ПРОГРАММА КУРСА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ
(основное общее образование)
Салехард,2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы определяется изменением требо- ваний реальности к человеку, получающему образование и реа- лизующему себя в современном социуме . Эти изменения вклю- чают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения . Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и на- выки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анали- зировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения . Необходимо пла- нировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оцен- ку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации не- определенности .
Введение в российских школах Федеральных государствен-
ных образовательных стандартов начального общего образова- ния (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных пла- нируемых образовательных результатов .
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение со- держания школьного образования спектром компонентов функ- циональной грамотности и освоение способов их интеграции .
Программа курса внеурочной деятельности «Естественно-научная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным на- правлениям функциональной грамотности .
Основной целью курса является формирование функци- онально грамотной личности, ее готовности и способности
«использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, обучения и социальных отношений».
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компе- тентности и креативному мышлению) . В рамках каждого на- правления в соответствии с возрастными особенностями и ин- тересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые пробле- мы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на раз- личных предметах, для решения жизненных задач, формиро- вание стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления .
ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Программа реализуется в работе с обучающимися 5—9 клас- сов .
Программа курса рассчитана на пять лет с проведением за- нятий 1 раз в неделю .
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятель- ность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, дело- вые игры, организацию социальных практик . Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны по- иска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей . В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности .
Методическим обеспечением курса являются задания разра- ботанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg .resh .edu .ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv .instrao .ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media .prosv .ru/ func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность . Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвеще-
4
ние», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу .
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания .
Согласно Примерной программе воспитания у современно- го школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты . Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направ- лениям функциональной грамотности, вносящим вклад в вос- питание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового обра- за жизни, эмоционального благополучия . Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – пол- ноценному личностному развитию школьников и созданию ус- ловий для их позитивной социализации .
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной гра- мотности, сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность чело- века занимать активную гражданскую позицию по обществен- но значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участво- вать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него сле-
дующих компетентностей:
6 научно объяснять явления;
6 демонстрировать понимание особенностей естественно-науч- ного исследования;
6 интерпретировать данные и использовать научные доказа- тельства для получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет допол- нительные возможности с точки зрения вариативности содер- жания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предме- тов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеу- рочной деятельности могут проводиться в разнообразных фор- мах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспе- чения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методи- ческих предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ
класс
Модуль: Естественно-научная грамотность «Наука рядом» (5 ч) |
1 | Мои увлечения |
2 | Растения и животные в нашей жизни |
3 | Загадочные явления |
класс
Модуль: Естественно-научная грамотность «Учимся исследовать» (5 ч) |
1 | Мои увлечения |
2 | Растения и животные в нашей жизни |
3 | Загадочные явления |
7 класс
Модуль: Естественно-научная грамотность «Узнаем новое и объяс- няем» (5 ч) |
1 | Наука и технологии |
2 | Мир живого |
3 | Вещества, которые нас окружают |
4 | Мои увлечения |
8 класс
Модуль: Естественно-научная грамотность «Как применяют зна- ния?» (5 ч) |
1 | Наука и технологии |
2 | Мир живого |
3 | Вещества, которые нас окружают |
4 | Наше здоровье |
9 класс
Модуль: Естественно-научная грамотность «Знания в действии» (5 ч) |
1 | Наука и технологии |
2 | Вещества, которые нас окружают |
3 | Наше здоровье |
4 | Заботимся о Земле |
18 ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, мета- предметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамот- ности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных об- разовательных результатов.
