СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Функциональная грамотность ООО"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса "Функциональная грамотность ООО"

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Функциональная грамотность ООО"»


ПРОГРАММА КУРСА


ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ

(основное общее образование)










Салехард,2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Актуальность программы определяется изменением требо- ваний реальности к человеку, получающему образование и реа- лизующему себя в современном социуме . Эти изменения вклю- чают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения . Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и на- выки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анали- зировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения . Необходимо пла- нировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оцен- ку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации не- определенности .

Введение в российских школах Федеральных государствен-

ных образовательных стандартов начального общего образова- ния (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных пла- нируемых образовательных результатов .

Реализация требований ФГОС предполагает дополнение со- держания школьного образования спектром компонентов функ- циональной грамотности и освоение способов их интеграции .

Программа курса внеурочной деятельности «Естественно-научная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным на- правлениям функциональной грамотности .

Основной целью курса является формирование функци- онально грамотной личности, ее готовности и способности

«использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, обучения и социальных отношений».


Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компе- тентности и креативному мышлению) . В рамках каждого на- правления в соответствии с возрастными особенностями и ин- тересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые пробле- мы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на раз- личных предметах, для решения жизненных задач, формиро- вание стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления .

ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Программа реализуется в работе с обучающимися 5—9 клас- сов .

Программа курса рассчитана на пять лет с проведением за- нятий 1 раз в неделю .

Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятель- ность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, дело- вые игры, организацию социальных практик . Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны по- иска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей . В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности .

Методическим обеспечением курса являются задания разра- ботанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg .resh .edu .ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv .instrao .ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media .prosv .ru/ func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность . Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвеще-


4

ние», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу .

ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания .

Согласно Примерной программе воспитания у современно- го школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты . Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направ- лениям функциональной грамотности, вносящим вклад в вос- питание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового обра- за жизни, эмоционального благополучия . Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – пол- ноценному личностному развитию школьников и созданию ус- ловий для их позитивной социализации .

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Естественно-научная грамотность

Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной гра- мотности, сформулированным в международном исследовании PISA:

«Естественно-научная грамотность – это способность чело- века занимать активную гражданскую позицию по обществен- но значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участво- вать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него сле-

дующих компетентностей:

6 научно объяснять явления;

6 демонстрировать понимание особенностей естественно-науч- ного исследования;

6 интерпретировать данные и использовать научные доказа- тельства для получения выводов».

Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет допол- нительные возможности с точки зрения вариативности содер- жания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предме- тов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеу- рочной деятельности могут проводиться в разнообразных фор- мах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспе- чения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методи- ческих предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.












СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ

  1. класс


Модуль: Естественно-научная грамотность «Наука рядом» (5 ч)

1

Мои увлечения

2

Растения и животные в нашей жизни

3

Загадочные явления

  1. класс


Модуль: Естественно-научная грамотность «Учимся исследовать» (5 ч)

1

Мои увлечения

2

Растения и животные в нашей жизни

3

Загадочные явления

7 класс


Модуль: Естественно-научная грамотность «Узнаем новое и объяс- няем» (5 ч)

1

Наука и технологии

2

Мир живого

3

Вещества, которые нас окружают

4

Мои увлечения

8 класс


Модуль: Естественно-научная грамотность «Как применяют зна- ния?» (5 ч)

1

Наука и технологии

2

Мир живого

3

Вещества, которые нас окружают

4

Наше здоровье

9 класс


Модуль: Естественно-научная грамотность «Знания в действии» (5 ч)

1

Наука и технологии

2

Вещества, которые нас окружают

3

Наше здоровье

4

Заботимся о Земле

18 ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, мета- предметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамот- ности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных об- разовательных результатов.

Личностные результаты

6 осознание российской гражданской идентичности (осозна- ние себя, своих задач и своего места в мире);

6 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реа- лизации его прав;

6 ценностное отношение к достижениям своей Родины — Рос- сии, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым под- вигам и трудовым достижениям народа;

6 готовность к саморазвитию, самостоятельности и личност- ному самоопределению;

6 осознание ценности самостоятельности и инициативы;

6 наличие мотивации к целенаправленной социально значи- мой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;

6 проявление интереса к способам познания;

6 стремление к самоизменению;

6 сформированность внутренней позиции личности как осо- бого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

6 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

6 установка на активное участие в решении практических за- дач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и раз- витие необходимых умений;

6 осознанный выбор и построение индивидуальной траекто- рии образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

6 активное участие в жизни семьи;

6 приобретение опыта успешного межличностного общения;


6 готовность к разнообразной совместной деятельности, ак- тивное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

6 проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;

6 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков без- опасного поведения в интернет-среде.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обуча- ющегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

6 освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;

6 готовность к действиям в условиях неопределенности, по- вышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навы- ки и компетенции из опыта других;

6 осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объек- тах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планиро- вать свое развитие.

