Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №1
г. Завитинска Амурской области
РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению методическим советом школы. Протокол № 1 От______________2018г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР МБОУСОШ № 1 _______________ И.В.Божко ____________________2018г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ СОШ №1 _______ Е.Н. Назаренко Приказ № __от____2018г. |
Рабочая программа
курса «Логика»
для 4-х классов
(2018 – 2019 учебный год)
Разработчик: Булах Ольга Владимировна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
г.Завитинск
2018г.
Оглавление
Классификация программы
Список участников кружка
Пояснительная записка
Содержание программы
Календарно-тематическое планирование
Результаты обучения
Используемая литература.
Классификация программы
Список участников кружка
Бирюков Кирилл – 4в класс
Герасимюк Андрей – 4в класс
Дрюк Кирилл – 4в класс
Иващенко Владислав – 4в класс
Иващенко Кристина – 4в класс
Конченко Виктория – 4в класс
Крыжановский Андрей – 4в класс
Кузьменко Екатерина – 4в класс
Макаренко Сергей – 4в класс
Матвеено Матвей – 4в класс
Носков Алексей – 4в класс
Сиглюк Андрей – 4в класс
Сизова Анастасия – 4в класс
Сущик Владислава – 4в класс
Татаренко Михаил – 4в класс
Тишутин Иван – 4в класс
Тищенко Валерия – 4в класс
Фёдорова Алина – 4в класс
Шурыгин Максим – 4в класс
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перед обществом стоят сложные и многогранные задачи формирования целостной личности, деятельно включающейся в процесс социальных преобразований, формирование такой личности невозможно без полного раскрытия ее способностей и талантов.
Школа сегодня должна не только формировать у своих питомцев прочную основу знаний, умений и навыков, но и развивать их умственную активность: учить мыслить самостоятельно, пополнять и обновлять знания, сознательно использовать их при решении теоретических и практических задач.
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.
Развитию творческой активности, инициативы, любознательности учащихся, их логического мышления способствует решение задач повышенной трудности. Решение нестандартных логических задач позволяет накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве, ставить несложные проблемы и находить пути их решения.
Многие ученики обладают хорошо развитыми способностями; часто встречаются средний уровень их развития; иногда та или иная способность развита у человека слабо. Но нет людей, у которых вообще не имеется никаких способностей. Нужно лишь суметь раскрыть и развить их, и важно сделать это как можно раньше, поскольку проявления творческой активности по мере взросления уменьшаются, остаются лишь у отдельных лиц.
Хорошо известно, что всестороннее развитие имеет огромное значение для последующего формирования личности. Поэтому развитию интеллекта школьников уделяется в наше время большое внимание. Вызывая непосредственное удовлетворение, процесс познания способствует формированию стойких познавательных интересов, что является важным условием творческого отношения обучающихся к любой деятельности, условием самоутверждения и самовыражения. Кроме того, в процессе совместной (групповой) познавательной деятельности наиболее успешно идет воспитание актуальных знаний, развивается логическое, аналитическое, ассоциативное мышление.
Формальный интеллект, способность к изучению причинно-следственных зависимостей между вещами являются венцом мышления ребёнка, который, сталкиваясь с окружающими предметами, вынужден подчинять свои действия логике их существования. Логика его реальных действий отражается в представлении, в форме адекватных структур мыслительных операций. Внешние действия уходят в умственный план, обобщаются, становятся мыслительными операциями. Процесс этот составляет механизм развития мышления, развития интеллекта.
Основными качествами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.
Пытливость ума лежит в основе активной познавательной деятельности, в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного. Способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях и взаимоотношениях, преодолевать шаблонность мышления лежит в основе гибкости и подвижности ума.
Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.
Логические задачи, как правило, существенно не опираются на школьные знания и умения, а их занимательная формулировка вызывает интерес у учащихся.
Большое внимание при решении логических задач уделяется неформальным методам решения, опирающимся на ориентиры, которыми пользуется человек в повседневной жизни. Некоторые методы решения заимствованы из арсенала математической логики, хотя в явном виде понятия и определения математической логики не используются.
С помощью специально подобранных задач хочется показать учащимся красоту и простоту логического рассуждения, приводящего к решению задачи. Что способствует эстетиче6скому воспитанию учащихся и повышению их математической культуры. Важно, развивая интерес школьников к предмету, учить их самостоятельно работать, развивать свои способности.
Формирующие у младших школьников мыслительные операции связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующие понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно – конкретным. Но младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости.
Школьникам в среднем и старшем возрастах становятся доступны более сложные познавательные задачи.
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает кружок “Логика”. Программа кружка представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов.
Особенностью программы являются занимательность предполагаемого материала по форме, по содержанию, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.