Личностные результаты
6 осознание российской гражданской идентичности (осозна- ние себя, своих задач и своего места в мире);
6 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реа- лизации его прав;
6 ценностное отношение к достижениям своей Родины — Рос- сии, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым под- вигам и трудовым достижениям народа;
6 готовность к саморазвитию, самостоятельности и личност- ному самоопределению;
6 осознание ценности самостоятельности и инициативы;
6 наличие мотивации к целенаправленной социально значи- мой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
6 проявление интереса к способам познания;
6 стремление к самоизменению;
6 сформированность внутренней позиции личности как осо- бого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
6 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
6 установка на активное участие в решении практических за- дач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и раз- витие необходимых умений;
6 осознанный выбор и построение индивидуальной траекто- рии образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
6 активное участие в жизни семьи;
6 приобретение опыта успешного межличностного общения;
6 готовность к разнообразной совместной деятельности, ак- тивное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
6 проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
6 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков без- опасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обуча- ющегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
6 освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
6 готовность к действиям в условиях неопределенности, по- вышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навы- ки и компетенции из опыта других;
6 осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объек- тах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планиро- вать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием эко- логической культуры:
6 умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
6 умение оценивать свои действия с учетом влияния на окру- жающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
6 ориентация на применение знаний из социальных и есте- ственных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
6 повышение уровня экологической культуры, осознание гло- бального характера экологических проблем и путей их ре- шения;
6 активное неприятие действий, приносящих вред окружаю- щей среде; осознание своей роли как гражданина и потре- бителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
6 готовность к участию в практической деятельности экологи- ческой направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориента- ций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся ис- пользовать на практике универсальные учебные действия, со- ставляющие умение учиться:
овладение универсальными учебными познавательными действиями;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
овладение универсальными регулятивными действиями.
6 Освоение обучающимися межпредметных понятий (исполь- зуются в нескольких предметных областях и позволяют свя- зывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных мо- дулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, ре- гулятивные);
6 способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
6 готовность к самостоятельному планированию и осуществле- нию учебной деятельности и организации учебного сотруд- ничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
6 способность организовать и реализовать собственную позна- вательную деятельность;
6 способность к совместной деятельности;
6 овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными дей- ствиями:
базовые логические действия:
6 владеть базовыми логическими операциями:
сопоставления и сравнения,
группировки, систематизации и классификации,
анализа, синтеза, обобщения,
выделения главного;
6 владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помо- щью схем и знако-символических средств;
6 выявлять и характеризовать существенные признаки объек- тов (явлений);
6 устанавливать существенный признак классификации, ос- нования
6 для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
6 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблю- дениях;
6 предлагать критерии для выявления закономерностей и про- тиворечий;
6 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
6 выявлять причинно-следственные связи при изучении явле- ний и процессов;
6 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктив- ных умозаключений, умозаключений по аналогии, форму- лировать гипотезы о взаимосвязях;
6 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наи- более подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
базовые исследовательские действия:
6 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
6 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между ре- альным и желательным состоянием ситуации, объекта, са- мостоятельно устанавливать искомое и данное;
6 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мне- ние;
6 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, не- сложный эксперимент, небольшое исследование по установ- лению особенностей объекта изучения, причинно-следствен- ных связей и зависимостей объектов между собой;
6 оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
6 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по ре- зультатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
6 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных си- туациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
работа с информацией:
6 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
6 учебной задачи и заданных критериев;
6 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпре- тировать информацию различных видов и форм представ- ления;
6 находить сходные аргументы (подтверждающие или опро- вергающие одну и ту же идею, версию) в различных инфор- мационных источниках;
6 самостоятельно выбирать оптимальную форму представ- ления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
6 оценивать надежность информации по критериям, предло- женным педагогическим работником или сформулирован- ным самостоятельно;
6 эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познаватель- ных действий обеспечивает сформированность когнитивных
навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными дей- ствиями:
общение:
6 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо- ции в соответствии с целями и условиями общения;
6 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
6 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпо- сылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
6 понимать намерения других, проявлять уважительное отно- шение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
6 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по су- ществу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности об- щения;
6 сопоставлять свои суждения с суждениями других участни- ков диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
6 публично представлять результаты решения задачи, выпол- ненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
6 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом за- дач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использова- нием иллюстративных материалов;
совместная деятельность:
6 понимать и использовать преимущества командной и ин- дивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
6 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
6 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готов- ность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
6 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
6 выполнять свою часть работы, достигать качественного ре- зультата по своему направлению и координировать свои дей- ствия с другими членами команды;
6 оценивать качество своего вклада в общий продукт по кри- териям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
6 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуника- тивных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действи- ями:
самоорганизация:
6 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
6 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие ре- шений группой);
6 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с уче- том имеющихся ресурсов и собственных возможностей, ар- гументировать предлагаемые варианты решений;
6 составлять план действий (план реализации намеченного ал- горитма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
6 делать выбор и брать ответственность за решение;
самоконтроль:
6 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлек- сии;
6 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
6 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать ре- шение к меняющимся обстоятельствам;
6 объяснять причины достижения (недостижения) результа- тов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
6 вносить коррективы в деятельность на основе новых обсто- ятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
6 оценивать соответствие результата цели и условиям;
эмоциональный интеллект:
6 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
6 выявлять и анализировать причины эмоций;
6 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
6 регулировать способ выражения эмоций;
принятие себя и других:
6 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
6 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
6 принимать себя и других, не осуждая;
6 открытость себе и другим;
6 осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навы- ков личности (управления собой, самодисциплины, устойчиво- го поведения).
