по интересам образовательных организаций (учреждений) и рассчитана на обучающихся, возраст которых от 14 до 18 лет.
Программа рассчитана на два года обучения и предусматривает углубленный уровень реализуемого содержания.
Учебные занятия целесообразно проводить два раза в неделю по два академических часа (4 часа в неделю, 144 часа в год), с перерывом 15 минут. Продолжительность одного академического часа – 45 минут.
Наполняемость группы 10 человек, что связано с необходимостью индивидуального подхода и повышенной сложностью изучаемого материала.
Каждый структурный компонент отвечает своему назначению, логически последовательно и конкретно раскрывает идею здоровьесбережения и научного исследования.
Содержание программы охватывает основные вопросы физического, духовного, социального здоровья и рассчитана на обучающихся, которые имеют определенные знания по биологии, основам безопасности жизнедеятельности, экологии, основам медицинских знаний и владеют элементарными навыками ведения здорового образа жизни. Программа «Культура здоровья» соответствует возрастным потребностям и возможностям школьников подросткового возраста.
Условия набора обучающихся в творческое объединение: принимаются все желающие. Набор осуществляется на основании заявлений от родителей и вводного анкетирования в целях выявления круга их интересов, склонностей и способностей.
Формы организации деятельности с обучающимися:
- по организации: коллективная, фронтальная, индивидуальная, дистанционная;
- по проведению: лекции, семинарские и практические занятия, экскурсии, научно-практические конференции, опытно-экспериментальная и исследовательская работа.
Прогнозируемые результаты:
- сформированные знания о здоровье, здоровом образе жизни;
- сформированные умения применять практические навыки в повседневной жизни;
- сформированные мотивации к целенаправленной учебно-познавательной и поисково-исследовательской деятельности.
Обучающиеся будут знать:
- содержания понятий «культура здоровья», «здоровье», «здоровый образ жизни» с различных точек зрения;
- экологические факторы, влияющие на здоровье человека;
- особенности индивидуального развития организма;
- профилактику функциональных нарушений в организме;
- современные методы диагностики состояния здоровья;
- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
- признаки и последствия «болезней поведения»;
- приемы оказания доврачебной помощи в случаях травматизма;
- способы поддержания оптимального психоэмоционального состояния здоровья подростков;
- способы и принципы общего оздоровления.
Обучающиеся будут уметь:
- определять и устранять причины отрицательного воздействия на организм человека экологических факторов;
- разрабатывать комплексы упражнений, направленные на профилактику нарушений опорно-двигательной системы;
- соблюдать правила личной и общественной гигиены;
- оказывать первую помощь в случаях травматизма и способы иммобилизации;
- проводить сердечно-легочную реанимацию, используя метод моделирования;
- определять и оценивать показатели резервных возможностей организма человека;
- выстраивать оптимальные стратегии поведения в рамках социальных взаимоотношений;
- рационально планировать режим труда и отдыха.
Способами контроля результативности обучения являются итоговые занятия, опросы, защита творческих работ, защита исследовательских и учебных проектов, создание портфолио.
Формами подведения итогов реализации программы являются участие в конкурсах, конференциях, выставках, конкурсе-защите научных работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1 год обучения, углубленный уровень – 144 часа)
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Введение | 4 | 2 | 2 |
2 | Культура здоровья. Проблемы собственного здоровья. История познания человека | 14 | 8 | 6 |
3 | Основы исследовательской работы | 14 | 8 | 6 |
4 | Раскрытие сущности категории здоровья, современное состояние здоровья населения планеты, региона | 26 | 14 | 12 |
5 | Сущность человека и смысл его жизни | 10 | 4 | 6 |
6 | Морфофункциональные особенности развития детей и подростков | 26 | 14 | 12 |
7 | Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся | 50 | 2 | 48 |
| Всего: | 144 | 52 | 92 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение (4 часа)
Теоретическая часть.
Организационное занятие. Знакомство с планом работы творческого объединения. Вводный инструктаж по технике безопасности. Культура здоровья школьников. Медико-биологическая и психологическая грамотность школьников. Цель и задачи курса «Культура здоровья». Факторы риска здоровья.
Практическая часть:
- семинарское занятие «Понятие «Культура здоровья»;
- семинарское занятие «Составление паспорта здоровья».
2. История познания человека. Проблемы собственного здоровья (14 часов)
Теоретическая часть.
История познания человеком проблем своего здоровья, его восстановления и сохранения от древних времен до современности в контексте развития общества, науки и культуры.