В настоящее время исследования учёных доказали, что талантливых детей много. Задача заключается лишь в том, чтобы развить мышление ребёнка, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа. Дети любознательны и полны желания получать новую информацию. На уроках идёт конкретный учебный материал, усвоение терминов, понятий, фактов. Очень мало времени остаётся на дополнительный материал и игры с повышенным уровнем сложности, поэтому, чтобы развивать познавательный интерес и творчество у учащихся нужно организовывать внеклассную работу. Одной из форм является кружок.
Целью программы является: развитие интеллекта и мыслительной способности обучающихся.
Задачи программы:
- развитие логического мышления учащихся через решение логических задач;
- научить обучающихся разрабатывать и оформлять интеллектуальные игры;
- воспитание коммуникабельности и взаимоуважения среди обучающихся.
Место кружка в учебном плане
Программа кружка создана для занятий с учащимися 4-х классов (дети с высокой учебной мотивацией). Кружок проводится 2 раза в неделю. Всего 68 часов в год.
Особенности программы
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих.
Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.
В данной программе большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей.
Подбор заданий строится с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся младшего школьного возраста.
Принципы реализации программы:
Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку.
Коллективизм.
Креативность (творчество).
Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка.
Научность.
Сознательность и активность учащихся.
Наглядность.
Формы проведения занятий: Математические (логические) игры, задачи, упражнения, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, компьютерные логические игры, дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы, соревнования и др.
Методы:
Взаимодействие.
Поощрение.
Наблюдение.
Коллективная работа.
Игра.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Формы контроля.
Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях отличается от привычной системы оценивания на уроках.
Воспитанникам можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов.
80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
60-80% - уровень выше среднего;
50-60% - средний уровень;
30-50% - уровень ниже среднего;
меньше 30% - низкий уровень.
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Логика»
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Планируемые результаты освоения программы курса
В результате изучения курса «Логика» в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
познавательные УУД;
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать предметы по заданному свойству;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание программы.
Свойства, признаки и составные части предметов.
Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
Сравнение.
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры. Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
Комбинаторика.
Перестановки. Размещения. Сочетания. Решение задач с помощью таблиц и графов.
Действия предметов.
Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями.
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
Элементы логики.
Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания. Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно0следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
Развитие творческого воображения.
Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов». Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
Практический материал.
Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Задачи:
- обучить мыслить самостоятельно, пополнять и обновлять знания, самостоятельно их использовать при решении задач;
- развивать логическое мышление через решение логических задач;
- воспитывать у обучающихся чувство терпимости к мнению другого.
Прогнозируемые результаты.
К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь решать логические и математичес-кие задачи, играть и уметь проводить с учащимися настольные игры, разгадывать простейшие парадоксы и софизмы.
Тематическое планирование кружка «ЛОГИКА», 4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечания |
План. | Факт. |
1 полугодие |
1 | Входной тест. | 1 | | | Тест №1 |
2 | Закономерности в чередовании признаков. | 1 | | | |
3 | Классификация по какому-то признаку. | 1 | | | |
4 | Сравнение предметов по признакам. | 1 | | | |
5 | Тест «Сравнение». | 1 | | | Тест №2 |
6 | Состав предметов. | 1 | | | |
7 | Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». | 1 | | | |
8 | Найди отличия. | 1 | | | |
9 | Действия предметов. Игра «Кто так делает?» | 1 | | | |
10 | Комбинаторика. Перестановки, размещения. | 1 | | | |
11 | Функциональные признаки предметов. | 1 | | | |
12 | Симметрия. Симметричные фигуры. | 1 | | | |
13 | Логическая операция «и». | 1 | | | |
14 | Координатная сетка. | 1 | | | |
15 | Решение логических задач и задач-шуток. | 1 | | | |
16 | Результат действия предметов. | 1 | | | |
17 | Обратные действия. | 1 | | | |
18 | Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. | 1 | | | |