Предметные результаты освоения программы основного об- щего образования представлены с учетом специфики содержа- ния предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функ- циональной грамотности.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках вне- урочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естествен- но-научные предметы»:
6 умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико-ориентированного характера;
6 умение проводить учебное исследование, в том числе пони- мать задачи исследования, применять методы исследова- ния, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совмест- ную деятельность в группе;
6 умение применять простые модели для объяснения процессов и явлений;
6 умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружаю- щую природную среду;
6 умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процес- сов;
6 сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;
6 умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и фи- зической активности; умение противодействовать лженауч- ным манипуляциям в области здоровья;
6 умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов.
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» 31
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
35 № | Тема | Кол- во часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Формы прове- дения занятий | Образовательные ресурсы, включая электронные (циф- ровые) |
Естественно-научная грамотность: «Наука рядом» (6 ч) |
1-2. | Мои увле- чения | 2 | Выполнение заданий «Звуки музыки» и «Аня и ее собака» | Использование полученных (из самих заданий) знаний для объ- яснения явлений. Проведение и/или интерпретация экс- периментов. | Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) |
3-4. | Растения и жи- вотные в нашей жизни | 2 | Выполнение заданий «Чем питаются рас- тения» и «Хищные птицы» | Получение выводов на основе интер- претации данных (графических, чис- ловых), построение рассуждений. Объ- яснение явлений с использованием приобретенных знаний. Анализ ре- зультатов экспери- ментов (описанных или проведенных самостоятельно). | Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Естественно-на- учная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просве- щение, 2020. |
5-6. | Загадоч- ные явле- ния | 2 | Выполнение заданий «Лазерная указка и фонарик» и «Что такое снег» | Проведение про- стых исследова- ний и анализ их результатов. | Работа в парах или группах. Презентация результатов исследования. | Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru) |
6 КЛАСС
35 № | Тема | Кол- во часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Формы прове- дения занятий | Образовательные ресурсы, включая электронные (циф- ровые) |
Естественно-научная грамотность: «Учимся исследовать» (6 ч) |
1-2. | Мои увле- чения | 2 | Выполнение заданий «Мир аквариума» и «Зеркальное отраже- ние» | Объяснение проис- ходящих процессов. Анализ методов ис- следования и интер- претация результа- тов экспериментов. | Работа индиви- дуально или в парах. Обсуж- дение результа- тов выполне- ния заданий. | Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Естественно-на- учная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуски 1 и 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М.; СПб.: Просвеще- ние, 2021 |
3-4. | Растения и животные в нашей жизни | 2 | Выполнение заданий «Как растения пьют воду» и «Понаблюда- ем за тиграми» | Проведение простых исследований и ана- лиз их результатов. Получение выводов на основе интер- претации данных (табличных, число- вых), построение рассуждений. Вы- движение и анализ способов исследова- ния вопросов. | Работа в парах или группах. Презентация результатов выполнения заданий. | Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. по- собие для общеобра- зовательных органи- заций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М.; СПб.: Просвещение, 2020. Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) |
5-6. | Загадочные явления | 2 | Выполнение заданий «Загадка магнитов» и «Вода на стеклах» | Проведение простых исследований и ана- лиз их результатов. | Работа в парах или группах. Презентация результатов исследования. | Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуски 2: учеб. по- собие для общеоб- разовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. – М.; СПб.: Просвеще- ние, 2021. Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru) |
7 КЛАСС
№ | Тема | Кол- во часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Формы прове- дения занятий | Электронные (циф- ровые) образователь- ные ресурсы |
Естественно-научная грамотность: «Узнаем новое и объясняем» (8 ч) |
1-2. | Наука и техноло- гии | 2 | Выполнение заданий «Луна» и «Вавилон- ские сады» | Объяснение процес- сов и принципов действия техноло- гий. | Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | «Луна», «Вавилон- ские сады»: образо- вательный ресурс издательства «Про- свещение» (https:// media.prosv.ru/func/) Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных |
| | | | | | организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просве- щение, 2021. |
3-4. | Мир жи- вого | 2 | Выполнение заданий «Зеленые водоросли» и «Трава Геракла» | Объяснение проис- ходящих процес- сов. Анализ мето- дов исследования и интерпретация результатов экспе- риментов. | Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | Портал РЭШ (Рос- сийская электронная школа) (https:// fg.resh.edu.ru) |