Два пути развития учения о здоровье: путь Запада, путь Востока. Примитивная медицина реликтовых культур (Месопотамия, Египет, Персия, Израиль, Древний Китай, Древняя Индия и т.д.). Классическая эпоха и средневековье – развитие теории и практики оздоровления человека.
Формирование подходов к культивированию здорового образа жизни в истории человечества.
Практическая часть:
- семинарское занятие «История познания человеком проблем собственного здоровья»;
- семинарское занятие «Человек и его здоровье»;
- составление дидактического материала, написание рефератов. Создание презентаций.
3. Основы исследовательской работы (14 часов)
Теоретическая часть.
Особенности развития современной науки (международное сотрудничество, информационная революция, комплексность научных исследований).
Этика научных исследований.
Научная терминология. Основные методы биологических исследований.
Направления современных биологических исследований.
Практическая часть:
- подготовка рефератов. Создание презентаций;
- проведение тестирования по заданиям к темам 1-3.
4. Раскрытие сущности категории здоровья. Современное состояние здоровья населения планеты, региона (26 часов)
Теоретическая часть.
Раскрытие сущности категории здоровья. Представление о здоровье. Два этапа в познании здоровья. Определение здоровья ВОЗ. Определение здоровья, предложенные специалистами разных стран (Г. Сигерист, С. Д. Кинг, О. М. Изуткин, С. М. Павленко, Б. В. Петровский, Г. И. Царегородцев, В. П. Казначеев, В. П. Петленко, Г. Л. Апанасенко и др.).
Современное состояние здоровья населения планеты, своего региона. Проблемы здоровья в современном обществе: индивидуальный, групповой и общественный уровни. Обусловленность здоровья населения региона географической, климатической и биосоциальной средой.
Учет традиций населения региона в формировании культуры здоровья современного человека. Культура здоровья школьников и взрослого населения. Характеристика разных оздоровительных систем. Проблемы здоровья населения своего региона. Календарные народные праздники и здоровье.
Практическая часть:
- семинарское занятие «Состояние здоровья населения планеты, своего региона»;
- семинарское занятие «Здоровье школьника: негативные и позитивные тенденции»;
- подготовка дидактического материала, написание рефератов. Создание презентаций.
5. Сущность человека и смысл его жизни (10 часов)
Теоретическая часть.
Человек как личность. Историческое развитие представлений о сущности человека и смысл его жизни. Человечество и человек как большая система. Биологическое и социальное в природе человека.
Человек и природа. Человек и социум. Человек и Космос. Ценность и смысл жизни. Биологическая программа человека (старение и долголетие). Индивид и личность.
Популяционное здоровье, права и обязанности гражданина в отношении к собственному здоровью.
Практическая часть:
- семинарское занятие «Изучение вопросов: «Долголетие и старение», «Долгожители в Вашей семье»;
- семинарское занятие: «Здоровье обучающихся: положительные и отрицательные тенденции»;
- составление дидактического материала, написание рефератов. Создание презентаций.
6. Морфофункциональные особенности развития детей и подростков (26 часов)
Теоретическая часть.
Периодизация индивидуального развития ребенка. Общие закономерности развития организма человека.
Акселерация и ретардация развития детей и подростков. Особенности функционирования систем организма на разных этапах онтогенеза.
Здоровье ребенка и подростка. Движение и здоровье.
Репродуктивное здоровье. Половое воспитание. Профилактика болезней, передающихся половым путем и СПИДа.
Основные показатели заболеваемости подростков. Пути формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Практическая часть:
- составление Паспорта здоровья. Оценка уровня соматического здоровья школьников;
- анализ биоритмов, режима дня и их влияние на здоровье;
- составление дидактического материала, написание рефератов. Создание презентаций;
- проведение тестирования по заданиям к темам 4-6.
7. Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся (50 часов)
Теоретическая часть.
Выбор слушателями тем исследований.
Ознакомление с предметом и объектом исследования. Анализ исследуемой темы по научной проблеме. Работа с литературой и другими источниками информации.