Личностные результаты, связанные с формированием эко- логической культуры:

6 умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

6 умение оценивать свои действия с учетом влияния на окру- жающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

6 ориентация на применение знаний из социальных и есте- ственных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

6 повышение уровня экологической культуры, осознание гло- бального характера экологических проблем и путей их ре- шения;

6 активное неприятие действий, приносящих вред окружаю- щей среде; осознание своей роли как гражданина и потре- бителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;


6 готовность к участию в практической деятельности экологи- ческой направленности.

Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориента- ций и расширение опыта деятельности.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся ис- пользовать на практике универсальные учебные действия, со- ставляющие умение учиться:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями;

  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;

  • овладение универсальными регулятивными действиями.

6 Освоение обучающимися межпредметных понятий (исполь- зуются в нескольких предметных областях и позволяют свя- зывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных мо- дулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, ре- гулятивные);

6 способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

6 готовность к самостоятельному планированию и осуществле- нию учебной деятельности и организации учебного сотруд- ничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

6 способность организовать и реализовать собственную позна- вательную деятельность;

6 способность к совместной деятельности;

6 овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Овладение универсальными учебными познавательными дей- ствиями:

  1. базовые логические действия:

6 владеть базовыми логическими операциями:


    • сопоставления и сравнения,

    • группировки, систематизации и классификации,

    • анализа, синтеза, обобщения,

    • выделения главного;

6 владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помо- щью схем и знако-символических средств;

6 выявлять и характеризовать существенные признаки объек- тов (явлений);

6 устанавливать существенный признак классификации, ос- нования

6 для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

6 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблю- дениях;

6 предлагать критерии для выявления закономерностей и про- тиворечий;

6 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

6 выявлять причинно-следственные связи при изучении явле- ний и процессов;

6 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктив- ных умозаключений, умозаключений по аналогии, форму- лировать гипотезы о взаимосвязях;

6 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наи- более подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

  1. базовые исследовательские действия:

6 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

6 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между ре- альным и желательным состоянием ситуации, объекта, са- мостоятельно устанавливать искомое и данное;

6 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мне- ние;

6 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, не- сложный эксперимент, небольшое исследование по установ- лению особенностей объекта изучения, причинно-следствен- ных связей и зависимостей объектов между собой;

6 оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);


6 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по ре- зультатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

6 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных си- туациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

  1. работа с информацией:

6 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной

6 учебной задачи и заданных критериев;

6 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпре- тировать информацию различных видов и форм представ- ления;

6 находить сходные аргументы (подтверждающие или опро- вергающие одну и ту же идею, версию) в различных инфор- мационных источниках;

6 самостоятельно выбирать оптимальную форму представ- ления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

6 оценивать надежность информации по критериям, предло- женным педагогическим работником или сформулирован- ным самостоятельно;

6 эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познаватель- ных действий обеспечивает сформированность когнитивных

навыков у обучающихся.

Овладение универсальными учебными коммуникативными дей- ствиями:

  1. общение:

6 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо- ции в соответствии с целями и условиями общения;

6 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

6 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпо- сылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;


6 понимать намерения других, проявлять уважительное отно- шение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

6 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по су- ществу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности об- щения;

6 сопоставлять свои суждения с суждениями других участни- ков диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

6 публично представлять результаты решения задачи, выпол- ненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

6 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом за- дач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использова- нием иллюстративных материалов;

  1. совместная деятельность:

6 понимать и использовать преимущества командной и ин- дивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

6 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

6 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готов- ность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

6 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

6 выполнять свою часть работы, достигать качественного ре- зультата по своему направлению и координировать свои дей- ствия с другими членами команды;

6 оценивать качество своего вклада в общий продукт по кри- териям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

6 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.