5-6. | Вещества, которые нас окру- жают | 2 | Выполнение задания «Заросший пруд» | Проведение про- стых исследований и анализ их резуль- татов. Получение выводов на основе интерпретации дан- ных (табличных, числовых), постро- ение рассуждений. Выдвижение и анализ способов исследования во- просов. | Работа в парах или группах. Презентация результатов выполнения заданий. | «Заросший пруд»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просве- щение, 2021. |
7-8. | Мои увле- чения | 2 | Выполнение заданий «Мячи» ИЛИ «Анти- грав и хватка осьми- нога» | Проведение про- стых исследова- ний и анализ их результатов. | Работа в парах или группах. Презентация результатов эксперимен- тов. | Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просве- щение, 2020. |
8 КЛАСС
№ | Тема | Кол- во часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Формы прове- дения занятий | Электронные (циф- ровые) образователь- ные ресурсы |
Естественно-научная грамотность: «Как применяют знания?» (8 ч) |
1-2. | Наука и техноло- гии | 2 | Выполнение зада- ний «Поехали на водороде» и «На всех парусах» | Объяснение прин- ципов действия технологий. Вы- движение идей по использованию зна- ний для разработ- ки и совершенство- вания технологий. | Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | «Поехали на водо- роде»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. по- собие для общеобра- зовательных органи- заций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просвещение, 2021. Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) |
3-4. | Мир жи- вого | 2 | Выполнение задания «Что вы знаете о клонах?» | Объяснение проис- ходящих процессов на основе получен- ных новых знаний. Анализ методов исследования и интерпретация | Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / |
| | | | результатов экспе- риментов. | | под ред. Г. С. Кова- лёвой, А. Ю. Пен- тина. — М. ; СПб. : Просвещение, 2021. |
5-6. | Вещества, которые нас окру- жают | 2 | Выполнение зада- ния «От газировки к «газированному» океану» | Получение выводов на основе нтер- претации данных (табличных, число- вых), построение рассуждений. Про- ведение простых исследований и анализ их резуль- татов. | Работа в парах или группах. Презентация результатов выполнения заданий. | «Углекислый газ: от газировки к «гази- рованному» океану»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просве- щение, 2021. |
7-8 | Наше здо- ровье | 2 | Выполнение задания «Экстремальные про- фессии» | Объяснение проис- ходящих процес- сов. Анализ мето- дов исследования и интерпретация результатов экспе- риментов. | Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | Сетевой комплекс информационно- го взаимодействия субъектов Россий- ской Федерации в проекте «Монито- ринг формирования |
№ | Тема | Кол- во часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Формы прове- дения занятий | Электронные (циф- ровые) образователь- ные ресурсы |
| | | | | | функциональной гра- мотности учащихся» (http://skiv.instrao. ru) |
9 КЛАСС
№ | Тема | Кол- во часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Формы прове- дения занятий | Электронные (циф- ровые) образователь- ные ресурсы |
Естественно-научная грамотность: «Знания в действии» (8 ч) |
1-2. | Наука и техноло- гии | 2 | Выполнение заданий «Сесть на астероид» и «Солнечные пане- ли» | Объяснение прин- ципов действия технологий. Вы- движение идей по использованию зна- ний для разработ- ки и совершенство- вания технологий. | Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru) |
3-4. | Вещества, которые нас окру- жают | 2 | Выполнение зада- ний «Лекарства или яды» и «Чай» | Объяснение проис- ходящих процессов и воздействия раз- личных веществ на организм человека. | Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) Сетевой комплекс информационно- го взаимодействия субъектов Россий- ской Федерации в проекте «Монито- ринг формирования функциональной грамотности уча- щихся» (http://skiv. instrao.ru) |
5-6. | Наше здо- ровье | 2 | Выполнение заданий «О чем расскажет анализ крови» и/или «Вакцины» | Объяснение проис- ходящих процес- сов. Анализ мето- дов исследования и интерпретация результатов «экспе- риментов. | Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | «О чем расскажет анализ крови»: обра- зовательный ресурс издательства «Про- свещение» (https:// media.prosv.ru/func/) Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просве- щение, 2021. |
№ | Тема | Кол- во часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Формы прове- дения занятий | Электронные (циф- ровые) образователь- ные ресурсы |
7-8. | Заботимся о Земле | 2 | Выполнение заданий «Глобальное поте- пление» и «Красный прилив» | Получение выводов на основе интер- претации данных (графиков, схем), построение рассуж- дений. Проведение простых исследо- ваний и анализ их результатов. Выдвижение идей по моделированию глобальных процес- сов. | Работа в парах или груп- пах. Мозго- вой штурм. Презентация результатов выполнения заданий. | Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просве- щение, 2021. Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru) |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Для повышения эффективности занятий по формированию ЕН грамотности необходимо в процессе их проведения получать обратную связь, как по отдельным этапам программы так и в целом по проведению программы.