19 | Тест «Отношения». | 1 | | | Тест №3 |
20 | Порядок действий, последовательность событий. | 1 | | | |
21 | Комбинаторика. Размещение, сочетание. | 1 | | | |
22 | Составление загадок, чайнвордов. | 1 | | | |
23 | Множество. Элементы множества. | 1 | | | |
24 | Классификация по одному свойству. | 1 | | | |
25 | Тест «Классификация». | 1 | | | Тест №4 |
26 | Способы задания множества. | 1 | | | |
27 | Сравнение множеств. | 1 | | | |
28 | Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). | 1 | | | |
29 | Решение задач с использованием понятий о множествах. | 1 | | | |
30 | Выражения и высказывания. | 1 | | | |
31 | Высказывания со связками «и», «или». | 1 | | | |
32 | Отрицание. | 1 | | | |
33 | Итоговый тест. | 1 | | | Тест №5 |
34 | Работа над ошибками. Итоговое занятие. | 1 | | | |
2 полугодие |
1 | Промежуточный тест. | 1 | | | Тест №1 |
2 | Повторение основных мыслительных операций. | 1 | | | |
3 | Причинно-следственные цепочки. | 1 | | | |
4 | Интегрированный: логика в окружающем мире. | 1 | | | |
5 | Интегрированный: логика в русском языке. | 1 | | | |
6 | Виды отношений между понятиями. | 1 | | | |
7 | Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. | 1 | | | |
8 | Понятие о графах. | 1 | | | |
9 | Рефлексивность отношений. | 1 | | | |
10 | Симметричность отношений. | 1 | | | |
11 | Тест «Отношения между понятиями». | 1 | | | Тест №2 |
12 | Классификация. | 1 | | | |
13 | Язык и логика. Фразеологизмы. | 1 | | | |
14 | Язык и логика. Образность и меткость речи. | 1 | | | |
15 | Язык и логика. Речевые ошибки. | 1 | | | |
16 | Язык и логика. Пословицы. | 1 | | | |
17 | Тест «Язык и логика». | 1 | | | Тест №3 |
18 | Работа над ошибками. | 1 | | | |
19 | Логические связки «или», «и». | 1 | | | |
20 | Логическая связка «если …, то». | 1 | | | |
21 | Логические возможности. | 1 | | | |
22 | Ситуативная связь между понятиями. | 1 | | | |
23 | Оценка ситуации с разных сторон. | 1 | | | |
24 | Образное сравнение. | 1 | | | |
25 | Синонимы. Многозначность. | 1 | | | |
26 | Антонимы. | 1 | | | |
27 | Тест «Языковая логика». | 1 | | | Тест №4 |
28 | Работа над ошибками. | 1 | | | |
29 | Комбинаторика. Решение задач с помощью графов. | 1 | | | |
30 | Рассуждения. | 1 | | | |
31 | Выводы в рассуждениях. | 1 | | | |
32 | Юмор и логика. | 1 | | | |
33 | Юмор и логика. | 1 | | | Творческий отчет |
34 | Конкурс эрудитов. | 1 | | | |
Материально – техническое обеспечение
№ п/п | Автор, название | Год издания издательство |
1 | Беленькая Т.Б. Логика в начальной школе. Умный тренажер | «Феникс» 2013 г. |
2 | Гаврилина С.Е., Кутявина А.Н., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Внимание и память | «РОСМЭН» 2012 г. |
3 | Гаврилина С.Е., Кутявина А.Н., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Мышление | «РОСМЭН» 2012 г. |
4 | Гордиенко Н., гордиенко С. Развиваем мышление. В мире логики. Занимательная книга для умников и умничек | «Феникс» 2014 г. |
5 | Никольская И.Л., тигранова Л.И. Гимнастика для ума. Книга для учащихся начальных классов | «Экзамен» 2013 г. |
6 | Решаем и оформляем логические задачи | «ЮниверсПресс» 2011 г. |
7 | Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет | «Учебная литература» 2014 г. |
8 | Савенков А.И. Развитие логического мышления.7- 8 лет | «Учебная литература» 2014 г. |
9 | Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки | «Омега» 1994 г. |
10 | Чурсина Л.В. Конструирование по клеточкам | «ВАКО» 2014 г. |
Приложение
Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1 класс
Входной тест
Буквы обведи в кружок, цифры – зачеркивай.
Н Т 1 Ф 2 Б Г Д 5 Ю Т Я Ю К 6 Л М 9 Р Ш 6 Э Н Т 3 В О 7 Е Ж 8 Я Т 1 С Ъ И 4
П Т Д 5 Х 6 Н М У С К Е 7 Н Б Т З Л 8
Реши задачу.
Маша поет лучше Кати, Катя поет лучше Нади. Кто из девочек поет лучше всех?
Нарисуй недостающую фигуру.
Перед тобой зашифрованные слова. Расшифруй их и найди лишнее. Дай название оставшейся группе слов.
НСЕГ ДАРГ ДЬЖОД ГАУРАД
Продолжи ряд.
1 2 2 2 3 3 3 3 _________________________________...
Реши задачу.
Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько яиц снесу две курицы за три дня? _____________
1 класс
Промежуточный тест
Допиши слова, подходящие по смыслу.
Холод – зима, тепло - … .
Помидор – красный, огурец - … .
Человек – ребенок, собака - … .
Морковь – огород, яблоня - … .
Реши задачу.
Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Кто длиннее всех?
_______________
Зачеркни «лишнее» слово:
Окунь, щука, кит, карась;
Ель, липа, сирень, береза;
Сын, друг, бабушка, папа.
Разгадай закономерность и дорисуй.
+
=
+=++=
=+=++
++===+++
Учись рассуждать.
На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то арбузов на прилавке не останется. Сколько было арбузов?
________________
Назови обобщающим словом.
Пчела, бабочка - … .
Пила, отвертка - … .
Франция, Россия - … .
Дождь, снег - … .
1 класс
Итоговый тест
Реши задачи.
В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________
Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________
Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте? ___________________
Зачеркни «лишнее» слово:
Окно, волк, коза, бежать, берег;
Гора, холм, река, лес, трамвай, поле.
Составь по три слова из букв каждой строки.
