Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новоникулинская средняя школа
«Рассмотрено» на заседании МО классных руководителей Протокол № 1 от «_____» _________ 2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР _________________ Зотова Г.М. /Ф.И.О./ «____» ________ 2020 г. | «Утверждаю» Директор школы ________________ Алексанкина Л.Н. /Ф.И.О./ Приказ № _____ от «______» ______ 2020 г. |
Программа
внеурочной деятельности учащихся
«Основные вопросы подготовки к ОГЭ по географии»
Направление: общеинтеллектуальное
Вид деятельности: познавательная
Возраст школьников: 9 класс
Срок реализации: 2020-2021 учебный год
Разработчик программы: Потапова Светлана Александровна, учитель географии и биологии
С. Новое Никулино
2020 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основные вопросы подготовки к ОГЭ по географии» составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального образовательного стандарта основного общего образования (от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644; от 31.12.2015г.№1577);
- Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
-Демонстрационного варианта КИМов ОГЭ 2018,2019,2020,2021 годов, демоверсии 2022 года по географии;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 9 класса для проведения в 2021-2022 гг. государственной итоговой аттестации по географии;
-Спецификации КИМов для проведения в 2021-2022 учебном году государственной итоговой аттестации по географии.
- Учебного плана МОУ Новоникулинской СШ
- Устава Новоникулинской средней школы;
-Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Новоникулинской средней школы МО «Цильнинский район» Ульяновской области
- Программы внеурочной деятельности по географии 5-9класс, автор М.Ю. Аксёнова., Е.В. Храмова, .: ОГБУ «Центр ОСИ» , Ульяновск, 2018г.
1.1.Общая характеристика внеурочной деятельности
Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ОГЭ (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов, практическим решением сложных задач).
Программа курса выстроена по логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора. Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа сложных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ – школьникам и учителям. 20 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к государственной итоговой аттестации).
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия Э.М. Амбарцумовой, С.Е.Дюковой «География» издательского центра «Вентана-Граф». В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.
Внеурочные занятия позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приёмов и подходов к решению заданий соответствующих типов, способствуют осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а также могут учитываться при формировании 10 классов.
1.2.Цели и задачи курса
Основными целями курса внеурочной деятельности «Основные вопросы подготовки к ОГЭ по географии» являются:
Сформировать представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности, подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи:
повторить и обобщить знания по географии за курс основной общеобразовательной школы;
систематизировать информационный материал по разделам;
выработать умения пользоваться контрольно-измерительными материалами.
1.3. Актуальность программы
В связи с тем, что обучающимся 9 классов в конце учебного года предстоит пройти государственную (итоговую) аттестацию в форме ОГЭ, актуальным становится вопрос создания условий для успешной подготовки, организации и проведения итоговой аттестации выпускников.
Эффективность подготовки к ОГЭ по географии достигается за счёт использования интенсивных образовательных технологий.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
1.4. Место курса «Основные вопросы подготовки к ОГЭ по географии» в учебном плане.
Программа составлена из расчёта 35 часов в год и является важным звеном в географическом образовании школьников. На изучение в 9 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
овладеют суммой базовых знаний и умений, научатся самостоятельно применять их на практике;
овладеют общими универсальными приёмами и подходами к решению заданий КИМ;
усвоят основные приёмы мыслительного поиска;
научаться пользоваться контрольно-измерительными материалами;
развитие коммуникативных навыков умения работать в группе.
Метапридметные:
Развитие навыков работы с источниками информации: печатными изданиями, научно- популярной литературой, справочниками, Internet, ЭОР; формирование ИКТ- компетенции.
Развитие умений анализа карта атласов, статистических таблиц, схем, диаграмм.
Формирование навыков адекватного использования речевых средств в ходе ведения дискуссии, аргументированного отстаивания своей точки зрения; развитие коммуникативных качеств личности школьников, навыков совместной деятельности в коллективе.
Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
основные географические понятия и термины;
различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;
географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
Учащиеся должны уметь:
определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять результаты измерений в разной форме;
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. Источники географической информации -7 часов
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия
Природа земли и человек- 8 часов
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные
Материки, океаны, народы и страны - 4
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы. Влияние хозяйственной деятельности людей на природу .Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере
География России- 16
Особенности географического положения России
Территория и акватория, морские и сухопутные границы.
Часовые зоны.
Административно-территориальное устройство России
Природа России
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны
Природно-хозяйственные различия морей России
Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия
почв
Растительный и животный мир России. Природные зоны.
Высотная поясность
Население России
Численность, естественное движение населения
Половой и возрастной состав населения
Размещение населения. Основная полоса расселения
Направления и типы миграции
Народы и основные религии России
Городское и сельское население. Крупнейшие города
Хозяйство России
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства
России
Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные
сочетания природных ресурсов
География отраслей промышленности
География сельского хозяйства
География важнейших видов транспорта
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал
Россия в современном мире.
4.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (35 часов)
№п/п | Раздел | Тема | Общее количество часов | Дата |
по плану | фактически |
1 | I.Введение. Источники географической информации. | Введение. Особенности процедуры проведения ОГЭ. Нормативно-правовые документы, определяющие порядок проведения ОГЭ. | | | |
2 | | Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов. | | | |
3 | | Источники географической информации. План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы. | | | |
4 | | Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия | | | |
5 | | Отработка основных умений работать с географической картой и планом местности. Измерение по картам расстояний, направлений. | | | |
6 | | Определение географических координат. | | | |
7 | | Анализ плана местности, построение профиля местности по плану. | | | |
8 | II. Природа Земли и человек. | Природа земли и человек. Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли | | | |
9 | | Земная кора и литосфера. | | | |
10 | | Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части | | | |
11 | | Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. | | | |
12 | | Погода и климат. Изучение элементов погоды. | | | |
13 | | Работа с синоптическими картами. | | | |
14 | | Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. | | | |
15 | | Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. | | | |
16 | III. Материки, океаны, народы и страны | Современный облик планеты Земля. | | | |
17 | | Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы | | | |
18 | | Природа и население северных и южных материков. | | | |
19 | | Природопользование и геоэкология. Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. | | | |
20 | IV.География России | Особенности географического положения России. | | | |
21 | | Часовые зоны. Решение задач. | | | |
22 | | Часовые зоны. Решение задач. | | | |
23 | | Административно-территориальное устройство России | | | |
24 | | Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. | | | |
25 | | Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. | | | |
26 | | Внутренние воды и водные ресурсы. | | | |
27 | | Почвы и почвенные ресурсы. Растительный и животный мир России. | | | |
28 | | Природные зоны. | | | |
29 | | Население России. Городское и сельское население. Крупнейшие города. | | | |
30 | | Население России. Городское и сельское население. Крупнейшие города. | | | |
31 | | Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. | | | |
32 | | География отраслей промышленности. | | | |
33 | | География отраслей промышленности. | | | |
34 | | Решение задач на определение регионов по описанию | | | |
35 | | Россия в современном мире. | | | |
ИТОГО: | 35 | | |