Практическая часть:
- формирование рабочей гипотезы, определение цели и задач исследования. Выбор методов исследования;
- составление программ исследования;
- выполнение практической части исследований, в соответствии с выбранной темой;
- подготовка научно-исследовательских работ, защита результатов научно-исследовательской деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(2 год обучения, углубленный уровень – 144 часа)
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Культура здоровья | 2 | 2 | - |
2 | Особенности развития современных биологических наук | 4 | 2 | 2 |
3 | Методы исследования. Этапы научных исследований. Знакомство с научной литературой | 6 | 2 | 4 |
4 | Формы и способы представления результатов исследовательской работы. Конференции | 4 | 2 | 2 |
5 | Исследовательская и проектная деятельность обучающихся | 4 | 2 | 2 |
6 | Здоровый способ жизни | 8 | 2 | 6 |
7 | Физическое здоровье | 30 | 6 | 24 |
8 | Экология человека, механизмы адаптаций | 10 | 4 | 6 |
9 | Питание и здоровье | 10 | 4 | 6 |
10 | Психическое здоровье | 12 | 8 | 4 |
11 | Духовно-нравственное воспитание человека (Программа «Будь здоров!» | 8 | 6 | 2 |
12 | Экология промышленного города | 16 | 10 | 6 |
13 | Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся | 28 | - | 28 |
14 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
| Всего: | 144 | 50 | 94 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Культура здоровья (2 часа)
Теоретическая часть.
Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ. Методология и содержание культуры здоровья школьников.
2. Особенности развития современных биологических наук (4 часа)
Теоретическая часть.
Современные биологические науки. Современные тенденции здоровья подростков и детей.
Практическая часть:
- поиск информации в Интернете, написание рефератов, создание презентаций.
3. Методы исследования. Этапы научных исследований. Знакомство с научной литературой (6 часов)
Теоретическая часть.
Основные методы научных исследований: лабораторные, эксперименты и наблюдения.
Практическая часть:
- работа с научной и научно-популярной литературой;
- знакомство с научной литературой: сборниками, монографиями, авторефератами, научными журналами;
- этапы научных исследований.
4. Формы и способы представления результатов исследовательской работы. Конференции (4 часа)
Теоретическая часть.
Знакомство обучающихся с поисково-исследовательским методами. Просмотр презентаций ученических работ. Направления современных биологических исследований. Встреча с преподавателями, учеными высших учебных заведений, которые ведут активную научно-исследовательскую деятельность.
Практическая часть:
- проведение исследовательской деятельности по биологии, ведение журналов, дневников исследований.
- знакомство с основами биометрии. Проведение тестирования по заданиям к темам 1-3.
5. Исследовательская и проектная деятельность обучающихся (4 часа)
Теоретическая часть.
Практическое значение научных исследований. Особенности развития современной науки.
Практическая часть:
- создание презентации по теме «Практическое значение научных исследований»;
- подготовка рефератов.
6. Здоровый способ жизни (8 часов)
Теоретическая часть.
Здоровый способ жизни как путь формирования и укрепление здоровья современного человека. Биосоциальная сущность человека. Социум и здоровье человека. Социальные роли.
Семья и здоровье. Права и обязанности ребенка. Рациональная организация здорового и культурного семейного быта и вклад детей в это важное дело. Отношения со сверстниками и взрослыми. Этичное поведение. Социальное здоровье и социальная адаптация подростков. Социальная и половая зрелость.
Практическая часть:
- проведение тестирования по заданиям к темам 4-6, анкетирование обучающихся.
7. Физическое здоровье (30 часов)
Теоретическая часть.
Понятие о биоритмах. Виды биоритмов. Суточный биологический ритм как наглядный пример экологического ритма. Целесообразность учета биоритмов в медицине и повседневной жизни для профилактики заболеваний. Двигательная активность и здоровье. Нормы двигательной активности младших школьников. Движение как средство оздоровления. Народные игры. Спортивные игры. Правила закаливания. Комплексное использование природных факторов в закаливании. Функциональные резервы организма.
Теория работоспособности. Кривая работоспособности. Физическое и умственное утомление, его признаки и биологическая роль. Профилактика переутомления.
Практическая часть:
- составление программ физического оздоровления человека. Знакомство с основами контроля и оценки уровня соматического здоровья школьников;
-исследование хронотипов и индивидуальных биоритмов подростка (анкетирование);
- знакомство с экологическими ритмами – своеобразными «биологическими часами». Лунный, сезонный, солнечный ритмы;
- изучение показателей умственной работоспособности;
- знакомство с ортостатической пробой. Проба Руфье;
- исследование показателей дыхательной системы (проба Штанге, проба Генча);
- знакомство с дыхательной гимнастикой, аутотренингом, фитотерапией, цветотерапией;
- знакомство с адаптационным потенциалом сердечно-сосудистой системы;
-анализ факторов, негативно влияющих на сердечно-сосудистую систему, с мерами профилактики;
- знакомство с условиями правильного дыхания. Сердечно-легочная реанимация;
- изучение и использование на практике не медикаментозных методов оздоровления. Закаливание, его основные принципы;
- проведение тестирования по заданиям к теме 7.
8. Экология человека, механизмы адаптаций (10 часов)
Теоретическая часть.