Б, У, Ы, С, Р ________________, ______________, ______________
О, С, А, К _____________, _________________, _______________
Напиши по аналогии.
Птица – крылья, рыба - … .
Трактор – гусеницы, автомобиль - … .
Завод – цех, школа - … .
Альпинист – горы, пловец - … .
2 класс
Тест «Алгоритм»
Выполни действия. Впиши результаты.
Задумай однозначное число;
Прибавь 5;
Сложи результаты действий 1 и 2 ;
Вычти 4 ;
Прибавь 10;
Вычти удвоенное задуманное число;
У тебя получилось 11?
Если нет, проверь правильность выполнения каждого действия.
Нарисуй рамку. Выполни действия:
Отметь внутри рамки две точки;
Обозначь эти точки буквами А и В;
Отметь внутри рамки точку, не лежащую на прямой АВ;
Обозначь эту точку буквой С;
Соедини отрезками прямой точки А и С; С и В; А и В.
Какая фигура у тебя получилась?
Какие действия и в каком порядке нужно выполнить, чтобы решить пример: 2 * 3 + 8 : ( 12 – 10) = ___ ?
Перечисли эти действия в нужном порядке:
_________________;
_________________;
_________________;
_________________;
_________________ .
2 класс
Тест «Сравнение»
Назови предметы, которые имеют указанные признаки:
Деревянный, удобный, письменный … .
Летний, солнечный, праздничный … .
Узкий, длинный, кожаный … .
Черная, рыхлая, влажная … .
Большие, сине, грустные … .
Душный, сухой, пыльный … .
Подбери близкие по значению слова.
Друг – товарищ.
Храбрый - … .
Скоро - … .
Разломать - … .
Думать - … .
Редко - … .
Сравни самолет и автобус.
Сходство | Различие |
Самолет | Автобус |
Какой признак отличия лежит в основе деления:
Перелетных и зимующих птиц;
Хвойные и лиственные деревья.
Выдели признаки сходства.
Песок, крупа - … .
Глина, снег - … .
Книга, телевизор - … .
Чайник, утюг - … .
Напиши красивое сравнение.
Например: Осенние листья лежат, как пестрый ковер.
Красногрудые снегири похожи на … .
Волосы мягкие, как … .
Голос звучал нежно, как … .
Подбери такое слово-прилагательное, которое подходило бы сразу к двум словам.
Например: друг ( старый) шкаф.
Настроение ( … ) утро.
Обида ( … ) таблетка.
Торт ( … ) загар.
Дополнительное задание.
а) Пропали гласные:
Н … В … Д … Н … Н
К … Р … С … Л
Р … С … Н … К
б) Восстанови порядок букв и получи слово.
ИКОРКДОЛ ЯЯЛБНО
2 класс
Тест « Отношения».
Определи тип отношений, запиши рядом.
Телевизор – экран Воробей – утка
Брюки – одежда Горький – сладкий
Почтальон – письмо Сегодня – завтра
Гололед – перелом руки Карман – кнопка
Допиши второе понятие, соответственно указанным отношениям.
а) Вид – род
лето - …
столяр - …
поезд - …
б) Целое – часть
растение - …
рыба - …
воздух - …
в) Противоположности
аккуратный - …
прямой - …
бросил - …
г) Рядоположности
люстра - …
Буратино - …
сердце - …
д) Функциональные
уши - …
гитара - …
корова - …
е) Последовательности
седьмой - …
завтра - …
молния - …
ж) Причина – следствие
игра со спичками - …
долго был летом на солнце - …
погибло много птиц - …
Составить самостоятельно пару понятий:
род – вид;
рядоположности;
целое – часть;
причины – следствия.
Зачеркни неверные пары.
Род – вид: звери – животные.
Противоположные: жара – засуха.
Причина – следствие: утро – вечер.
Последовательные: последний этаж – чердак.
Функциональные: медведь – берлога.
Целое – часть: озеро – глубина.
Рядоположности: река – рыба.
Напиши противоположные понятия:
свежая газета - …
свежая рубашка - …
свежий хлеб - …
Расположи понятия от более широкого к более узкому ( пронумеруй).
Спортивная обувь, кеды, обувь.
Первоклассник, Петя Иванов, человек, школьник.
Построй сам такую цепочку.
Роза - … - … - … .
Расшифруй слова.
а) М З К - … б) Ц Е Л С Н Т И А
К Р К Д Л - … И Ч Т О Н К И Л
З М Л Т Р С Н - …
2 класс
Итоговый тест
Впишите слово, которое является понятием данного определения.
Мера длины, равная 100 см, - … .
Явление природы, вследствие которого река выходит из берегов, - … .
Твердое состояние воды непрозрачного цвета - … .
Математическое действие, при котором происходит увеличение числа в несколько раз, - … .
Четырехугольник, у которого все углы прямые, - … .
Небесное тело, которое самостоятельно излучает свет, - … .