Овладение системой универсальных учебных коммуника- тивных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действи- ями:

  1. самоорганизация:

6 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

6 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие ре- шений группой);

6 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с уче- том имеющихся ресурсов и собственных возможностей, ар- гументировать предлагаемые варианты решений;

6 составлять план действий (план реализации намеченного ал- горитма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

6 делать выбор и брать ответственность за решение;

  1. самоконтроль:

6 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлек- сии;

6 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

6 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать ре- шение к меняющимся обстоятельствам;

6 объяснять причины достижения (недостижения) результа- тов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

6 вносить коррективы в деятельность на основе новых обсто- ятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

6 оценивать соответствие результата цели и условиям;

  1. эмоциональный интеллект:

6 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

6 выявлять и анализировать причины эмоций;

6 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

6 регулировать способ выражения эмоций;


  1. принятие себя и других:

6 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

6 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

6 принимать себя и других, не осуждая;

6 открытость себе и другим;

6 осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навы- ков личности (управления собой, самодисциплины, устойчиво- го поведения).


Предметные результаты освоения программы основного об- щего образования представлены с учетом специфики содержа- ния предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функ- циональной грамотности.


Занятия по естественно-научной грамотности в рамках вне- урочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естествен- но-научные предметы»:

6 умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико-ориентированного характера;

6 умение проводить учебное исследование, в том числе пони- мать задачи исследования, применять методы исследова- ния, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совмест- ную деятельность в группе;

6 умение применять простые модели для объяснения процессов и явлений;

6 умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружаю- щую природную среду;

6 умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процес- сов;

6 сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;


6 умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и фи- зической активности; умение противодействовать лженауч- ным манипуляциям в области здоровья;

6 умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов.


«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» 31




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС



35

Тема

Кол- во часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы прове- дения занятий

Образовательные ресурсы, включая электронные (циф- ровые)

Естественно-научная грамотность: «Наука рядом» (6 ч)

1-2.

Мои увле- чения

2

Выполнение заданий

«Звуки музыки» и

«Аня и ее собака»

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объ- яснения явлений. Проведение и/или интерпретация экс- периментов.

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru)

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru)


3-4.

Растения и жи- вотные

в нашей жизни

2

Выполнение заданий

«Чем питаются рас- тения» и «Хищные птицы»

Получение выводов на основе интер- претации данных (графических, чис- ловых), построение рассуждений. Объ- яснение явлений

с использованием приобретенных знаний. Анализ ре- зультатов экспери- ментов (описанных или проведенных самостоятельно).

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Естественно-на- учная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. –

М. ; СПб. : Просве- щение, 2020.

5-6.

Загадоч- ные явле- ния

2

Выполнение заданий

«Лазерная указка и фонарик» и «Что такое снег»

Проведение про- стых исследова- ний и анализ их результатов.

Работа в парах или группах. Презентация результатов исследования.

Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru)



6 КЛАСС



35

Тема

Кол- во часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы прове- дения занятий

Образовательные ресурсы, включая электронные (циф- ровые)

Естественно-научная грамотность: «Учимся исследовать» (6 ч)

1-2.

Мои увле- чения

2

Выполнение заданий

«Мир аквариума» и

«Зеркальное отраже- ние»

Объяснение проис- ходящих процессов. Анализ методов ис- следования и интер- претация результа- тов экспериментов.

Работа индиви- дуально или в парах. Обсуж- дение результа- тов выполне- ния заданий.

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Естественно-на- учная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуски 1 и 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М.; СПб.: Просвеще- ние, 2021

3-4.

Растения и животные в нашей жизни

2

Выполнение заданий

«Как растения пьют воду» и «Понаблюда- ем за тиграми»

Проведение простых исследований и ана- лиз их результатов. Получение выводов на основе интер- претации данных (табличных, число- вых), построение рассуждений. Вы- движение и анализ способов исследова- ния вопросов.

Работа в парах или группах. Презентация результатов выполнения заданий.

Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. по- собие для общеобра- зовательных органи- заций / под ред. Г.

С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М.; СПб.: Просвещение, 2020.

Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru)

5-6.

Загадочные явления

2

Выполнение заданий

«Загадка магнитов» и

«Вода на стеклах»

Проведение простых исследований и ана- лиз их результатов.

Работа в парах или группах. Презентация результатов исследования.

Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуски 2: учеб. по- собие для общеоб- разовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. – М.; СПб.: Просвеще- ние, 2021.

Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru)





7 КЛАСС


Тема

Кол- во часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы прове- дения занятий

Электронные (циф- ровые) образователь- ные ресурсы

Естественно-научная грамотность: «Узнаем новое и объясняем» (8 ч)

1-2.

Наука и техноло- гии

2

Выполнение заданий

«Луна» и «Вавилон- ские сады»

Объяснение процес- сов и принципов действия техноло- гий.