Экологические аспекты здоровья. Разнообразие климата региона. Максимальное использование особенностей климата региона проживания для оздоровления. Благотворное влияние на организм человека лесного воздуха (увеличенное содержание кислорода, умеренная влажность, чистота воздуха, высокое содержание фитонцидов и другие). Сухой воздух степи; высокий уровень солнечной радиации закаляет организм к жаре. Горный климат, его особенности; влияние на здоровье. Чистота морского воздуха, насыщенность его ионами солей, фитонцидами водорослей. Целебная морская вода, как фактор оздоравливающего влияния морского климата на организм человека. Безопасный и здоровый отдых в рекреационных зонах местности проживания как фактор здоровья.
Практическая часть:
- изучение антропогенных загрязнений биосферы и их влияние на здоровье человека;
- изучение влияния погоды и особенностей климата на здоровье;
- изучение влияния ландшафта на здоровье людей;
- ознакомление с фитонцидными растениями и использование их в интерьере;
-составление памятки безопасного поведения в природе;
- экскурсии на завод по очистке воды.
9. Питание и здоровье (10 часов)
Теоретическая часть.
Недостатки в питании современного человека. Значение пищи для организма человека. Разнообразная и качественная еда – необходимое условие роста и развития ребенка. Гигиена питания. Пища растительного и животного происхождения. Овощи и фрукты в питании. Понятие о витаминах; их содержание в продуктах питания. Питательно, вкусно и полезно: первое блюдо (супы, борщи и другие), второе блюдо в питании. Фрукты, ягоды, мед – полезный для здоровья десерт.
Практическая часть:
- составление буклетов по рациональному питанию. Знакомство с принципами здорового питания. Азбука витаминов и их влияние на здоровье человека;
- составление дневного рациона для предотвращения весенних, осенних десинхронизмов;
- изучение влияния чрезмерного употребления сладостей;
- изучение роли молочных продуктов в питании человека;
- коррекция индивидуального распорядка дня и режима питания в соответствии с «биологическими часами» человека.
10. Психическое здоровье (12 часов)
Теоретическая часть.
Психогигиена, психологическая самозащита. Психоэмоциональное здоровье. Теория стресса Г. Селье – общий адаптационный синдром. Положительные и отрицательные эмоции как ведущий элемент психической деятельности подростка. Страхи, тревоги, депрессии. Оптимальные функциональные состояния и монотония, стресс, дистресс.
Девиантное поведение. Зоны эмоциональной уязвимости подростков. Акцентуация характера и мотивации.
Практическая часть:
- экспресс-диагностика склонности учащихся к психоэмоциональным стрессам» (анкетирование);
- изучение типов темперамента;
-знакомство с оздоровительными технологиями, способами предупреждения нервно-психических заболеваний;
- изучение свойств нервных процессов. Высшая нервная деятельность.
11. Программа «Будь здоров!» (8 часов)
Теоретическая часть.
Критерии полноценного здоровья. Как прожить счастливую и полноценную жизнь. Как развивать волю и беречь время. Как научиться легко учиться.
Практическая часть:
- составление программ по оздоровлению человека;
- написание рефератов, создание презентаций.
12. Экология промышленного города (16 часов)
Теоретическая часть.
Понятие гигиены, как науки, ее задачи. Основные направления гигиены: общая, коммунальная, окружающей среды, труда, питания, детей и подростков (школьная), радиационная, военная и другие.
Гигиена населенных мест. Планировка городов и других населенных пунктов. Экологические и гигиенические задачи планировки. Классификация городов. Градообразующие факторы.
Природные условия, их экологические и гигиеническое значение для планировки и благоустройства городов. Понятие климата и микроклимата. Микроклимат города. Значение рельефа местности. Почва, подземные и поверхностные воды, природные зеленые насаждения. Эколого-гигиенические требования к размещению городов.
Функциональная организация территории городов. Зонирование городской территории. Зоны: селитебная, промышленная, коммунально-складская, внешнего транспорта и рекреационная. Понятие санитарно-защитной зоны (СЗЗ). Классификация санитарно-защитных зон.
Физические факторы, воздействующие на население городов. Понятие шума. Городской шум. Источники городского шума и их акустические характеристики. Влияние шума на организм. Нормирование допустимых уровней шума. Основные деятельности по борьбе с городским шумом. Электромагнитные поля (ЭМП). Источники ЭМП, их влияние на здоровье жителей. Защита населения от воздействия ЭМП.
Загрязнение атмосферного воздуха городов. Основные источники загрязнения городской атмосферы: промышленные предприятия, транспорт и процесс сжигания отходов. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на микроклимат и световой климат, растительность и санитарно-бытовые условия в городах.