Полезное ископаемое: жидкое, с резким запахом, горит - … .
Положение губ, характерное для выражения хорошего настроения, - … .
Дополни определение.
Час – это единица времени.
Гроза – это явление природы.
Корень – это часть растения.
Самостоятельно составь определение.
Дневник – это … .
Делитель – это … .
Береза – это … .
Справедливость – это … .
Вычеркни определения с ошибками.
Враг – это человек, который желает тебе зла.
Утюг – предмет бытовой техники для одежды.
Чай – это кипяченая вода чайнике.
Шуба – зимняя верхняя одежда из меха.
Лимон – это цитрусовый фрукт желтого цвета, кислый на вкус.
Корова – животное, которое дает молоко.
Ствол – это древесный стебель.
Объясни своими словами крылатые выражения.
Юмор – это жизненная рессора, которая помогает облегчить удары судьбы.
Глаза – зеркало души.
3 класс
Входной тест
1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.
2. Вспомните логические операции.
а) Обобщение.
Назови одним словом, исключив лишнее:
мальчик, девочка, бабушка - … .
сметана, кефир, майонез - … .
Земля, Луна, Венера, юпитер - … .
дуб, баобаб, береза, осина - … .
предательство, доброта, честность - … .
б) Сравнение.
Солнце – Луна: сходство, различие.
в) Классификация.
Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
| | |
г) Аналогия.
Вверх – вниз
Говорил - …
Думать – размышлять
Ломать - …
Брюки – штанина
Рубашка - …
1 2 3 – 2 3 4
3 4 5 - …
3. Анаграммы (расшифруй слова).
Ю Г Т У
Я М Л О Н И
У А К Т Р К
3 класс
Тест «Классификация»
Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.
Коза, корова, лось, лошадь - … .
в, з, ш, д - … .
Апельсин, груша, малина, яблоко - … .
Юбка, брюки, полотенце, пальто - … .
Добрый, жадный, честный, голодный - … .
Напиши основание классификации ( по какому признаку разделили слова?).
Раздели на группы. Дай группам название.
Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.
Произведи классификацию по основанию: материал изделия.
Произведи классификацию самостоятельно.
Исправь ошибки в классификации.
Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.
Деревья делятся на хвойные и фруктовые.
Водоемы делятся на океаны и моря.
Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части.
Люди делятся на детей и взрослых.
Машины делятся на грузовые и легковые.
Год делится на зиму, лето, осень, весну.
Горы делятся на старые и молодые.
Меры веса – это тонна, центнер, килограмм, грамм.
Час состоит из минут и секунд.
3 класс
Тест «Сравнение»
Назови не менее трех признаков (свойств): а) автомобиля; b) слова автомобиль; с) числа 343.
Впиши ответы:
_____________;
_____________;
_____________.
Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.
Впиши ответ: ________________________________________________ .
Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.
Ответ: _________________________________ .
Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка и самолет; d) самолет и вертолет?
Ответы впиши в таблицу:
Сходство: Различие:
_а)_________________ a)_________________
_b)_________________ b)_________________
_c)_________________ c)__________________
_d)_________________ d)__________________ .
Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?
Ответ подчерки и объясни.
Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры; с) *по возрастанию наименьшего делителя.
Ответы:
__________;
__________;
__________ .
* Разгадай загадку:
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет,
На все садится,
Тепла боится.
Ответ: ______________ .
3 класс
Тест «Отношения»
Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки.
Ответ: ________________ .
Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:
Утка, ласточка, петух, индейка, гусь;
8, 17, 24, 32, 2;
Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка.
Ответы:
_____________;
_____________;
_____________ .
Укажи родовое понятие:
Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;
Пятиугольник, круг, квадрат;
Пчела, муха, бабочка;
Ель, береза, сосна, клен.
Ответы:
______________
______________
______________
______________ .
Заполни таблицу.
Род | Виды |
Птица | Ворона | 2) | 3) |
Металл | 1) | 2) | 3) |
Нечетное число | 1) | 2) | 3) |
Глагол | 1) | 2) | 3) |
Имя собственное | 1) | 2) | 3) |
Итоговый тест за курс 3 класса
Напиши название предмета, который имеет данные признаки:
быстрая, бурная, горная, … .
крупный, вкусный, круглый, грецкий, … .
летняя, теплая, звездная, … .
меткая, поучительная, мудрая, … .
Вычеркни неверные сравнения.
У зайца длинные уши, а у страуса сильные ноги.
Курица – домашняя птица, а лебедь – дикая.
В сказке говорится про зверей, а в рассказе много юмора.
Остров омывается водой со всех сторон, а полуостров – с трех сторон.
Выполни классификацию следующих слов. Основание классификации – вид орфограммы.
Резкий, зеленый, местность, жидкость, поздний, взглянул, пятерка.
Произведи классификацию по любому основанию.
а) Все экосистемы делятся на … .
б) Всех зверей можно разделить на … .
Дай группе слов родовое понятие.
Яблоко, желудь, шишка - … .