В качестве рекомендаций предлагается проведение двух за- нятий, назовем их рефлексивными, в середине и конце программы, целью которых будет не формальная оценка сформированности отдельных сторон ЕНГ, а организация самооценки учащихся своей деятельности на занятиях, осмысление результатов этой деятельности, обсуждение и планирование де- ятельности на следующих занятиях или в следующем классе.
Для проведения рефлексивного занятия в середине про- граммы предлагается методика «Сытый или голодный?», учи- тывающая подходы, разработанные белорусскими коллегами. Основная цель этой методики получить обратную связь от каж- дого ученика.
Учитель предлагает тем ученикам, которые чувствуют на данный момент, что они уже «насытились» содержанием ЕН грамотности, уверенно решают жизненные проблемы, сесть по одну сторону от него; тем, кто еще ощущает себя
«голодным», неуверенно себя чувствует при решении жизнен- ных задач – по другую.
После разделения класса следует обсуждение, в ходе которо- го каждый, по возможности, рассказывает о том, что оказало влияние на его решение, почему учащийся так думает. Реко- мендуется начинать с «сытых».
Учитель фиксирует все высказанные «голодными» важные потребности, и в заключение обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их «голода», как помочь им на- сытиться (то есть достичь уверенности при решении задач по функциональной грамотности).
В ходе рефлексии учащиеся оценивают результаты своей деятельности, аргументируют и обосновывают свою позицию.
Учащиеся имеют возможность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности на будущих заня- тиях, и предлагают варианты решений поставленных проблем.
Для проведения итогового рефлексивного занятия предлагается методика «Лестница самооценки». Основная цель даннойметодики - самооценка уровня сформированности ЕН грамотности, направленных на повышение уровня Г отдельных учащихся и группы в целом.
Учащиеся разбиваются на группы. Ученики должны сами образовать группы, а назначение компонента необходимо делать случайным образом (например, используя принцип лотереи, когда ученик тянет бумажку .
Каждой команде дается описание уровней сформированности той или иной составляющей Г. Команда должна ответить на вопросы: 1) На каком уровне, по их мнению, находится класс по выпавшей им составляющей Г? 2) Что нужно делать в следующем году, чтобы перейти на следующий уровень? Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней Г можно использовать примеры заданий разного уровня Г (http://skiv. instrao.ru/).
На работу групп дается 10–15 минут. За это время ведущий занятия рисует на доске пятиступенчатую лестницу, помечая каждую ступень цифрой от 1 до 5 После окончания групповой работы кто-то из группы выходит и приклеивает стикер (ставит магнит) на ту или иную ступень лестницы, нарисованной на доске. Учащиеся из каждой группы объясняют, почему они пришли именно к такому выводу, дают свои предложения по переходу на следующую ступень и обсуждают с классом пути перехода на следующую ступень (на выступление каждой группы отводится 5 минут).
В ходе проведения данной методики учащиеся оценивают результаты своей деятельности, аргументируют и обосновыва- ют свою позицию, осуществляют сотрудничество со сверстни- ками, учитывают разные мнения.
Для получения обратной связи на разных этапах программы учителя могут использовать и другие методики, а также изме- нять предложенные методики, дополнять или усложнять их в соответствии с интересами и особенностями группы учащихся и их возрастом.
Учебно-методическое обеспечение курса:
1.Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С.
Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2020.
2.Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С.
Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2021.