СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса Основные вопросы подготовки к ОГЭ по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с тем, что обучающимся 9 классов в конце учебного года предстоит пройти государственную (итоговую) аттестацию в форме ОГЭ, актуальным становится вопрос создания условий для успешной подготовки, организации и проведения итоговой аттестации выпускников.

Эффективность подготовки к ОГЭ по географии  достигается за счёт использования интенсивных образовательных технологий.Программа составлена из расчёта 35 часов в год и является важным звеном в географическом образовании школьников. На изучение в 9 классе отводится    35 часов (1 час в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Программа курса Основные вопросы подготовки к ОГЭ по географии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новоникулинская средняя школа


«Рассмотрено»

на заседании МО классных руководителей


Протокол № 1

от «_____» _________ 2020 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

_________________

Зотова Г.М.

/Ф.И.О./

«____» ________ 2020 г.


«Утверждаю»

Директор школы

________________

Алексанкина Л.Н.

/Ф.И.О./


Приказ № _____

от «______» ______ 2020 г.


Программа

внеурочной деятельности учащихся

«Основные вопросы подготовки к ОГЭ по географии»


Направление: общеинтеллектуальное

Вид деятельности: познавательная

Возраст школьников: 9 класс

Срок реализации: 2020-2021 учебный год

Разработчик программы: Потапова Светлана Александровна, учитель географии и биологии





С. Новое Никулино

2020 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основные вопросы подготовки к ОГЭ по географии» составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального образовательного стандарта основного общего образования (от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644; от 31.12.2015г.№1577);

- Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;

-Демонстрационного варианта КИМов ОГЭ 2018,2019,2020,2021 годов, демоверсии 2022 года по географии;

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 9 класса для проведения в 2021-2022 гг. государственной итоговой аттестации по географии;

-Спецификации КИМов для проведения в 2021-2022 учебном году государственной итоговой аттестации по географии.

- Учебного плана МОУ Новоникулинской СШ

- Устава Новоникулинской средней школы;

-Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Новоникулинской средней школы МО «Цильнинский район» Ульяновской области

- Программы внеурочной деятельности по географии 5-9класс, автор М.Ю. Аксёнова., Е.В. Храмова, .: ОГБУ «Центр ОСИ» , Ульяновск, 2018г.


1.1.Общая характеристика внеурочной деятельности

Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ОГЭ (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов, практическим решением сложных задач).

Программа курса выстроена по логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора. Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа сложных заданий.

Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ – школьникам и учителям. 20 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к государственной итоговой аттестации).

Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия Э.М. Амбарцумовой, С.Е.Дюковой «География» издательского центра «Вентана-Граф». В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.

Внеурочные занятия позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приёмов и подходов к решению заданий соответствующих типов, способствуют осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а также могут учитываться при формировании 10 классов.

1.2.Цели и задачи курса

Основными целями курса внеурочной деятельности «Основные вопросы подготовки к ОГЭ по географии» являются:

Сформировать представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности, подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Задачи:

    • повторить и обобщить знания по географии за курс основной общеобразовательной школы;

    • систематизировать информационный материал по разделам;

    • выработать умения пользоваться контрольно-измерительными материалами.

1.3. Актуальность программы


В связи с тем, что обучающимся 9 классов в конце учебного года предстоит пройти государственную (итоговую) аттестацию в форме ОГЭ, актуальным становится вопрос создания условий для успешной подготовки, организации и проведения итоговой аттестации выпускников.

Эффективность подготовки к ОГЭ по географии достигается за счёт использования интенсивных образовательных технологий.

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

1.4. Место курса «Основные вопросы подготовки к ОГЭ по географии» в учебном плане.

Программа составлена из расчёта 35 часов в год и является важным звеном в географическом образовании школьников. На изучение в 9 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

  • овладеют суммой базовых знаний и умений, научатся самостоятельно применять их на практике;

  • овладеют общими универсальными приёмами и подходами к решению заданий КИМ;

  • усвоят основные приёмы мыслительного поиска;

  • научаться пользоваться контрольно-измерительными материалами;

  • развитие коммуникативных навыков умения работать в группе.

Метапридметные:

  • Развитие навыков работы с источниками информации: печатными изданиями, научно- популярной литературой, справочниками, Internet, ЭОР; формирование ИКТ- компетенции.

  • Развитие умений анализа карта атласов, статистических таблиц, схем, диаграмм.

  • Формирование навыков адекватного использования речевых средств в ходе ведения дискуссии, аргументированного отстаивания своей точки зрения; развитие коммуникативных качеств личности школьников, навыков совместной деятельности в коллективе.

  • Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение.

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • основные географические понятия и термины;

  • различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  • географическую зональность и поясность;

  • географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений

Учащиеся должны уметь:

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

  • описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

  • объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий;

  • приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • представлять результаты измерений в разной форме;


3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Введение. Источники географической информации -7 часов

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия

Природа земли и человек- 8 часов

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли

Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные


Материки, океаны, народы и страны - 4

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле

Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы

Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы. Влияние хозяйственной деятельности людей на природу .Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере

География России- 16

Особенности географического положения России

Территория и акватория, морские и сухопутные границы.

Часовые зоны.

Административно-территориальное устройство России

Природа России

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа

Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны

Природно-хозяйственные различия морей России

Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия

почв

Растительный и животный мир России. Природные зоны.

Высотная поясность

Население России

Численность, естественное движение населения

Половой и возрастной состав населения

Размещение населения. Основная полоса расселения

Направления и типы миграции

Народы и основные религии России

Городское и сельское население. Крупнейшие города

Хозяйство России

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства

России

Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные

сочетания природных ресурсов

География отраслей промышленности

География сельского хозяйства

География важнейших видов транспорта

Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал

Россия в современном мире.

4.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (35 часов)

п/п

Раздел

Тема

Общее количество

часов

Дата

по плану

фактически

1

I.Введение. Источники географической информации.


Введение. Особенности процедуры проведения ОГЭ. Нормативно-правовые документы, определяющие порядок проведения ОГЭ.




2


Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов.




3


Источники географической информации. План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.





4


Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия





5


Отработка основных умений работать с географической картой и планом местности. Измерение по картам расстояний, направлений.




6


Определение географических координат.




7



Анализ плана местности, построение профиля местности по плану.




8

II. Природа Земли и человек.



Природа земли и человек. Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли






9


Земная кора и литосфера.




10


Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части




11


Атмосфера. Состав, строение, циркуляция.




12


Погода и климат. Изучение элементов погоды.




13


Работа с синоптическими картами.




14


Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами.




15


Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность.




16

III. Материки, океаны, народы и страны

Современный облик планеты Земля.




17


Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы




18


Природа и население северных и южных материков.




19


Природопользование и геоэкология. Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.




20

IV.География России

Особенности географического положения России.





21


Часовые зоны. Решение задач.





22


Часовые зоны. Решение задач.





23


Административно-территориальное устройство России





24


Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.




25


Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.




26


Внутренние воды и водные ресурсы.




27


Почвы и почвенные ресурсы. Растительный и животный мир России.





28


Природные зоны.




29


Население России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.




30


Население России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.




31


Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.




32


География отраслей промышленности.





33


География отраслей промышленности.





34


Решение задач на определение регионов по описанию




35


Россия в современном мире.





ИТОГО:

35