Тополь, кошка, мухомор - … .
Шелк, ситец, вельвет - … .
Пронумеруй понятия от более узкого к более широкому.
Животные, кот Тиша, звери, домашние звери, кошки.
Что это?
… - движение воздуха с определенной скоростью в каком-либо направлении.
… - одна сторона листа.
… - знаки, с помощью которых записываются числа.
Составь определение.
Чемодан – это … .
Напиши противоположное понятие.
Замерз - … .
Огорчить - … .
Напиши следствие указанной причины.
Федя и Петя не умеют уступать друг другу, поэтому … .
Напиши причину указанного следствия.
Автобус не приехал вовремя, потому что … .
Напиши вопрос, на который можно ответить: хвойные.
Входной тест
4 класс
Логика – это наука о том, как нужно …, …, … .
Назови одним словом, исключив лишнее.
Злость, радость, восторг - … .
Пингвин, журавль, верблюд - … .
Тюмень, Киев, Москва - … .
Желудок, позвоночник, череп - … .
Сравнение.
Сравнить – это значит найти признаки … и … .
Классификация.
Сходство | Различие |
Книга | Тетрадь |
| | |
Аналогия.
Продолжи по аналогии:
Побежал, подарок, походка;
701, 6002, 50003, … .
Маленький, умненький, кисленький, … .
Расшифруй слова:
А Г И К Л О - … Е М А В И Н И Н - …
П Т А Я М Ь - … Ш Л Ы М Е Е Н И - …
4 класс
Тест «Отношения между понятиями»
Определи вид отношений между понятиями и продолжи по аналогии.
____________
Дятел – птица
Учитель – …
Часы – …
_____________
Улыбнулся – нахмурился
Упрямый – …
Заболел – …
______________
Книга – страница
Здание – …
Рассказ – …
________________
Чай – кофе
Ручка – …
Землетрясение – …
_________________
Кровь – кислород
Яблоко - …
Овца - …
__________________
Ноябрь – декабрь
Утро - …
1/7 - …
__________________
Грубость – обида
Шутка - …
Дождь - …
Напиши аналогичную пару:
Стол – мебель
Китай - …
Машина – кузов
Паровоз - …
Глаза – картина
Уши - …
Широкий – бескрайний
Безымянный - …
Лето – июль
Рубашка - …
Выполни аналогичное задание.
А) Лук – связка лука.
сыр - … чай - …
бензин - … песок - …
суп - … клей - …
молоко - …
Б) Лиса – хищный зверь – зверь – животное – живая природа.
Ель - … - … - … - … .
Апельсин - … - … - … - … .
В) Подчеркни две фразы, наиболее близкие по смыслу.
Вымыть посуду.
Передохнуть.
Справиться с напряжением.
Находиться в отпуске.
Тянуть лямку.
Гнуть спину.
Испытывать судьбу.
Потерять почву под ногами.
4 класс
Тест «Язык и логика»
Задание на внимание. Исправь ошибки там, где они есть.
Старые лебеди склонила над ним горые шеи.
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними.
Сорняки шипучи и плодовиты.
Настоле лежала карта нашего города.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Кораблю медленно подплывал к берегу, на котором везли обезьянку.
Дети страдали от недоедания пищи.
Закончи фразеологизмы:
Ни к селу, … .
В час по … .
Как снег … .
Совать нос … .
… из мухи … .
Продолжи пословицы.
Январь – году начало, зиме … .
… всякий молод.
Красна птица пером, а человек … .
Крепкую дружбу … .
Мал золотник, да … .
Подчеркни фразы, наиболее близкие по смыслу.
Объясни смысл следующих фразеологизмов:
с минуты на минуту;
утереть нос;
перемывать кости;
говорить в глаза.
Вспомни и запиши фразеологизмы, которые мы говорим о :
полной темноте;
том, кто сам не пользуется т и другим не дает;
делах, которые идут успешно, удачно;
том, что одно плохое портит много хорошего.
У шпиона обнаружена шифровка. В ней зашифрована секретная информация, Расшифруй ее.
Верные друзья обещали мне ежедневно брать около магазина большие арбузы.
Для рифмовки поэты иногда используют слова созвучные, но с разным ударением, например:
Я под синим пулогом
На холме полугом.
Найди такие слова для стихотворения Я Козловского:
На двери замка ни … .
Живет щегол здесь – первый … .
И утром белка из …
Ему готовит гоголь-моголь.
4 класс
Тест «Языковая логика»
Внимательно прочитай прилагательные, запомни их и запиши рядом с данными существительными:
дом бабочка
книга лекарство
класс дорога
аппетит взгляд
лето кресло
Составь как можно больше вопросов, соединив два понятия ситуативной связью.
Хлеб – ручка.
а) …
б) …
Вымыть посуду. В мгновение ока.
Передохнуть. Пока еще не поздно.
Справиться с напряжением. Лучше поздно, чем никогда.
Находиться в отпуске. В два счета.