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

«Луна», «Вавилон- ские сады»: образо- вательный ресурс издательства «Про- свещение» (https:// media.prosv.ru/func/)

Естественно-научная грамотность.

Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных








организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. —

М. ; СПб. : Просве- щение, 2021.

3-4.

Мир жи- вого

2

Выполнение заданий

«Зеленые водоросли» и «Трава Геракла»

Объяснение проис- ходящих процес- сов. Анализ мето- дов исследования и интерпретация результатов экспе- риментов.

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Портал РЭШ (Рос- сийская электронная школа) (https:// fg.resh.edu.ru)

5-6.

Вещества, которые нас окру- жают

2

Выполнение задания

«Заросший пруд»

Проведение про- стых исследований и анализ их резуль- татов. Получение выводов на основе интерпретации дан- ных (табличных, числовых), постро- ение рассуждений. Выдвижение и анализ способов исследования во- просов.

Работа в парах или группах. Презентация результатов выполнения заданий.

«Заросший пруд»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. —

М. ; СПб. : Просве- щение, 2021.


7-8.

Мои увле- чения

2

Выполнение заданий

«Мячи» ИЛИ «Анти- грав и хватка осьми- нога»

Проведение про- стых исследова- ний и анализ их результатов.

Работа в парах или группах. Презентация результатов эксперимен- тов.

Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. —

М. ; СПб. : Просве- щение, 2020.




8 КЛАСС


Тема

Кол- во часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы прове- дения занятий

Электронные (циф- ровые) образователь- ные ресурсы

Естественно-научная грамотность: «Как применяют знания?» (8 ч)

1-2.

Наука и техноло- гии

2

Выполнение зада- ний «Поехали на водороде» и «На всех парусах»

Объяснение прин- ципов действия технологий. Вы- движение идей по использованию зна- ний для разработ- ки и совершенство- вания технологий.

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

«Поехали на водо- роде»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. по- собие для общеобра- зовательных органи- заций / под ред. Г.

С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб.

: Просвещение, 2021. Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru)

3-4.

Мир жи- вого

2

Выполнение задания

«Что вы знаете о клонах?»

Объяснение проис- ходящих процессов на основе получен- ных новых знаний. Анализ методов исследования и интерпретация

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций /






результатов экспе- риментов.


под ред. Г. С. Кова- лёвой, А. Ю. Пен- тина. — М. ; СПб. : Просвещение, 2021.

5-6.

Вещества, которые нас окру- жают

2

Выполнение зада- ния «От газировки к «газированному» океану»

Получение выводов на основе нтер- претации данных (табличных, число- вых), построение рассуждений. Про- ведение простых исследований и анализ их резуль- татов.

Работа в парах или группах. Презентация результатов выполнения заданий.

«Углекислый газ: от газировки к «гази- рованному» океану»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. —

М. ; СПб. : Просве- щение, 2021.

7-8

Наше здо- ровье

2

Выполнение задания

«Экстремальные про- фессии»

Объяснение проис- ходящих процес- сов. Анализ мето- дов исследования и интерпретация результатов экспе- риментов.

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Сетевой комплекс информационно- го взаимодействия субъектов Россий- ской Федерации в проекте «Монито-

ринг формирования


Тема

Кол- во часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы прове- дения занятий

Электронные (циф- ровые) образователь- ные ресурсы







функциональной гра- мотности учащихся» (http://skiv.instrao. ru)


9 КЛАСС


Тема

Кол- во часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы прове- дения занятий

Электронные (циф- ровые) образователь- ные ресурсы

Естественно-научная грамотность: «Знания в действии» (8 ч)

1-2.

Наука и техноло- гии

2

Выполнение заданий

«Сесть на астероид» и «Солнечные пане- ли»

Объяснение прин- ципов действия технологий. Вы- движение идей по использованию зна- ний для разработ- ки и совершенство- вания технологий.

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru)


3-4.

Вещества, которые нас окру- жают

2

Выполнение зада- ний «Лекарства или яды» и «Чай»

Объяснение проис- ходящих процессов и воздействия раз- личных веществ на организм человека.

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru)

Сетевой комплекс информационно- го взаимодействия субъектов Россий- ской Федерации в проекте «Монито-

ринг формирования функциональной грамотности уча- щихся» (http://skiv. instrao.ru)

5-6.

