ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс «Основы театрального искусства»
(название курса)
по общеинтеллектуальному направлению.________________________________
(указать направление)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование, 8 класс________________________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов____36______
Разработчик: Денисенко Тамара Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ№4 г. Батайска Ростовской области
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению, «Основы театрального искусства» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа внеурочной деятельности разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;(с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1577, приказом Министерства просвещения от 11.12.2020№712);
Постановления Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» р. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства просвещения №442 от 28.08.2020;
Образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов.
Учебного плана МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов на 2022-2023 учебный год.
Актуальность программы
Актуальность программы внеурочной деятельности обучение учащихся театральному искусству, как искусству синтетическому, является одним из средств воспитания ребенка через слово, движения, голос, отношение к окружающему миру, что в результате характеризует действительно культурного человека, человека любящего свое Отечество.
Цели и задачи программы
Цель программы - воспитание творчески активной личности;
-развитие творческих умений и навыков детей средствами театрального искусства;
- помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества;
- активизация познавательных интересов.
Задачи программы
· овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства;
· овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
· развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой культуры;
· формирование у детей и подростков нравственного отношения к окружающему миру, чувства сопричастности к его явлениям;
· формирование художественного вкуса, интереса к искусству;
· создание необходимой творческой атмосферы в коллективе;
· воспитание самодисциплины, умения организовать себя и свое время.
Общее число часов в год - 36; в неделю - 1 час
Уровень воспитательных результатов
• приобретение знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий;
• формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность.
• самостоятельное или во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым выполнение задания данного типа, для данного возраста;
• умение высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Театральная студия» состоит из следующих разделов:
Пояснительной записки
Результатов освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Тематическое планирование с включением ключевых воспитательных задач.
Календарно-тематическое планирование (приложение)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В сфере личностных результатов у обучающегося будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
В сфере метапредметных результатов:
Познавательные: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов - приобретение знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий; формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность.
Второй уровень результатов - самостоятельное или во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым выполнение задания данного типа, для данного возраста; умение высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать.
Третий уровень результатов - умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Содержание курса | Формы организации | Виды деятельности |
1 | Вводное занятие | Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы Школьные благотворительные концерты, выставки | Досугово-развлекательная деятельность |
2 | Основы театральной культуры | Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы Школьные благотворительные концерты, выставки | Досугово-развлекательная деятельность |
3 | Техника и культура речи | Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы Школьные благотворительные концерты, выставки | Досугово-развлекательная деятельность |
4 | Ритмопластика | Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы Школьные благотворительные концерты, выставки | Досугово-развлекательная деятельность |
5 | Актёрское мастерство | Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы Школьные благотворительные концерты, выставки | Досугово-развлекательная деятельность |
6 | Работа над пьесой и спектаклем | Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы Школьные благотворительные концерты, выставки | Досугово-развлекательная деятельность |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ | Название раздела | Количество часов | Ключевые воспитательные задачи (Модуль «Внеурочная деятельность») |
1 | Вводное занятие | 1 ч | Выявление природных задатков, развитие творческого потенциала каждого ученика и реализация их в различных сферах деятельности; Осознание нравоучительного и философского характера произведений УНТ. |
2 | Основы театральной культуры | 7 ч | Знакомство с произведениями разных времен и народов, их обсуждение с целью эстетического и этического самоопределения, приобщение их к миру многообразных идей и представлений. Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума |
3 | Техника и культура речи | 10 ч | Создание условий для развития личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта, направленного на формирование активных жизненных позиций. Развитие чувства прекрасного, чувства истинной красоты, эстетического чувства восприятия окружающего мира на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры |
4 | Ритмопластика | 4 ч | Формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа |
5 | Актёрское мастерство | 7 ч | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера |
6 | Работа над пьесой и спектаклем | 7 ч | Формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности. |
Приложение
Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности
на 2022 – 2023 учебный год
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов |
1 | | Вводное занятие. | 1 |
2 | | Основы театральной культуры. Зарождение искусства. | 1 |
3 | | Театр как вид искусства. | 1 |
4 | | Театр Древней Греции. | 1 |
5 | | Русский народный театр. | 1 |
6 | | Театр и зритель. | 1 |
7 | | Театральное закулисье | 1 |
8 | | Театральное закулисье. | 1 |
9 | | Техника и культура речи. Речевой тренинг. Дикция. | 1 |
10 | | Речевой тренинг. Дикция. | 1 |
11 | | Речевой тренинг. Интонация. | 1 |
12 | | Речевой тренинг. Интонация. | 1 |
13 | | Речевой тренинг. Темп речи. | 1 |
14 | | Речевой тренинг. Темп речи. | 1 |
15 | | Речевой тренинг. Рифма. | 1 |
16 | | Речевой тренинг. Ритм. | 1 |
17 | | Работа над литературно-художественным произведением. | 1 |
18 | | Работа над литературно-художественным произведением. | 1 |
19 | | Ритмопластика. Пластический тренинг. | 1 |
20 | | Пластический тренинг. | 1 |
21 | | Пластический образ персонажа. | 1 |
22 | | Пластический образ персонажа. | 1 |
23 | | Актёрское мастерство. Организация внимания, воображения, памяти. | 1 |
24 | | Сценическое действие. Искусство декламации. | 1 |
25 | | Сценическое действие. Импровизация. | 1 |
26 | | Сценическое действие. Диалог. Монолог. | 1 |
27 | | Творческая мастерская. | 1 |
28 | | Работа над пьесой и спектаклем. Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках. Беседа после просмотра спектакля. | 1 |
29 | | Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках. Беседа после просмотра спектакля. | 1 |
30 | | Выбор и анализ пьесы. | 1 |
31 | | Выбор и анализ пьесы. | 1 |
32 | | Работа над спектаклем. | 1 |
33 | | Работа над спектаклем. | 1 |
34 | | Работа над спектаклем. | 1 |
35 | | Работа над спектаклем. | 1 |
36 | | Показ спектакля | 1 |