Оцени событие с положительной и отрицательной сторон.
Учитель поставил «двойку» за плохое поведение на уроке.
Объясни смысл следующих сравнений:
Медвежья услуга - … .
Заячья душа - … .
Волчьи законы - … .
Найди синонимы и подчеркни их.
Больной, необычный, усталый, странный, далекий.
Шалить, играть, драться, баловаться, кричать.
Бежать, сидеть, лететь, мчаться, гнаться.
Угадай многозначное слово.
Помещение в гостинице ( … ) один выпуск газеты или журнала.
Часть книги ( … ) часть дерева.
Древнее оружие ( … ) овощ.
Сфера общения ( … ) геометрическая фигура.
Часть литературного произведения ( … ) руководитель учреждения.
Подбери антонимы к данным словосочетаниям:
Свежая газета - …
Свежая рубашка - …
Свежий воздух - …
Свежие новости - …
К каждой паре существительных подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.
____________________________ хвост, холод.
____________________________ характер, перстень.
____________________________ нервы, труба.
____________________________ жизнь, конфета.
Реши анаграммы и исключи лишнее слово.
К О Х Й Е К
СНИНЕТ
ОЖИВТ
Л У Ф О Б Т
4 класс
Конкурс эрудитов
Закончи фразеологизмы.
Ни в зуб … .
Как снег … .
Ждать у моря … .
Язык … .
Вставь в скобки слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого и началом второго.
Например: ВОК ( ЗАЛ) ПЫ.
ГОР ( … ) ОЛАД.
КАБ ( … ) ОШКО.
ЗА ( … ) ЕЦ.
За 15 минут автомат упаковывает 40 коробок. Сколько коробок он упакует за час?
В русских народных сказках часто встречаются постоянные эпитеты( определения): красна девица, добрый молодец и др.
Какие эпитеты употребляются со словами:
Ночь Сокол
Вода Леса
Горы Поле
Солнышко Реки
Пятеро друзей обменялись между собой фотографиями. Сколько всего было роздано фотографий7 Ответ поясни.
Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков.
Вставь на свое место ( изменяя где нужно форму падежа, рода и числа) слова-синонимыстаринный, давний, старый, ветхий, в отрывок текста:
… человек обыкновенно любит вспоминать … происшествия и рассказывать о … обычаях; а если он скуп и жаден, то в сундуке его найдешь много … вещей.
В стихотворении А.А.Фета «Береза» две соседние строки противоречат одна другой, так как в них употребляются контрастные слова (антонимы). Найди и подчеркни эти слова.
Печальная береза
У моего окна.
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят.
И радостен для глаза
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы (заря)
Я наблюдать за ней.
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
Исключи лишнее слово, предварительно решив анаграммы.
Ю К И Л Т
Л Ю Т А Н Ь П
ОЗАР
А Л И Ф К А
Вставь пропущенное слово в паре по аналогии с первой парой:
Квадрат – куб; d) Жара – зной;
Треугольник - …; Смелый - …;
Дуб – дерево; e) Дерево – ствол;
Стакан - …; Человек - …;
Река – озеро; f) Молоко – сыр;
Яблоко - …; … - печенье.
Какие из двух приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?
Куй железо, пока горячо.
Один в поле не воин.
Лес рубят – щепки летят.
Не все золото, что блестит.
Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
1.Реши задачи.
В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________
Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________
Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте? ___________________
2.Зачеркни «лишнее» слово:
Окно, волк, коза, бежать, берег;
Гора, холм, река, лес, трамвай, поле.
3.Составь по три слова из букв каждой строки.
Б, У, Ы, С, Р ________________, ______________, ______________
О, С, А, К _____________, _________________, _______________
4.Напиши по аналогии.
Птица – крылья, рыба - … .
Трактор – гусеницы, автомобиль - … .
Завод – цех, школа - … .
Альпинист – горы, пловец - … .
1.Реши задачи.
В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________
Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________
Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте? ___________________
2.Зачеркни «лишнее» слово:
Окно, волк, коза, бежать, берег;
Гора, холм, река, лес, трамвай, поле.
3.Составь по три слова из букв каждой строки.
Б, У, Ы, С, Р ________________, ______________, ______________
О, С, А, К _____________, _________________, _______________
4.Напиши по аналогии.
Птица – крылья, рыба - … .
Трактор – гусеницы, автомобиль - … .
Завод – цех, школа - … .