Наше здо- ровье

2

Выполнение заданий

«О чем расскажет анализ крови» и/или

«Вакцины»

Объяснение проис- ходящих процес- сов. Анализ мето- дов исследования и интерпретация

результатов «экспе- риментов.

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

«О чем расскажет анализ крови»: обра- зовательный ресурс издательства «Про- свещение» (https:// media.prosv.ru/func/)

Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. –

М. ; СПб. : Просве- щение, 2021.


Тема

Кол- во часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы прове- дения занятий

Электронные (циф- ровые) образователь- ные ресурсы

7-8.

Заботимся о Земле

2

Выполнение заданий

«Глобальное поте- пление» и «Красный прилив»

Получение выводов на основе интер- претации данных (графиков, схем), построение рассуж- дений. Проведение простых исследо- ваний и анализ

их результатов. Выдвижение идей по моделированию глобальных процес- сов.

Работа в парах или груп-

пах. Мозго- вой штурм. Презентация результатов выполнения заданий.

Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. —

М. ; СПб. : Просве- щение, 2021.

Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru)


ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Для повышения эффективности занятий по формированию ЕН грамотности необходимо в процессе их проведения получать обратную связь, как по отдельным этапам программы так и в целом по проведению программы.

В качестве рекомендаций предлагается проведение двух за- нятий, назовем их рефлексивными, в середине и конце программы, целью которых будет не формальная оценка сформированности отдельных сторон ЕНГ, а организация самооценки учащихся своей деятельности на занятиях, осмысление результатов этой деятельности, обсуждение и планирование де- ятельности на следующих занятиях или в следующем классе.

Для проведения рефлексивного занятия в середине про- граммы предлагается методика «Сытый или голодный?», учи- тывающая подходы, разработанные белорусскими коллегами. Основная цель этой методики получить обратную связь от каж- дого ученика.

Учитель предлагает тем ученикам, которые чувствуют на данный момент, что они уже «насытились» содержанием ЕН грамотности, уверенно решают жизненные проблемы, сесть по одну сторону от него; тем, кто еще ощущает себя

«голодным», неуверенно себя чувствует при решении жизнен- ных задач – по другую.

После разделения класса следует обсуждение, в ходе которо- го каждый, по возможности, рассказывает о том, что оказало влияние на его решение, почему учащийся так думает. Реко- мендуется начинать с «сытых».

Учитель фиксирует все высказанные «голодными» важные потребности, и в заключение обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их «голода», как помочь им на- сытиться (то есть достичь уверенности при решении задач по функциональной грамотности).

В ходе рефлексии учащиеся оценивают результаты своей деятельности, аргументируют и обосновывают свою позицию.

Учащиеся имеют возможность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности на будущих заня- тиях, и предлагают варианты решений поставленных проблем.

Для проведения итогового рефлексивного занятия предлагается методика «Лестница самооценки». Основная цель даннойметодики - самооценка уровня сформированности ЕН грамотности, направленных на повышение уровня Г отдельных учащихся и группы в целом.

Учащиеся разбиваются на группы. Ученики должны сами образовать группы, а назначение компонента необходимо делать случайным образом (например, используя принцип лотереи, когда ученик тянет бумажку .

Каждой команде дается описание уровней сформированности той или иной составляющей Г. Команда должна ответить на вопросы: 1) На каком уровне, по их мнению, находится класс по выпавшей им составляющей Г? 2) Что нужно делать в следующем году, чтобы перейти на следующий уровень? Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней Г можно использовать примеры заданий разного уровня Г (http://skiv. instrao.ru/).

На работу групп дается 10–15 минут. За это время ведущий занятия рисует на доске пятиступенчатую лестницу, помечая каждую ступень цифрой от 1 до 5 После окончания групповой работы кто-то из группы выходит и приклеивает стикер (ставит магнит) на ту или иную ступень лестницы, нарисованной на доске. Учащиеся из каждой группы объясняют, почему они пришли именно к такому выводу, дают свои предложения по переходу на следующую ступень и обсуждают с классом пути перехода на следующую ступень (на выступление каждой группы отводится 5 минут).

В ходе проведения данной методики учащиеся оценивают результаты своей деятельности, аргументируют и обосновыва- ют свою позицию, осуществляют сотрудничество со сверстни- ками, учитывают разные мнения.

Для получения обратной связи на разных этапах программы учителя могут использовать и другие методики, а также изме- нять предложенные методики, дополнять или усложнять их в соответствии с интересами и особенностями группы учащихся и их возрастом.



Учебно-методическое обеспечение курса:

1.Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С.

Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2020.

2.Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С.

Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2021.