Практическая часть:
- мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха городов;
- изучение водоснабжения городов. Подземные и поверхностные источники воды. Основные категории открытых водоемов;
- изучение состояния водоисточников, качества воды и их влияние на здоровье населения;
- изучение требований к состоянию водоисточников. Нормативы качества;
- изучение влияния шума на организм. Нормирование допустимых уровней шума;
- изучение основных способов улучшения качества воды. Защита водоисточников от загрязнения.
13. Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся (28 часов)
Практическая часть:
- выбор слушателями тем исследований. Формирование рабочей гипотезы;
- определение цели и задач исследования, предмета и объекта исследований;
- работа с литературой и другими источниками информации;
- выбор методов исследования. Составление программ исследования;
-выполнение исследования;
- подготовка обучающихся к защите работ по результатам исследования.
14. Итоговое занятие (2 часа)
Практическая часть:
- защита обучающимися индивидуальных портфолио, исследовательских и проектных работ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Дидактические материалы
1. Анкеты.
2. Карточки-задания.
3.Тестовые задания.
4. Карты статистической обработки данных.
5. Компьютерная программа статистической обработки.
6. Видеофильмы по темам занятий.
7. Мультимедийные презентации.
8. Комплекты готовых микропрепаратов:
- по биологии растений,
- по общей биологии,
- по гистологии.
9. Инструктивные карточки к практическим и лабораторным работам, экскурсиям.
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Стол учительский | 1 шт. |
2 | Столы ученические | 5 шт. |
3 | Стулья | 12 шт. |
4 | Доска ученическая | 1 шт. |
5 | Ноутбук (компьютер) | 1 шт. |
6 | Секундомер | 3 шт. |
7 | Магнитофон | 1 шт. |
8 | Микрокалькуляторы | 5 шт. |
9 | Мультимедийный проектор | 1 шт. |
10 | Тонометр | 1 шт. |
11 | Термометр | 1 шт. |
12 | Микроскопы | 10 шт. |
13 | Лупы | 10 шт. |
14 | Лабораторная посуда (колбы, пробирки, пипетки, стекла покровные, стекла предметные, чашки Петри | 10 комплектов |
15 | Тетради | 15 шт. |
ЛИТЕРАТУРА
Амосов Н. М. Алгоритм здоровья/ Н. М. Амосов. М.: – АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 224 с.
Амонашвили Ш. А. Размышления о Гуманной Педагогике / Ш. А. Амонашвили. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. – 464 с.
Ананьев В. А. Практикум по психологии здоровья: метод. пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике / В. А. Ананьев. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно- исследовательской деятельности / В. И. Андреев. – М.: Высш. шк., 1981. – 240 с.
Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа / М. М. Безруких; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Моск. психол.- соц. ин-т, 2004. – 240с.
Биология. Сборник программ элективных курсов образовательной области «Естествознание» / Департамент образования Нижнегор. обл, Нижегор. ин-т развития образования. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. – 306 с.
Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителей / А. А. Гин. – Гомель: ИПП «Сож», 1999. – 88 с.
Гримблат С. О. Здоровьесберегающие технологии в подготовке специалистов: учеб.-метод. пособие / С. О. Гримблат, В. П. Зайцев, С. И. Крамской. – Харьков: Коллегиум, 2005. – 184 с.
Губарева Л.И. Экология человека: практикум для вузов/ Л. И. Губарева, О. М. Мизиреева, Т. М.Чурилова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 112 с. – (Практикум).
Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. – 480 с.
Дослідницька робота школярів з біології: навч.-метод. посіб. для студ. / за заг. ред. С. М. Панченка, Л. В. Тихенко; М-во освіти і науки України. – Суми: ВТД «Університетська книга», 2008. – 368 с.
Дыхан Л. Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе / Л. Б. Дыхан. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 412 с.
Мандель Б. Р. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы: учеб. пособие в помощь к подготовке к экзаменам для учащихся сред. спец. и высш. пед. учеб. заведений / Б. Р. Мандель. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. – 382 с. – (Справочник).
Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. М. Митяева. – М.: Академия, 2008. – 192 с. – (Высшее профессиональное образование).
Освітні технології: навч.-метод. посіб. / О. М. Пєхота, А. З. Кіктенко, О. М. Любарська та ін.; за ред. О. М. Пєхоти. – К.: А.С.К., 2004. – 256 с.
Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школ. технологий, 2006. – (Энциклопедия образовательных технологий). – 2006 – Т. 1. – 2006. – 816 с.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. – М.: АРКТИ. – 2003. – 272 с.