№ занятия | Тема занятия, виды заданий | Дата проведения |
1. | Диагностика степени владения логическими операциями (стартовый контроль). Занимательные вопросы. | |
Математические фокусы. Загадки. Задачи на смекалку. Задача-шутка. Логическая задача. Математическая загадка. |
Логический вопрос. Задача на сообразительность |
2. | Занимательная задача. Числовой треугольник. Математические загадки. Магический квадрат. Математический | |
лабиринт. Занимательная геометрия. «Вставьте числа». |
3. | Занимательный вопрос. Математические фокусы. Загадки. Ребусы. Задача на смекалку. Задача-шутка. Логические | |
задачи. «Произнесите наоборот». |
4. | Задачи-шутки. Математическая загадка. Задача на смекалку. Ребусы. Занимательные вопросы. Математические | |
фокусы. Занимательная задача. «Какое слово лишнее?» |
5. | Магические квадраты. «Продолжи узор». Занимательная геометрия. Занимательная рамка. Математическая викторина. | |
«Продолжи ряд». Числовая головоломка. Занимательная задача. «Какое слово лишнее?» |
6. | Занимательная задача. Логические вопросы. Занимательные вопросы. Ребусы. Задача на смекалку. Задача-шутка. | |
7. | Решение логических задач. Занимательные задачи. Математические загадки. Магический квадрат. Занимательная | |
геометрия. Занимательная рамка. Ребусы. |
8. | Ребусы. Задача на смекалку. Задача-шутка. Загадки. Логические задачи. «Вставьте пропущенные буквы». | |
9. | Занимательные рамки. Логические вопросы. Задача-шутка. «Тренируем зрительную память». | |
10. | Разминка. «Тренируем зрительную память». «Произнесите наоборот». Ребусы. Анаграмма. «Найди признаки | |
предмета». |
11. | Литературная разминка. «Запомни и скажи». Занимательная геометрия. Магический квадрат. Ребусы. | |
12. | Занимательные вопросы. Игра в слова. Логическая задача. «Найди существительное». Загадка. «Продолжи ряд». | |
Занимательная геометрия. Игра «Эхо». |
13. | Занимательные вопросы. | |
14. | «Составь пословицу». «Найди лишнее». Ребусы. «Отгадай слово». Игра «Кто быстрее». «Весёлые вопросы». | |
15. | Палиндромы. «Отгадай слова». «Кто быстрее». Занимательные вопросы. Занимательная лесенка. | |
16. | «Найди закономерность». Логические задачи. Занимательная лесенка. Сравнение. Загадка. | |
17. | Логические задачи. Зашифрованное слово. «Найди закономерность». «Что лишнее?». Ребусы. «Составь предложение». | |
Занимательная геометрия. |
18. | Математические игры. | |
19. | Математические квадраты как средства развития умения вычислять и рассуждать. | |
20. | Разминка. «Найди закономерность». Игра «Наборщик». Шарада. «Заполни квадрат словами». Превращение слов. | |
21. | Ребусы. «Зашифрованное предложение». Логические задачи. «Что лишнее?». | |
22. | Классификация. Сравнение. «Найди закономерность». Загадки. | |
23. | Упражнение «Пары слов». «Что лишнее?». Ребусы. Логические задачи. | |
24. | Логические задачи. Узнавание предметов по заданным признакам. Зашифрованное слово. Игра «Поиск». Синонимы. | |
25. | Выделение признаков предметов. Выделение существенных признаков предметов. Сравнение. Игра «Допиши слова». | |
Игра «Слова». «Заполни квадрат». |
26. | Игра «Змейка». Зашифрованное слово. Шарады. | |
27. | Игра «Змейка». Игра «Занимательная модель». Игра «Поиск». Игра «Слова». | |
28. | Классификация. Игра «Допиши слова». | |
29. | Шарады. Занимательная геометрия. Математические бусы. «Лишнее слово». | |
30. | Игра «Прочитай поговорку». Занимательная геометрия. Анаграммы. Палиндром. Игра «Слова». Игра «Угадай | |
профессию». |
31. | Игра «Спрятанная поговорка». Игра «Слова». «Лишнее слово». Загадки. Занимательная геометрия. Занимательные вопросы. | |
32. | Занимательные вопросы. Головоломка. «Эльфийские игры». Игра «Слова». | |
33. | Интеллектуальная разминка. Логические задачи. «Прочитай пословицу». «Спрятанная поговорка». | |
34. | Диагностика степени владения логическими операциями. | |
Литература
1. Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник", 2004 г.
2.Винокурова Н. К. "Развитие познавательных способностей".- М., "Педагогический поиск", 1999.
3. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - Москва: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999 г.
4 Зак А.З. "Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет". - М., "Новая школа", 1996 г.
5. Левитас .Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в 1(2,3,4)классе."- М., Илекса, 2005.
6. Родионова Е.А., Нерадо А.В., Корниенко А.В., Леонова Е.А. "Олимпиада "Интеллект" (сборник заданий для самостоятельной подготовки).- М., "Образование", 2002 г.
7. Тихомирова Л.Ф. "Логика. Дети 7-10 лет". - Ярославль, "Академия развития", 2001 г.
8.Тихомирова Л. Ф., Басов А. в. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 г.
9. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. - Ярославль: "Академия развития", 2001 г.
10. Хацкевич Р. П. Математика для дошкольного и младшего школьного возраста. - Москва: АСТ, 2000 г.
11. Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".- М., Росткнига, 2005.